Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы


Авторы: Эйсмонт Светлана Викторовна, Светлана Викторовна Эйсмонт
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУСОШ № 28
Населённый пункт: п.Новые Поляны, Апшеронский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Краснодарский край Апшеронский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28

п.Новые Поляны

Методическая разработка

мастер –класса для педагогов

на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках русского языка и литературы».

Автор методической разработки

учитель русского языка и литературы

Эйсмонт С.В.

Содержание

Введение --------------------------- 3

Основная часть. ---------------------------- 4

Заключение ---------------------------- 16

Использованная литература ---------------------------- 17

Введение

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему

долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и

укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной

особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности

педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и

духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам

обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый

образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей

внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных

между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения,

сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из

важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в

качестве приоритетного направления деятельности образовательного

учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным

образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все

направления деятельности учреждения образования по формированию,

сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе

(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик

обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в

соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической

нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и

рационально организованный двигательный режим.

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических

знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

школьного возраста.

Задачи:

1.

Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-

воспитательном процессе ОУ, познакомить с методикой проведения;

2.

Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в

работе с детьми разных возрастов;

Основная часть.

I. Знакомство со слушателями мастер - класса

II. Представление опыта работы

Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой

профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и

овладения современными образовательными технологиями, инновационными

программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время

невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья

учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия

жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности

здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих

технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение

занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения

работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся

приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому я уделяю особое

внимание здоровьесберегающим технологиям.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье

учащихся:

1) стрессовая

тактика

авторитарной

педагогики,

интенсификация

учебного

процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

2) несоответствие технологий обучения возрастными особенностями;

учащегося;

3) несоблюдение

элементарных

физико-гигиенических

требований

к

организации учебного процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

игровая,

исследовательская,

проектная,

ИКТ,

блочно-модульная,

личностно ориентированная.

III

. Критерии здоровьесберегающего урока:

1.

обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха,

(нормы САНПИНа);

2.

число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,

освещение рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);

3.

средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной

деятельности (норма - 7-10 минут).

4.

виды деятельности:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа.

(норма - не менее 3-х).

5.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации

инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из

«потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и

созиданию.

6.

Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления.

Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики,

дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды

эпидемии гриппа).

7.

Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик

(комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных

особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.

Доброжелательный

и

эмоциональный

тон

педагога

важный

момент

здоровьесберегающих технологий.

IV. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-

ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится

личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации

природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения

можно использовать

и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации

задач

сохранения

и

укрепления

здоровья

учащихся

и

педагогов.

Учитывать

индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на

уроках технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы

по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с

учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается

личностное отношение детей

к учебе, степень обученности, интерес к изучению

предмета.

Для

каждой

группы

разрабатываются

задания

разной

сложности,

различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами

выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя

появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием

медленнее. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания

учащихся.

И

здесь

нам

могут

помочь

информационно

коммуникативные

технологии, например,

использование

ЦОР

или

ТСО

на

уроке.

Использование

компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность

изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный

подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить

индивидуальное

задание

на

тренажерах

по

русскому

языку

(нет

возможности

задействовать весь класс, можно во внеурочное время в качестве индивидуальной

работы). Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией

видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем,

повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость

учащихся. Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий

является творческий

характер

образовательного

процесса иобеспечение

мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих

задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе

активных методов и форм обучения.

Большой энтузиазм вызывают у учеников

нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-

состязания, уроки- творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр,

инсценирования, рисования. Сейчас я работаю с учащимися пятых - шестых классов.

Дети в этом возрасте очень любознательны,

творческие, быстро воспринимают и

транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и

делают это с удовольствием.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве

контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды,

туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с

последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю

творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или

компьютер» и т.д.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям

об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные

периоды.

На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и

говорим об их сохранении.

Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя

творчески. Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти

уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон,

нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Так, например, лекция. Разновидности уроков лекций позволяют не только

разнообразить работу, но и вызвать интерес к изучаемому предмету или теме. Так в

процессе урока проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через

теоретические концепции, и учащиеся приобретают знания самостоятельно. В ходе

лекции-визуализация, основное содержание лекции представлено в образной форме (в

рисунках, графиках, схемах и т.д.), что позволяет в наше время компьютерных технологий

показать связь русского языка и компьютера.

Лекция вдвоем, представляющая собой работу учителя и ученика, читающих лекций по

одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале,

как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет форм, так и

за счет содержания.

Лекция - пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам)

учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Консультирование

через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся. Лекция-провокация (или

лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно

анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как

метод "живой ситуации". Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов,

на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу

примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная

лекция-консультация. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки,

методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и

сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала,

не

связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного

материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом

применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при

изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы

межпредметные связи.

V. Мастер - класс

1. Постановка цели мастер - класса

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность

сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые

знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать поученные знания в

повседневной жизни.

Затем проведена медитация

с пожеланием успеха на уроке.

( Медита

́

ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке

концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки

контроля над течением своих мыслей и эмоций)

Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю,

догадлив, сообразителен, уверен в себе".

С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить

беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Что включают в себя комплексы упражнений

?

- Растяжки;

- Дыхательные упражнения;

- Глазодвигательные упражнения;

- Телесные упражнения;

- Упражнения для развития мелкой моторики;

- Упражнения на релаксацию.

Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное

напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как

замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и

повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения

ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко.

Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях

организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

- Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям.

Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми

младшего дошкольного возраста:

Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча.

Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь

представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи

маленькими порциями выдоха.

Гимнастика для глаз проводится с целью снятия статического напряжения мышц глаз,

кровообращения, в любое свободное время. Во время её проведения используется

наглядный материал и показ педагога.

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Пальчиковые игры – это весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые

игры незаменимы: есть много шансов, что малыши научатся связно говорить, а затем

читать и писать раньше сверстников, будут чувствовать себя уверенно.(Слайд )

Поиграем?

«Медведь».

- Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь можно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Массаж пальцев рук и ладоней: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках

их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее

ребенок». (В. Сухомлинский).(Слайд )

Массаж пальцев (с большого и до мизинца). Растирают сначала подушечку пальца, затем

медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми

стихами и рифмовками.

Грабли в руки мы возьмём,

И немного погребём.

Быстро руки отряхнём,

Чисто вымоем потом.

Вытрем сухо-сухо руки,

Мы совсем не знаем скуки.

Массаж рук колечками. Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый

пальчик левой руки, затем на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики:

большой, указательный, средний и т.д.

Массаж грецкими орехами:

-Катать два ореха между ладонями;

-Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

-Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

Массаж с разными крупами и бусами.

Перебирание круп или бусинок (разноцветных камешков) развивает пальцы, успокаивает

нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром

взрослого.

Любят камушки играть и считалочки считать.

Один, два, три, четыре, пять

Вышли мыши как - то раз

Посмотреть который час!

Раз, два, три, четыре, пять.

Камушки все разложите и тихонько посидите…

Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют

друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками

одновременно.

Ладошки вверх, Ладошки вниз,

А теперь их на бочок - И зажали в кулачок.

Релаксация. При современном ритме жизни очень важно уметь расслабляться. В

настоящее время мы практически не можем избежать большого количества повседневных

стрессов. При этом, далеко не все умеют восстанавливаться, расслабляться и справляться

с навалившимися стрессами самостоятельно. Умение восстанавливаться очень важно, так

как это зачастую позволяет нам сохранять здоровье.

Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление

определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная

классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому

что в них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению

расслабляться.(Слайд )

- Предлагаю Вам сделать релаксирующее упражнение на снятие напряжения с шеи и

мышц плечевого пояса «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

Игра "Третий лишний"

Нерешительный Кот Леопольд не может выбрать правильный ответ. Одно понял герой,

что все зависит от морфем (Что такое морфема?). Помогите Леопольду выбрать лишнее

слово в каждом ряду.

Морфема – значимая часть слова.

- гимнастика, бодрость, лыжи;

- спортсменка, шахматист, мяч;

- взбодриться, здоровый, прибежать.

