Автор: Шимкене Оксана Леонидовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ НШ Прогимназия
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: ВЗАИМОСВЯЗИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 5-8 ЛЕТ
Тема: Тетрадь взаимодействия
Раздел: дошкольное образование
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Г. Сургут
ТЕТРАДЬ №1
ВЗАИМОСВЯЗИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 5-8 ЛЕТ
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
МБОУ НШ «Прогимназия» (дошкольное отделение)
на 2023/2024 учебный период
Тематическое планирование работы воспитателя
период
Месяц
№
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
I
1
Осень.
с 01.09. 23г.
по 08.09.23г.
Овощи. Труд взрослых
на полях и огородах.
с 02.10. 23г.
по 06.10.23г.
Поздняя осень Лес.
Грибы и лесные
ягоды.
с 30.10. 23г.
по 03.11.23г.
2
Признаки осени.
с 11.09. 23г.
по 15.09.23г.
Фрукты. Труд взрослых
на полях и огородах.
с 09.10. 23г.
по 13.10.23г.
Домашние животные
и их детёныши.
Содержание
домашних животных.
с 07.11. 23г.
по 10.11.23г.
3
Деревья осенью.
с 18.09. 23г.
по 22.09.23г.
Насекомые. Подготовка
насекомых к зиме.
с 16.10. 23г.
по 20.10.23г.
Дикие животные и их
детёныши.
Подготовка животных
к зиме.
с 13.11.23г.
по 17.11.23г.
4
Игрушки.
с 25.09. 23г.
по 29.09.23г.
Перелётные птицы,
водоплавающие птицы.
Подготовка птиц к
отлёту.
с 23.10. 23г.
по 27.10.23г.
Осенние одежда,
обувь, головные
уборы.
с 20.11. 23г.
по 24.11.23г.
5
Закрепление. Осень.
Осенние месяцы.
Деревья, птицы.
Фрукты, овощи.
с 27.11. 23г.
по 01.12.23г.
Сентябрь, 1 – я неделя
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Осень
с 01.09. 23г.
по 08.09.23г.
1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень» за прошлый год. Четко проговорите с
ним выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет об осени все, что знает. Если он
затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными
предложениями. Например:
— Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила.
— Наступила осень.
— Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.
— Листья на деревьях стали красными и желтыми.
2. Продолжайте работу над темой «Осень». Во время прогулки в сквере, парке, за городом
предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них.
Помогите ребенку запомнить приметы осени:
•
стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
•
листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
•
исчезли насекомые;
•
собираются в стаи и улетают на юг птицы;
•
дни стали короче — а ночи длиннее;
•
с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
•
люди стали теплее одеваться;
•
дети пошли в школу.
3.
Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с
ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях
стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через
тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья
для изготовления аппликации.
4.
Предложите ребенку послушать, а затем выучить стихотворение Л. Разводовой «Озорники».
ОЗОРНИКИ
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь —
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
5. Предложите ребенку сделать упражнение «Осенью».
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем
вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках,
Долго дождик будет плакать, держа руки на поясе.
Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идем по кругу с высоким подниманием колена.
Поднимай повыше ноги.
6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе
прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.
7. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах
осени говорит писатель.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи». 5-6 летние стр.300, 6-7 летние стр.470.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» 5-6 летние стр.316, 6-7 летние стр.485.
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вторник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Среда
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Четверг
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пятница
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь, 2 – я неделя
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Признаки осени
с 11.09. 23г.
по 15.09.23г.
Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость,
тучи, урожай, сад, деревья, кусты, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора.
Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются,
хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, желтеют, вянут.
Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, , дальний, трудный,
богатый, длинная, короткий, хмурая, сырая, голые, печальная.
Подбирать признаки.
Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья (какие?),
Погода(какая?),
Небо(какое?)…
Подбирать действия.
Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Подбирать предметы к признакам.
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…
Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…
Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…
Составьте рассказ про осень по плану.
После какого времени года наступает осень?
Назовите осенние месяцы.
Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?
Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?
Какие праздники отмечают осенью?
Стихи об осени.
А.С.Пушкин, «Унылая пора! Очей очарованье…». «уж небо осенью дышало…».
Ф.И.Тютчев, «Есть в осени первоначальной…».
А.Н.Плещеев, «Осень наступила, высохли цветы…».
А.А.Фет, «Осыпал лес свои вершины…».
А.К.Толстой, «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…».
Загадки об осени.
Пусты поля, мокнет земля
Дождь поливает. Когда это бывает?
Краса по лесу гуляет
И деревья раздевает.
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днём и ночью дождик льёт
Грязь и лужи у ворот.
Инструкция воспитателя
Выполняем движения
1.
Развитие общей моторики
Листья осенью тихо кружатся,
Дети кружатся, расставив руки в сторону.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Приседают
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево – вправо.
Будто опять закружиться хотят. (Н. Нищева)
Снова кружатся на носочках.
2.
Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал,
Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист осинки,
Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева)
Спокойно укладывают ладони на стол.
3.
Развитие артикуляционной моторики
Учимся широко и спокойно открывать рот
Бегемотик рот открыл,
Повторяем упражнение 3-5 раз.
Даём ребёнку время для отдыха и расслабления.
Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота
Подшутить над ним охота.
Учимся делать упражнение «Улыбка - трубочка»
За бананом потянулись
Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в
таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы
вперёд, задерживаем на такое же время. Зубы при
выполнении упражнения сжаты. Даём ребёнку время
для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение
3-4 раза.
И, конечно, улыбнулись -
То слонёнок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
Учимся делать упражнение «Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный
язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Убираем язычок. Даём время для отдыха и
расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
4.
Развитие мимических мышц
Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко.
Улыбнулись, обрадовались
Но вдруг набежала тучка.
Нахмурились, огорчились
Но вытер унёс тучки, и вы снова……
Улыбнулись, обрадовались
5.
Подвижное упражнение «Туман»
Туман повис клоками в саду и во дворе.
Дети присели на корточки, выполняют ритмичные
удары ребром ладони и кулачками по полу.
Поймать туман руками решил я на заре.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Я взял его ладошкой и крепко сжал.
Медленно крепко сжимают кулачки.
Но прыткий он как кошка.
«Бегают» пальчики по полу.
