Напоминание

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России"


Автор: Елена Григорьевна Грачева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №184
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к культурным ценностям и народным традициям России»

Аннотация. В статье обоснована важность приобщения детей

старшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям.

Утверждается, что народные традиции и культура России является неотъемлемой частью

образования и воспитания самостоятельной, творческой, патриотической личности.

Раскрываются пути успешного решения нравственно-патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, общечеловеческие ценности, качества

личности, духовно-нравственное воспитание, традиции.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

Заботливый садовник укрепляет корень,

От мощности которого зависит жизнь растения,

На протяжении нескольких десятилетий,

Так учитель должен заботиться о воспитании

У своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка

новых технологий обучения, подход к личности ребенка. Современный период в Российской

истории образования – время смены ценностных ориентиров. Так как негативные явления,

происходящие в обществе, оказали отрицательное влияние на общественную

нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству,

закону и труду, на отношение человека к человеку.

Социологи отмечают тенденцию индивидуализма, бездушного прагматизма, обусловленную

«негативным социальным фоном», которое оказывает сильное влияние на сознание и

поведение детей. Такое положение общества заставляет обратить внимание на вопросы

духовно -нравственного воспитания, на проблемы формирования ценностных ориентиров

подрастающего поколения. В послании Президента России Федеральному собранию было

подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это

важный фактор развития. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные

национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в

стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти

своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».[2,с 3]. Именно

образованию отводится ключевая роль в духовно -нравственной консолидации российского

общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов в укреплении

социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к человеку, к жизни в

России, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовность

предполагает высокие моральные установки, гражданственность, веру в светлые идеалы,

чувство ответственности за то, что происходит в социуме, обществе, семье. [2, с 4]. Такую

духовность надо целенаправленно формировать и воспитывать. Для воспитания внутренней

культуры необходимо погружение детей в историю своего народа, в мудрость предков,

красоту искусства и природы.

«Россия, Родина, Родной край», какие дорогие и близкие каждому человеку слова. Как же

научить юное поколение любить свою Родину, воспитывать у детей желание детей беречь и

приумножать лучшие традиции своего народа уважать самобытную культуру? Приобщение

к истокам русской народной культуры, является ориентиром в нравственно-патриотическом

воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,

порождающим личность. Период дошкольного детства- самый значимый в развитии ребенка,

так как именно в это время закладываются базовые качества личности, происходит

накопление социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. [3, с.3]

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы

пользоваться уважением окружающих надо знать себя, историю и традиции своего народа,

других народов. Много нас живет на земле, и все мы разные, много народов в нашей стране,

и у каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить, и понимать других

людей. Поэтому самый правильный путь – возрождение забытых национальных ценностей

культурного наследия русского народа.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность. Важно

начинать с детского сада воспитывать интерес и положительное отношение дошкольников к

духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности ребенка, его

личностные и духовно-нравственные качества. Эта работа интегрируется во всех

образовательных областях, во всех видах деятельности ребенка и является решением одной

педагогической задачей обучения, и важным шагом в становлении личности ребенка.

Первым шагом к приобщению дошкольников к русской народной культуре, должно быть

расширение знаний о своей семье, малой Родине, изучение традиций и обычаев своего

народа, праздников города, страны.

Народные традиции и обычаи веками передаются от поколения к поколению, передавая

накопленную веками народную мудрость. Ценность традиций огромна, а их утрата

невосполнима, если полностью будут утеряны все традиции, может встать само чувство

существования народа. Знакомство с народными обычаями помогает нам понять, как жили

наши предки, к чему они стремились и во, что верили. Подрастая, дети знакомятся со

сказками, былинами, загадками, потешками и прибаутками, фольклором, они «живут»

веками на страницах книг, в них говорится о добре и зле, правде и лжи, жалости и

сострадания, в них все величие и мудрость. Наша Родина уникальна, красива и богата, и в

каждом городе, селе, у каждого народа существуют свои традиции, песни, декоративно -

прикладное искусство, которые передаются из поколения в поколение. Этим надо гордится и

знакомить детей.

Чтобы наглядно знакомить детей с народным бытом, трудом людей в деревне, с народными

традициями, в нашем детском саду есть «Поляна Сказок»: настоящая русская изба-музей,

огород, сказочные деревянные герои, музыкальный островок. Здесь мы с ребятами проводим

разный досуг, народные праздники. Недавно в рамках нашего проекта мы провели

музыкальное развлечение «Покров-натопи печь без дров». В музее-избе дети узнают о

предметах старины, готовят поделки из природного материала, изготавливают тряпичных

народных кукол. На поляне мы проводили «День народных подвижных игр», на

музыкальном островке- день хороводных игр, а также проводим экологическую тропу,

знакомя ребят с природой родного поселка, с березкой -символом России, учим беречь

родную природу.

