Напоминание

«Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька, два-ступенька»


Автор: Кукушкина Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька, два-ступенька»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогическая статья для журнала

Тема: «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе по

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька,

два-ступенька».

Составитель: Кукушкина В.В., педагог дополнительного образования,

Аннотация

Ст

а

т

ья «Реализация воспитательной составляющей в образовательном процессе

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз-ступенька,

два-ступенька» пос

в

ящ

ен

а пробл

е

м

е

осуществления воспитания дошкольников на

занятиях с математическим содержанием. Статья раскрывает основные воспитательные

задачи

на

занятиях

по

программе

«Раз-ступенька,

два-ступенька»

и

основные

воспитательные функции математики.

В статье раскрывается цель и задачи каждого направления воспитательной работы,

а также методы и формы работы, используемые на занятиях, перечислены темы,

разработанных занятий.

Раскрывает

главную цель трудового воспитания дошкольников и

методы,

используемые в работе с дошкольниками по данному направлению.

Большое внимание в статье уделяется формированию духовно-нравственному

воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей.

В

данной

статье

объясняется

значимость

интеллектуального

и

здоровьесберегающего воспитания на занятиях по программе «Раз-ступенька, два-

ступенька».

Данная статья объясняет роль семейного и экологического воспитания, значимость

формирования коммуникативной культуры детей дошкольного возраста.

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования, чтобы

оказать

помощь

при

воспитании

дошкольников

на

занятиях

с

математическим

содержанием.

Данная статья может быть использована в таких образовательных областях как

«Познание», «Коммуникация».

Ключевые слова: воспитание, культура личности, патриотическое воспитание,

эстетическая культура, графическая культура, логическая культура мышления, трудовое

воспитание, здоровьесбережение.

Сведения об авторе: Кукушкина Виктория Витальевна, педагог дополнительного

образования детей, МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г.

Оренбурга, высшей квалификационной категории.

Содержание

Основные воспитательные задачи на занятиях по программе «Раз-ступенька, два –

ступенька» для учащихся 5-6 лет:

воспитание культуры личности;

отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;

понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;

воспитание нравственности, культуры общения;

воспитание эстетической культуры;

патриотическое воспитание;

воспитание графической культуры дошкольников.

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

-занятия по математике должны воспитывать у учащихся логическую культуру

мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

- содержание математических задач дает возможность значительно расширить

кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

-На занятиях по математике учащемуся требуется анализировать каждый шаг

своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.

-У дошкольника вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при

решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без

последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой

дисциплинируют.

-Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый

учащийся может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои

знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для

формирования личности.

Каждое занятие по программе «Раз-ступенька, два – ступенька» начинается с

выполнения трудового поручения педагога.

Главная цель трудового воспитания дошкольников

это

формирование

личности

ребенка,

а

также

правильного

отношения

к трудовой деятельности.

Труд развивает

у дошкольника сообразительность,

наблюдательность,

внимание,

сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье

Дети дошкольного возраста очень любят помогать педагогам в подготовке к

занятиям: раздают цветные карандаши, прописи необходимый для занятия раздаточный

материал (игровизоры, маркеры, дидактические игры), а так же помогают убирать после

занятия раздаточный и наглядный материал, что способствует развитию у дошкольника

добросовестного отношения к труду.

Цель

гражданско

патриотического

воспитания:

формирование

патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской

Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-

исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и

культурным представлениям российского народа.

По программе «Раз-ступенька, два-ступенька» к очень важным праздникам нашей

страны, разработаны тематические занятия. К празднику 23 Февраля «Работа в тетради в

клетку. Солдат», к празднику Дню космонавтики «Работа в тетради в клетку. Ракета», к

празднику 9 мая «Работа в тетради в клетку. Танк». На занятиях дети не только учатся

рисовать по клеточкам разные предметы, в начале занятия проводится беседа, связанная с

определённым праздником. В целях развития и создания условий для формирования

гражданских и патриотических чувств дошкольников, через обращение к памяти об

историческом прошлом нашего государства, воспитанию у детей чувства гордости за

достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционн

ых ценностей осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести,

долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развития сопереживания.

Практически на каждом занятии создаётся такой сюжет, где учащиеся помогают

героям занятия: спасают их, выполняют для них определённые задания. Создаётся

атмосфера взаимовыручки, дружелюбного отношения друг к другу и к героям занятия.

Если ребёнок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то к нему приходят на

помощь

товарищи

или

педагог.