Он взял…. и убежал.
Висит туман над речкой и дышит как живой,
Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в
сторону.
Как белая овечка с кудрявой головой.
Смыкают руки над головой.
И маленькие рожки на этой голове.
Показывают «рожки».
Но поутру остались лишь капли на траве…
(Н. Нищева)
Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
6.
Развитие лексико – грамматических процессов
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».
Небо осенью (какое?) - ………….. (хмурое, серое, унылое).
Солнце осенью (какое?) …………. (тусклое, неяркое).
Ветер осенью (какой?) .………….. (холодный, резкий).
Дождь осенью (какой?) …………… (проливной, холодный).
Листья осенью (какие?)……………(жёлтые, пожухлые).
Осенью листья (что делают?)………..(краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружаться,
шуршат).
Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью
уменьшительно – ласкательных суффиксов).
Туча - …….(тучка).
Солнце -…..(солнышко).
Дождь - …… (дождик).
Ветер - ……. (ветерок).
Лист - …….(листочек).
Упражнение «С какого дерева лист?» (на образование относительных прилагательных).
Лист берёзы - ………(берёзовый).
Лист рябины - …….. (рябиновый).
Лист осины - ……… (осиновый).
Лист дуба - ………… (дубовый).
7.
Развитие связной речи
•
Пересказ рассказа с опорой на вопросы и картинки.
•
Чтение рассказа С. Воронина «Моя берёза. Осенью».
•
Н. Сладков «Осень на пороге»
•
В. Зотов «Дуб», «Клён».
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи». 5-6 летние стр.300, 6-7 летние стр.470.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» 5-6 летние стр.316, 6-7 летние стр.485.
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вторник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Среда
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Четверг
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пятница
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь, 3 – я неделя
Деревья осенью
с 18.09. 23г.
по 22.09.23г.
Игра «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут сосны и ели, то это лес какой? - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то это лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то это лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.
Почему они так называются?
Игра «Чьи плоды?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели.
Игра «Про какое дерево я говорю?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
Игра «Чей лист?»
Лист осины - осиновый
Лист дуба - дубовый
Лист берёзы – берёзовый Лист рябины -
рябиновый
Лист клёна - кленовый
Иголки сосны – сосновые
Игра «Посчитай» Одна берёза, две
берёзы, три берёзы, …, пять берёз. Один дуб, два дуба, три дуба, …,
пять дубов. Одна сосна, две сосны, три сосны, …, пять
сосен. Один клён, два клёна, три клёна, …, пять клёнов.
Одна осина, две осины, три осины, …, пять осин. Одна рябина, две
рябины, три рябины, …, пять рябин. Одна липа, две липы, три липы, …, пять
лип. Одна ива, две ивы, три ивы, …, пять ив.
Один ясень, два ясеня, три ясеня, …, пять ясеней.
Игра «Один - много»
Одна берёза – много берёз; один дуб – много
дубов; один клён – много клёнов;
одна рябина – много рябин; одна сосна – много
сосен; одна осина – много осин;
одна липа – много лип.
.
Игра «Назови ласково»
Тополь — тополёк,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка),
берёза — берёзка (берёзонька),
рябина — рябинка (рябинушка),
ёлка — ёлочка,
сосна — сосенка,
клён — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
«Скажи со словом «осенний» (с мячом). -
Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы
повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.
лист – …осенний лист ветка – …
осенняя ветка дерево – …
осеннее дерево лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща букет – …
осенний букет.
«Подбери слова - действия»
Цель: развивать умение подбирать слова - действия.
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ;
дерево ... ; корни ... ; ветви ... . береза (что делает?) – …
«Подбери слова - признаки».
Цель: упражнять детей составлять предложения, подбирать прилагательные.
На опушке выросла (какая?) … сосна.
У нее (какой?) …. ствол.
Только вверх растут (какие?) … ветки.
На (каких?) … ветках висят (какие?) …. шишки.
(Какой?) … запах (чей?) … хвои целебен (для кого?) ….
«Опиши дерево (кустарник)».
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по вопросам.
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи». 5-6 летние стр.300, 6-7 летние стр.470.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» 5-6 летние стр.316, 6-7 летние стр.485.
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вторник
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Среда
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Четверг
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пятница
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сентябрь, 4 – я неделя
Игрушки
с 25.09. 23г.
по 29.09.23г.
1.
Повторите задание «Игрушки» за прошлый год. Проговорите выделенные слова и словосочетания.
2.
Рассмотрите с ребенком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для
активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?» Вы
бросаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребенок ловит мяч, образует словосочетание с
относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Мячик из резины. — Резиновый мячик.
Мишка из плюша. — Плюшевый мишка.
Пирамидка из дерева. — Деревянная пирамидка.
Ведерко из металла. — Металлическое ведерко.
3.
Предложите ребенку придумать рассказ о любимой игрушке по плану:
— Как называется игрушка?
— Какая она по цвету, размеру, форме, из каких частей состоит?
— Как с ней можно играть? Например:
• Это футбольный мяч. Он сине-красный, большой, круглый. С мячом можно играть в футбол.
4.
Работая над согласованием числительных с существительными, поиграйте с ребенком в игру «Два и
пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным
два;
ребенок ловит мяч,
произносит словосочетание с числительным
пять
и возвращает мяч вам.
Два кубика. — Пять кубиков.
Два мишки. — Пять мишек.
Два мяча. — Пять мячей.
Две куклы. — Пять кукол.
Две матрешки. — Пять матрешек.
Два ведерка. — Пять ведерок.
5.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова
ку-бик, мя-чик, кук-ла, миш-ка, ша-рик, ма-ши-на.
6.
Прочитайте ребенку стихотворение К. Кубилинскаса «Игрушки». Предложите перечислить и
сосчитать названия игрушек, прозвучавшие в нем.
ИГРУШКИ
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик,
Толстый мальчик,
Мишка,
Зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш упрямый,
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит.
Говорю я мишке, зайке,
Двум лошадкам,
Кукле Майке:
— Так упрямиться нельзя —
Папа с мамой
Нам друзья!
7. Загадайте ребенку загадку о
мяче.
Предложите сначала отгадать, а потом выучить ее.
Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:
•
«Моя любимая игрушка»;
• «Магазин игрушек»;
•
«Одень куклу»;
• «Подарок другу»;
•
«Опиши игрушку».
