Напоминание

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Автор: Князева Любовь Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Детский сад №162"
Населённый пункт: Г. Магнитогорск, Челябинская область,
Наименование материала: Статья
Тема: НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Князева Любовь Константиновна

воспитатель

МДОУ ЦРР «Детский сад №162»

г. Магнитогорск, Челябинская область

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация:

в статье рассматривается проблема нравственно-

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Авторы представили этапы формирования нравственно-патриотического

направления у детей. Отмечается, что патриотического воспитание,

начатое в дошкольном возрасте, становится гарантией того, что дети

вырастут любящими свою родину, формируется чувства патриотизма и

ценностного отношения к своим историческим корням.

Ключевые

слова:

нравственно-патриотическое

воспитание,

дошкольное образование, патриотизм, исторические корни.

Согласно указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г.

№400 «О Стратегии национальной безопасности России» патриотическое

воспитание – главная цель российского образования. Однозначно работу по

патриотическому воспитанию нужно начинать с самого детства, ведь именно

в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине.

Основой

духовно-нравственного

и

гражданско-патриотического

дошкольника является культура общества, семьи и образовательного

учреждения. Ориентация родителей на духовно-нравственное и гражданское

воспитание – сегодня это социальная потребность нашего общества. Так как

первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей

дошкольного возраста.

Поэтому

нравственно-патриотическое

воспитание

одно

из

важнейших

звеньев

системы

воспитательной

работы

в

дошкольном

учреждении.

Один

из

возможных

удачных

путей

реализации

этого

направления – организация образовательной деятельности дошкольников на

основе деятельности музеев. Старшее поколение – родители, бабушки,

дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели

культуры и искусства и др. – оставили след в истории своей большой или

малой родины и, поэтому, так важно вести диалог с ушедшими поколениями.

Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для становления

основ патриотизма, когда, как кирпичики на фундамент, закладываются

нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству,

уважительное отношение к своим «корням» – старшему поколению, интерес

к истории и традициям родного края. Ребенок дошкольного возраста открыт

и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен, – все эти качества

позволяют воспитывать в нем маленького патриота своей страны.

Как объяснить ребенку, что такое Родина? В первую очередь, Родина

для

дошкольника – это его семья, его дом, улица, детский сад, родной край,

город.

Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд,

невозможно без приобщения к краеведческому компоненту. Каждая область,

каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные

особенности, свою уникальную историю, быт, природу, ремесла и традиции -

диапазон выбора соответствующего материала широк и обилен.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях

любовь к родному краю, к своей истории. Воспитывать чувство гордости за

достижения своей страны, любовь и уважение к своей армии, гордость за

мужество воинов прошлых лет, а также которые сражаются в настоящие

время, воспитывать и развивать интерес к доступным ребенку явлениям

общественной жизни.

Педагоги стараются учитывать, что воспитывать любовь к Родине,

родному краю – означает взаимосвязь воспитательной работы с социальной

жизнью, которая окружает дошкольника. Использование в работе педагога

наиболее интересных и результативных форм работы – прогулки, экскурсии,

наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности

(игровой, словесной, продуктивной и др.).

Для полноценного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного

воспитания детей дошкольного возраста:

‒ экскурсии и целевые прогулки. (Это могут быть экскурсии в

краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д.);

‒ рассказ воспитателя;

‒ наблюдение за изменениями, происходящими в своем родном краю;

‒ тематические беседы о родном городе, стране, ее истории;

‒ показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

‒ прослушивание аудиозаписей;

‒ ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка

и т. д.);

знакомство

с

творчеством

известных

поэтов,

художников,

композиторов;

‒ организация тематических выставок;

‒ участие в общественных и календарных праздниках;

‒ участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Таким

образом,

использование

данных

подходов

позволит

формировать

подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что

затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей

страны и своей Родины!

В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор

соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников

представление о том, чем славен родной край. И наша задача показать

ребенку,

что

родной

город

славен

своей

историей,

традициями,

достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Только в процессе совместной деятельности педагогов, детей и

родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и

привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице;

развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий:

родители – дети – детский сад; воспитанию уважения к людям труда;

формированию бережного отношения к родной природе и всему живому;

развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства

ответственности

и

гордости

за

достижения

Родины;

расширению

представлений о России, ее столице; знакомству детей с символами

государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую

позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и

будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к

близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится

на других людей: работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.

Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру,

представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности,

характер отношений между людьми. Добиться успеха в патриотическом

воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить

историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания,

которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так,

чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.

С учетом вышесказанного мы считаем:

1)

процесс

патриотического

воспитания

в

дошкольном

детстве

естественным образом связан с нравственным становлением личности

ребенка, в связи с этим в отношении дошкольников уместна терминология

«нравственно-патриотическое» воспитание;

2) основу данного процесса составляет педагогическое взаимодействие

взрослых и детей в семье и ДОО.

Мы, конечно, осознаем, что до семилетнего возраста ни одно

нравственное качество нельзя считать сформированным – мы говорим только

об

элементах

зарождающихся

качеств:

гуманизме,

трудолюбии,

самоуважении и патриотизме. Однако патриотического воспитание, начатое

в дошкольном возрасте, является некой гарантией того, что дети вырастут

любящими свою родину (начиная со своей семьи и заканчивая отечеством)

достойными гражданами своей страны. И главное – помнить: формирование

чувства патриотизма и ценностного отношения к своим историческим

корням – это важнейшее условие дальнейшего развития и процветания

современной

России.



В раздел образования