Напоминание

Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики


Автор: Филоненко Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: пос. Первомайский, Ленинградский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках

математики

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой

культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни

одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без

конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе

овладения этим предметом.

«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение

учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и

трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения

образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние

годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в

психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение

какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи

многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я

считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование

личности, готовой к творческой деятельности.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения

стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников

значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в

привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его

по продукту.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания

либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная

окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар»

в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике

и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами

данного предмета.

Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд

ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы

школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из

причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес

к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу

в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как

поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего

урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и

использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,

глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще

формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному

предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны

математики.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в

процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда

учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных

качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона.

Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности,

а вместе с тем развивать личность школьника.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в

условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных

приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент

новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной

учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю

задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям,

стремятся их выполнить.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,

развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают,

запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений,

понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия,

чтобы не подвести товарищей по команде.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок

дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и

занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности

в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается

та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты

из жизни, занимательные задачи.

Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна

смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате

сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.

На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с

удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в

книгах или придумывают их сами.

На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог

продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.

Часто устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»:

Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту

математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе

выполнения учебно-познавательных заданий.

Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к

математике.

Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности.

Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же,

выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость,

напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои

ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на

уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-

практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:

Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого

числа идей.

Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые,

неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому

продукту.

Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей

окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю

поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их

интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это

побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с

удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении, методическом и

педагогическом советах.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить

свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во

внеурочное время.

«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне

Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.

Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и

учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать

ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.



В раздел образования