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи». 5-6 летние стр.300, 6-7 летние стр.470.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» 5-6 летние стр.316, 6-7 летние стр.485.
Инструкция воспитателя
Выполняем движения
1.
Развитие мелкой моторики «Игрушки»
Я люблю свои игрушки
Выполняют попеременно хлопки и удары
кулачками.
Киску, зайку и лягушку,
Загибают п одному пальцу на обеих руках, начиная с
больших, на каждое название игрушки.
Согнув указательные и средние пальцы, а остальные
сжав, показывают «киску».
Хлопают ладонями по столу.
Сжав ладони, показывают, как лает щенок.
Хлопают себя ладонями по бокам.
Выполняют попеременно хлопки и удары
кулачками.
Загибают пальчики на обеих руках.
«Возят» кулачками по столу.
Согнув указательные и средние пальцы, а остальные
сжав, показывая «киску».
Хлопают ладонями по столу.
Сложив ладони, показывают, как лает щенок.
Хлопают себя ладонями по бокам.
Заводного петушка
И пушистого щенка.
Мяу! Мяу! – киска плачет.
Ква – ква – ква! – лягушка скачет.
Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.
Ку – ка – ре – ку! – петушок.
Я люблю свои игрушки
И по долгу в них играю.
Киску, зайку и лягушку
На машине я катаю.
Мяу! Мяу! – киска плачет.
Ква – ква – ква! – лягушка скачет.
Гав! Гав! Гав! – кричит щенок.
Ку - ка – ре – ку! – петушок.
2.
Развитие артикуляционной моторики
Учимся делать упражнение «Вкусный мёд»
Знает это весь народ:
Широко открываем рот, острым кончиком языка
проводим по верхней губе слева направо о обратно.
Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
Любит мишка вкусный мёд.
Язычком губу оближет
И подсядет к мёду ближе.
Учимся делать упражнение «Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный
язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Убираем язычок. Даём время для отдыха и
расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Упражнение «Чья игрушка?»: Назови игрушки, указав, кому она принадлежит. (Это
Витин робот, Это Танина кукла. И т. д.)
Упражнение «Из чего – какой?» (для развития грамматического строя речи).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (Деревянная.)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (Железная.)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (Пластмассовая.)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (Резиновая.)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (Бумажная.)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (Плюшевая.)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (Стеклянная).
Упражнение “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые,
деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…
Упражнение «Назови ласково». Образование уменьшительно – ласкательной формы
существительных единственного числа.
Мяч – мячик, машина – машинка, кукла – куколка, собака – собачка, мишка – мишутка, пирамида –
пирамидка.
Упражнение «Один - много». Образование множественного числа существительных.
Мяч – (мячей).
Кукла – (кукол).
Кубик - (кубиков).
Мишка – (мишек).
Собачка – (собачек).
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Октябрь, 1 – я неделя
Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
с 02.10. 23г.
по 06.10.23г.
1.
Повторите с ребенком задание «Огород. Овощи» за прошлый год. Четко проговорите с ним
все выделенные слова и словосочетания. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем
плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит
известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета
(репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зеленого цвета
(салат, горох, зеленый лук). Сможет ли ребенок вспомнить название оранжевого овоща (морковь) и
фиолетового овоща (баклажан)?
2.
Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много» (вы называете овощ в единственном
числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же овощ во множественном
числе):
Огурец. — Огурцы.
Кабачок. — Кабачки.
Баклажан. — Баклажаны.
Помидор. — Помидоры.
3.
Можно поиграть с мячом в игру «Назови ласково»:
Помидор. — Помидорчик.
Морковь. — Морковочка.
Лук. — Лучок.
Горох. — Горошек.
4.
Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките его к
приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос:
— Какие овощи ты положишь в суп (борщ, щи, салат)?
5.
Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с
мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо.
Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч
вам. Например:
Сок из моркови. — Морковный сок.
Салат из свеклы. — Свекольный салат.
Икра из кабачков. — Кабачковая икра.
Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.
6. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:
— Как называется овощ?
— Где он растет?
— Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
— Что можно приготовить из него? Например:
• Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-
сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.
7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Вершки и корешки». Спросите, что он может
сказать о мужике и о медведе. Каким был каждый из них?
3.Развитие лексико-грамматических процессов
1.Игра «Прохлопай слово» - помидор, капуста, кабачок, петрушка, укроп. (определить сколько
слогов в слове)
2.Игра «Большой- маленький». Огурец-огурчик. Помидор, горох, свекла, морковь и т.д.
3.Составить описательный рассказ об овощах по плану: что это? Где растет? Какой имеет внешний
вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят?
Инструкция воспитателя
Выполняем движения
1.
Развитие общей моторики
Как – то вечером на грядке
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на
корточках сидит водящий с завязанными глазами.
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
Ну а ты иди искать.
2.
Подвижное упражнение
Мы вчера в саду гуляли,
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали.
Изображают, как копают яму и сажают в неё куст.
Яблони белили мы
Движение правой рукой вверх – вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребёнок.
Ведёт диалог.
Завели мы разговор:
- Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду
На каждое название фруктов загибают по одному
пальцу на обеих руках, начиная с больших.
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
3.
Развитие артикуляционной моторики
Учимся широко и спокойно открывать рот
Улыбается щенок,
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение.
Повторяем 3 – 4 раза.
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас
Учимся делать упражнение «Улыбка - трубочка»
За бананом потянулись
Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в
таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы
вперёд, задерживаем на такое же время. Зубы при
выполнении упражнения сжаты. Даём ребёнку время
для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение
3-4 раза.
И, конечно, улыбнулись -
То слонёнок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
Учимся делать упражнение «Лопатка»
Устала собачка и дышит устало.
Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный
язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.
Убираем язычок. Даём время для отдыха и
расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнёт, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
4.
Развитие мимических мышц
Хомячок надует щёчки,
Предлагаем малышу надуть щёки при закрытом рте
и подержать в таком положении 3- 5 секунд, а потом
выдохнуть расслабиться.
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щёчки тоже,
Хомячку сейчас поможем
5.
Развитие мелкой моторики «Капуста»
Тук! Тук! Тук! Тук!
Ритмичные удары ребром ладони по столу.
