Напоминание

Методика комплексного развития физических качеств подростков средствами дзюдо


Авторы: Платонова Елена Евгеньевна, Елена Евгеньевна Платонова
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГУДОТО "ОблСШОР по единоборствам"
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика комплексного развития физических качеств подростков средствами дзюдо
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЛАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА ПО ЕДИНОБОРСТВАМ»

Методическая разработка

на тему:

«Методика комплексного развития физических качеств подростков

средствами дзюдо»

Выполнила: Тренер-преподаватель

Платонова Елена Евгеньевна

Тула

Содержание

Введение

3

Глава I. Особенности развития физических качеств в подростковом

возрасте средствами дзюдо 4

1.1.Средства и методы тренировочной деятельности юных дзюдоистов 4

1.2.Методические особенности тренировочного процесса юных дзюдоистов 7

1.2.1. Особенности физического развития детей 10-12 лет 7

1.2.2. Задачи и направленность подготовки юных дзюдоистов 13

1.2.3. Структура и содержание основных средств и методов на различных

этапах подготовки дзюдоистов 16

Глава II. Методы и организация исследования

17

2.1. Методы исследования

17

2.2. Организация исследования

19

2.3. Особенности проведения тренировочных занятий с дзюдоистками 10-12

лет 20

Глава III. Влияние занятий дзюдо на развитие физических качеств

девушек 10-12 лет

23

Выводы

28

Практические рекомендации 29

2

ВВЕДЕНИЕ

Роль юношеского спорта в нашей стране неуклонно возрастает, так как

он

является

важнейшей

базой

для

подготовки

спортивных

резервов.

Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует

неустанного поиска новых средств и методов работы с юными спортсменами.

Эффективность повышения мастерства юных спортсменов во многом

зависит от рационального построения общей и специальной физической

подготовки на всех этапах многолетней тренировки [20].

В последние годы спортивные единоборства привлекают все большее

внимание. Особенной популярностью пользуются такие виды как каратэ, бокс,

самбо и конечно, дзюдо. Дзюдо является одним из наиболее динамично

развивающихся

направлений

спортивных

единоборств.

Российские

спортсмены добились в данном виде спорта значительных успехов. Они

находятся на передовых позициях, как в Европейских, так и в мировых

классификациях.

Как известно, борьба дзюдо – один из самых древних и любимых

народом видов спортивной деятельности. Истоки ее зарождения уходят в

глубины веков. Еще в первобытнообщинном обществе человеку приходилось

вступать в единоборства. В этих поединках формировались определенные

навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы

единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и

наименьшей затратой сил. Так, наряду с трудовыми навыками накапливались и

приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение [8,10].

На сегодняшний день борьба дзюдо это массовый, доступный вид спорта

для всех слоев населения. Она привлекает разнообразием бросков, подсечек,

захватов,

перемещений,

сопротивлений,

удержаний,

что

требует

от

спортсменов высокого уровня развития двигательных качеств, тактического

мышления, высокой технической и психологической подготовленности.

Именно эти задачи и решаются в процессе спортивной тренировки.

3

В содержание спортивной тренировки дзюдоистов входят различные

стороны подготовки: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и

психологическая. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на

достижение наивысших спортивных результатов [30].

Физическая подготовка занимает одно из ведущих мест в системе

тренировки

дзюдоистов,

в

силу

того

что,

различные

стороны

подготовленности

спортсмена

технико-тактическая,

психологическая

в

конечном счете, реализуются им одновременно с проявлением двигательных

способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости,

гибкости.

Глава I.

Особенности развития физических качеств в подростковом возрасте

1.1 Средства и методы тренировочной деятельности юных дзюдоистов

Занятия борьбой являются одним из самых больших увлечений нашего

народа и народов мира. Хороший борец, отмечает С.А. Преображенский – это

человек физически сильный, ловкий, смелый, выносливый и сообразительный.

Безосновательным считается мнение о том, что борьбой могут заниматься

только физически уже хорошо подготовленные люди (С.А. Преображенский,

А.А. Харлампиев). Это определенным образом на протяжении многих лет

формировало взгляды специалистов при разработке методических основ

тренировки

борцов,

часто

не

учитывающих

возрастные

особенности

занимающихся, так как занятия с юными борцами были ограничены, хотя

эффективность

от

таких

занятий

признавалась

многими

ведущими

специалистами в этом виде спорта (С.К. Жунуспеков, Ю.М. Закарьев) [7,40].

За последние годы появилось немало научных трудов связанных с

разработкой и обоснованием методики тренировки юных борцов, в том числе

и юных дзюдоистов (В.П. Волков, В.Г. Еганов). Так, С.М. Толмачев провел

исследование по совершенствованию методики начального обучения технико-

тактических действий юных дзюдоистов в период начальной подготовки с

использование специализированных игровых методов. На основе полученных

4

данных автор рекомендует широко использовать этот метод, так как по

сравнению с традиционными он позволяет более эффективно вести учебно-

тренировочный процесс с юными дзюдоистами.

