Автор: Елена Григорьевна Грачева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №184
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России"
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к культурным ценностям и народным традициям России»
Аннотация. В статье обоснована важность приобщения детей
старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям.
Утверждается, что народные традиции и культура России является неотъемлемой частью
образования и воспитания самостоятельной, творческой, патриотической личности.
Раскрываются пути успешного решения нравственно-патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, общечеловеческие ценности, качества
личности, духовно-нравственное воспитание, традиции.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
Заботливый садовник укрепляет корень,
От мощности которого зависит жизнь растения,
На протяжении нескольких десятилетий,
Так учитель должен заботиться о воспитании
У своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А.Сухомлинский.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка
новых технологий обучения, подход к личности ребенка. Современный период в Российской
истории образования – время смены ценностных ориентиров. Так как негативные явления,
происходящие в обществе, оказали отрицательное влияние на общественную
нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству,
закону и труду, на отношение человека к человеку.
Социологи отмечают тенденцию индивидуализма, бездушного прагматизма, обусловленную
«негативным социальным фоном», которое оказывает сильное влияние на сознание и
поведение детей. Такое положение общества заставляет обратить внимание на вопросы
духовно -нравственного воспитания, на проблемы формирования ценностных ориентиров
подрастающего поколения. В послании Президента России Федеральному собранию было
подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это
важный фактор развития. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в
стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».[2,с 3]. Именно
образованию отводится ключевая роль в духовно -нравственной консолидации российского
общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов в укреплении
социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к человеку, к жизни в
России, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовность
предполагает высокие моральные установки, гражданственность, веру в светлые идеалы,
чувство ответственности за то, что происходит в социуме, обществе, семье. [2, с 4]. Такую
духовность надо целенаправленно формировать и воспитывать. Для воспитания внутренней
культуры необходимо погружение детей в историю своего народа, в мудрость предков,
красоту искусства и природы.
«Россия, Родина, Родной край», какие дорогие и близкие каждому человеку слова. Как же
научить юное поколение любить свою Родину, воспитывать у детей желание детей беречь и
приумножать лучшие традиции своего народа уважать самобытную культуру? Приобщение
к истокам русской народной культуры, является ориентиром в нравственно-патриотическом
воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность. Период дошкольного детства- самый значимый в развитии ребенка,
так как именно в это время закладываются базовые качества личности, происходит
накопление социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. [3, с.3]
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы
пользоваться уважением окружающих надо знать себя, историю и традиции своего народа,
других народов. Много нас живет на земле, и все мы разные, много народов в нашей стране,
и у каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить, и понимать других
людей. Поэтому самый правильный путь – возрождение забытых национальных ценностей
культурного наследия русского народа.
Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность. Важно
начинать с детского сада воспитывать интерес и положительное отношение дошкольников к
духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности ребенка, его
личностные и духовно-нравственные качества. Эта работа интегрируется во всех
образовательных областях, во всех видах деятельности ребенка и является решением одной
педагогической задачей обучения, и важным шагом в становлении личности ребенка.
Первым шагом к приобщению дошкольников к русской народной культуре, должно быть
расширение знаний о своей семье, малой Родине, изучение традиций и обычаев своего
народа, праздников города, страны.
Народные традиции и обычаи веками передаются от поколения к поколению, передавая
накопленную веками народную мудрость. Ценность традиций огромна, а их утрата
невосполнима, если полностью будут утеряны все традиции, может встать само чувство
существования народа. Знакомство с народными обычаями помогает нам понять, как жили
наши предки, к чему они стремились и во, что верили. Подрастая, дети знакомятся со
сказками, былинами, загадками, потешками и прибаутками, фольклором, они «живут»
веками на страницах книг, в них говорится о добре и зле, правде и лжи, жалости и
сострадания, в них все величие и мудрость. Наша Родина уникальна, красива и богата, и в
каждом городе, селе, у каждого народа существуют свои традиции, песни, декоративно -
прикладное искусство, которые передаются из поколения в поколение. Этим надо гордится и
знакомить детей.
Чтобы наглядно знакомить детей с народным бытом, трудом людей в деревне, с народными
традициями, в нашем детском саду есть «Поляна Сказок»: настоящая русская изба-музей,
огород, сказочные деревянные герои, музыкальный островок. Здесь мы с ребятами проводим
разный досуг, народные праздники. Недавно в рамках нашего проекта мы провели
музыкальное развлечение «Покров-натопи печь без дров». В музее-избе дети узнают о
предметах старины, готовят поделки из природного материала, изготавливают тряпичных
народных кукол. На поляне мы проводили «День народных подвижных игр», на
музыкальном островке- день хороводных игр, а также проводим экологическую тропу,
знакомя ребят с природой родного поселка, с березкой -символом России, учим беречь
родную природу.