Раздаётся в доме стук
Мы капусту нарубили,
Перетёрли,
Хватательные движения обеими руками.
Указательный и средний пальцы трутся о большой.
Посолили
И набили плотно в кадку.
Удары обеими руками по столу.
Отряхивают руки.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Октябрь, 2 – я неделя
Фрукты. Труд взрослых на полях и огородах.
с 09.10. 23г.
по 13.10.23г.
1.
Повторите с ребенком задание «Сад. Фрукты» за прошлый год. Пусть он проговорит выделенные
слова и словосочетания. Сможет ли он объяснить, что фруктами мы называем плоды, которые растут на
деревьях в саду?
2.
Предложите ребенку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик),
овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
3.
Поиграйте в игры с мячом «Один — много» и «Назови ласково», используя названия фруктов.
Например:
Лимон. — Лимоны.
Груша. — Груши.
Яблоко. — Яблоки.
Апельсин. — Апельсинчик.
Слива. — Сливка.
Яблоко. — Яблочко.
4.
Попробуйте придумывать с ребенком загадки-описания о фруктах. Например:
— Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон)
— Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива)
— Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)
5.
Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных в игре с мячом «Веселый
повар». Например:
Сок из яблок. — Яблонный сок.
Пюре из слив. — Сливовое пюре.
Запеканка из груш. — Грушевая запеканка.
6.
Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова:
ба-нан, пер-сик, гра-нат.
7.
Предложите ребенку сделать упражнение с массажным мячиком. Оно будет способствовать развитию
тактильных ощущений. Пусть ребенок зажмет мячик сначала в правой руке и представит, что это слива;
потом упражнение повторяется левой рукой.
Сливу я держу в руке, Кладем мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,
Крепко сжимаем его.
Отпускаю, разжимаю Раскрываем ладонь.
И ладошками катаю. Катаем мячик между ладонями.
8.
Прочитайте ребенку рассказ Л.Толстого «Косточка».
Выясните, что он думает о поступке мальчика.
9. «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
в единственном и множественном числе.
Яблоко — яблочко — яблочки.
Груша — грушка — грушки.
Лимон —лимончик — лимончики.
Апельсин — апельсинчик — апельсинчики.
Мандарин — мандаринчик — мандаринчики.
Абрикос — абрикосик — абрикосики.
Аишня — вишенка — вишенки.
Банан — бананчик — бананчики.
10. «Один — много». Образование множественного числа существительных в именительном и
родительном падежах.
Яблоко — яблоки — яблок.
Груша — груши — груш.
Слива — сливы — слив.
Персик — персики — персиков.
Абрикос — абрикосы — абрикосов.
Вишня — вишни — много вишни (несколько вишен).
Апельсин — апельсины — апельсинов.
Лимон — лимоны — лимонов.
Фрукт — фрукты — фруктов,
11. «Посчитай фрукты». Образование существительных и прилагательных множественного числа
в именительном и родительном падежах.
Одно яблоко — два яблока — пять яблок.
Одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок.
Одна груша — две груши — пять груш.
Одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш.
Один банан — два банана — пять бананов.
Один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Инструкция воспитателя
Выполняем движения
1.
Развитие общей моторики
Будем мы варить компот,
Левую ладошку держат «ковшиком»,
правой имитируют помешивание в нем.
Загибают пальчики на правой руке, начиная
с большого.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Изображают апельсин – пальчики в кулаке.
Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
Пальцы сжаты в кулачки, кроме
указательного.
Загибают по одному пальчику на обеих
руках, начиная с мизинца.
Слив положим и песок.
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он - один.
Эта долька - для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка –кожура!
Сжимают и разжимают пальцы на обеих
руках.
Пальцы разжаты, напряжены и
расставлены в стороны.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто куда…
И.Демьянов
2.
Развитие мелкой моторики
Мы вчера в саду гуляли,
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали.
Изображают, как копают яму и сажают в неё
куст.
Яблони белили мы
Движение правой рукой вверх – вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор,
Имитируют удары молотком.
Стоят лицом в круг. В центр выходит один
ребёнок. Ведёт диалог.
Завели мы разговор:
- Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
- Дам в награду
На каждое название фруктов загибают по
одному пальцу на обеих руках, начиная с
больших.
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
3.
Развитие артикуляционной моторики
Учимся широко и спокойно открывать рот
Паровозик, паровоз,
Покажите, как нужно обе щёки, а потом
выпускать воздух из уголков рта слева или
справа.
Белый пар из – под колёс,
Яркий свет огромных фар,
Слева пар и справа пар.
Учимся делать упражнение «Улыбка - трубочка»
За бананом потянулись
Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в
таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем
губы вперёд, задерживаем на такое же время.
Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даём
ребёнку время для отдыха и расслабления.
Повторяем упражнение 3-4 раза.
И, конечно, улыбнулись -
То слонёнок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
Учимся делать упражнение «Котёнок лакает молоко»
Котёнок любит молоко:
Широко открываем рот, делает 4 – 5 движений
широким языком, как бы лакая молоко.
Закрываем рот. Убираем язычок. Даём время
для отдыха и расслабления. Повторяем
упражнение 3-4 раза.
Нальёшь – и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
4.
Развитие мимических мышц
Хомячок надует щёчки,
Предлагаем малышу надуть щёки при закрытом
рте и подержать в таком положении 3- 5 секунд,
а потом выдохнуть расслабиться.
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щёчки тоже,
Хомячку сейчас поможем
5.
Подвижное упражнение «Яблоня»
Яблоня! Яблоня!
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Где же твои яблоки?
В центре стоит один ребёнок – «яблоня».
Дети останавливаются, на каждую строку
загибают по одному пальцу на обеих руках.
Заморозил их мороз?
Или ветер их унёс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Опускают руки, пожимают плечами.
Эти слова произносят ребёнок – «яблоня».
Дети загибают по одному пальцу на обеих
руках, начиная с больших.
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унёс,
Не спалило их огнём,
Града не было с дождём,
Птицы их не поклевали……..
Дети оборвали!
Дети разбегаются, ребёнок – «яблоня» пытается
их запятнать.
11. Развитие фонетико-фонематических процессов
1.Игра «Поймай звук» - произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.
2.Определить место звука в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т.д. Закрепить ответ: звук
находится в начале слова.