В конце прошлого века в программу начальной подготовки дзюдоистов

рекомендовалось включить следующий учебный материал (С.Д. Зойченко,

А.А. Харлампиев:

1) по физической подготовке - общеподготовительные упражнения: при

45 мин уроке – до 6 мин (13,3%), при 60 мин- до 8 мин (13,3 %); обязательный

минимум специальных упражнений дзюдоиста: при 45 мин уроке- до 10 мин

(22,2%), при 60 мин-до 9 мин (15 %); упражнения для освоения борцовского

моста, укрепления мышц шеи, самостраховки: при 45 мин уроке- до 6 мин

(13,3%), при 60 мин-до 5 мин( 8,3%);

2)

по

специальной

физической

подготовке

-

формирование

и

совершенствование

основ

ведения

поединка

с

использованием

специализированных

игровых

компонентов,

построенных

на

элементах

базовых

технико-тактических

действий.

Осуществление

обучения

по

следующим

направлениям:

перемещение,

маневрирование

в

различных

стойках с использованием игр и игровых заданий(2-3 мин);

С.Д. Зойченко провел исследования, которые позволили обосновать

методику тренировки юных дзюдоистов с учетом основных движений,

составляющих основу техники современного спортивного единоборства на

этапе начальной подготовки юных борцов.

Содержание

современных

программ

для

начальной

подготовки

предъявляет несколько иные требования к учебному материалу.

Ф.А. Керимов выявил связь между особенностями технико-тактических

действий дзюдоистов 1 года обучения и типологическими свойствами их

нервной системы, которым он считал необходимым учитывать в начальной

подготовке юных борцов. Кроме этого пришел к выводу о необходимости

оптимизации физической подготовки борцов, включив следующие средства

тренировки: ОФП - бег 30 м, подтягивание на перекладине, отжимание в упоре

лёжа на руках, сгибание туловища из положения лёжа руки на поясе до 90

5

градусов за 20 секунд, отжимание в упоре лежа, ноги на скамейке, за 15

секунд; СФП - три кувырка вперед, два назад- на оценку, кувырок-подъем

разгибом, 6 переворотов с моста на время и на оценку, 5 бросков через спину

на

время

и

на

оценку,

5

бросков

через

плечо

на

время;

ПФП

(психофизиологические показатели) время переключения внимания, ошибка

переключения внимания, латентный период реакции на световой сигнал.

В. Дзуренда в своих исследованиях решил проблему структурирования

учебного материала начальной технико-тактической подготовки дзюдоиста.

По его мнению, занятия дзюдо следует начинать с 10 лет.

По мнению Е.М. Чумакова, физическая подготовка борца всегда

считалась

определяющим

фактором

спортивного

совершенствования.

Основой спортивного мастерства служит физическая подготовка, состоящая из

двух взаимосвязанных между собой элементов: степени функциональных

возможностей организма, обеспечивающих движения, и способности человека

выполнять действия наиболее экономично, с максимальной эффективностью и

качеством. При рассмотрении основных физических качеств Е.М. Чумаков

четко делит из на общую и специальную составляющие[10,44].

Сила:

а) общая - способность выполнять действия с наибольшим напряжением

мышц. Измеряется такой величиной, которую человек может преодолеть с

максимальным напряжением мышц;

б) специальная - способность борца выполнять двигательную задачу с

минимальным напряжением мышц.

Выносливость:

а) общая - способность борца выполнять двигательные действия

длительное время;

б) специальная - способность решать двигательную задачу за меньшее

время, иначе говоря, специальная выносливость борца тем выше, чем больше

результата он добивается в единицу времени.

Быстрота:

6

а) общая - способность борца выполнять действия в наименьший

промежуток времени.

б) специальная – способность борца добиваться в единицу времени

наибольше результата.

Ловкость:

а) общая - способность борца эффективно координировать различные

действия;

б) специальная - способность борца добиваться результата наименьшим

количеством действий;

Гибкость:

а) общая - способность выполнять действия с наименьшей амплитудой;

б) специальная - способность добиваться наивысшего результата при

наименьшей амплитуде выполнения действий.

1.2.

Методические особенности тренировочного процесса

спортсменов-дзюдоистов

1.2.1. Особенности физического развития детей 10-12 лет

В педагогики и здравоохранения широкое распространение получила

следующая возрастная периодизация (имеется в виду школьный возраст):

младшие школьники- 7-10 лет, средние- 11-14 лет; старшие- 15-18 лет.

Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и

функций систем организма и психологические особенности, учет которых

необходим для рациональной организации физического воспитания.

Особенности физического развития

детей подросткового возраста

заключаются в следующем. Возраст 11-14 лет характеризуется интенсивным

ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает

4-7см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется на 3-6

кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет,

когда длина тела прибавляется за год на 7-9см. А у девочек происходит

интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7см [38,42].

7

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости

верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.

Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные

нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых

костей в длину [38, 42].

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С

13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным

образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса

особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12

лет [38].

Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и

физического развития. Начало этого процесса приходится у мальчиков – на 13-

14 лет. Различают три фазы, связанные с процессом полового созревания: 1-я

фаза – предпубертатная, частично представленная теми изменениями, которые

характерны

для

предшествующего

периода;

2-я

фаза

собственно-

пубертатная, которая выражается в усиленном половом развитии и внешнем

проявлении

его

признаков;

3-я

фаза

постпубертатная,

связанная

с

завершением полового созревания и продолжающаяся в старшем школьном

возрасте [42].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости

сердечно-сосудистой

системы,

а

также

продолжающегося

развития

центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность

формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные

функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы

кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно

меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на

нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального

совершенства сердца достигает лишь к 20 годам [38].

