Напоминание

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста


Автор: Сысолятина Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33
Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме

традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную

проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на

нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности

ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти

«себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно

стойких,

социально

адаптированных,

способных

к

саморазвитию

и

непрерывному

самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы

жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность

по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во

взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном

современном этапе.

Данный

факт

находит

своё

отражение

в

основных

федеральных

документах,

определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9

и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и

содержанию

образования,

которое

в

первую

очередь

должно

ориентироваться

на

адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и

создание условий для её самореализации.

Концепция

модернизации

российского образования

подчеркивает:

«Важнейшие

задачи

воспитания

формирование

духовности

и

культуры,

инициативности,

самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя

содержание

программ,

реализуемых в

ДОУ,

выделяет

несколько

направлений,

среди

которых важное место отводится социально личностному, включающему в себя задачи

развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру,

коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким

образом,

являясь

приоритетным, социально-личностное

развитие

детей

выводится

сегодня

в

ранг

стратегических

направлений

обновления

российского

образования,

в

том

числе

дошкольного,

и

непосредственно

связано

не

только

с

педагогикой,

но

и

психологией,

изучающей

влияние

социальной

среды

на

развитие

личности ребёнка.

Что подразумевается под социализацией?

Под

социализацией

понимают

интеграцию

человека

в

систему

социальных

отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации).

Социализация — рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных

норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социализация —

усвоение человеком социального опыта в процессе

образования

и жизнедеятельности,

посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия

ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства

системы общественных отношений.

Какая бывает социализация?

Первичная и вторичная.

Кто является агентами социализации: семья, детский сад, общество.

Социальное развитие (социализация)

процесс

усвоения

и

дальнейшего

развития

индивидом

социально-культурного

опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Который состоит из:

трудовых навыков;

знаний;

норм, ценностей, традиций, правил;

социальных

качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно

существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей,

педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям,

способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие

социальной

компетентности

важный

и

необходимый

этап

социализации ребенка

в общем процессе

усвоения им опыта общественной жизни

и

общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным.

Все

факты,

описывающие

случаи

вынужденной

изоляции

маленьких

детей,

так

называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными

людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения,

поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая

включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь

ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации

себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их

преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации

социально-личностного развития дошкольников?

Важнейшей

основой

полноценного

социально-личностного

развития

ребенка

является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том,

что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка

(поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают

и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми

доверительные

отношения; способствуют

развитию

у

ребенка

чувства

собственного

достоинства,

осознанию

своих

прав

и

свобод

(иметь

собственное

мнение,

выбирать

друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению

использовать личное время).

Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в

играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Взрослые

способствуют

развитию

положительного

отношения

ребенка

к

окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,

возраста,

личностного

и

поведенческого

своеобразия

(внешнего

облика,

физических

недостатков).

Взрослые

помогают

детям

понять,

что

все

люди

разные,

необходимо

уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания,

взгляды

в

общении,

игре,

совместной

деятельности.

Поощряют

проявления

доброжелательного

внимания,

сочувствие,

сопереживание.

Важно,

чтобы

у

ребенка

возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества

с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого

следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность,

направленную

на

создание

общего

продукта.

В

процессе

постановки

спектакля,

сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми

художественного

панно и др.

ребенок приобретает способность

ставить общие

цели,

планировать

совместную

работу,

соподчинять

и

контролировать

свои

желания,

согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства

ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности

ребенка.

Помогают

детям

распознавать

эмоциональные

переживания

и

состояния

окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои

эмоциональные

ощущения

и

переживания.

Для

этого

взрослые

вместе

с

детьми

обсуждают

различные

ситуации

из

жизни,

рассказов,

сказок,

стихотворений,

рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам

других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе

которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей,

сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать

различные

способы

разрешения

конфликтных

ситуаций,

договариваться,

соблюдать

очередность, устанавливать

новые

контакты.

Важным

аспектом социального развития

ребенка

в

дошкольном

возрасте

является

освоение

элементарных

правил

этикета

(приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с

элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно

обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Важно

создавать

условия

для

развития

бережного,

ответственного

отношения

ребенка

к

окружающей

природе,

рукотворному

миру:

ухаживать

за

животными

и

растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Цель

дошкольного

образования

разностороннее

развитие

и

социализация

воспитанника

раннего

и

дошкольного

возраста

в

соответствии

с

его возрастными

индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Вывод:

Социально-личностное

развитие

представляет собой

последовательный,

много аспектный процесс и результат социализации-индивидуализации в ходе которого

осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие,

утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Исполнитель: Сысолятина И.В.,

старший воспитатель



В раздел образования