Автор: Истомина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Казанского детского сада "Солнышко" СП МАОУ Казанская СОШ
Населённый пункт: село Казанское, Казанский район, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Зима. Зимние забавы".
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе
на тему «Зима. Зимние забавы».
Цель: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
Образовательные:
– учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
– совершенствовать грамматический строй речи, существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
– учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки;
Развивающие :
– способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к окружающему миру,
умение работать в коллективе.
Материал:
сюжетные картинки по теме, разрезные картинки, посылка, снежинки,
видеозапись от снеговика, флешка, ноутбук, шляпа снеговика, мешочек, шоколадные
медальки.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях; чтение Н.
Носов «На
горке»,
И.
Гурина «Снеговик»,
А.
Введенский «На
лыжах»; подвижные
игры: «Снежки», «Снеговик», «Зимние
забавы», «Мороз-Красный
нос»; дидактические
игры: «Назови виды спорта», «Что лишнее?», «Найди фрагмент».
Ход занятия:
1.Вводная часть ( в раздевалке)
Воспитатель: В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем гостям,
Очень, очень рады вам!
(здороваемся с гостями. У воспитателя в руках посылка).
Воспитатель: ребята, посмотрите, нам прислали посылку. Давайте проверим, что там
лежит?
Дети: давайте!
(открываем посылку и обнаруживаем там флешку)
Воспитатель: ребята, что же это?
Дети: флешка.
Воспитатель: правильно. А чтобы узнать кто нам ее прислала нужно отгадать загадку.
Слушайте внимательно:
На морозе не дрожу,
Нос морковкою держу,
Только вот без зимней стужи
Горько слезы лью я в лужи,
Но не жалуюсь, привык,
Как зовусь я … Снеговик.
Воспитатель: молодцы ребята, флешку нам прислал снеговик. Интересно, что же на ней
записано.
А посмотреть, что же за информация на ней нам с вами поможет…. Что
подскажет?
Дети: ноутбук, компьютер.
Воспитатель: молодцы. Сейчас мы с вами пройдем в группу и присядем на стульчики,
чтобы узнать, что же хочет от нас снеговик.
(дети прооходят в группу и присаживаются на стульчики).
2. Основная часть:
(дети, сидя на стульчиках, слушают видеозапись письма снеговика).
«Здравствуйте ребята. Я уверен, что вы отгадали кто же я. Со мной приключилась беда.
Меня неправильно слепили ребята и в моей голове всё перепуталось. Только вы сможете
мне помочь. Я отправил вам задания и свою шляпу. А шляпа моя не простая, волшебная.
Выполняя задания нужно одеть её и всё, что вы говорите, она запомнит и передаст мне. Я
очень прошу вас мне помочь».
Воспитатель: ну что ребята, поможем снеговику?
Дети: поможем!
Воспитатель: сейчас посмотрим что же еще лежит в нашей посылке. А вот и волшебная
шляпа снеговика и снежинки с заданиями, которые мы должны выполнить.
(воспитатель открывает посылку и достает снежинки с заданиями и волшебную шляпу
снеговика. Воспитатель крепит снежинки на магнитную доску и просит детей найти
снежунку с первым заданием).
Снежинка №1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Воспитатель: и первое задание: я буду читать стихотворение, а вам необходимо добавить
слова, которых будет не хватать. Все слова связаны со словом снег.
(воспитатель надевает шляпу на голову и читает стихотворение)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается снежок.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - снегурка.
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
Снежинка №2. Словесно - логичекая игра «Подбери признак».
Воспитатель: А теперь ребята, мы все дружно встанем в круг, и передавая друг другу
шляпу
будите
подбирать
прилагательные
к
существительным,
отвечая
на
вопрос, «какая» или «какой». Например: Зима,
какая?
-
Морозная.
Благодаря
этому
снеговик
узнает, какая же бывает зима. Только не забывайте передавать друг другу
волшебную шляпу:
Зима (какая) - холодная, снежная, морозная, красивая, суровая, весёлая, нарядная,
вьюжная.
Снег (какой) - мокрый, холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, мягкий, искристый,
хрустящий, блестящий.
Сосулька (какая) - ледяная, холодная, прозрачная, мокрая, твердая, блестящая, острая,
длинная.
Мороз (какой) - холодный, сильный, трескучий, зимний, жгучий.
