Напоминание

"Разные возможности - равные права"


Автор: Берковская Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Разные возможности - равные права"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Разные возможности – равные права»

Подготовила учитель-логопед

Берковская Ольга Викторовна

Самара 2024

1

Консультация учителя-логопеда для родителей

«Разные возможности – равные права»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие

различные

отклонения

психологического

или

физического

характера

(нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения и

общения, задержка психологического развития, умственная отсталость),

которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им

вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует

освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут

полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания

ребёнка,

другие

лишь

сглаживаться,

а

некоторые

только

компенсироваться. Развитие замедленного действия Любимый, родной,

самый лучший ребенок на свете... Вдруг выясняется, что у него задержка

психического развития. Для родителей это не повод для огорчения, а

руководство к действию. Замедление темпов развития ребенка первым может

заметить районный врачневропатолог. После этого в медицинской карте

маленького пациента впервые появляется тревожная аббревиатура: ЗПР.

Случается, что отставание отмечают воспитатели в детском саду. Когда же

сами

родители

предельно

внимательны

к

своему

малышу,

любое

несоответствие возрастным нормам становится для них поводом пообщаться

с невропатологом. У каждого ребенка - свои индивидуальные темпы

развития. Возможно, что доктор объявит ваши страхи беспочвенными.

Важно не пропустить появление сигнала тревоги, потому что раннее начало

коррекционной работы с ребенком дает шанс, что со временем он догонит

нормально развивающихся сверстников. Сигнальные звоночки Они могут

раздаться уже в грудничковом возрасте - на этапе, когда появляются первые

эмоциональные реакции. В норме к концу первого - началу второго месяца

жизни у малыша появляется так называемый комплекс оживления: если вы

склоняетесь над ним, он сосредотачивает взгляд на вашем лице, улыбается

вам, оживленно машет ручками и ножками, издает тихие звуки - гулит. Так

проявляется

первая

социальная

потребность

маленького

человечка

-

общение. Если комплекс оживления возникает позже или его нет вообще,

можно говорить о том, что у ребенка, возможно, задержка психического

развития. Стоит начать тревожиться и в том случае, если в 8-9 месяцев у

малыша так и не появился лепет, если в год он не реагирует на обращенную к

нему речь, а в полтора не говорит самых простых слов вроде «дай» или

«мама».

В

более

сознательном

возрасте

признаком

задержки

будет

2

отсутствие познавательной активности: желания знакомиться с окружающим

миром. Вместо того чтобы постепенно превращаться в надоедливого

«почемучку», то и дело тормошить родителей, требуя ответов на свои

бесконечные вопросы, такой ребенок предпочитает ни о чем не спрашивать:

ему это не нужно. Он едет с мамой в автобусе - и не интересуется, кто там

сидит за рулем и что делает. Видит на улице птичку и не спрашивает, куда

она полетела и есть ли у нее детки. Слушает, как мама читает ему книжку, - и

не задает ни единого вопроса. Вроде бы спокойный, удобный ребенок. Но это

удобство может обернуться в будущем отставанием в развитии. Вот другой

пример: мама или педагог рассказывает что-то увлекательное и интересное, а

ребенок постоянно вертится, отвлекается, не может сосредоточиться – это

дефицит внимания. Малыш, даже самый что ни на есть умненький, в

будущем будет испытывать трудности с усвоением учебного материала.

Такому

ребенку

нужны

специальные

условия

обучения.

Еще

одна

особенность детей с ЗПР - незрелость эмоциональной сферы. Она может

проявляться в эмоциональной холодности к родителям. Или в том, что, играя

в песочнице, ребенок предпочитает лепить свои куличики в одиночку, а не

взаимодействовать с другими детьми. К кому обратиться? Прежде всего - к

невропатологу. Он начнет с того, что посмотрит медицинскую карту ребенка,

спросит вас, как протекала беременность, не болели ли вы чемнибудь, пока

вынашивали

малыша,

не

было

ли

позднего

токсикоза,

каких-либо

эмоциональных всплесков, конфликтов с родными или на работе. Попросит

вспомнить, не было ли у ребенка ударов головой: косточки у детей

маленькие, тоненькие. Даже если родителям показалось, что малыш

отделался небольшой шишкой, на самом деле во время ушиба могла

произойти легкая черепно-мозговая травма. В общем, вам придется

вспомнить путь развития ребенка, начиная с самого зачатия. Возможно, для

составления более полной картины состояния ребенка врач направит малыша

на

электроэнцефалограмму

(ЭЭГ).

Это

безвредное

и

безобидное

исследование: на голову ребенка наденут специальную шапочку с датчиками,

попросят закрыть глаза и с помощью электрического прибора будут

регистрировать биотоки его мозга. Еще одно исследование, которое часто

назначают детям с задержкой развития, - РЭГ (реоэнцефалография). С ее

помощью можно определить состояние сосудов мозга. Ребенка могут

направить и на эхоэнцефалографию - исследование структур головного мозга

при помощи ультразвука. К сожалению, многие родители боятся давать

лекарства: вместо того чтобы выполнять предписания врача-невропатолога,

предпочитают «не травить ребенка химией». Между тем рекомендациями

доктора не стоит пренебрегать. Если не доверяете конкретному препарату,

3

соберите максимум информации о нем: расспросите врача, фармацевта в

аптеке, введите его название в поисковике - интернет знает практически все.