3.Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему
характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный (воздух выходит
свободно, не встречает преграды, получается песенка).
12. Развитие лексико-грамматических процессов
1.Игра «Назови сок, варенье». Сок из яблок – яблочный. Варенье из яблок – яблочное. Груша,
апельсин, виноград, персик, абрикос.
2.Составить описательный рассказ о фруктах по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний
вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят?
3. Игра «Один – много» Апельсин – апельсины . И.т.д.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Октябрь, 3 – я неделя
Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.
с 16.10. 23г.
по 20.10.23г
1.
Вспомните вместе с ребенком все, что ему известно о
насекомых.
Побеседуйте о том, что
насекомые могут быть
полезными
(пчела, муравей, божья коровка) и
вредными
(комар, муха, бабочка-
белянка). Выясните, знает ли ребенок, почему осенью насекомые исчезают.
2.
Подготовьте с ребенком пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». Сначала просто
прочитайте ребенку рассказ. Затем задайте ему несколько вопросов:
—
О ком этот рассказ?
—
Что происходит с насекомыми осенью? И т. д.
Предупредите ребенка, что он будет пересказывать рассказ, и прочитайте текст еще раз.
• В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни
отложили яички и погибли, другие забрались в
какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не
встретишь проворных жужелиц. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или
погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.
3. Загадайте ребенку загадки или предложите поиграть в игру «Подскажи словечко».
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
(Шмель)
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
(Оса)
По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка!
А свернулась закорючкой.
(Гусеница)
ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Два пера, и три былинки,
И листочек, и травинку
В муравейник принесли
Работяги... (муравьи).
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у... (комара).
4.
Попробуйте вместе с ребенком составить рассказы о насекомых по плану:
—
Кто это?
—
Какого он (она) размера?
—
Какие части тела у него (у нее) есть?
—
Как он (она) передвигается?
—
Чем питается?
—
Приносит пользу или вред? Например:
•
Эта бабочка называется
крапивница.
Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая
головка с длинными усиками, две пары ножек и красивые шелковистые крылья коричневого цвета с
красными, желтыми, белыми и черными узорами. Крапивница хорошо летает. Бабочка питается
цветочной пыльцой. Гусеница бабочки питается листьями растений и наносит растениям вред.
5.
Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему придумать загадки-
описания о насекомых по образцу:
•
Это маленькое насекомое. У него круглое тело, маленькая головка с большими глазами и короткими
усиками, три пары ног. Надкрылья насекомого — красного цвета с черными точками. Под ними — пара
прозрачных крылышек. Насекомое хорошо летает. Оно приносит пользу, потому что уничтожает тлю.
Кто это? (Это божья коровка.)
6.
Выучите с ребенком четверостишия о насекомых. Покажите ребенку, как можно рассказать их
выразительно. Следите за правильностью произношения звуков.
Фигуристка водомерка
По воде, как по фанерке,
Пробежала, проскочила,
Даже ног не замочила.
Вот большое коромысло
Над речушкою зависло.
Стрекозу так называют.
Это каждый школьник знает.
Майский жук — как рыцарь в латах,
Очень страшный и усатый.
Жук над веткою кружит,
От жужжанья весь дрожит.
Зеленый кузнечик кобылкой зовется.
И стрекот кобылки в траве раздается.
А скачет кобылка как заводная.
Я более прыткой букашки не знаю.
Нектар и пыльцу собирает пчела.
С утра до заката у пчелки дела.
Пчела-хлопотунья, пчела-непоседа
Накопит нам меду на пасеке деда.
7.
Предложите ребёнку разделить названия известных ему насекомых на слоги:
ба-боч-ка, стре-ко-за,
му-ра-вей, ко-мар, му-ха, жу-же-ли-ца, гу-се-ни-ца.
8.
Пусть ребенок попробует произвести звуковой анализ слова
жук
с помощью вопросов:
—
С какого звука начинается слово жук?
—
Какой звук следует за первым?
—
Каким звуком слово жук заканчивается?
—
Сколько всего звуков в этом слове?
—
Сколько согласных звуков в слове?
—
Сколько гласных звуков?
—
Сколько слогов? Почему?
1. Какое слово самое длинное? Сколько слогов в каждом слове?
Комар, вода, укус, стрекоза. Оса, муха, гусеница, паук. Рой, муравейник, улей, шмель.
2. Какое слово отличается от других?
Муха, уха, муха, муха.
Комар, комар, пожар, комар.
Шмель, мель, шмель, шмель.
3. Что лишнее?
Жук, бабочка, муха, сорока. Летать, ползать, петь, жалить. Оса, пчела, шмель, паук.
4. Скажи наоборот Высоко — низко.
Далеко —... Уползать —... Темный — ... Маленький —…
6.
Упражнение «У меня есть, а у тебя нет…»:
У меня есть жук, а у тебя нет… (жука)
У меня есть бабочка, а у тебя нет … (бабочки)
У меня есть стрекоза, а у тебя нет… (стрекозы)
У меня есть насекомое, а у тебя нет… (насекомого)
6. Упражнение «Как передвигаются насекомые?»
Как передвигается кузнечик и кузнечики?
- Кузнечик прыгает, а кузнечики прыгают.
- Жук летает, а жуки летают.
- Муравей ползает, а муравьи ползают.
- Пчела летает, а пчелы летают.
- Бабочка порхает, а бабочки порхают.
7. Упражнение «Назовем ласково».
Муха - мушка, жук – жучок, таракан – тараканчик, пчела – пчёлка, стрекоза – стрекозка,
комар – комарик, муравей — муравьишка, гусеница – гусеничка.
8. Упражнение «Насекомые- великаны».
Употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.
Это не червяк, а червячище.
Это не шмель, а шмелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Октябрь, 4 – я неделя
Перелётные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту.
с 23.10. 23г.
по 27.10.23г.
1. Напомните ребенку, что одной из примет осени является отлет
перелетных птиц
в теплые края.
Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена
растений, скоро замерзнут водоемы, становится трудно добывать корм.).
2.
Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи,
журавли, дикие гуси, утки, лебеди.
3.
Помогите ребенку разделить названия этих птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова
утка.