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее

высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до

14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный

8

объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у

мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12

лет) до 2500 мл (15 лет) [30, 38].

У детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у

взрослых становится режим дыхания. За один дыхательный цикл подросток

потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки

меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях

недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение

крови кислородом [25,38].

Подростковый

возраст

характеризуется

рядом

отличительных

особенностей. У подростков преобладают процессы возбуждения, заметно

ухудшается дифференцировочное торможение, условно рефлекторные реакции

становятся менее адекватными раздражению и носят более выраженный,

«бурный» характер. Отчасти этим объясняется тот факт, что двигательные

действия подростка нередко отличаются большим числом дополнительных

движений, сокращением ненужных мышц, излишней закрепощенностью. У

детей этого возраста могут наблюдаться временные трудности в образовании

условных рефлексов и дифференцировок.

Подростка отличает резко повышенная эмоциональность поведения,

сопровождающаяся

подчас

психической

неустойчивостью

быстрым

переходом от угнетения к радости и наоборот. Подобные изменения носят

временный характер и являются следствием нейрогормональных сдвигов,

присущих данному возрастному периоду.

Как период полового созревания подростковый возраст примечателен

активизацией гормональной функции половых желез. На фоне включения

половых желез во взаимодействие с гипофизом и щитовидной железой

изменяются

нейроэндокринные

и

нейрогуморальные

соотношения

в

организме, характерные для предшествующего периода детства [38].

Переход

к

юношескому

возрасту

связан

с

дальнейшим

совершенствованием высшей нервной деятельности. Повышается уровень

аналитико-синтетической деятельности коры большого мозга, усиливается

9

функция обобщения, возрастает роль словесных сигналов, уменьшается

латентный период на словесный раздражитель. Усиливается внутренне

торможение,

нервные

процессы

становятся

более

уравновешенными.

Заканчивается формирование электрической активности коры большого мозга,

в возрасте 17-18 лет деятельность ее является достаточно зрелой.

Совершенствование системной организации физиологических функций к

концу подросткового периода приводит к возрастанию функциональных и

адаптационных возможностей организма школьника. Снижается степень

напряжения физиологических систем в течение учебного года, уменьшается

утомляемость,

улучшаются

показатели

умственной

работоспособности.

Вместе с тем, как об этом свидетельствуют данные физиологических

исследований, при существующих нагрузках и режиме дня напряжение

физиологических систем школьников-подростков еще достаточно велико, что

неблагоприятно сказывается на динамике показателей функционирования в

течение учебного года, так и на состоянии здоровья.

Следовательно, подростковый возраст – период максимальных темпов

роста всего организма, ответственный этап не только биологического

созревания, но и социального взросления личности ребенка. В этот период

происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного

способа мышления к абстрактному. Быстро развивается вторая сигнальная

система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и

навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и

торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий

головного мозга становятся все более эффективной, возрастает ее контроль

над эмоциональными реакциями. Подросток приобретает способность к

сознательному торможению того или иного полупроизвольного действия. При

этом

его

внушаемость

уменьшается,

а

не

уравновешенность

и

эмоциональность возрастает. Все это проявляется в резких сменах настроения,

конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми [49]. Эти

особенности

психики

детей

среднего

школьного

возраста

необходимо

учитывать при организации их физической активности и занятий спортом.

10

Участие в соревнованиях, где от молодого спортсмена требуется полная

отдача, где присутствуют конкуренция, травмы и боль, риск - все это создает

ситуации, в которых детям - спортсменам необходимо регулировать свое

психическое состояние [7,38].

Известно, что уже в группах начальной подготовки интенсивно

развивающийся

детский

организм

испытывает

огромный

прессинг

психоэмоциональной и физической нагрузок, который способен выдержать не

каждый ребенок. Если физические нагрузки велики, а ребенок-спортсмен

плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое

напряжение, которое снижает эффективность спортивной деятельности,

приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, к потере

уверенности в себе и депрессии [38].

Большая проблема - выдерживать двойную нагрузку: учеба в школе и

тренировки в спорте. К тому же, подростковый период (возраст от 13 до 15лет)

- это самый длительный и сложный из всех кризисов развития, который

сопровождается у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне

конфликтных) переживаний: свойственная подросткам неуравновешенность,

вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр. [38]

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой;

сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже

исключительную, верит в себя, в свои способности, иногда даже ставит себя

выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он

старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность

дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке

активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они

находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых

конфликтах с окружающими взрослыми.

Комплексная психологическая подготовка основана на максимальном

использовании индивидуальных особенностей детей-спортсменов, причем не

только достоинств, но и недостатков. Где в качестве субъективных факторов

спортивной деятельности выделяются те индивидуальные особенности юного

11

спортсмена, которые непосредственно определяют ее эффективность и

проявляются как в эффективности спортивной деятельности (индивидуальный

уровень развития физических и психических качеств по существу есть

проявление

специальных

способностей),

так

и

в

процессе

принятия

тактических решений [38,42].