Детство — это то, время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки
национальной культуры, с раннего детства через игры и забавы нужно учить детей уважать
друг друга, быть добрым, заботливым. С самого рождения нас сопровождают самые
различные праздники (крещение, именины, церковные праздники), обычаи, в которых
принимают участие все, от мала до велика. [1, с.5]. Дети всегда присутствовали на таких
праздниках, веселились, знали правила поведения, значение праздничных обрядов, тем
самым приобщаясь ко всему, что было для них близко и знакомо.
Сейчас нам необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями
удивительной народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях,
раскрыть уникальную самобытность русского народа, его традиции. Вот поэтому, важным
моментом в воспитательной работе нашего детского сада является воспитание у
дошкольников патриотических качеств через приобщение к национальным традициям.
Большое место в воспитательно-образовательном процессе занимает приобщение детей к
народной культуре через народные праздники и традиции отечественной культуры.
Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и
национальным традициям, как можно раньше, мы формируем духовно-нравственного
качества, развиваем гармоничную личность ребенка, уважающего обычаи, традиции и
культуру нашего народа.
Русские люди всегда были миролюбивым народом. Его отличительные черты: доброта,
уважение, трудолюбие, смелость, находчивость, гостеприимство, любовь к родному краю.
Это находит отражение в играх, песнях, пословицах. Русские люди всегда были
миролюбивым народом, они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья, создает
своеобразный защитный круг, через которое не проникает зло, поэтому самыми
общепринятым приветствием остаются слова «здравствуйте», «будьте здоровы», «мир
вашему дому». Пожелание здоровья — это не только признак хорошего воспитания, но и
проявление уважения к окружающим, доброго отношения. Поэтому и с детьми нужно
разговаривать, общаться доброжелательно, в теплой семейной обстановке.
Привлечение родителей в нашей работе является одной из главных задач нравственно-
духовного воспитания детей в нашем ДОУ.
Народная мудрость, народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, содержат
в себе разнообразные средства и формы воспитания. К средствам приобщения дошкольников
к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное
искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. К традициям
относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры. Национальные праздники
способствуют выработке мировоззрения, усвоения опыта старших поколений, через обряды
передавался значительный объём знаний. Большой любовью в народе пользовались:
Успение, Покров, Вербное воскресенье, Крещение, Рождество, Троица и т.д. [1, с 7]. Одним
из средств передачи традиции являются песни, которые сопровождают человека от рождения
до смерти, поэтому их можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные,
детские, молодежные, по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические,
эпические и т.д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности:
хороводные, игровые и т.д.
Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, быть сильными, ловкими,
смелыми. Игра была спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающих
великой воспитательной силой.
В народных играх сохранился колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержание
разговорных текстов. Игра -удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Воспитательное значение русских народных игр трудно переоценить, поэтому воспитатель
должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. Знакомство со сказками
своего народа, должны обязательно входить в курс образования и воспитания каждого
ребенка, так как дети и сказки созданы друг для друга. Сказки всегда были самым
эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков,
впитывали в себя культуру народа, в которых отражены нравственные принципы и
общечеловеческие ценности. Мир сказок показан противоречивым и многогранным, многие
сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Слушая сказки,
дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных
героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду, сказки дают ребенку
поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Для успешного решения нравственно -духовного воспитания необходимо следующее:
- создание системной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
-создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников
соответственно возрасту детей;
-установление сотрудничества с другими учреждениями социума.
Из всего выше сказанного, можно определить для себя следующие приоритеты в работе с
детьми:
1.Знакомить детей с народными праздниками и традициями, формировать чувство
причастности к истории Родины.
2.Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров, которые
являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.Развивать художественный вкус через восприятия красоты природы, изделий
традиционных народных промыслов, картин русских художников. Формировать у детей
эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам прикладного искусства.
4.Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них
национального характера русского народа, знакомить с выразительностью родного языка.
5.Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через
знакомство с русскими народными играми.
Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С ними можно
провести беседы о нашей огромной могучей стране, о богатстве природы и недр.
Давайте любить историю и традиции своей страны! Главная задача - это передать все это
детям и прочувствовать это все со своими детьми. И если каждый из нас начнет ценить то,
что мы с вами имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия чтоб это все сохранить,
то нас, несомненно, ждет светлое будущее!
Список используемой литературы:
1.Куликова С. Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа- С-П «Паритет» 2015 г.
2. И.В.Романова, М.Б.Кожанова «Как прекрасен этот мир». «Арти»2011г.
3.В.Н.Косарева «Народная культура и традиции». Волгоград: Учитель 2014