Автор: Смирнова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад №13
Населённый пункт: Город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Условия правильного произношения"
Раздел: дошкольное образование
Смирнова Татьяна Валентиновна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
ДОУ детский сад №13
г. Рыбинск
«Условия правильного звукопроизношения»
(консультация для родителей)
Почему ребенок неправильно произносит звуки?
Родители очень много внимания уделяют подготовке ребенка к школе: учат
читать, считать, писать печатные буквы, но при этом пропускают развитие
грамотной связной речи с правильным звукопроизношением.
Сегодня предлагаю поговорить об условиях правильного
звукопроизношения.
Для того, чтобы правильно произносить звуки ребенок должен уметь точно
воспринимать их на слух. Эта способность называется РЕЧЕВЫМ СЛУХОМ.
Не путайте с физиологическим слухом, он чаще всего бывает нормальным.
Речевой слух дает ребенку возможность распознавать и различать звуки
между собой. У многих детей, которые не овладели правильным
произношением, речевой слух не развит. Они не могут оценить совпадает ли
их произношение с общепринятым, то есть неточно слышат то, что
произносят сами или произносят другие.
Следующим необходимым условием является правильное речевое
дыхание, а именно РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ. Он должен быть направлен в
определенное место речевого аппарата, ближе к выходу из ротовой полости.
Если речевой выдох нарушен, то звук получается неполноценным. Например
такой часто встречающий дефект, как горловой звук "Р" от части может быть
связан с нарушением речевого выдоха.
Для произношения конкретного звука нужна правильная артикуляция, а
именно НОРМАЛЬНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ. Она может
нарушаться из-за того, что мышцы не получают достаточного нервного
импульса. В этом случае речь звучит неряшливо, про такую речь говорят -
"каша во рту".
Еще одна причина - это АНАТОМИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ
ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕЧИ. Сюда можно отнести все виды
нарушения прикуса, аномалии строения языка, подъязычной
связки, дефекты
строения неба и т.д. Например, если у ребенка укороченная подъязычная
связка, то ему будет крайне сложно научиться
правильно произносить
шипящие звуки - "Ш", "Ж" и соноры - "Р", "Л".
Если все выше перечисленные условия соблюдены, то ребенок к 5-6 годам
САМОСТОЯТЕЛЬНО овладевает правильным произношением всех звуков
родного языка.
Для появления каждого звука есть свои возрастные нормы.
1-2 года - а о э п б м
2-3 года - и ы у ф в т д н г к х й
3-5 лет - с з ц ш ж ч щ
5-6 лет - р л.
Отдельно хочу остановиться на неблагоприятных способах произношения.
У ребенка сформировалось горловое ("французское") произношение звука
"Р", в этом случае нормативное произношение этого звука у него
самопроизвольно возникнуть не может. Есть риск того, что и другие звуки
будут формироваться дефектно.
Один и тот же звук постоянно заменяется на другой. Например "С" на "Ш"
вместо "собака" ребенок произносит "шобака", вместо "сумка" - "шумка" и
т.д. Это может указывать на недостаточно развитый речевой слух.
При произношении свистящих ("с", "з", "ц") и звука "л" язык ребенка
высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение
подвижности органов речевого аппарата.
Если вы обнаружили у своего ребенка один из неблагоприятных способов
произношения, то необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как
самостоятельно переучиться ребенок уже не сможет.
В заключении хотелось бы отметить, что неправильное звукопроизношение
должно быть устранено до начала школьного обучения. В противном случае
ошибки устной речи перейдут на письмо, и тогда уже придется устранять не
только нарушение устной, но и письменной речи.