Психологическая

подготовка

юных

спортсменов

это

особое

воспитание, и, как всякое иное воспитание, оно эффективно и важно, когда

спортсмен юн, всего хочет, ищет себя, свой стиль, когда он с благодарностью

принимает новые варианты поведения и спешит проверить их на практике.

Это тот период в его спортивной карьере, когда он естественно, в силу

возрастных закономерностей готов к изменениям и личностному росту.

Психологическая помощь юным спортсменам направлена на то, чтобы:

повысить способность управлять чувством беспокойства (снятие фобий,

тревожности, повышение мотивации); выработать и впоследствии уметь

поддерживать высокий уровень уверенности

в себе; выработать навыки

повышения

устойчивости

к

стрессу,

снижение

утомляемости;

обучить

необходимым психологическим технологиям и внедрению их в учебно-

тренировочный и соревновательный процесс; вывести спортсмена на уровень

психологической

стабильности;

раскрыть

индивидуальные

творческие

ресурсы [14].

В задачи комплексной психологической подготовки юным спортсменам

входит:

снятие

психической

напряженности;

обучение

спортсмена

универсальным

приемам,

обеспечивающим

психическую

готовность

к

деятельности

в

экстремальных

условиях:

способам

саморегуляции

эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную

деятельность,

концентрации

и

распределения

внимания,

способам

мобилизации на максимальные волевые и физические усилия; моделирование

условий

соревновательной

борьбы

(безотносительно

к

конкретному

соревнованию) [38,44,46].

Занятия дзюдо оказывают положительное влияние на рост и развитие

организма, а также существенно повышают физическую подготовленность

12

занимающихся. Дзюдоисты 13–15 лет опережают подростков, занимающихся

физической культурой в рамках школьной программы.

1.2.2 Задачи и направленность подготовки юных дзюдоистов

Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует

учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в

том или ином виде спорта. Как правило, способные подростки спортсмены достигают

первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет

специализированной подготовки [22,24].

В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней

подготовки юных спортсменов условно делится на 4 этапа: начальной подготовки,

начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде

спорта,

спортивного

совершенствования.

Учебная

программа

по

дзюдо

предусматривает планирование материала для изучения на нескольких этапах:

спортивно-оздоровительном этапе (СО), этапе начальной подготовки (НП) – 2-3

года, учебно-тренировочном этапе (УТ) - 4-5 лет, этапе спортивного совершенствова-

ния (СС) – 2-3 года [17,22,24].

Спортивно-оздоровительный этап (СО). В спортивно-оздоровительные группы

зачисляются дети и подростки (с 10 до 17 лет), желающие заниматься дзюдо,

имеющие письменное разрешение врача. На спортивно-оздоровительном этапе с

занимающимися приоритетными являются

воспитательная и физкультурно-

оздоровительная работа.

Спортивно-оздоровительный этап решает ряд обязательных задач:

- привлечение максимально возможного количества занимающихся различного

возраста к систематическим занятиям дзюдо;

- формирование у занимающихся основ здорового образа жизни ги-

гиенической культуры и профилактика вредных привычек;

- всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств у

занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;

13

- освоение теоретических знаний из области физической культуры и

избранного вида спорта - дзюдо, формирование двигательных умений и

навыков.

Этап начальной подготовки (НП). В группы начальной подготовки за-

числяются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься дзюдо и

имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе

начальной

подготовки

приоритетными

являются

воспитательная

и

физкультурно-

оздоровительная

работа,

направленная

на

разностороннюю физическую

подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо ставятся задачи

привлечения

максимально

возможного

числа

детей

и

подростков

к

систематическим занятиям дзюдо.

Задачами и преимущественной направленностью учебно-тренировочного

процесса:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе

разносторонних занятий;

- выявление задатков и способностей детей;

- привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;

- воспитание черт спортивного характера[11,12].

Учебно-тренировочный этап (УТ) содержит две отдельные составляющие:

этап начальной специализации (до 2 лет занятий); этап углубленной тренировки

(3-й - 5-й годы обучения). Коллектив занимающихся формируется на

Конкурсной основе из учащихся не имеющих отклонении в состоянии

здоровья, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и

выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной

подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при

условии

выполнения

учащимися

контрольно-переводных

нормативов

по

общефизической и специальной подготовке. На учебно-тренировочном этапе

подготовки ставятся следующие задачи:

улучшение состояния здоровья и

физического

развития;

повышение

уровня

физической

подготовленности;

14

достижение спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и

требований

учебных

программ,

профилактика

вредных

привычек

и

правонарушений [24,25].

Этап начальной спортивной специализации (УТ) - до 2 лет обучения

Задачи и преимущественная направленность подготовки:

• повышение уровня разносторонней физической и функциональной

подготовленности;

• овладение основами техники и тактики дзюдо;

• приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях.

Этап углубленной тренировки (УТ) - свыше 2 лет обучения Задачи и

преимущественная направленность подготовки:

совершенствование техники и тактики дзюдо;

развитие специальных физических качеств;

повышение уровня функциональной подготовленности;

освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок;

накопление соревновательного опыта.

