Напоминание

Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста


Автор: Кривцова Елена Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад присмотра и оздоровления № 520
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста

Информация — это кислород современности.

Он просачивается сквозь стены,

увенчанные колючей проволокой,

переносится через электрифицированные

границы.

Рональд Рейган

Современный этап развития человечества называют веком информационных

технологий. Человек уже не представляет свою жизнь без компьютера, интернета и

других цифровых ресурсов.

Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно

дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью

которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником

информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.

Проблема обеспечения информационной безопасности связана с всеобщим и

повсеместным использованием гаджетов. Знание элементарных правил отбора и

использования

информации

родителями

и

детьми

позволит

сохранить

здоровье

дошкольников и обеспечить им всестороннее развитие.

Информационная безопасность – это состояние защищённости, при котором

отсутствует

риск,

связанный

с

причинением

информацией

вреда

здоровью

и

(или)физическому,

психическому,

духовному,

нравственному

развитию.

Данное

определение нам даёт Федеральный закон от 29.01.2010 г. № 436 – ФЗ «О защите детей от

информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Обеспечение

информационной

безопасности

регламентируется

следующими

нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию" от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ;

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ;

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-р «Об утверждении

Концепции информационной безопасности детей»;

Федеральный закон от 31.07.2023 г. № 408-ФЗ «О внесении изменения в

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите

информации».

Современные дети отдают большое предпочтение компьютерным играм, а не

другим

видам

детской

деятельности.

Образы

с

экранов

наносят

отрицательное

воздействие на их психику и сознание, что приводит к печальным последствиям

Существуют факторы негативного влияния информационных технологий.

1. Насилие в СМИ. Частое подвергание элементам насилия в информационном

пространстве может привести к развитию агрессивного поведения среди детей,

притуплению чувств во время причинения боли другим детям и взрослым, боязни

окружающего мира.

2.

Элементы эротики.

Различные информационные источники, содержащие

элементы эротического характера, могут травмировать моральное суждение детей.

3. Навязывание стереотипов по нереальным формам тела. Пытаясь походить на

главных героев в мультфильмах, фильмах дети могут пострадать от недоедания и

различных других болезней. Причем, этот эффект распространяется как на девочек, так и

на мальчиков.

4. Нарушение здоровья детей. Малоподвижный образ жизни сильно влияет на

склонность к ожирению среди детей по причине недостаточной физической нагрузки,

порче осанки, ухудшению зрения (со всеми вытекающими последствиями).

5. Влияние рекламы. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и

формирует у населения систему определенных ценностей, идей и стандартов. Самым

высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики. Чем

младше ребенок, тем он больше доверяет рекламе.

6. Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные в обществе

вещи и понятия. Сюда можно отнести сайты, на которых пропагандируют расовую

нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям или

животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее.

Причиной

этой

негативной

тенденции

является

некритичное

восприятие

информации, неразвитость механизмов личностной рефлексии и саморегуляции. Все эти

проблемы самостоятельно ребенок решить не может. Взрослому человеку необходимо

критически оценить ситуацию, научиться вычленять положительное и отсеивать

отрицательное в сложившейся ситуации. Совсем недавно компьютеры были роскошью, а

уже сегодня они есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только

взрослые, но и дети. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают

навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка

необычной и привлекательной игрушкой. С помощью компьютера дошкольник:

растет технически грамотным;

чувствует себя увереннее с любой техникой;

развивает логическое мышление;

увеличивает скорость реакции, принятие решения;

улучшает память;

учится концентрировать внимание;

учится визуально воспринимать объекты;

получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко;

имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной

грамотностью, но и приобретение этической и интеллектуальной чуткости.

Развитие

информационной культуры необходимо начинать с детства, уже в дошкольном возрасте.

Работу по развитию у детей информационной культуры должны проводить родители и

педагоги детского сада. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку в этой

деятельности, предоставить инструменты для поиска информации, научить искать и

обрабатывать информацию, одним словом – развивать информационную культуру

дошкольника.

Формирование

у

дошкольников

информационной

культуры

соответствует

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, в частности, в образовательной области «Познавательное развитие».

Информационная культура дошкольника состоит из трех основных компонентов:

1) когнитивный компонент: основные представления ребенка об окружающем

мире, о способах получения дополнительной информации о мире;

2) ценностный

компонент: позитивная

установка

дошкольника

на

поиск

информации, познание, исследовательскую деятельность;

3) действенный

компонент: практические

навыки

дошкольника

по

поиску

информации, а также наличие у ребенка соответствующей мотивации к такой

деятельности.

Одном из способов формирования информационной культуры детей дошкольного

возраста является привлечение их к проектной деятельности. Детский проект – это

комплекс действий дошкольников, специально организованный воспитателем, который

направлен на поиск и систематизацию ребенком информации, создание итогового

творческого продукта. В ходе реализации детского проекта педагогом ставится

проблемная ситуация, которую детям предлагается разрешить. Во время коллективной

деятельности,

дети

определяют

актуальность

проблемы,

осуществляют

поиск

информации, структурируют ее, выделяют главное, создают продукт, который потом

учатся презентовать.

Основная ценность проектной деятельности в том, что активизируется инициатива

детей, они не просто используют информацию, а самостоятельно извлекают ее из

окружающего мира, осознают и систематизируют.

Существует несколько советов педагогам, как формировать информационную

культуру дошкольников посредством детских проектов:

1. Выбирайте тему, которая вызывает интерес у детей. Не следует навязывать детям

тему, которая им неинтересна. Если вы считаете, что тема социально значимая, важная

для развития детей, то нужно создать у детей внутреннюю мотивацию к разработке темы.

Например, если тема сложная, то ее нужно упростить, уменьшить количество этапов

детского проекта, задействовать в ходе проекта интересные виды деятельности, в том

числе игру.

2. Предлагайте детям широкий спектр источников и способов получения

информации: беседы ребенка с родителями и другими родственниками, наблюдения детей

за окружающим миром, поиск информации в Интернете, поиск информации в детских

энциклопедиях, проведение детьми интересных опытов и другие.

3. Учите детей не только находить информацию, но систематизировать ее. В этих

целях можно составлять совместно с детьми ментальные карты, которые представляют

собой технику визуализации мышления и систематизации информации. Ментальные

карты позволят ребенку выделять главное, видеть второстепенное, устанавливать

взаимосвязи в большом объеме информации.

Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей

дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать

информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста нужно

также организовать дидактические игры или ситуативные задачи.

Каждый взрослый человек является членом информационного сообщества.

Поэтому необходимо выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили

информационную

среду

для

дошкольников.

Необходимым

условием

является

систематическое взаимодействие детского сада и семьи по вопросам обеспечения

безопасности детей.



В раздел образования