Автор: Князева Любовь Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Детский сад №162"
Населённый пункт: Г. Магнитогорск, Челябинская область,
Наименование материала: Статья
Тема: НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование
Князева Любовь Константиновна
воспитатель
МДОУ ЦРР «Детский сад №162»
г. Магнитогорск, Челябинская область
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация:
в статье рассматривается проблема нравственно-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Авторы представили этапы формирования нравственно-патриотического
направления у детей. Отмечается, что патриотического воспитание,
начатое в дошкольном возрасте, становится гарантией того, что дети
вырастут любящими свою родину, формируется чувства патриотизма и
ценностного отношения к своим историческим корням.
Ключевые
слова:
нравственно-патриотическое
воспитание,
дошкольное образование, патриотизм, исторические корни.
Согласно указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г.
№400 «О Стратегии национальной безопасности России» патриотическое
воспитание – главная цель российского образования. Однозначно работу по
патриотическому воспитанию нужно начинать с самого детства, ведь именно
в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине.
Основой
духовно-нравственного
и
гражданско-патриотического
дошкольника является культура общества, семьи и образовательного
учреждения. Ориентация родителей на духовно-нравственное и гражданское
воспитание – сегодня это социальная потребность нашего общества. Так как
первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей
дошкольного возраста.
Поэтому
нравственно-патриотическое
воспитание
–
одно
из
важнейших
звеньев
системы
воспитательной
работы
в
дошкольном
учреждении.
Один
из
возможных
удачных
путей
реализации
этого
направления – организация образовательной деятельности дошкольников на
основе деятельности музеев. Старшее поколение – родители, бабушки,
дедушки, знаменитые и известные земляки – ученые, военные, деятели
культуры и искусства и др. – оставили след в истории своей большой или
малой родины и, поэтому, так важно вести диалог с ушедшими поколениями.
Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для становления
основ патриотизма, когда, как кирпичики на фундамент, закладываются
нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству,
уважительное отношение к своим «корням» – старшему поколению, интерес
к истории и традициям родного края. Ребенок дошкольного возраста открыт
и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен, – все эти качества
позволяют воспитывать в нем маленького патриота своей страны.
Как объяснить ребенку, что такое Родина? В первую очередь, Родина
для
дошкольника – это его семья, его дом, улица, детский сад, родной край,
город.
Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд,
невозможно без приобщения к краеведческому компоненту. Каждая область,
каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные
особенности, свою уникальную историю, быт, природу, ремесла и традиции -
диапазон выбора соответствующего материала широк и обилен.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях
любовь к родному краю, к своей истории. Воспитывать чувство гордости за
достижения своей страны, любовь и уважение к своей армии, гордость за
мужество воинов прошлых лет, а также которые сражаются в настоящие
время, воспитывать и развивать интерес к доступным ребенку явлениям
общественной жизни.
Педагоги стараются учитывать, что воспитывать любовь к Родине,
родному краю – означает взаимосвязь воспитательной работы с социальной
жизнью, которая окружает дошкольника. Использование в работе педагога
наиболее интересных и результативных форм работы – прогулки, экскурсии,
наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности
(игровой, словесной, продуктивной и др.).
Для полноценного нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного
воспитания детей дошкольного возраста:
‒ экскурсии и целевые прогулки. (Это могут быть экскурсии в
краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д.);
‒ рассказ воспитателя;
‒ наблюдение за изменениями, происходящими в своем родном краю;
‒ тематические беседы о родном городе, стране, ее истории;
‒ показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
‒ прослушивание аудиозаписей;
‒ ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка
и т. д.);
‒
знакомство
с
творчеством
известных
поэтов,
художников,
композиторов;
‒ организация тематических выставок;
‒ участие в общественных и календарных праздниках;
‒ участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Таким
образом,
использование
данных
подходов
позволит
формировать
подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что
затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей
страны и своей Родины!
В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор
соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край. И наша задача показать
ребенку,
что
родной
город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Только в процессе совместной деятельности педагогов, детей и
родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и
привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице;
развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий:
родители – дети – детский сад; воспитанию уважения к людям труда;
формированию бережного отношения к родной природе и всему живому;
развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства
ответственности
и
гордости
за
достижения
Родины;
расширению
представлений о России, ее столице; знакомству детей с символами
государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую
позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и
будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к
близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится
на других людей: работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру,
представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности,
характер отношений между людьми. Добиться успеха в патриотическом
воспитании можно только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить
историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания,
которые будут действительно доступны детям дошкольного возраста, так,
чтобы они смогли вызвать у детей чувство восторга и гордости.
С учетом вышесказанного мы считаем:
1)
процесс
патриотического
воспитания
в
дошкольном
детстве
естественным образом связан с нравственным становлением личности
ребенка, в связи с этим в отношении дошкольников уместна терминология
«нравственно-патриотическое» воспитание;
2) основу данного процесса составляет педагогическое взаимодействие
взрослых и детей в семье и ДОО.
Мы, конечно, осознаем, что до семилетнего возраста ни одно
нравственное качество нельзя считать сформированным – мы говорим только
об
элементах
зарождающихся
качеств:
гуманизме,
трудолюбии,
самоуважении и патриотизме. Однако патриотического воспитание, начатое
в дошкольном возрасте, является некой гарантией того, что дети вырастут
любящими свою родину (начиная со своей семьи и заканчивая отечеством)
достойными гражданами своей страны. И главное – помнить: формирование
чувства патриотизма и ценностного отношения к своим историческим
корням – это важнейшее условие дальнейшего развития и процветания
современной
России.