Этап спортивного совершенствования (СС) предназначен для спорт-

сменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод

по

годам

обучения

на

данном

этапе

осуществляется

при

условии

положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе

к специализированной подготовке привлекается оптимальное количество

перспективных спортсменов для достижения ими конкретных спортивных

результатов.

Задачи и преимущественная направленность подготовки:

• совершенствование техники и тактики дзюдо;

• развитие специальных физических качеств;

• освоение повышенных тренировочных нагрузок;

• достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших

успехов;

• дальнейшее приобретение соревновательного опыта.

15

1.4.3. Структура и содержание основных средств и методов на различных

этапах подготовки дзюдоистов

Основные средства тренировочных воздействий на различных этапах

подготовки дзюдоистов на спортивно оздоровительном этапе являются:

• Гимнастические упражнения: общеразвивающие, строевые, акроба-

тические, упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, перекладина),

прыжковые упражнения и другие. Эту группу упражнений необходимо

применять

для

формирования

у

занимающихся

правильной

осанки,

воспитания силовых способностей, растягивания и расслабления мышц.

Нагрузка при выполнении этих упражнений может регулироваться путем

изменения

следующих

показателей:

количество

повторения

каждого

упражнения, амплитуда движений, характер движений (плавно - резко,

напряженно

-

расслабленно),

продолжительность

интервалов

отдыха

между упражнениями, исходные положения.

Подвижные игры и эстафеты (с бегом и прыжками, с предметами).

Преимуществом этих средств является развивающий эффект для организма. Их

применение также усиливает развитие координационных способностей у

занимающихся. Если подвижные игры и эстафеты все время изменяются

привыкание к их содержанию не наступает. Эти средства усиливают эмо-

циональный фон занятия, требуют наличия строгой дозировки [6,8,9,14].

Средства подготовки дзюдоистов (общеподготовительные и специально-

подготовительные

упражнения,

тренировочные

формы

соревновательных

упражнений);

Средства подготовки из других видов спорта (спортивных игр, легкой

атлетики, гимнастики, плавания);

Средства воспитания личности;

Основные методы тренировочных воздействий:

• Методы физической подготовки, применяемые на спортивно-оздоро-

вительном этапе: игровой (проведение подвижных игр и игровых упражнений),

соревновательный

(эстафеты,

выполнение

контрольных

нормативов

по ОФП), повторный (развитие координационных, скоростных, силовых

16

способностей и гибкости), равномерный (развитие общей выносливости

в длительном беге), круговой (комплексное развитие физических качеств

занимающихся

при

помощи

организационно-методической

формы

про

ведения занятий - круговая тренировка).

Методы обучения технике дзюдо: целостно-конструктивный (изучение

техники в целом виде), расчлененно-конструктивный (изучение техники по

частям, а затем соединение в целое).

Методы воспитания: убеждение, поощрение, разновидность наказания -

порицание, педагогическая оценка поступка; методы нравственного, умственного,

эстетического, трудового воспитания.

При

обучении

дзюдоистов

на

спортивно-оздоровительном

этапе

формируются специальные знания, умения и навыки. Занимающиеся участвуют в

соревнованиях по демонстрации техники дзюдо (согласно аттестационным

требованиям по присвоению ученических степеней КЮ). На спортивно-

оздоровительном этапе могут проводиться спортивные викторины, соревнования

по дзюдо и по общей физической подготовке [19].

Тренерам, работающим в спортивно-оздоровительных группах, следует

учитывать следующие ориентиры: многие дети и подростки не стремятся к

высоким спортивным достижениям, а любят и интересуются дзюдо. При работе с

детьми в этих группах тренер прослеживает динамику роста подготовленности

учащихся,

позитивные

личностные

изменения

и

высокую

мотивацию

к

регулярным занятиям дзюдо.

Глава II

Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

В работе использовался следующий комплекс методов исследований:

анализ литературных источников;

педагогическое наблюдение;

тестирование;

17

педагогический эксперимент;

методы статистической обработки результатов;

качественный анализ результатов исследований.

Педагогическое наблюдение. Наблюдение проводилось в естественных

условиях в период тренировочных занятий подростков, занимающихся в

ОблСДЮСШОР. В процессе психолого-педагогического наблюдения особое

внимание

обращалось

на

проведение

учебно-тренировочных

занятий.

Наблюдение было открытым, прерывистым и не включенным.

Педагогический

эксперимент

проводился в естественных условиях.

Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревали о том,

что они выступают в роли испытуемых. Эксперимент в естественных условиях

педагогического процесса сочетался с наблюдением за ходом и результатами

его протекания. При исследовании использовались следующие тесты для

определения двигательных способностей:

Подтягивание на перекладине, раз.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз.

Бег 30 метров с ходу, с

Челночный бег 3Х10, с

Перевороты на мосту 15 с, раз

Бег 1000 м, с

Все тесты отвечали требованиям, предъявляемым к ним.

Быстрота:

1. Бег на 30 метров с ходу. Бег по дорожке стадиона. Результат

определяется с точностью до 0,1 секунды.

Координационные способности:

2. Челночный бег 3 х 10 м. Выполняется с высокого старта. На линии

старта ставятся 2 кубика. Нужно добежать до линии финиша (10 метров),

положить кубик на линию, не останавливаясь, вернуться за вторым кубиком

и также положить его на линию финиша. Запрещается, бросать кубики.

