Напоминание

"Условия правильного произношения"


Автор: Смирнова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад №13
Населённый пункт: Город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Условия правильного произношения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Смирнова Татьяна Валентиновна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ДОУ детский сад №13

г. Рыбинск

«Условия правильного звукопроизношения»

(консультация для родителей)

Почему ребенок неправильно произносит звуки?

Родители очень много внимания уделяют подготовке ребенка к школе: учат

читать, считать, писать печатные буквы, но при этом пропускают развитие

грамотной связной речи с правильным звукопроизношением.

Сегодня предлагаю поговорить об условиях правильного

звукопроизношения.

Для того, чтобы правильно произносить звуки ребенок должен уметь точно

воспринимать их на слух. Эта способность называется РЕЧЕВЫМ СЛУХОМ.

Не путайте с физиологическим слухом, он чаще всего бывает нормальным.

Речевой слух дает ребенку возможность распознавать и различать звуки

между собой. У многих детей, которые не овладели правильным

произношением, речевой слух не развит. Они не могут оценить совпадает ли

их произношение с общепринятым, то есть неточно слышат то, что

произносят сами или произносят другие.

Следующим необходимым условием является правильное речевое

дыхание, а именно РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ. Он должен быть направлен в

определенное место речевого аппарата, ближе к выходу из ротовой полости.

Если речевой выдох нарушен, то звук получается неполноценным. Например

такой часто встречающий дефект, как горловой звук "Р" от части может быть

связан с нарушением речевого выдоха.

Для произношения конкретного звука нужна правильная артикуляция, а

именно НОРМАЛЬНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ. Она может

нарушаться из-за того, что мышцы не получают достаточного нервного

импульса. В этом случае речь звучит неряшливо, про такую речь говорят -

"каша во рту".

Еще одна причина - это АНАТОМИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ

ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕЧИ. Сюда можно отнести все виды

нарушения прикуса, аномалии строения языка, подъязычной

связки, дефекты

строения неба и т.д. Например, если у ребенка укороченная подъязычная

связка, то ему будет крайне сложно научиться

правильно произносить

шипящие звуки - "Ш", "Ж" и соноры - "Р", "Л".

Если все выше перечисленные условия соблюдены, то ребенок к 5-6 годам

САМОСТОЯТЕЛЬНО овладевает правильным произношением всех звуков

родного языка.

Для появления каждого звука есть свои возрастные нормы.

1-2 года - а о э п б м

2-3 года - и ы у ф в т д н г к х й

3-5 лет - с з ц ш ж ч щ

5-6 лет - р л.

Отдельно хочу остановиться на неблагоприятных способах произношения.

У ребенка сформировалось горловое ("французское") произношение звука

"Р", в этом случае нормативное произношение этого звука у него

самопроизвольно возникнуть не может. Есть риск того, что и другие звуки

будут формироваться дефектно.

Один и тот же звук постоянно заменяется на другой. Например "С" на "Ш"

вместо "собака" ребенок произносит "шобака", вместо "сумка" - "шумка" и

т.д. Это может указывать на недостаточно развитый речевой слух.

При произношении свистящих ("с", "з", "ц") и звука "л" язык ребенка

высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение

подвижности органов речевого аппарата.

Если вы обнаружили у своего ребенка один из неблагоприятных способов

произношения, то необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как

самостоятельно переучиться ребенок уже не сможет.

В заключении хотелось бы отметить, что неправильное звукопроизношение

должно быть устранено до начала школьного обучения. В противном случае

ошибки устной речи перейдут на письмо, и тогда уже придется устранять не

только нарушение устной, но и письменной речи.



В раздел образования