• В этом слове четыре звука. Первый звук — [У], он гласный. Второй звук — [Т], он твердый согласный. За
ним следует звук [К], тоже твердый согласный. Последний звук — [А], гласный. В слове два слога,
потому что в нем два гласных звука.
4.
Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу;
ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.
Например:
У скворца... — скворчата.
У журавля... — журавлята.
У аиста... — аистята.
У грача... — грачата.
У утки... — утята.
У гуся... — гусята.
5.
Предложите ребенку отгадать загадки, а если появится желание — выучить их и потом загадать
друзьям.
Вдоль по берегу гуляет,
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица... (цапля).
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех.
Выгибает гордо шею.
Назови ее скорее!
(Лебедь)
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали
Чудо-птицы... (журавли).
Он гогочет и шипит.
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он — просто папа.
(Гусь)
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Ноябрь, 1 – я неделя
Поздняя осень Лес. Грибы и лесные ягоды.
с 30.10. 23г.
по 03.11.23г.
1.
Продолжаем работу над темой «Лесные ягоды. Грибы». Помнит ли ваш ребенок названия
грибов
и
лесных ягод?
Предложите ему поиграть в увлекательную игру: вы будете бросать друг другу мяч, называя
при этом грибы; победит тот, кто назовет гриб последним (боровик, подосиновик, подберезовик, моховик,
масленок, волнушка, сыроежка, лисичка, рыжик, груздь). Так же можно поиграть, называя ягоды (малина,
черника, голубика, брусника, морошка, рябина, клюква, земляника, ежевика).
2.
Попробуйте вместе с ребенком разделить названия грибов и ягод на слоги,
бо-ро-вик, по-до-си-но-
вик, под-бе-ре-зо-вик, мо-хо-вик, мас-ле-нок, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, ли-сич-ка, ры-жик,
груздь; ма-ли-на, чер-ни-ка, го-лу-би-ка, брус-ни-ка, мо-рош-ка, ря-би-на, клю-ква, зем-ля-ни-
ка, е-же-ви-ка.
3.
Кстати, выясните, почему в слове груздь только один слог (потому что в нем один гласный звук).
4.
Проверьте, как развиты память и фонематический слух вашего ребенка. Назовет ли он гриб и ягоду,
названия которых начинаются со звука [Б]? Это боровик и брусника. Сможет ли вспомнить названия грибов
и ягод, начинающиеся со звука [М]? Это моховик, масленок, малина, морошка.
5.
Помогите ребенку составить рассказы-описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.
РАССКАЗ О ГРИБЕ
—
Как называется этот гриб?
—
Он съедобный или несъедобный?
—
Как выглядит ножка гриба?
—
Какая у него шляпка?
—
Что можно из него приготовить?
РАССКАЗ О ЛЕСНОЙ ЯГОДЕ
—
Как называется ягода?
—
Где она растет?
—
Какая она на вид, на вкус, по запаху?
—
Что из нее готовят?
•
Это
подосиновик,
съедобный гриб. Он растет в березовом, осиновом или еловом лесу. У него толстая
прямая ножка с серым налетом и крепкая оранжевая шляпка. Из него можно приготовить жаркое или
сварить суп, его можно мариновать.
•
Это
малина.
Она растет в лесу на высоких кустах. Она красная, овальная, мягкая, сочная, душистая. Из
нее можно сварить малиновое варенье, приготовить желе, компот, джем.
6.
Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов. Знает ли он,
как называется варенье из земляники (земляничное),
желе из малины (малиновое),
джем из черники
(черничный), повидло из брусники (брусничное), компот из ежевики (ежевичный).
7.
Выучите с ребенком и используйте в качестве физкультурной паузы во время домашних занятий
следующее упражнение.
ЗА ГРИБАМИ
Все зверушки на опушке
Маршируем на месте.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы.
Рыжики срывали.
Лисички бежали
Бежим, собирая воображаемые грибы.
Лисички собирали
.
Скакали зайчатки
,
Скачем на прямых ногах, собирая воображаемые грибы.
Срывали опятки
.
Медведь проходил
Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.
Мухомор раздавил
.
8. Подберем слова одной семейки, к слову, гриб.
- Как ты назовешь маленький гриб? (Грибок)
- А как можно назвать очень большой гриб? (Грибище)
- Как называют суп из грибов? (Грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (Грибник)
- Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают
грибы? (Грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (Грибочек)
9. «Четвертый лишний».
1. Подосиновик, лисичка, мухомор, опёнок.
2. Черника, сыроежка, малина, земляника.
3. Боровик, волнушка, клюква, подберёзовик.
4. Малина, клубника, земляника, брусника.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Ноябрь, 2 – я неделя
по 10.11.23г.
1.
Предложите ребенку вспомнить названия
домашних животных
(корова, лошадь, собака, кот, коза,
свинья, овца, кролик). Знает ли он, почему они называются домашними? (Приносят человеку пользу, а
человек за ними ухаживает.)
2.
Помогите ребенку разделить названия домашних животных на слоги, а затем назвать сначала
животных, в названиях которых один слог (кот, конь, бык), потом животных, в названиях которых два слога
(кро-лик, ов-ца, ба-ран, ко-за, лошадь, свинь-я), три слога (ко-ро-ва, со-ба-ка).
3.
Сможет ли ребенок сделать звуковой анализ слова
кот?
• В
слове три звука. Первый — согласный твердый звук [К], второй — гласный звук [О], третий — согласный
твердый звук [Т]. В слове один слог, потому что в нем один гласный звук.
4.
Выясните, помнит ли ребенок названия детенышей домашних животных? Поиграйте с ним в игру «У
кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете домашнее животное; ребенок ловит мяч, называет
детеныша или детенышей этого животного и возвращает мяч вам.
У козы — козленок (козлята).
У кошки — котенок (котята).
У крольчихи — крольчонок (крольчата).
У свиньи — поросенок (поросята).
У собаки — щенок (щенята).
Домашние животные и их детёныши. Содержание домашних животных.
с 07.11. 23г.
У овцы — ягненок (ягнята).
У коровы — теленок (телята).
У лошади — жеребенок (жеребята).
5.
Предложите ребенку составить рассказ-описание о любом домашнем животном по плану:
—
Как называется животное?
—
Оно дикое или домашнее?
—
Какого оно размера?
—
Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?
—
Чем покрыто его тело?