Детство — это то, время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки

национальной культуры, с раннего детства через игры и забавы нужно учить детей уважать

друг друга, быть добрым, заботливым. С самого рождения нас сопровождают самые

различные праздники (крещение, именины, церковные праздники), обычаи, в которых

принимают участие все, от мала до велика. [1, с.5]. Дети всегда присутствовали на таких

праздниках, веселились, знали правила поведения, значение праздничных обрядов, тем

самым приобщаясь ко всему, что было для них близко и знакомо.

Сейчас нам необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями

удивительной народной культуры и должны воспитываться в национальных традициях,

раскрыть уникальную самобытность русского народа, его традиции. Вот поэтому, важным

моментом в воспитательной работе нашего детского сада является воспитание у

дошкольников патриотических качеств через приобщение к национальным традициям.

Большое место в воспитательно-образовательном процессе занимает приобщение детей к

народной культуре через народные праздники и традиции отечественной культуры.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и

национальным традициям, как можно раньше, мы формируем духовно-нравственного

качества, развиваем гармоничную личность ребенка, уважающего обычаи, традиции и

культуру нашего народа.

Русские люди всегда были миролюбивым народом. Его отличительные черты: доброта,

уважение, трудолюбие, смелость, находчивость, гостеприимство, любовь к родному краю.

Это находит отражение в играх, песнях, пословицах. Русские люди всегда были

миролюбивым народом, они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья, создает

своеобразный защитный круг, через которое не проникает зло, поэтому самыми

общепринятым приветствием остаются слова «здравствуйте», «будьте здоровы», «мир

вашему дому». Пожелание здоровья — это не только признак хорошего воспитания, но и

проявление уважения к окружающим, доброго отношения. Поэтому и с детьми нужно

разговаривать, общаться доброжелательно, в теплой семейной обстановке.

Привлечение родителей в нашей работе является одной из главных задач нравственно-

духовного воспитания детей в нашем ДОУ.

Народная мудрость, народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, содержат

в себе разнообразные средства и формы воспитания. К средствам приобщения дошкольников

к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное

искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. К традициям

относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры. Национальные праздники

способствуют выработке мировоззрения, усвоения опыта старших поколений, через обряды

передавался значительный объём знаний. Большой любовью в народе пользовались:

Успение, Покров, Вербное воскресенье, Крещение, Рождество, Троица и т.д. [1, с 7]. Одним

из средств передачи традиции являются песни, которые сопровождают человека от рождения

до смерти, поэтому их можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные,

детские, молодежные, по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические,

эпические и т.д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности:

хороводные, игровые и т.д.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них ярко отражался образ

жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, быть сильными, ловкими,

смелыми. Игра была спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающих

великой воспитательной силой.

В народных играх сохранился колорит обычаев, своеобразие языка, формы и содержание

разговорных текстов. Игра -удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.

Воспитательное значение русских народных игр трудно переоценить, поэтому воспитатель

должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. Знакомство со сказками

своего народа, должны обязательно входить в курс образования и воспитания каждого

ребенка, так как дети и сказки созданы друг для друга. Сказки всегда были самым

эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков,

впитывали в себя культуру народа, в которых отражены нравственные принципы и

общечеловеческие ценности. Мир сказок показан противоречивым и многогранным, многие

сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Слушая сказки,

дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных

героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду, сказки дают ребенку

поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Для успешного решения нравственно -духовного воспитания необходимо следующее:

- создание системной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников

соответственно возрасту детей;

-установление сотрудничества с другими учреждениями социума.

Из всего выше сказанного, можно определить для себя следующие приоритеты в работе с

детьми:

1.Знакомить детей с народными праздниками и традициями, формировать чувство

причастности к истории Родины.

2.Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров, которые

являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.Развивать художественный вкус через восприятия красоты природы, изделий

традиционных народных промыслов, картин русских художников. Формировать у детей

эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам прикладного искусства.

4.Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них

национального характера русского народа, знакомить с выразительностью родного языка.

5.Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через

знакомство с русскими народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С ними можно

провести беседы о нашей огромной могучей стране, о богатстве природы и недр.

Давайте любить историю и традиции своей страны! Главная задача - это передать все это

детям и прочувствовать это все со своими детьми. И если каждый из нас начнет ценить то,

что мы с вами имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия чтоб это все сохранить,

то нас, несомненно, ждет светлое будущее!

Список используемой литературы:

1.Куликова С. Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа- С-П «Паритет» 2015 г.

2. И.В.Романова, М.Б.Кожанова «Как прекрасен этот мир». «Арти»2011г.

3.В.Н.Косарева «Народная культура и традиции». Волгоград: Учитель 2014



В раздел образования