Секундомер включает по команде «Марш» и останавливают в момент

касания кубиком пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.

18

Гибкость:

3. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени

выполнения поворотов настоя на мосту.

Выносливость:

4. Бег 1000 м. Оценивается время пробегания дистанции.

Сила:

1.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполняется из положения

упор лежа. При сгибании рук расстояние от пола до груди не более 10

см. Результат оценивается по количеству раз.

2.

Подтягивание выполнялось на низкой перекладине. Учитывалось

количество подтягиваний.

При проведении измерений все подростки находились в стандартных

условиях тестирования: принимали одинаковое исходное положение для

данного теста; повторные измерения проводились в одно и то же время.

2.2. Организация исследования

Исследование проходило в 2020-2022 году и включало в себя три этапа.

На первом этапе (сентябрь-октябрь 2020 г) проводился анализ научной и

учебно-методической литературы по теме исследования, определялись

объект, предмет, цель и задачи исследования, подбирались соответствующие

методики.

На

втором

этапе

(октябрь

2020г-

июнь

2022г)

проводился

педагогический эксперимент на базе ОблСДЮСШОР. В исследовании

принимали участие девушки в возрасте 10-11 лет на начало эксперимента и

11-12 лет в конце эксперимента в количестве 12 человек. Цель эксперимента

заключалась в проверке эффективности комплексного развития физических

качеств средствами общей физической подготовки. Комплексы упражнений

представлены в приложении № 1.

19

С данной группой респондентов было проведено четыре контрольных

среза в 2020-2021 уч. году - на первом году обучения (в начале и конце года)

и в 2021-2022 уч. году - на втором году обучения ( в начале и в конце года)

На 3 этапе (июль 2022) проводилась обработка полученных данных,

формулировались выводы, практические рекомендации,

оформлялась

выпускная квалификационная работа.

2.3. Особенности проведения тренировочных занятий дзюдоистками 10-

12 лет

Для дзюдоисток которые

составили экспериментальную группу,

тренировочные занятии были посвящены освоению техники спортивной

борьбы дзюдо, а значит эти занятии имели выраженный спортивный

характер. Занятия проводились три раза в неделю по 1,5 часа. Учебный

материал, запланированный на этих занятиях, был разделен на пять разделов:

1.

Обучение основам технико-тактических действий борца-дзюдоиста (40

% от общего учебного времени);

2.

Специальная физическая подготовка дзюдоиста (20%);

3.

Общая физическая подготовка борца (30 %)

4.

Контрольные испытания и вольные схватки (5 %)

5.

теоретическая подготовка (5 %)

Таблица 1

Примерное содержание тренировочного занятия дзюдоисток первого года

обучения (10-11 лет)

Содержание тренировочного занятия

Дозировка, мин

Методические

указания

Подготовительная часть:

Выполняются всей

группой

Построение, объяснение задач урока

Разминка

1

- ходьба, бег в умеренном темпе и с ускорением

2

То же

- ОРУ без учета специфики предстоящей работы

2

То же

20

- специальные упражнения без учета специфики

предстоящей работы

2

То же

- разминка, построенная на элементах техники борьбы

2

Упражнения на гибкость

Упражнения на силу

5

3

Основная часть

Построение и объяснение задач основной части урока

2

Из и.п. присед

Обучение технике падения на спину

10

Обучение технике падения на бок

10

Из и.п. сидя

Изучение технике переката с одного бока на другой

6

Из и.п. присед

Обучение технике падения на бок через партнера,

стоящего на четвереньках

10

Кувырки вперед, через плечо, назад

5

Учебная схватка по простейшим единоборствам

3х3

30 с с перерывом

Обучение подводящим упражнениям броскам

De-ashi-

barai, Hiza-guruma, Sasae-tsurikomi-ashi

10

Заключительная часть

Упражнения на расслабление, дыхательные упр.

5

Подведение итогов

2

Анализ литературных источников, а также наши наблюдения и

практическая работа с юными дзюдоистками позволила определить на наш

взгляд оптимальный вариант соотношения используемых в тренировках по

дзюдо средств ОФП и СФП.

Таблица 2

Примерное содержание тренировочного занятия дзюдоисток второго года

обучения (11-12 лет)

Содержание тренировочного занятия

Дозировка,

мин

Методические

указания

Подготовительная часть:

Выполняются всей

группой

Построение, объяснение задач урока

Разминка

2

- ходьба, бег в умеренном темпе и с ускорением на

5-10 м

3

То же

- ОРУ на месте и в движении

4

То же

- специальные упражнения на месте и в движении

2

То же

21

-акробатика

6

- разминка, построенная на элементах техники

борьбы

4

Упражнения на гибкость

Упражнения на силу

4

2

Основная часть

Построение и объяснение задач основной части

урока

2

Регистрация ЧСС по

команде преподавателя

Обучение технике захватов при борьбе стоя (Kumi-

kata)

10

Повторение техники передвижения дзюдоиста по

татами (

Shintai)

3

Из положения стоек

Повторение техники сбивания на одну ногу

(Migi-

kuzushi, Hidari-kuzushi)

3

Повторение техники сбивания на пятку

(Ushiro-

kuzushi)

3

Обучение приемам:

-отхват (O-soto-gari);

-зацеп голенью изнутри (о-uchi-gari)

Борьба с односторонним сопротивлением

10

10

6

Обратить внимание

на работу в

движении

Активный отдых (игра в мяч)

Игра с применением элементов борьбы

5

5

Заключительная часть

Упражнения на расслабление, дыхательные упр.