—
Какую пользу приносит животное?
— Как называются его детеныши?
• Это
баран.
Баран — домашнее животное среднего размера. У него крепкое туловище, большая голова,
стройные ноги, коротенький хвостик. На голове у барана — толстые рога. Тело барана покрыто густой
кудрявой шерстью. Баран дает человеку мясо, шерсть, шкуру. Человек кормит барана сеном, травой.
Дети барана —
ягнята.
6.
Следующее задание позволит потренировать ребенка в образовании притяжательных прилагательных.
Предложите ему ответить на ваши вопросы:
—
Чей это хвост? (бараний, овечий, козий, коровий)
—
Чья это голова? (баранья, овечья, козья, коровья)
—
Чье это ухо? (баранье, овечье, козье, коровье)
—
Чьи это рога? (бараньи, овечьи, козьи, коровьи)
7.
Выучите с ребенком и используйте в качестве физкультминутки следующее упражнение.
КОНИ
Кони пасутся гурьбой на лугу.
Я всех коней перечислить могу:
Черный как уголь. Белый как снег.
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый весь в яблоках, с гривой седой
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой.
Их посчитаем еще раз с тобой:
Черный как уголь. Белый как снег.
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый весь в яблоках, с гривой седой
Конь шоколадный, совсем молодой.
8.
Вспомните, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.
Для кролика - …. (крольчатник).
Для лошади - …. (конюшня).
Для коровы - ….. (коровник).
Для овцы - ….. (овчарня).
Для собаки - …(конура, будка).
9.
Упражнение «Кто как голос подаёт?».
Корова - …… (мычит).
Кошка - …… (мяукает).
Лошадь - ….. (ржёт).
Собака - …. (лает).
Овца - …… (блеет).
Свинья - ……. (хрюкает).
10. Игра «Угадай какое животное».
У этого животного ноги, копыта, хвост, рога.
У этого животного ноги, копыта, хвост, грива.
У этого животного лапки, усы, хвост.
У этого животного щетина, хвост, пятачок.
Идем по кругу с высоким
подниманием колена.
На каждое название заги-
баем по одному пальцу на
обеих руках.
Опять идем по кругу.
Вновь загибаем пальцы.
11. Игра «Назови семью»
папа – конь, мама – лошадь, детеныш (и) – жеребенок (жеребята);
папа – бык, мама – корова, детеныш (и) – теленок (телята);
папа – кот, мама – кошка, детеныш (и) – котенок (котята);
папа – пес, мама – собака, детеныш (и) – щенок (щенята);
папа – боров, мама – свинья, детеныш (и) – поросенок (поросята);
папа – баран, мама – овца, детеныш (и) – ягненок (ягнята);
папа – козел, мама – коза, детеныш (и) – козленок (козлята);
папа – верблюд, мама – верблюдица, детеныш (и) – верблюжонок (верблюжата);
папа – осел, мама – ослица, детеныш (и) – осленок (ослята);
12. Игра «Чей, чья, чье?»
Хвост (чей?) собачий, кошачий, бараний, овечий, козий, коровий.
Голова (чья?) собачья, кошачья, баранья, овечья, козья, коровья.
Туловище (чьё?) собачье, кошачье, баранье, овечье, козье, коровье.
Рога (чьи?) бараньи, овечьи, козьи, коровьи.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Ноябрь, 3 – я неделя
по 17.11.23г.
Предложите
ребенку вспомнить
названия
диких животных
наших лесов (медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж,
рысь). Это можно сделать, используя уже известную вам игру с мячом. Вы бросаете друг другу мяч и
называете животных. Побеждает тот, кто назовет животное последним.
2.
Знает ли ребенок, что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище? А как
называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?» Она не только позволит проверить
уровень знаний ребенка по теме, но и поупражняет его в образовании притяжательных прилагательных.
—
Как называется жилище медведя?
—
Берлога.
—
Берлога — чье жилище?
—
Медвежье.
—
Как называется жилище лисы?
—
Нора.
—
Нора — чье жилище?
—
Лисье.
—
Как называется жилище волка?
—
Логово.
—
Логово — чье жилище?
—
Волчье.
—
Как называется жилище белки?
—
Гнездо.
—
Гнездо — чье жилище?
—
Беличье.
3.
Помогите ребенку разделить названия диких животных на слоги и назвать: сначала тех животных,
названия которых делятся на два слога (мед-ведь, ли-са, бар-сук, ка-бан, за-яц, бел-ка, бо-бер), а потом —
тех животных, названия которых содержат один слог (лось, еж, рысь).
4.
Проверьте уровень развития фонематического слуха вашего ребенка. Сможет ли он вспомнить
названия диких животных, начинающиеся с твердого согласного звука [Б] (бобер, барсук)
и мягкого
согласного звука [Б'] (белка)? Сумеет ли перечислить все названия, содержащие твердый согласный звук [К]
(кабан, волк, белка, барсук)?
5.
Об одном из диких животных ребенок должен составить рассказ-описание. Для составления рассказа-
описания предложите ему план:
—
Как называется животное?
—
Оно дикое или домашнее?
—
Хищное ли это животное?
—
Чем оно питается?
—
Какого оно размера?
—
Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?
—
Чем покрыто его тело?
—
Как называется его жилище?
—
Как называются его детеныши? Например:
• Это
лиса,
дикое животное. Лиса — хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса — животное
среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами,
быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы — нора. Ее
детеныши —
лисята.
6.
Предложите ребенку отгадать загадку-шутку о диких животных, а если появится желание, то и
выучить ее, чтобы потом загадать друзьям. Сможет ребенок определить, о скольких животных эта загадка?
Морда в белую полоску.
Лапу он сосет, как соску.
На колючках листья носит.
В серой шубке, если осень.
(Барсук, медведь, еж, заяц)
7.
Выучите с ребенком подвижное упражнение и используйте его в качестве физкультминутки во время
занятий.
ПАПА, МАМА И РЕБЕНОК
Волки вышли из-за елки
.
Идем по кругу, широко шагая,
Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.
с 13.11.23г.
На охоту вышли волки
.
. говорим низким голосом.
Волк, волчица и волчонок
—
Папа, мама и ребенок.
Три колючих колобка
Приседаем, сделав круглые спинки.
Притаились у пенька.