По

программе

«Раз-ступенька,

два-ступенька»

разработано занятие к христианскому празднику «Пасха» по теме: «Работа в тетради в

клетку. Кулич», где дети рисуют по клеточкам, соединяя прямоугольник и полукруг

кулич, а затем его украшают по своему усмотрению. В начале занятия детям предлагается

просмотр мультимедиа о предстоящем празднике, о традициях и символах праздника

«Пасха», с целью приобщения дошкольников к национальной культуре, посредством

формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха».

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

Цель: формирование у учащихся представлений об уважении к человеку труда, о

ценности труда и творчества для личности, общества и государства

По программе «Раз-ступенька, два-ступенька» для детей 5-6 лет разработан ряд

занятий, связанных по своему сюжету и содержанию с людьми разных профессий. Дети,

выполняя задания, помогают работникам детского сада: воспитателю, помощнику

воспитателя, повару, завхозу на занятии по теме: «Ориентировка. Таблицы с сюжетом: «В

детском саду». Рисуя в тетради в клетку поезд из квадратов, знакомятся с профессией

машиниста. На занятии по теме: «Математические знаки. Сравнение групп предметов.

Знаки = и ≠ с сюжетом: «Доктор Айболит» дошкольники знакомятся с профессией

ветеринар и помогают Айболиту лечить зверей, выполняя задания в прописях. Во время

занятия на тему: «Математические знаки. Вычитание

с сюжетом: «Почтальон» дети

помогают

почтальону

выполнять

его

работу,

разносить

письма

и

посылки.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых позволяет развивать у них

представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни

в целом.

Здоровьесберегающее воспитание:

направление,

способствующее

здоровьесбережению учащихся, их физическому развитию.

Программой «Раз-ступенька, два – ступенька» предусмотрены физ. минутки на

каждом

занятии,

«Математическая

зарядка».

Часто

используются

игры

малой

подвижности, пальчиковая гимнастика. Упражнения с движениями: например, при

разучивании состава чисел, учащиеся выполняют ритмические движения. При работе в

тетради в клетку большое внимание уделяется правильной посадке за столом, развитию

мелкой моторики.

Семейное воспитаниеэто система воспитания и образования, складывающаяся

в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют

наследственность

и

биологическое

здоровье

детей

и

родителей,

материально-

экономическая

обеспеченность,

социальное

положение,

уклад

жизни,

количество

членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.

По данному направлению разработаны несколько занятий по программе «Раз-

ступенька, два-ступенька». На занятие «Числа и цифры. Число и цифра 10, с сюжетом

«Праздник мамы» приглашаются мамы, готовятся заранее подарки. Занятие разработано

специально для проведения в предпраздничные дни. Сюжет всего занятия связан с

праздником. Дети поздравляют своих мам, читают для них стихотворения, выполняют

задания в прописях для мам, показывая, какие они старательные помощники, как они

любят свою маму. К празднику 8-е марта разработано занятие «Работа в тетради в клетку.

Гномик – подарок для мамы». В начале занятия проводится беседа о празднике, дети по

клеточкам рисуют гномика, состоящего из разных геометрических фигур, затем

раскрашивают его по своему усмотрению. Всё это они делают в подарок своей любимой

маме. Также разработаны красочные презентации к занятиям с сюжетами «В саду у

дедушки», «В гостях у бабушки». В ходе занятий, дети по сюжету помогают дедушке по

сбору урожая в саду, а бабушке делать заготовки на зиму, выполняя задания в прописях.

Экологическое воспитание процесс

непрерывного,

систематического

и

целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного

отношения человека к природе и морально этических норм поведения в окружающей

среде. На занятиях по программе «Раз-ступенька, два-ступенька» в прописях Л.Г.

Петерсон используются в заданиях изображения животных и растений. Учащиеся не

только выполняют математические задания, но и познают окружающий мир, узнают

названия животных и растений, помогают животным, кормят, лечат их, сажают деревья,

цветы и т.д. Разработаны занятия на тему: «Работа в тетрадях в клетку. Ёжик и гриб»,

«Работа в тетрадях в клетку. Птица». Для определения темы занятия используется

художественная литература: стихи, загадки, рассказы о животных. Прежде чем рисовать

животное по клеточкам дети знакомятся с образом жизни животного. Проводится беседа о

бережном отношении к животным, с целью воспитания любви и заботливого отношения к

живым существам, желание помогать им.



В раздел образования