Есть препараты, безвредные для здоровья. Например, самые ценные

компоненты рыбьего жира - полиненасыщенные жирные кислоты омега-3. В

первые годы жизни ребенка они определяют его умственные способности,

моторно-зрительную координацию и развитие речи. Когда вам трудно

положиться на мнение одного специалиста - отведите ребенка к другому,

более компетентному, на ваш взгляд. Но не оставляйте малыша без лечения:

шансов на то, что все пройдет само собой, не так много. Где заниматься?

Одна лишь лекарственная помощь не принесет желаемого результата,

необходимо педагогическое воздействие. Так что ребенку с задержкой надо

обязательно

заниматься

с

педагогом-дефектологом.

Вашему

малышу

поставили ЗПР, когда он уже посещал детский сад, но менять дошкольное

учреждение вы не настроены? Да, такому ребенку можно посещать и

обычный садик. Но только при условии, что воспитатели идут вам навстречу

и готовы создавать для вашего малыша особые, щадящие условия,

обеспечивать ему более спокойный ритм жизни, чем другим воспитанникам.

И даже в таком случае дополнительные занятия с дефектологом не

помешают. Виды задержки психического развития Конституциональная ЗПР,

или гармонический психофизический инфантилизм Нарушено и физическое,

и психическое развитие - дети отстают от сверстников на 1-2 года.

Возможные причины: наследственность, близнецовость, слабое здоровье

мамы. Для детей характерна детскость поведения: любят играть, но не любят

учиться.

При

адекватных

условиях

образовательного

процесса

(использование игровых методов обучения, дополнительный год в садике)

имеют все шансы догнать «норму» к школе. Соматогенная ЗПР Причины:

хронические соматические заболевания, общая ослабленность организма в

сочетании с гиперопекой родителей, из-за которой у ребенка формируются

несамостоятельность, боязливость, мешающие социальной адаптации в

детском коллективе. Нередко при частых хронических заболеваниях у

ребенка

возникает

интоксикация

организма,

что

затрудняет

работу

центральной нервной системы. При условии грамотной коррекции может

поступить в обычную школу. Психогенная ЗПР Причины: длительные

психотравмирующие факторы, гиперопека или, наоборот, гипоопека. На

первом плане - неспособность к волевому усилию, ориентация в поступках

на получение удовольствия. Ребенок с трудом контролирует свое поведение

и медленно овладевает навыками поведения в обществе. Ему необходима

помощь психолога и стимуляция познавательной деятельности. Может быть

подготовлен к обычной школе. Церебрально-органическая ЗПР Наиболее

4

сложный вариант задержки: у ребенка имеется органическое поражение коры

головного мозга. Могут быть нарушения как познавательной, так и

эмоционально-волевой сферы. Дети очень внушаемы, часто некритичны к

своей деятельности, возбудимы. Такого ребенка могут в детском саду

подготовить к обучению в обычной школе, но в школе возможно вновь

возникновение

проблем.

Обычно

такие

дети

нуждаются

в

коррекционноразвивающем обучении. Не оставляйте малыша без лечения:

шансов на то, что все пройдет само собой, не так много.

Методические рекомендации для родителей детей

с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько

четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-

логопеда, воспитателей и родителей.

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное

внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо

закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются

домашние задания на повторение изученной темы.

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью

родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь

должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с

ним заниматься по заданию педагога.

5. Время занятий (15 - 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.

Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению

учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его

содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

5

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия,

которые рекомендуют педагоги.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по

дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной

спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и

пресыщения.

13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия,

чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания,

памяти, мышления.

14.

Необходимо

придерживаться

единых

требований,

которые

предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому

необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной

гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности

выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих

движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за

полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под

счет взрослого.

19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала

медленно, затем темп ускорять.

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для

лучшей

наглядности

упражнения

делаются

совместно

с

ребенком,

старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слогах, словах и связной речи необходимо

повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить его в слоге или

слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

6

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном

виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно

требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации и открытые занятия педагогов.

27. Своевременно консультируйтесь и, в случае необходимости, проводите

лечение детей у врачей.

Нужно придерживаться основных правил работы с детьми с ОВЗ: -

Ребенок должен добровольно участвовать в обсуждении и в играх на

занятиях. Необходимо добиться того, чтобы малыш захотел принять в этом

участие. Заставляя, можно вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма,

в этом случае эффекта от занятия ожидать не стоит. - Взрослый должен стать

непосредственным участником игр и обсуждений. Своими действиями,

эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в процесс занятия,

организовывает ход занятия, совмещает две роли – участника и организатора.

- Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не

так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно

дать ребенку возможность проявить, выразить себя. Таким образом,

достижение

максимально

возможной

социальной

адаптации

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, оказание благотворного влияния

на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и

познавательной

деятельности

возможно

благодаря

гуманизации

целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека,

общества, государства, реализации принципов государственной политики в

области образования детей с ограниченными возможностями здоровья,

обеспечению единства и преемственности семейного и общественного

воспитания.

7



В раздел образования