Еж, ежиха и ежонок
Двигаемся по кругу вприсядку.
—
Папа, мама и ребенок.
У лесной речушки хатка
,
Стоим лицом в круг, делаем из рук «крышу» над головой
.
Там бобриха и бобрятки.
Подкладываем руки под щеку
Папа-бобр их охраняет,
Идем по кругу, изображая, как плывет бобер.
Возле хатки он ныряет.
Три пушистых рыжих шкурки
Дружно вышли на прогулку.
Идем по кругу крадучись.
Лис, лисица и лисенок —
Папа, мама и ребенок.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Ноябрь, 4 – я неделя
Осенние одежда, обувь, головные уборы.
с 20.11. 23г.
по 24.11.23г.
1.
Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:
— Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы? (Одежда, обувь,
головные уборы должны соответствовать сезону и погоде.)
2.
Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложноподчиненные предложения. Пусть даст полные
ответы на вопросы:
— Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?
— Осенью я ношу резиновые сапожки, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги.
— Почему летом ты не носишь шубу?
— Я не ношу летом шубу, потому что жарко.
— Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?
— Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.
3.
Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова:
шап-ка. паль-то, бе-рет, са-по-ги,
крос-сов-ки, плащ.
4. А теперь пусть ребенок вспомнит названия одежды, начинающиеся с твердого согласного звука [П]
(пальто, платье, плащ), с твердого согласного звука [III] (шарф, шапка, шорты); названия обуви,
начинающиеся с твердого согласного звука [Б] (ботинки, босоножки), с твердого согласного звука [С]
(сапоги, сандалии); названия головных уборов, содержащие твердый согласный звук [К] (платок, шапка,
косынка, бейсболка).
5.
Проверьте, знает ли ребенок, как называются некоторые детали одежды. Это задание позволит
проверить соответствие уровня развития словаря ребенка возрастной норме. Поиграйте в игру «Подскажи
словечко».
В нем ношу платок, монетки,
Для сестренки две конфетки,
Болтик, гвоздь, один банан.
Назови его!
(Карман)
Нет у юбки и у майки,
Есть у платья и фуфайки.
У плаща их тоже два.
Догадались?..
(Рукава)
Есть, ребята, он у куртки.
Мне он нужен на прогулке.
От дождя спасает он.
Что же это?
(Капюшон)
Кроссовки из кожи. – Кожаные кроссовки.
Тапки из вельвета. – Вельветовые тапки.
Ботинки из замши. – Замшевые ботинки.
Сапоги из резины. – Резиновые сапоги.
Логопедические пятиминутку.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.303.
Дидактический материал к занятию.
Н.В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи» стр.341.
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Ноябрь, 5 – я неделя
Закрепление. Осень. Осенние месяцы. Деревья, птицы. Фрукты, овощи.
с 27.11. 23г.
по 01.12.23г.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени:
- Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
- Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.
- Начался листопад.
- Исчезли насекомые.
- Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
- Дни стали короче, а ночи длиннее.
- С полей и из садов убирают урожай.
- Люди стали теплее одеваться.
- Дети пошли в школу.
Подбирать действия.
Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Подбирать предметы к признакам.
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…
Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…
Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…
Дидактическая игра «Повтори не ошибись».
Сентябрь-октябрь.
Октябрь-сентябрь.
Сентябрь-октябрь-ноябрь.
Октябрь-сентябрь-ноябрь.
Ноябрь-сентябрь-октябрь.
- Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)
- К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)
- Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)
- Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)
- Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)
- Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)
- Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)
- Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)
- А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)
- Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)
Дидактическая игра «Назови лишнее слово».
Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)
Дидактическая игра «К нам пришла осень».
Мы ждали ... (осень).
Долго не было ... (осени).
Мы рады ... (осени).
Мы одеваемся тепло ... (осенью).
Мы поем песни об ... (осени).
Мы любим ... (осень).
Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».
Небо (какое?) – ... (осеннее).
Ветер (какой?) – ... (осенний).
Аллея (какая?) – ... (осенняя).
Погода (какая?) – ... (осенняя).
Лес (какой?) – ... (осенний).
Дождь (какой?) – ... (осенний).
Солнце (какое?) – ... (осеннее).
День (какой?) – ... (осенний).
«Составь предложение» (работа с деформированными предложениями).
Дует, осень, ветер, холодный.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
Земля, трава, на, увядает.
Желтеют, на, листья, деревья.
«Назови ласково».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица
— птичка.
«Один — много».
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ —
овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
«Скажи со словом "осенний"».
Согласование существительного и прилагательного.
Небо (какое?) — осеннее.
Ветер (какой?) — осенний.
Аллея (какая?) — осенняя.
«Один — много».
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных
Наступил осенний день — наступили осенние дни.
На дереве желтый лист — на деревьях желтые листья.
Плывет темная туча — плывут темные тучи.
Стоит большое дерево — стоят большие деревья.
Идет холодный дождь — идут холодные дожди.
Дует сильный ветер — дуют сильные ветры.
Висит теплая куртка — висят теплые куртки.
Летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Поиск антонимов «Скажи наоборот».
Осень ранняя — осень поздняя.
День весёлый — день грустный.
День солнечный — день пасмурный.
Облако белое — туча чёрная.
Погода холодная — жаркая.
«К нам пришла осень» (отработка падежных окончаний).
Мы ждали … (осень)
Долго не было … (осени)
Мы рады… (осени)
Мы одеваемся тепло … (осенью)
Мы поем песни об … (осени)
Мы любим … (осень)
Поиск соответствующего понятия.
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
Школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
Листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
Цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
Птицы улетают (куда?) — ... ;
Звери делают на зиму (что?) — ... ;
Люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
Игра «Ответь на вопросы».
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
Образец:
Ветер (что делает?) – дует.
Ветер (что сделает?) – подует.
Ветер (что делал?) — дул.
Ветер (что будет делать?) – будет дуть.
Игра «Назови правильное слово».
Окончания глаголов выделяем голосом.
Образец: Ветер дует, а ветры дуют.
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди ….
Цветок увядает, а цветы ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи ….
Индивидуальная работа
Фамилия, имя ребенка
Примечания
Понедельник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Вторник
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Среда
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Четверг
1.
2.
3.
3.
5.
6.
Пятница
1.
2.
3.
3.
5.
6.