Автор: Кукушкина Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька, два-ступенька»
Раздел: дополнительное образование
Педагогическая статья для журнала
Тема: «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька,
два-ступенька».
Составитель: Кукушкина В.В., педагог дополнительного образования,
Аннотация
Ст
а
т
ья «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька,
два-ступенька» пос
в
ящ
ен
а пробл
е
м
е
осуществления воспитания дошкольников на
занятиях с математическим содержанием. Статья раскрывает основные воспитательные
задачи
на
занятиях
по
программе
«Раз-ступенька,
два-ступенька»
и
основные
воспитательные функции математики.
В статье раскрывается цель и задачи каждого направления воспитательной работы,
а также методы и формы работы, используемые на занятиях, перечислены темы,
разработанных занятий.
Раскрывает
главную цель трудового воспитания дошкольников и
методы,
используемые в работе с дошкольниками по данному направлению.
Большое внимание в статье уделяется формированию духовно-нравственному
воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей.
В
данной
статье
объясняется
значимость
интеллектуального
и
здоровьесберегающего воспитания на занятиях по программе «Раз-ступенька, два-
ступенька».
Данная статья объясняет роль семейного и экологического воспитания, значимость
формирования коммуникативной культуры детей дошкольного возраста.
Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, чтобы
оказать
помощь
при
воспитании
дошкольников
на
занятиях
с
математическим
содержанием.
Данная статья может быть использована в таких образовательных областях как
«Познание», «Коммуникация».
Ключевые слова: воспитание, культура личности, патриотическое воспитание,
эстетическая культура, графическая культура, логическая культура мышления, трудовое
воспитание, здоровьесбережение.
Сведения об авторе: Кукушкина Виктория Витальевна, педагог дополнительного
образования детей, МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г.
Оренбурга, высшей квалификационной категории.
Содержание
Основные воспитательные задачи на занятиях по программе «Раз-ступенька, два –
ступенька» для учащихся 5-6 лет:
•
воспитание культуры личности;
•
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
•
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
•
воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
•
воспитание нравственности, культуры общения;
•
воспитание эстетической культуры;
•
патриотическое воспитание;
•
воспитание графической культуры дошкольников.
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
-занятия по математике должны воспитывать у учащихся логическую культуру
мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
- содержание математических задач дает возможность значительно расширить
кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
-На занятиях по математике учащемуся требуется анализировать каждый шаг
своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.
-У дошкольника вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при
решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без
последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой
дисциплинируют.
-Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый
учащийся может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои
знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для
формирования личности.
Каждое занятие по программе «Раз-ступенька, два – ступенька» начинается с
выполнения трудового поручения педагога.
Главная цель трудового воспитания дошкольников —
это
формирование
личности
ребенка,
а
также
правильного
отношения
к трудовой деятельности.
Труд развивает
у дошкольника сообразительность,
наблюдательность,
внимание,
сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье
Дети дошкольного возраста очень любят помогать педагогам в подготовке к
занятиям: раздают цветные карандаши, прописи необходимый для занятия раздаточный
материал (игровизоры, маркеры, дидактические игры), а так же помогают убирать после
занятия раздаточный и наглядный материал, что способствует развитию у дошкольника
добросовестного отношения к труду.
Цель
гражданско
–
патриотического
воспитания:
формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской
Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-
исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
По программе «Раз-ступенька, два-ступенька» к очень важным праздникам нашей
страны, разработаны тематические занятия. К празднику 23 Февраля «Работа в тетради в
клетку. Солдат», к празднику Дню космонавтики «Работа в тетради в клетку. Ракета», к
празднику 9 мая «Работа в тетради в клетку. Танк». На занятиях дети не только учатся
рисовать по клеточкам разные предметы, в начале занятия проводится беседа, связанная с
определённым праздником. В целях развития и создания условий для формирования
гражданских и патриотических чувств дошкольников, через обращение к памяти об
историческом прошлом нашего государства, воспитанию у детей чувства гордости за
достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционн
ых ценностей осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развития сопереживания.
Практически на каждом занятии создаётся такой сюжет, где учащиеся помогают
героям занятия: спасают их, выполняют для них определённые задания. Создаётся
атмосфера взаимовыручки, дружелюбного отношения друг к другу и к героям занятия.
