Автор: Сокольникова Алёна Семёновна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР д/с №5 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Покровск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект интегрированного НОД с использованием технологии проблемного обучения
Тема: "День детских изобретений"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием технологии
проблемного обучения
Возрастная группа: подготовительная (6-7)
Тема НОД: «День детских изобретений»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование познавательной активности и навыков звукового
анализа дошкольников в процессе обучения грамоте, развивать умение
делать сравнения, выводы, сопоставлять факты.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить с согласным звуком Ф, буквой Ф, упражнять в
дифференциации гласных, согласных звуков, твердого и мягкого звука Ф в
словах, звуков В, Ф, в умении определять местоположение данного звука в
слове, в умении узнавать букву Ф из ряда других букв.
- Активизировать и систематизировать представления об изобретениях и
изобретателях, путём постоянного поиска решений ряда проблем.
Развивающая:
- Развивать фонематический слух
- Развивать инициативность, самостоятельность, активность мышления,
наблюдательность, внимание, умение логически рассуждать.
Воспитательная: любознательность, целеустремлённость,
самостоятельность
Виды деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная.
Формы организации: групповая.
Методы и приёмы: беседа, поход в гости, создание проблемной ситуации,
рассуждение, сравнение, наблюдение, совместное решение проблемы.
Логопед: Добрый день, ребята. Я знаю, что на этой неделе вы с
воспитателями начали изучать тему о изобретателях. А сегодня 17 января мы
отмечаем День детских изобретений. Кто такие изобретатели? Как вы
считаете, легко ли быть изобретателем? Кто может стать изобретателем?
Каким должен быть изобретатель? (наблюдательный, внимательный, умный,
сообразительный, любознательный).
Логопед: Вы наблюдательны? Внимательны? Умны? Любознательны?
Значит, вы вполне можете быть изобретателями? Предлагаю вам сегодня
побыть в роли изобретателей. Согласны?
Но для начала я вам предлагаю узнать, как придумывают изобретатели свои
изобретения.
(Показ презентации.)
Логопед: Жил на свете человек. Не сейчас, а очень-очень давно. Когда еще
не проносились по воздуху огромные самолеты, и не плавали по морям
пароходы. Не было ни телефона, ни телевизора, ни ракет. И, кажется, ничего
такого чудесного и удивительного на свете тогда не было.
Однажды задумался древний человек, как можно согреть свое жилище и
придумал…что, думаете, он придумал? (ответы детей)
Логопед: Правильно, костер. Этот костер не только согрел его жилье, но и
улучшил питание древнего человека. Каким образом? (ответы детей)
Логопед: Конечно, ребята. Человек понял, однажды, поджарив кусочек мяса
на костре, что еда становится намного вкуснее, если его сварить. В жилище
его потеплело, а снаружи было по-прежнему холодно. Как вы думаете, что
придумал человек, чтобы защитить своё тело от холода? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята, правильно. Он накинул на себя шкуру убитого
зверя, чтобы согреться. А глядя на свирепых и опасных зверей вокруг, он
однажды придумал и изобрёл…. Что же он изобрёл? (ответы детей)
Логопед: Однажды увидел человек, как плетёт паук свою паутину.
Задумался человек и изобрёл…(Ответы детей)
Что же помогло древнему человеку сделать открытия? (природа)
Для чего человек придумал эти предметы? (чтобы облегчить себе жизнь)
Логопед: Шли годы, человек умнел, становился всё более внимательным и
наблюдательным и, глядя на зверей, птиц, животных и растения придумывал
одно изобретение за другим.
Я предлагаю вам подумать, что мог придумать человек, глядя на эти объекты
природы (птица, одуванчик, рыба, гусеница, утка, комар) (самолёт,
парашют, подводная лодка, поезд, лодка, шприц)
Как вы думаете, ему жить стало легче после того, как он изобрёл эти вещи
или труднее? (ответы детей)
Логопед: Делаем вывод: Для чего человек придумал эти предметы? (чтобы
облегчить себе жизнь)
А теперь я покажу вам другие картинки (показывает картинки)
Логопед: вы посмотрите на них, подумайте и скажите, что напоминают вам
эти картинки? (Варенье, качели, лошадка, индюк, блинчик, лопатка, иголка,
чашечка, грибок, гармошка)
Логопед: Конечно, ребята, мы каждый день слышим эти слова – названия
упражнений для языка и губ. Для чего человек придумал эти упражнения?
Делаем вывод : для чего нужны упражнения? (чтобы тренировать свои
органы речи, мышцы языка и губ, чтобы красиво произносить все звуки речи
и красиво говорить)
Логопед: Выбирайте каждый себе одну картинку и выполните это
упражнение. Дети по одному выполняют любое упражнение, а другие
угадывают их и повторяют за ним.
Логопед: Я хочу вам рассказать сегодня о знаменитом мастере, умельце
и изобретателе Иване Петровиче Кулибине. Внимание на экран. (показ
презентации)
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств,
механизмов. И хотя это было очень много лет назад, мы помним об этом
человеке. Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, был
трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком. Над
некоторыми изобретениями он работал в течении всей своей жизни. Старался
сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, умел, всему учился
самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя
добрую память и много замечательных изобретений.
Одним из его удивительных изобретений были часы размером с куриное
яйцо, каждый час дверца в часах открывались, и золотые и серебряные
куколки показывали театральное представление.
Логопед: У нас сегодня на занятии тоже появится чудо-яйцо. (Достаёт
большой Киндер-Сюрприз из папье-маше)
Логопед: Оно, конечно, не покажет нам театральное представление, но в нём
мы найдём задание. Итак, в яйце нашлись 10 картинок: сараФан, Футболка,
коФта, Фокусник, Фонтан, шкаФ, Футболист, Флажок, телеФон, туФли.