Тест "Узнай термин"

Даже старой, никогда не учившейся, Бабе - Яге досталось задание, а она даже не знает,

что такое "термин" (объяснение детей).

Термин - слово, являющееся названием понятия какой-нибудь области науки, техники,

искусства и т. п.

Изменяемая часть слова (суффикс, окончание, корень);

В ней заключено основное значение однокоренных слов (приставка, основа, корень);

Все слово без окончания (основа, приставка, суффикс);

Изучает состав слова (синтаксис, морфемика, фонетика).

Игра "Собери слово"

Несчастный Михаил Потапыч уже сделал свое задание, но по дороге нечаянно оступился

и рассыпал все слова, они и перепутались. Давайте попробуем ему помочь.

Погонщик, справа (слова разбиты на морфемы и расставлены не по порядку)

Гимнастика мозга

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности),

теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в

воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Игра "Узнай способ"

А несчастный Старик Хоттабыч забыл заклинание и его слова исчезли, остались лишь

выделенные морфемы. Помогите ему из заданных морфем составить слова.

-ый-, -здоров-, -к-, -прыж-, -и-, -беж-, пере-, -к-, -а- (здоровый, прыжки, перебежка)

Цифровой диктант "Странные цифры"

Всегда веселый Емеля сегодня грустит. Он не знает, в каком порядке должны стоять

цифры. Помогите ему.

1 - а; Располагаться, жёлудь, цифра, капюшон, цыган, росток,

2 – о; отрасль, шорох, конституция, растительность, пчёлы,

3 - ё; синицын.

4 – и;

5 – ы.

VI. ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить

выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

занятия проводятся утром;

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального

сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей.

Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с

изменениями в мелодии.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-10 мин. с музыкальным

сопровождением. Во второй половине месяца утреннюю гимнастику желательно

проводить с предметами (погремушками, гантелями и пр.). У детей при этом

формируются ритмические умения и навыки, координация, равновесие, появляется заряд

положительными эмоциями на весь день.

Серия занятий «Азбука здоровья». Какие бы усилия воспитатели и родители ни

прилагали для здоровья наших детей, результат не будет полноценным, если в этот

процесс не «включить» самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно

только научить его этому. Для этого у нас проходят интересные образовательные события,

вечера развлечений и другие мероприятия по познанию по темам: «Я и мое тело», «Мой

организм», «Глаза – орган зрения», «Мыльное царство», «Для чего нужен носик», «Её

Величество зубная щётка», «Где живут витамины», «Вредная еда», «Польза солнца»,

«Мой весёлый звонкий мяч» и т.д.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку.

Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его

психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в

виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие

массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной

обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

«Путешествие по телу».

- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему

можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Коррекционные технологии (перечисляются в слайде без выполнения):

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом

процессе. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Начинать надо с упражнений для губ.

Музыкотерапия - это любимое лекарство для наших детей. Самый большой эффект от

музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она влияет на

состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит,

возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя

и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить

внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки

помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на

психическое состояние детей.

Сказкотерапия эффективна с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте, она

используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка позитивно

настраивает детей на рабочий лад с первых минут занятия. Сказка помогает усвоить

моральные нормы через отождествление себя с положительным героем, а придуманная

ребенком сказка, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку

можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или

стесняются обсуждать их со взрослыми.

Арт-терапия. Это психотерапевтическая работа, которая включает в себя использование

искусства. Различными творческими поделками человек рассказывает о себе. Все методы

арт-терапии направлены на самовыражение и самопознание человеком. Поскольку даже

взрослые люди могут не понимать мотивов своих действий, арт-терапия является

актуальной и самой доступной формой самопонимания. Здесь нет ограничений, правил и

законов. Там, где есть свобода ,человек расслабляется, становится самим собой и

позволяет выплескивать наружу то, что его волнует. (Рисование, лепка, вязание, резьба по

дереву, составление музыки, оригами, танцы, пение и т. д

Заключение

В заключении хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных

проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный

вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель. И

внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться

положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а

возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая

социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет

учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,

раскрыть свои творческие способности.



В раздел образования