Построение, подведение итогов. Задание на дом.

3

2

Регистрация ЧСС

Занятия 4 раза в неделю по 1,5 часа.

Основными в тренировке дзюдоисток 10-11 лет (первый год обучения)

являются средства общей физической подготовки. Так. В тренировках 10-11

летних соотношение ОФП и СФВ составляет 75 и 25, 11-12 летних (второй

год обучения) -65 и 35%. Процентное соотношение средств ОФП с годами

снижается в пользу специальной физической подготовки.

22

Глава III.

Влияние занятий дзюдо на физическую подготовленность девушек 10-12

лет

Суть

нашего

эксперимента

заключалась

в

изучении

и

экспериментальной

проверке

эффективности

системы

физической

подготовки дзюдоисток 10-12 лет за двухлетний период тренировок. Для

этого нами были выбраны девушки занимающиеся в секции дзюдо с 2008 г.

Педагогический эксперимент был проведен на базе ОблСДЮСШОР (г.

Тула).

Экспериментальная группа представляла собой случайную выборку по

следующим критериям:

- возраст участников эксперимента – 10-11лет вначале эксперимента,

11-12 лет в конце эксперимента;

- вес спортсменов - 40-50кг;

- уровень физической подготовленности примерно одинаковый.

В начале и в конце эксперимента спортсмены выполняли задания,

представляющие

тестовую

батарею,

которая

выявляла

физическую

подготовленность спортсменов: подтягивание на перекладине (количество

раз), сгибание и разгибание рук в упоре лежа; бег 1000 м (мин); челночный

бег 3х10 м (с); бег 30 м с ходу; Перевороты на мосту 15 с (количество раз).

Рис 1. Изменение результатов в беге на 30 метров с ходу

23

Таблица №3

Показатели физической подготовленности девушек 10-11 лет занимающихся дзюдо

на первом году обучения

Двигательные

способности

Контрольные

упражнения

Сроки

экс.

М

m

t

р

1

2

4

5

6

7

8

Силовые

1. Подтягивание

на перекладине

(количество раз)

н

о

6,6±0,49

6,6±0,47

1,57

1,50

0,00

0,05

2. Сгибание и

разгибание рук

в упоре лежа

н

о

11±0,98

10,6±0,90

3,12

2,87

0,29

0,05

Скоростные

Бег 30м с ходу (с)

н

о

6,16±0,11

6,08±0,08

0,37

0,26

0,55

0,05

Координацион-

ные

Челночный бег

3Х10

н

о

8,11±0,14

8,17±0,10

0,44

0,31

0,34

0,05

Гибкость

Перевороты на

мосту 15 с

(количество раз)

н

о

6,4±0,83

7,4±0,79

2,63

2,50

0,87

0,05

Выносливость

Бег 1000 м

н

о

8,40±0,16

8,68±0,12

0,53

0,38

1,12

0,05

Примечание : н-начало эксперимента, о-окончание эксперимента.

Таблица №4

Показатели физической подготовленности девушек дзюдоисток 11-12 лет на втором

году обучения

Двигательные

способности

Контрольные

упражнения

Сроки

эксп

М

m

t

р

1

2

4

5

6

7

8

Силовые

1. Подтягивание

на перекладине

10с

н

о

7,2±0,57

9,1±0,37

1,81

1,19

2,76

<0,01

2. Сгибание и

разгибание рук

в упоре лежа

н

о

12±0,80

20±0,81

2,53

2,58

6,98

<0,001

Скоростные

Бег 30м с ходу (с)

н

о

6,04±0,16

5,51±0,11

0,52

0,35

2,66

<0,01

Координнацион

ные

Челночный бег

3Х10

н

о

8,12±0,12

7,43±0,12

0,40

0,39

3,85

<0,001

Гибкость

Перевороты на

мосту 15 с

(количество раз)

н

о

7,9±0,79

11,1±0,78

2,51

2,47

2,87

<0,01

Выносливость

Бег 1000 м

н

о

8,38±0,15

7,95±0,13

0,48

0,41

2,13

<0,05

24

В беге на 30 метров с ходу у девочек в конце второго года занятий

средний прирост результата за период педагогического эксперимента

составил 0,17с (р<0,001), в конце первого года обучения дзюдо- 0,12с (р >

0,05) (Рис. 1, табл. 3,4).

Рис 2. Изменение результатов в челночном беге 3х10м

В челночном беге 3х10 у девочек дзюдоисток в конце второго года

обучения

средний

прирост

результата

за

период

педагогического

эксперимента составил 0,74с (р<0,001), в конце первого года занятий дзюдо-

0,01с (р > 0,05) (Рис. 2, табл. 3,4).

