Автор: Наумова Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30 с.Борисовка УГО
Населённый пункт: Приморский край, Уссурийский район, с.Борисовка
Наименование материала: Открытое занятие по позновательному развитию.
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие в космос»
Цель: формирование представлений детей о космосе.
Задачи:
Образовательная:
-уточнить и расширить представления детей о планетах;
-расширить кругозор детей о профессии космонавт.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
-вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;
- воспитывать навыки правильного поведения на занятии;
-воспитывать умения работать в коллективе;
-воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;
-воспитывать чувство гордости за историю своей страны.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,
двигательная.
Предварительная работа:
1.Чтение и рассматривание большой энциклопедии для дошкольников.
2.Чтение детских книг о космосе, космонавтах, космических явлениях;
рассматривание иллюстраций; («Дорога на космодром» Я.К. Толованов, «Я
хочу в космос» К.Курбатов).
3.Рассматривание предметных картинок на тему Космос.
4.НОД по ХЭР лепка «В космосе».
5.Беседы о первом космонавте Ю.А. Гагарине и его полете в космос, «Наша
солнечная система».
6.Конструирование космических кораблей из различных конструкторов по
представлению.
7.Знакомство с картой Солнечной системы.
Оборудование и материалы: макет картонной ракеты, макет Солнечной
системы, иллюминационная лампа (светомузыка), выставка картинок и
фотографий по теме «Космос», магнитофон с музыкой, материалы для
дидактических игр, воздушный шарик.
Словарная работа: скафандр, иллюминатор, космодром.
Ход занятия
1.Приветствие
(Дети входят в группу под музыку «Марш космонавтов». Выстраиваются
полукругом.
Воспитатель: Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь
посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свою
улыбку. Отлично!
1.
Ребята вы любите загадки (да)
Воспитатель: загадывает, (картинки отгадки вывешивает на доску).
1.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
2.
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
3.
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
(Солнце)
4.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Воспитатель: посмотрите на ответы-картинки.
Как это можно назвать одним словом?
Дети: (Космос, солнечная система).
Воспитатель: Значит, о чем же мы сегодня будем говорить?
Дети: ( о космосе)
Воспитатель: правильно ребята, наша тема занятия «Космос»
-Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает наша страна в апреле?
Дети: (день космонавтики).
Воспитатель: а точнее день космонавтики и авиации. Мы в этот день будем
поздравлять космонавтов и авиаторов
-А вы знаете, что произошло много лет назад в этот день?
Дети: (Впервые человек полетел в космос)
Воспитатель:-Кто знает, как звали первого в мире космонавта?(полные
ответы детей)
2.Основная часть.
1.Рассматривание фотографий. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, давайте поближе подойдем к выставке и рассмотрим
фотографии.
- Ребята, как вы думаете, что такое космос?
Дети: (фото 1, все то, что находится за пределами планеты Земля).
Воспитатель:- С давних времен люди хотели побывать в космосе. Они
задумывались над вопросом: «Что такое космос?», «Есть ли жизнь на других
планетах?». И тогда ученые- конструкторы создали первый космический
корабль «Восток»( фото 2).
Космический корабль- это очень сложная техника. Поэтому прежде, чем
посадить человека- технику надо проверить.
Поэтому покорять космос отправились собаки Белка и Стрелка (фото 3).
Они пробыли в космосе всего один день и удачно вернулись на Землю.
-А кто же был первым космонавтом? (фото4).
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Дети, с портрета на вас смотрит улыбчивый, смелый летчик- космонавт
Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по –другому, в ту одежду, в которой он находился в полете
(фото 7). Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка,
шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там
есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть
трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания. Этот костюм
очень прочный, он связан с Землей, то есть космонавт в космосе, а мы на
земле можем его видеть и разговаривать с ним. Скафандр очень тяжелый и
его могут одевать только выносливые, натренированные люди.
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и
провел на орбите нашей планеты целых 108 минут. Он на космическом
корабле «Восток» облетел вокруг земного шара и вернулся на Землю.
Воспитатель: Я знаю , Вика хочет рассказать стихотворение.
