Автор: Сысолятина Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33
Населённый пункт: город Артемовский, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме
традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную
проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на
нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности
ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти
«себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно
стойких,
социально
адаптированных,
способных
к
саморазвитию
и
непрерывному
самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы
жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность
по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во
взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном
современном этапе.
Данный
факт
находит
своё
отражение
в
основных
федеральных
документах,
определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9
и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и
содержанию
образования,
которое
в
первую
очередь
должно
ориентироваться
на
адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и
создание условий для её самореализации.
Концепция
модернизации
российского образования
подчеркивает:
«Важнейшие
задачи
воспитания
—
формирование
духовности
и
культуры,
инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя
содержание
программ,
реализуемых в
ДОУ,
выделяет
несколько
направлений,
среди
которых важное место отводится социально личностному, включающему в себя задачи
развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру,
коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким
образом,
являясь
приоритетным, социально-личностное
развитие
детей
выводится
сегодня
в
ранг
стратегических
направлений
обновления
российского
образования,
в
том
числе
дошкольного,
и
непосредственно
связано
не
только
с
педагогикой,
но
и
психологией,
изучающей
влияние
социальной
среды
на
развитие
личности ребёнка.
Что подразумевается под социализацией?
Под
социализацией
понимают
интеграцию
человека
в
систему
социальных
отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации).
Социализация — рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных
норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Социализация —
усвоение человеком социального опыта в процессе
образования
и жизнедеятельности,
посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия
ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства
системы общественных отношений.
Какая бывает социализация?
Первичная и вторичная.
Кто является агентами социализации: семья, детский сад, общество.
Социальное развитие (социализация)
процесс
усвоения
и
дальнейшего
развития
индивидом
социально-культурного
опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Который состоит из:
трудовых навыков;
знаний;
норм, ценностей, традиций, правил;
социальных
качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно
существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей,
педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям,
способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Развитие
социальной
компетентности
—
важный
и
необходимый
этап
социализации ребенка
в общем процессе
усвоения им опыта общественной жизни
и
общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным.
Все
факты,
описывающие
случаи
вынужденной
изоляции
маленьких
детей,
так
называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными
людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения,
поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая
включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь
ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации
себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их
преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации
социально-личностного развития дошкольников?
Важнейшей
основой
полноценного
социально-личностного
развития
ребенка
является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том,
что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка
(поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают
и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми
доверительные
отношения; способствуют
развитию
у
ребенка
чувства
собственного
достоинства,
осознанию
своих
прав
и
свобод
(иметь
собственное
мнение,
выбирать
друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению
использовать личное время).
Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в
играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Взрослые
способствуют
развитию
положительного
отношения
ребенка
к
окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола,
возраста,
личностного
и
поведенческого
своеобразия
(внешнего
облика,
физических
недостатков).
Взрослые
помогают
детям
понять,
что
все
люди
разные,
необходимо
уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания,
взгляды
в
общении,
игре,
совместной
деятельности.
Поощряют
проявления
доброжелательного
внимания,
сочувствие,
сопереживание.
Важно,
чтобы
у
ребенка
возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества
с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого
следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность,
направленную
на
создание
общего
продукта.
В
процессе
постановки
спектакля,
сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми
художественного
панно и др.
ребенок приобретает способность
ставить общие
цели,
планировать
совместную
работу,
соподчинять
и
контролировать
свои
желания,
согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства
ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности
ребенка.
Помогают
детям
распознавать
эмоциональные
переживания
и
состояния
окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои
эмоциональные
ощущения
и
переживания.
Для
этого
взрослые
вместе
с
детьми
обсуждают
различные
ситуации
из
жизни,
рассказов,
сказок,
стихотворений,
рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам
других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе
которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей,
сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать
различные
способы
разрешения
конфликтных
ситуаций,
договариваться,
соблюдать
очередность, устанавливать
новые
контакты.
Важным
аспектом социального развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
является
освоение
элементарных
правил
этикета
(приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с
элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно
обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).
Важно
создавать
условия
для
развития
бережного,
ответственного
отношения
ребенка
к
окружающей
природе,
рукотворному
миру:
ухаживать
за
животными
и
растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Цель
дошкольного
образования
разностороннее
развитие
и
социализация
воспитанника
раннего
и
дошкольного
возраста
в
соответствии
с
его возрастными
индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Вывод:
Социально-личностное
развитие
представляет собой
последовательный,
много аспектный процесс и результат социализации-индивидуализации в ходе которого
осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие,
утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Исполнитель: Сысолятина И.В.,
старший воспитатель