Если ребёнок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то к нему приходят на
помощь
товарищи
или
педагог.
По
программе
«Раз-ступенька,
два-ступенька»
разработано занятие к христианскому празднику «Пасха» по теме: «Работа в тетради в
клетку. Кулич», где дети рисуют по клеточкам, соединяя прямоугольник и полукруг
кулич, а затем его украшают по своему усмотрению. В начале занятия детям предлагается
просмотр мультимедиа о предстоящем празднике, о традициях и символах праздника
«Пасха», с целью приобщения дошкольников к национальной культуре, посредством
формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха».
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Цель: формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о
ценности труда и творчества для личности, общества и государства
По программе «Раз-ступенька, два-ступенька» для детей 5-6 лет разработан ряд
занятий, связанных по своему сюжету и содержанию с людьми разных профессий. Дети,
выполняя задания, помогают работникам детского сада: воспитателю, помощнику
воспитателя, повару, завхозу на занятии по теме: «Ориентировка. Таблицы с сюжетом: «В
детском саду». Рисуя в тетради в клетку поезд из квадратов, знакомятся с профессией
машиниста. На занятии по теме: «Математические знаки. Сравнение групп предметов.
Знаки = и ≠ с сюжетом: «Доктор Айболит» дошкольники знакомятся с профессией
ветеринар и помогают Айболиту лечить зверей, выполняя задания в прописях. Во время
занятия на тему: «Математические знаки. Вычитание
с сюжетом: «Почтальон» дети
помогают
почтальону
выполнять
его
работу,
разносить
письма
и
посылки.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет развивать у них
представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни
в целом.
Здоровьесберегающее воспитание:
направление,
способствующее
здоровьесбережению учащихся, их физическому развитию.
Программой «Раз-ступенька, два – ступенька» предусмотрены физ. минутки на
каждом
занятии,
«Математическая
зарядка».
Часто
используются
игры
малой
подвижности, пальчиковая гимнастика. Упражнения с движениями: например, при
разучивании состава чисел, учащиеся выполняют ритмические движения. При работе в
тетради в клетку большое внимание уделяется правильной посадке за столом, развитию
мелкой моторики.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся
в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют
наследственность
и
биологическое
здоровье
детей
и
родителей,
материально-
экономическая
обеспеченность,
социальное
положение,
уклад
жизни,
количество
членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
По данному направлению разработаны несколько занятий по программе «Раз-
ступенька, два-ступенька». На занятие «Числа и цифры. Число и цифра 10, с сюжетом
«Праздник мамы» приглашаются мамы, готовятся заранее подарки. Занятие разработано
специально для проведения в предпраздничные дни. Сюжет всего занятия связан с
праздником. Дети поздравляют своих мам, читают для них стихотворения, выполняют
задания в прописях для мам, показывая, какие они старательные помощники, как они
любят свою маму. К празднику 8-е марта разработано занятие «Работа в тетради в клетку.
Гномик – подарок для мамы». В начале занятия проводится беседа о празднике, дети по
клеточкам рисуют гномика, состоящего из разных геометрических фигур, затем
раскрашивают его по своему усмотрению. Всё это они делают в подарок своей любимой
маме. Также разработаны красочные презентации к занятиям с сюжетами «В саду у
дедушки», «В гостях у бабушки». В ходе занятий, дети по сюжету помогают дедушке по
сбору урожая в саду, а бабушке делать заготовки на зиму, выполняя задания в прописях.
Экологическое воспитание процесс
непрерывного,
систематического
и
целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного
отношения человека к природе и морально этических норм поведения в окружающей
среде. На занятиях по программе «Раз-ступенька, два-ступенька» в прописях Л.Г.
Петерсон используются в заданиях изображения животных и растений. Учащиеся не
только выполняют математические задания, но и познают окружающий мир, узнают
названия животных и растений, помогают животным, кормят, лечат их, сажают деревья,
цветы и т.д. Разработаны занятия на тему: «Работа в тетрадях в клетку. Ёжик и гриб»,
«Работа в тетрадях в клетку. Птица». Для определения темы занятия используется
художественная литература: стихи, загадки, рассказы о животных. Прежде чем рисовать
животное по клеточкам дети знакомятся с образом жизни животного. Проводится беседа о
бережном отношении к животным, с целью воспитания любви и заботливого отношения к
живым существам, желание помогать им.