Ребенок:
Я помню солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Его все по улыбке узнавали-
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал- российский , славный парень,
Гагарин- первый космонавт Земли!
Воспитатель: Потом летали в космос и другие люди, Алексей Леонов,
В.Терешкова. (фото 8)
2.Беседа по вопросам
1. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: (смелым, отважным, сильным, здоровым, мужественным,
выносливым).
2. А что он должен для этого делать?
Дети: (много тренироваться)
-Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие . Но для
этого предлагаю провести космическую тренировку.
3.Физминутка
Раз, два - стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре - скоро взлет (руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круговые движения руками)
Космонавтам нужен год (руки к щекам),
Но дорогой нам не страшно ( качают головой)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают в локтях руки)
Пролетая над землею (руки в стороны)
Ей передаем привет (машут руками).
Воспитатель:
-Чтобы отправиться в полет, нам нужно выбрать самый
быстрый транспорт.
Я вам дам листок – загадку. Вы должны соединить по цифрам и увидеть, что
это за транспорт. Приступайте к заданию.
Воспитатель: -Что же у вас получилось?
Дети: (ракета)
Воспитатель: молодцы ребята , все справились.
3. Опыт с шариком- «Запуск ракеты»
Ребята, наша ракета готова к старту, но как же она полетит? Чтобы узнать,
как взлетает ракета, мы с вами проведем опыт. Сейчас вам нужно быть очень
внимательными. Ракета к старту готова. Считаем в обратном порядке: три,
два, один – пуск.
Воспитатель:
- Почему шарик движется вперед?
Воспитатель: точно так же и ракета взлетает высоко в небо, только вместо
воздуха у нее топливо. При горении горючее превращается в газ и толкает
ракету вверх.
4.Игровой момент «Отправление в космос».
«Голос Гагарина перед первым полетом в космос»
Воспитатель: Ну а теперь нам пора отправляться в космос. Занимайте свои
места. Наша задача пронаблюдать, что есть в космосе.
И так, все сели, приготовились, начинаем запуск.
«Голос Гагарина перед первым полетом в космос»
Все вместе: пять, четыре, три, два, один, пуск!
Воспитатель: ребята, мы с вами летим в космосе, у нашей ракеты есть
иллюминатор, что это такое? Посмотрите в иллюминатор, что мы видим?
Дети: (звезды и солнечную систему)
(Воспитатель показывает макет солнечной системы.)
Какое солнце по сравнению с другими планетами?
Дети: (большое, горячее, яркое)?
Воспитатель: Для чего нужно солнце?
Дети: ( все планеты крутятся вокруг него)
Воспитатель: Правильно все планеты крутятся вокруг одной большой
звезды, которая называется солнце.
А какие планеты вы знаете? Давайте вместе их вспомним .
Дидактическая игра «Расположи планеты»
(дети читают стихи, а потом под считалку становятся по порядку,)
Воспитатель: -Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем и
станем по порядку
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель:1. Как называется планета, на которой мы с вами живем.
?
2.
- А как выглядит она?
3. Какую форму она имеет?
4.Какого цвета?
Дети: (она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет:
голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).
Воспитатель:1. Вспомните, какая она по счету?
2. Как называется естественный спутник земли?
Дети: (луна)
Воспитатель :Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Заняли места,
пристегнули ремни. ( Дети садятся на стулья.)
Обратный счет 5,4,3,2,1 Пуск
3. Заключительная часть. Закрепление материала.
МПИ «Космонавты»
Дети идут по кругу и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты для полета на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет.
(Дети забегают в обручи по 2 человека, тем, кому не хватило- садятся на
стул)
Дидактические игры
1.
«Собери космические пазлы»
2.
«Звездочки- вопросы»
1.Кто первым побывал в космосе?
2.Назовите фамилию космонавта, побывавшего в космосе первым?
3. Сколько планет солнечной системы вы знаете? 9
3. Назовите спутник Земли?
4.Назовите самую большую раскаленную звезду? Солнце
5.Как называется костюм космонавта? ( скафандр)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что в будущем кто- то из вас тоже
может стать космонавтом.