Автор: Кононова Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №88(корпус 2)
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: эссе
Тема: что значит делать добро
Раздел: дошкольное образование
Познание начинается с удивления? Именно эту фразу я поставила в начале своих размышлений с
вопросом.
Чем старше мы становимся, тем труднее нас удивить. Но от этого не исчезает желание познавать.
Дети удивляются игрушкам, первому снегу, первому шагу. Вслед за удивлением у них появляется
желание понять : Что это? Откуда? Зачем?
В процессе взросления дети начинают удивляться более сложным вещам. Их начинают волновать
книги, фильмы, музыка, театры.
На мой взгляд, способность познавать мир через удивление- это тяжелый труд. Он по силам не
каждому. Ребенок нас не слышит, он нас видит. И если мы лежим на диване , проходим мимо
престарелых людей, не способных перейти дорогу самостоятельно, пинаем собаку, которая
попалась на пути, то сколько бы мы не вещали нашим чадам о добрых делах, пользы не будет. От
осинки, как известно, не родятся апельсинки.
Если взрослый не способен удивляться, значит, и ребенок не будет обладать умением.
Сейчас все привыкли ругать молодежь за то, что она не такая как мы : расчетливая, черствая,
жестокая, хамоватая. Но ведь это мы воспитываем нашу молодежь нашими словами, мыслями,
поступками, чудесами и удивлением. И прежде всего нашим отношением к жизни. Потребитель
рождает потребителя.
В наше непростое время взрослые думают о том, как заработать денег. Дети не запоминают,
сколько денег вложили в них родители. Они запоминают количество проведенных с ними минут,
часов, дней ,и самое главное, качество проведенного времени.
Да, не буду отрицать – деньги важны. Без денег нет жизни. Но деньги- это не вся жизнь. Деньги
нужно уметь грамотно тратить, отдавать. Отдавать все, что у тебя есть. Вот этому и нужно учить
наших детей.
Дети не могут зарабатывать деньги, но это не значит, что им нечего отдавать.
Вспомним тяжелые послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать разрушенное СВОЕ .
Дети не могли трудиться в полном объеме, и тогда они начинали помогать другим делать то ,что
им по силам. Возникло тимуровское движение, которое со временем сошло на нет. Стали жить
хорошо, каждый за себя, для себя. Вот в это момент и стала исчезать загадка удивления. Люди
трудились, не поднимая головы, не глядя по сторонам, не обращая внимания на тех, кто в силу
разных обстоятельств не смог за себя и для себя.
А ведь все гораздо проще , чем кажется на первый взгляд. Если мама, правильно воспитывая
своего сына , просит помочь донести из магазина тяжелую сумку с продуктами, то почему бы не
объяснить ребенку, что он вполне может помочь соседке, у которой нет сына. Рассказать, что она
будет гордиться своим ребенком, если его похвалят. Похвалили- удивился. Оказывается,
удивляться можно не только вещам, игрушкам. Удивляться можно поступкам , совершенным
другими, но главное удивление происходит самому себе, когда, делая доброе дело, совершая
нужный поступок, получаешь ощущение познания себя: Что я еще могу сделать? Это ли не
познавательный вопрос….
Именно в такой момент рождается личность, которая уже будет жить по своим правилам. Именно
добро порождает удачу, удивление, познание самого себя. Обратимся к Ветхому Завету:
« Возлюби ближнего своего как самого себя». Это не про эгоизм, как принято думать. Это про
личность , которая научилась ценить свое время , а значит, и время других, отдавая свои силы,
разделяя заботу с тем, кому она необходима. Личность, которая научилась за добрые дела любить
себя, удивлять других и познавать свои возможности. Если не умеешь любить себя, не за что, не
хочется, как тогда ты сможешь полюбить другого?
Работая в детском саду, мы учим детей любить себя, подсказывая и показывая, чему можно
удивиться, чем помочь, как относиться к себе и своему окружению.
И начинать будем с самого малого: с отношения к природе, животным, насекомым. Не рвать
листья, не топтать траву, уступить в споре, отойти от обидчика, пожалеть того, кто нуждается.
Поделиться игрушкой, защитить того, кто не заслужено обижен. Это то малое удивление , которое
потом вырастает в огромную личностную волонтерскую помощь . В желание помогать постоянно,
просто так, без всяких условий. Это как наркотик в хорошем понимании этого слова. Не сделал
доброе дело сегодня, не получил порцию удивления , начинается «ломка»- потребность завершить
день с пользой. Это ли не познание…..
Давайте будем находить все новые способы удивлять себя, познавая мир других…..Ведь чем
старше мы становимся, тем больше для этого возможностей у нас появляется.