Автор: Филоненко Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: пос. Первомайский, Ленинградский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики
Раздел: начальное образование
Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках
математики
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой
культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни
одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без
конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе
овладения этим предметом.
«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение
учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и
трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения
образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние
годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.
При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в
психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение
какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи
многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я
считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование
личности, готовой к творческой деятельности.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения
стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников
значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в
привычной, так и в нестандартной ситуации.
В современной психологии существует две точки зрения на творчество:
Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его
по продукту.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания
либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная
окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар»
в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике
и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами
данного предмета.
Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд
ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы
школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из
причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес
к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу
в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как
поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего
урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и
использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,
глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще
формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному
предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны
математики.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в
процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда
учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных
качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона.
Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности,
а вместе с тем развивать личность школьника.
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в
условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных
приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент
новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной
учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю
задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям,
стремятся их выполнить.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок.
Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия,
чтобы не подвести товарищей по команде.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок
дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и
занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности
в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается
та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты
из жизни, занимательные задачи.
Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна
смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате
сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.
На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с
удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в
книгах или придумывают их сами.
На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог
продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.
Часто устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»:
Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту
математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе
выполнения учебно-познавательных заданий.
Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к
математике.
Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности.
Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же,
выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость,
напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои
ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на
уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-
практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:
Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого
числа идей.
Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые,
неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому
продукту.
Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей
окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю
поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их
интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это
побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с
удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении, методическом и
педагогическом советах.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить
свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во
внеурочное время.
«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне
Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.
Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и
учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.
Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать
ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.