Автор: Садовничая Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Занятие по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в зимний лес»
Образовательная область «Коммуникация»: закрепление представлений о
зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме
«Зима»; совершенствование грамматического строя речи, учить подбирать
однокоренные слова к слову «снег», продолжать согласовывать имя
существительное и прилагательное в роде, числе, падеже; закреплять
правильное произношение звуков в чистоговорках.
Образовательная
область
«Здоровье»:
развитие
длительного
плавного
выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи;
артикуляционной,
тонкой
и
общей
моторики,
координации
речи
с
движением; развитие тактильных ощущений.
Образовательная
область
«Познание»:
закрепление
умений
обобщать
представления детей о зиме, о зимних месяцах, о снеге; расширение знаний
детей об обитателях зимнего леса.
Образовательная
область
«Социализация»:
формирование
навыков
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная область «Музыка»: продолжать развивать музыкальную
память детей во время слушания музыки; развивать чувство ритма;
совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, магнитофон,
кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», шкатулка с белым
конфетти; снежок, нарисованные следы животных, птиц и человека.
Ход занятия:
1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)
Педагог: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с педагогом в круг.)
Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы
спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А
выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и
выдох.)
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это
сделать волшебная снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь друг к
другу по имени и желая доброго утра.)
Дети: Доброе утро, Оля. Доброе утро, Миша и т.д.
2. Загадка
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Педагог: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Дети: О зиме.
Педагог: Что за скакуны в этой тройке?
Дети: Зимние месяцы.
Педагог: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Верно. Назовите признаки зимы? (Презентация, Слайд 1)
Дети: Снег, мороз, холод, вьюга, и т. д.
Педагог: А теперь подумайте и отвечайте
Игра: «Какой? Какая? Какое?»
- Если зимой много снега, то зима какая? …(снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима какая? ..(морозная)
-Если часто метет метель, то зима какая? …( метельная)
- Если часто гуляет вьюга, то зима какая?..( вьюжная)
- Если в самом начале зимы выпал снег, рано наступили холода, то зима
какая? (ранняя)
- А если на календаре уже декабрь, а снега нет, холода не наступили, то
говорят, что зима ..(поздняя)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,
студено, то зима какая?..(студеная)
Педагог: Посмотрите в окно – у нас на самом деле зима
– Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна.
Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной
водой, принимаем витамины, делаем массаж «Неболейка»)
3. Массаж биологически активных зон «Неболейка» (под музыку)
(Для профилактики простудных заболеваний)
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в
стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, и массируй ушки смело (Раздвигают
указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за
ушами)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)
Педагог: Сегодня, я предлагаю отправиться в зимний лес, а как вы думаете,
на чем можно отправиться в путешествие? (На машине, на поезде, на
самолете) А я вам предлагаю отправиться в путь на тройке лошадей.
4. Речевая игра “Едем на лошадке”, Т. Тютюнниковой
Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой.
(Дети цокают языком)
Санки скрипят,
(Произносят “Ш!, Ш! ….")
Бубенчики звенят,
(“Динь-динь!” )
Дятел стучит,
(“Тук – тук!... ” )
Вьюга свистит,
(Произносят С! С! С!)
Белка на елке
Орешки грызет,
(“Цок! Цок!”)
Рыжая лисичка
Зайца стережет.
(“Ф… Ф…” )
Холод, холод
(“В! В! В!…” )
Стужа, стужа.
(“Бр-р …”)
Снег пушистый
Кружит, кружит…
(“О! О! О)
Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:
(Цокают языком.)
С горки – ух !
(Произносят “У-ух!” )
В ямку – бух !
Приехали !
(“Бух !” )
Мы на санках едем в лес
Педагог: Вот мы и приехали в лес. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте мы
с вами присядем на полянку и полюбуемся красотой зимнего леса. (Просмотр
слайдов
5. Упражнение «Найди и назови» (Развитие зрительного внимания)
Дети присаживаются на ковер. Педагог помещает на доску наложенные друг
на друга изображения диких животных.
Педагог: Посмотрите ребята, кто же это нас на лесной полянке ожидает?
(Дети называют животных: медведь, лиса, заяц, волк, ежик, белка)
Педагог: Как мы называем этих животных?
Дети: Дикие животные
Педагог: Ребята, а кто мне поможет и расскажет, что происходит с дикими
животными зимой? Как они приспосабливаются к условиям суровой, русской
зимы? (Медведь и ежик ложатся в спячку, заяц меняет окраску с серой на
белую, белка – с рыжей на серую)
Педагог: Отлично! Я вами горжусь!
6. Игра «Прятки» (Образование относительных прилагательных)
Педагог помещает на мольберте наглядно-дидактическое пособие «Прятки»
Педагог: Посмотрите, кажется животные хотят поиграть с нами в прятки.
Педагог: Чья это голова? (Лисья)
Педагог: Чьи уши? (Заячьи)
Педагог: Чей хвост? (Волчий)
Педагог: Чьи лапы? (Медвежьи)
Педагог: Молодцы ребята, отыскали всех животных.
7. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная
разрядка) (под «марш»)
Педагог: А нам нужно двигаться дальше.
Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, Садятся и поглаживают ноги ладонями
снизу вверх.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
8. Согревалочка (речевая)
Педагог: Ребята, зимой обычно бывает холодно. Хотите, я научу вас как
согреться. Встаньте и слушайте меня:
Руки в кулачки сожмём
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмём,
Сильно на него нажмём.
9. Подбор однокоренных слов
Педагог: Посмотрите вокруг, я просто зачарованна зимним лесом, так и
хочется писать стихи. Я начну, вы продолжайте - доскажите слова в
стихотворении (подбор однокоренных слов): (Слайд)
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки – серебристые снежинки.
На посёлки, на лужок всё снижается снежок.
Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.
Словно в белый пуховик нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка – это девочка - снегурка.
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.
Педагог: Назовите слово, которое живет во всех словах, которые вы
произнесли?
Дети: Снег.
10. Дыхательное упражнение «Вьюга» (Звучит фонограмма зимней вьюги).
Педагог: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это? Может быть легкий
летний ветерок?
Дети: Нет. Это песенка зимней метели.
Педагог: Ребята, сейчас мы сами сможем устроить настоящую метель.
Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую
фольгу. Подбрасывать ее понемногу вверх, и дуть вместе с детьми так, чтобы
она порхала в воздухе.
Дети устраивают метель.
Педагог: Видите, ребята, погода стала портиться. Пора нам возвращаться в
детский сад
Педагог: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что понравилось?
Литература:
1.Малиоанова Е.Л. Развитие речевых способностей. Лексико-грамматическая
тема: «Зима». Конспекты занятий-М., книголюб, 2005-72с.
2.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. —
М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
3. М.С. РУЗИНА, С.Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр: Развивающие
игры и оригами для детей и взрослых.-СПб.: КРИСТАЛЛ.1997.