Горка (какая) - снежная, ледяная, скользкая, большая, маленькая.
Воспитатель:
молодцы ребята! А теперь давайте немножко отдохнем и выполним
следующее задание снеговика. А поможет нам в этом снежинка под №3.
Снежинка №3. Физминутка: «Веселый снеговик».
(дети повторяют движения за снеговиком)
Воспитатель: здорово мы отдохнули. Ребята, а как вы думаете зима это грустное или
весёлое время года? И почему?
Дети: весёлое, потому что зимой много разных игр и забав (катание на санках, лыжах,
коньках, с горки, игра в снежки, лепка снеговика и т. д.).
Воспитатель: а вот и следующее задание от снеговика. (ребеок находит снежинку с №4)
Снежинка №4. Составление описательных рассказов по картинке.
Воспитатель: чтобы выполнить следующее задание нам необходимо разделиться на две
команды. (дети делятся на две команды) Каждой команде необходимо будет собрать
картинку. А я одену волшебную шляпу и внимательно буду смотреть и слушать вас, чтобы
наш снеговик все вспомнил.
(дети подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки, и собирают их).
Воспитатель: молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. Давайте посмотрим, что у
вас получилось. Присаживайтесь на стульчики. Что изображено на первой картинке? А на
второй?
(дети по очереди описывают картину, воспитатель задаёт наводящие вопросы. Кто выходит
описывать картину, одевает шляпу).
Воспитатель: молодцы ребята! А вот и последняя снежинка с заданием. Нам необходимо
посмотреть на картинку назвать что на ней нарисованно и назвать этот предмет ласково.
(воспитатель одевает волшебную шляпу и показывает детям картинки)
Снежинка №5. Игра «Назови ласково».
Санки - саночки
Снеговик - снеговичок
Снег - снежок
Солнце - солнышко
Сосулька – сосулечка
Горка - горочка
Ёлка - ёлочка
Валенки – валеночки
3. Заключительная часть. Рефлексия:
Воспитатель:
Молодцы ребята, хорошо постарались сегодня! А напомните мне,
пожалуйста, кому мы сегодня помогали?
Дети: снеговику.
Воспитатель: а чем мы ему помогли?
Дети: помогали вернуть память, выполняя задания.
Воспитатель: а какие задания мы с вами выполняли?
Дети: подбирали ласковые слова, признаки предметов, собирали разрезные картинки,
описывали картину.
Воспитатель: как ребята вы считаете, мы справились с заданиями?
Дети: да!
Воспитатель: и мне очень понравилось, как вы справились с заданиями. Теперь нужно
скорее отправить посылку с волшебной шляпой обратно снеговику. Ребята, а чтобы наш
снеговик не скучал и помнил про нас, давайте мы споем ему песенку. Споем?
Дети: да.
Воспитатель: А песня называется «». Вы будите петь, а я сниму вас на камеру и мы вместе
с волшебной шляпой отправим ее снеговику.
(воспитатель берет посылку и нахожу там мешочек с медальками).
Воспитатель: ой, ребята посмотрите здесь ещё что-то лежит.
(воспитатель открывает мешочек и находиттам медали и награждает детей).
Воспитатель: Молодцы, спасибо вам.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Снежинка №1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые снежинки.
На поселки, на лужок
Все снижается снежок.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - снегурка.
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
Снежинка №2. Словесно - логичекая игра «Подбери признак».
Зима (какая) - холодная, снежная, морозная, красивая,
суровая, весёлая, нарядная, вьюжная.
Снег (какой) - мокрый, холодный, пушистый, белый,
рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.
Сосулька (какая) - ледяная, холодная, прозрачная, мокрая,
твердая, блестящая, острая, длинная.
Мороз (какой) - холодный, сильный, трескучий, зимний, жгучий.
Горка (какая) - снежная, ледяная, скользкая, большая, маленькая.
Снежинка №3. Физминутка:
«Веселый снеговик».
(дети повторяют движения за снеговиком)
Снежинка №4. Составление описательных
рассказов по картинке.
Снежинка №5. Игра «Назови ласково».
Санки - саночки
Снеговик - снеговичок
Снег - снежок
Солнце - солнышко
Сосулька – сосулечка
Горка - горочка
Ёлка - ёлочка
Валенки – валеночки