Логопед: Они все такие разные, но что-то в них есть одинаковое. Как вы
думаете, о чём идёт речь? Звук Ф.
Логопед: Делаем вывод: слова звучат по-разному, но во всех словах
присутствует звук Ф. И так, ребята мы сегодня будем говорить о звуке Ф.
(Рассаживает детей за столы)
Логопед: Посмотрите, как я произношу этот звук Ф. Как вы считаете, при
произнесении звука Ф что-нибудь мешает выходу воздуха? (ответы детей)
Логопед: Следовательно, звук Ф гласный звук или согласный звук? Давайте
теперь проверим наше горлышко спит или вибрирует при произнесении
звука Ф? (дети тактильно проверяют, приложив руку к горлу).
Логопед: Правильно, горлышко спит, при произнесении звука Ф, поэтому
звук Ф будет звонким согласным или глухим? (Ответы детей
Логопед: Вы правы ребята – звук Ф глухой согласный. А еще он может быть
в словах твёрдым, и тогда мы его будем обозначать фишкой какого цвета? А
фишкой зелёного цвета мы обозначим звук мягкий звук Фь. Предлагаю
поиграть в игру «Внимательные ушки» (на дифференциацию звуков Ф и ФЬ)
Логопед: Я называю слова, а вы определяйте, какой там звук слышится:
твёрдый или мягкий и поднимаете соответствующую фишку. (У детей
фишки, дети определяют на слух твёрдость и мягкость согласного звука Ф
в словах и поднимают соответствующего цвета фишку
Логопед: Давайте вернёмся к изобретателю Кулибину, что же еще он
изобрёл? Изобрел он ещё, ребята, телегу самокатку – впоследствии из этой
телеги появился велосипед. А современные изобретатели уже доработали и
появилась такая чудо-техника – вьезжает машина на дистанционном
управлении. На машине задание в виде полоски из трёх окошечек)
Логопед: Что обозначает данная полоска из трёх окошечек? (Схема слова,
где первое окошечко – начало слова, второе – середина слова и третье
окошечко – конец слова)
Логопед: Слушайте задание: У вас на столах лежат Где слышится звук Ф (в
начале, в середине или конце слова). Из наших заданий мы узнали и делаем
вывод: что звук Ф может быть в слове в разных местах: и в начале, и в
середине и в конце.
При письме и чтении звук Ф обозначается буквой Ф. Чтобы запомнить, как
выглядит буква Ф, надо изобразить своим телом букву Ф,
Физминутка - Дети ставят руки на пояс, изображая букву Ф. Логопед
предлагает каждому изобразить другие знакомые буквы, а остальные
догадываются, что за буква.
Логопед: А чтобы еще лучше запомнить, как пишется буква Ф, сделаем
задание «Зачеркни букву Ф». Надо быть очень внимательными, чтобы не
пропустить ни одну букву Ф и не зачеркнуть лишнюю букву. (У каждого
задание на листочках, где в 2 ряда напечатано много разных букв и среди
них – буквы Ф. Задача детей – зачеркнуть только буквы Ф в ряду).
Логопед: На предыдущем занятии мы проходили звонкий согласный звук В.
звук В в письме обозначается буквой В. Ребята, подумайте хорошо и
ответьте, каким образом можно букву В превратить в букву Ф? (У детей на
столах листочки А5 с буквой В и дети пробуют, предлагают свои версии.
Если дети не смогут догадаться, загадать загадку о ножницах. Дети
«превращают» букву В в букву Ф, разделив ножницами и приложив детали
друг к другу.)
Логопед: и так, мы уже знаем буквы Ф и В. Вы их не спутаете? Ну, тогда вам
новое задание (Показывает 2 коробки с буквами Ф и В )
Логопед: Внимательно послушайте задание. Я сейчас вам раздам картинки.
А вы должны назвав картинку, определить, какой звук в нём слышится В или
Ф. и положить свою картинку в соответствующую коробку.
(раздаёт закрытые конверты.)
Логопед: А теперь задание усложняется – как узнать, что внутри
изображено, не вынимая картинку? Назовите мне способ, с помощью
которого узнать, какая же картинка тут прячется. Дети называют свои
версии. Дети будут предлагать свои варианты
Логопед: Вам поможет в этом изобретение Кулибина. Внимание на экран.
Кулибин изобрёл фонарь, который впоследствии стал прожектором. (показ
на слайде)
Логопед: Как вам поможет изобретение Кулибина? Ответы детей. Логопед
раздаёт карманные фонарики, дети просвечивают фонариком картинки и
раскладывают по соответствующим коробкам.
Еще одно изобретение оптический телеграф, при помощи которого можно
было издалека подавать сигналы. Тем самым люди узнавали информацию без
слов. А я предлагаю вам стать изобретателями и придумать способ передачи
информации без слов. Как, интересно, это можно сделать? Прослушать
ответы детей
Логопед: Конечно, ребята, можно нарисовать, а есть еще один способ – при
помощи наших помощников – пальчиков. Например, догадайтесь, что я хочу
вам сказать? (логопед жестом, при помощи пальцев показывает на себя,
потом на детей и прощается, машет рукой).
Логопед: Да, ребята, пришло время нам с вами попрощаться. Что нового вы
узнали сегодня? (Ответы детей)
Логопед: Что вы уже знали, но вспомнили? (Ответы детей)
Логопед: Что сегодня вас удивило? Чему радовались? А я радовалась тому,
что вы оказались и умными, и внимательными, и наблюдательными, как
настоящие изобретатели и я хочу вас посвятить в юные изобретатели
подарить вам такие медали. (Одевается медаль каждому участнику, дети
прощаются)