Рис 3. Изменение результатов в подтягивания (количество раз)

В подтягивании у девочек в конце второго года

средний прирост

результата за период педагогического эксперимента улучшился на 2,5раза

(р<0,001), в конце первого года занятий так же наблюдается улучшение, но

на не достоверно значимом уровне 0,6раза (р > 0,05) (Рис. 3, табл. 3,4)

25

Рис 4. Изменения результатов в бега на 1000 метров

В бега на 1000 метров у девочек в конце второго года обучения

средний прирост результата за период педагогического эксперимента

составил 0,73 (р<0,001), в конце первого года занятий-0,06 с (р > 0,05) (Рис.

4, табл. 3,4)

Рис 5. Изменение результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лежа

(количество раз)

В сгибании и разгибании рук в упоре лежа у девочек в конце второго

года занятий средний прирост результата за период педагогического

эксперимента улучшился на 9,4 раза (р<0,001), за первый год обучения

результаты улучшились на 1 раз (р > 0,05) (Рис. 5, табл. 3,4)

26

Рис 6. Изменение результатов в тесте на гибкость (перевороты на мосту)

(количество раз)

В тесте на гибкость (перевороты на мосту) у девочек в конце второго

года занятий средний прирост результата за период педагогического

эксперимента составил 3,7раза (р<0,001), в конце первого года результаты

улучшились на 1,7 раза (р > 0,05) (Рис. 6, табл. 3,4)

Для определения эффективности программы по подготовке спортсмена

дзюдоиста были математически обработаны результаты педагогического

эксперимента.

По предложенной батарее тестов в группе в начале и в конце

эксперимента вычислялись средние арифметические величины результатов

контрольных упражнений (М), средние квадратичные отклонения (õ),

стандартные ошибки средних арифметических (m) (см. таблицы № 3,4)

После обработки данных эксперимента были получены следующие

результаты. Так как, в тренировочном процессе дзюдоисток присутствовали

упражнения:

бег по пересеченной местности, что связано улучшением

результата в тесте бег на 1000 метров. Включенный

в тренировку

дзюдоисток бег по стадиону с ускорениями по прямой, способствовал

улучшению показателей результатов в беге на 30 метров. Улучшение

координации, то есть результаты челночного бега, связано, с тем что, в

нашем процессе тренировки дзюдоистки изучали технические комбинации.

Включение упражнений на силу и на выносливость в тренировочных уроках

способствовало улучшению результатов (см.приложения).

27

В конце второго года обучения результаты девочек-дзюдоисток

достоверно улучшились по всем показателям двигательных тестов. Это

наглядно отражено в таблицах (3,4) и рисунках. В конце первого года

занятий,

был

отмечен

также

прирост

показателей

физической

подготовленности, однако на недостоверно значимом уровне. Отчасти, это

связано с тем, что суммарная нагрузка по объему часов для групп первого

года обучения в 1,5 раза ниже, чем для групп второго года обучения.

Выводы

В

целом,

обобщая

и

анализируя

результаты

проведенной

исследовательской работы, мы сформулировали несколько положений:

1.

Борьба

дзюдо

представляет

собой

эффективное

средство

физического воспитания детей 10-12 лет, которое содействуют развитию

целого комплекса физических качеств.

2.

Результаты формирующего эксперимента показали достаточную

эффективность занятий дзюдоисток 10-12 лет, т.к. по его окончании у

девушек-дзюдоисток в конце второго года обучения, по сравнению с первым

годом занятий, были зафиксированы достоверно более высокие результаты в

следующих контрольных упражнениях (тестах): в подтягивание на низкой

перекладине перекладине (р < 0,05), в сгибание и разгибание рук в упоре

лежа у (р < 0,001), в беге 30 м с ходу (р < 0,05), в челночном беге 3х10м ( р <

0,001), в переворотах на мосту (р < 0,01), В беге на 1000 метров (р < 0,05).

Недостоверно лишь улучшились результаты теста в переворотах на мосту ( р

>0,05).

3.

За период эксперимента положительные сдвиги в показателях

двигательных тестов были отмечены у девушек за два года занятий дзюдо.

Достоверное преимущество по исследуемым показателям зафиксировано

только в конце второго года занятий дзюдо (р< 0,001).

Практические рекомендации

28

Для повышения физической подготовленности дзюдоистов применяют

такие методики развития физических качеств, которые целенаправленно

воздействуют на их развитие при помощи конкретных средств и методов.

При разработке методики развития физического качества для дзюдоистов

различного

возраста

тренеры-преподаватели

должны

последовательно

выполнить ряд операций:

поставить

педагогическую

задачу,

для

этого

проводится

тестирование физического качества (применяются специальные тесты) и

определяется уровень его развития у группы дзюдоистов или конкретного

спортсмена;

подобрать

из

программы

спортивной

подготовки

наиболее

подходящие физические упражнения и методы их выполнения в учебно-

тренировочном процессе дзюдоистов с учетом возраста занимающихся;

составить план применения упражнений в отдельных занятиях и в

системе

занятий

дзюдо

с

учетом

изменений

в

уровне

физической

подготовленности занимающихся и периодов подготовки в годичном цикле

(подготовительный, соревновательный, переходный);

определить

временной

период

воздействия

упражнений

на

физическое качество, необходимое количество тренировочных занятий,

перечень упражнений в применяемых формах занятий;

установить величины тренировочных нагрузок и их динамику в

соответствии с закономерностями адаптации дзюдоистов детско-юношеского

возраста к тренировочным воздействиям.

29

30

31



В раздел образования