Автор: Брусенцова Надежда Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 130
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для реализации современных технологий по речевому развитию воспитанников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для
реализации современных технологий по речевому развитию воспитанников с ОВЗ
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации современных
технологий по речевому развитию включает в себя систему материальных объектов
и средств деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его
речевого развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Также это и комплекс эстетических, психолого-педагогических условий,
необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально
организованном в пространстве и времени, насыщенном разнообразными
предметами и игровыми материалами.
Все заявленные в работе современные технологии по речевому развитию
дошкольников с ОВЗ требуют, прежде всего, грамотно разработанного, эстетически
оформленного наглядно-иллюстративного материала:
- для игр по технологии ТРИЗ – сюжетные иллюстрации, карточки с изображением
предметов, явлений, символов;
- для технологии лэп-бука – красочно оформленные речевые, дидактические игры,
иллюстрации к новым словам, понятиям, классификационные наборы карточек;
- для метода «Кубик Блума» необходим сам красиво оформленный кубик и
дополнительные наглядно-опорные материалы, способствующие обобщению и
закреплению лексической темы;
- для технологии мнемотехники: распечатанные проламинированные
мнемоквадраты, мнемодорожки, мнетаблицы по пройденным лексическим темам.
По методу синквейнов в познавательный уголок оформляется альбом с
придуманными детьми синквейнами с детскими иллюстрациями.
Все дидактические, наглядные материалы находятся в постоянной доступности,
располагаются в уголках самостоятельной детской деятельности. Вариативность и
полифункциональность достигается переодической сменой пособий в зависимости
от целей и задач образовательного процесса. При этом также ведется учет детских
интересов.
Таким образом, организация современного педагогического процесса
реализующего современные технологии речевого развития дошкольников с ОВЗ,
требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной
среды.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без
чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную,
трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию задач речевого развития в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей