Автор: Берковская Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Разные возможности - равные права"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Разные возможности – равные права»
Подготовила учитель-логопед
Берковская Ольга Викторовна
Самара 2024
1
Консультация учителя-логопеда для родителей
«Разные возможности – равные права»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие
различные
отклонения
психологического
или
физического
характера
(нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения и
общения, задержка психологического развития, умственная отсталость),
которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им
вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует
освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут
полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания
ребёнка,
другие
–
лишь
сглаживаться,
а
некоторые
–
только
компенсироваться. Развитие замедленного действия Любимый, родной,
самый лучший ребенок на свете... Вдруг выясняется, что у него задержка
психического развития. Для родителей это не повод для огорчения, а
руководство к действию. Замедление темпов развития ребенка первым может
заметить районный врачневропатолог. После этого в медицинской карте
маленького пациента впервые появляется тревожная аббревиатура: ЗПР.
Случается, что отставание отмечают воспитатели в детском саду. Когда же
сами
родители
предельно
внимательны
к
своему
малышу,
любое
несоответствие возрастным нормам становится для них поводом пообщаться
с невропатологом. У каждого ребенка - свои индивидуальные темпы
развития. Возможно, что доктор объявит ваши страхи беспочвенными.
Важно не пропустить появление сигнала тревоги, потому что раннее начало
коррекционной работы с ребенком дает шанс, что со временем он догонит
нормально развивающихся сверстников. Сигнальные звоночки Они могут
раздаться уже в грудничковом возрасте - на этапе, когда появляются первые
эмоциональные реакции. В норме к концу первого - началу второго месяца
жизни у малыша появляется так называемый комплекс оживления: если вы
склоняетесь над ним, он сосредотачивает взгляд на вашем лице, улыбается
вам, оживленно машет ручками и ножками, издает тихие звуки - гулит. Так
проявляется
первая
социальная
потребность
маленького
человечка
-
общение. Если комплекс оживления возникает позже или его нет вообще,
можно говорить о том, что у ребенка, возможно, задержка психического
развития. Стоит начать тревожиться и в том случае, если в 8-9 месяцев у
малыша так и не появился лепет, если в год он не реагирует на обращенную к
нему речь, а в полтора не говорит самых простых слов вроде «дай» или
«мама».
В
более
сознательном
возрасте
признаком
задержки
будет
2
отсутствие познавательной активности: желания знакомиться с окружающим
миром. Вместо того чтобы постепенно превращаться в надоедливого
«почемучку», то и дело тормошить родителей, требуя ответов на свои
бесконечные вопросы, такой ребенок предпочитает ни о чем не спрашивать:
ему это не нужно. Он едет с мамой в автобусе - и не интересуется, кто там
сидит за рулем и что делает. Видит на улице птичку и не спрашивает, куда
она полетела и есть ли у нее детки. Слушает, как мама читает ему книжку, - и
не задает ни единого вопроса. Вроде бы спокойный, удобный ребенок. Но это
удобство может обернуться в будущем отставанием в развитии. Вот другой
пример: мама или педагог рассказывает что-то увлекательное и интересное, а
ребенок постоянно вертится, отвлекается, не может сосредоточиться – это
дефицит внимания. Малыш, даже самый что ни на есть умненький, в
будущем будет испытывать трудности с усвоением учебного материала.
Такому
ребенку
нужны
специальные
условия
обучения.
Еще
одна
особенность детей с ЗПР - незрелость эмоциональной сферы. Она может
проявляться в эмоциональной холодности к родителям. Или в том, что, играя
в песочнице, ребенок предпочитает лепить свои куличики в одиночку, а не
взаимодействовать с другими детьми. К кому обратиться? Прежде всего - к
невропатологу. Он начнет с того, что посмотрит медицинскую карту ребенка,
спросит вас, как протекала беременность, не болели ли вы чемнибудь, пока
вынашивали
малыша,
не
было
ли
позднего
токсикоза,
каких-либо
эмоциональных всплесков, конфликтов с родными или на работе. Попросит
вспомнить, не было ли у ребенка ударов головой: косточки у детей
маленькие, тоненькие. Даже если родителям показалось, что малыш
отделался небольшой шишкой, на самом деле во время ушиба могла
произойти легкая черепно-мозговая травма. В общем, вам придется
вспомнить путь развития ребенка, начиная с самого зачатия. Возможно, для
составления более полной картины состояния ребенка врач направит малыша
на
электроэнцефалограмму
(ЭЭГ).
Это
безвредное
и
безобидное
исследование: на голову ребенка наденут специальную шапочку с датчиками,
попросят закрыть глаза и с помощью электрического прибора будут
регистрировать биотоки его мозга. Еще одно исследование, которое часто
назначают детям с задержкой развития, - РЭГ (реоэнцефалография). С ее
помощью можно определить состояние сосудов мозга. Ребенка могут
направить и на эхоэнцефалографию - исследование структур головного мозга
при помощи ультразвука. К сожалению, многие родители боятся давать
лекарства: вместо того чтобы выполнять предписания врача-невропатолога,
предпочитают «не травить ребенка химией». Между тем рекомендациями
доктора не стоит пренебрегать. Если не доверяете конкретному препарату,
3
соберите максимум информации о нем: расспросите врача, фармацевта в
аптеке, введите его название в поисковике - интернет знает практически все.
Есть препараты, безвредные для здоровья. Например, самые ценные
компоненты рыбьего жира - полиненасыщенные жирные кислоты омега-3. В
первые годы жизни ребенка они определяют его умственные способности,
моторно-зрительную координацию и развитие речи. Когда вам трудно
положиться на мнение одного специалиста - отведите ребенка к другому,
более компетентному, на ваш взгляд. Но не оставляйте малыша без лечения:
шансов на то, что все пройдет само собой, не так много. Где заниматься?
Одна лишь лекарственная помощь не принесет желаемого результата,
необходимо педагогическое воздействие. Так что ребенку с задержкой надо
обязательно
заниматься
с
педагогом-дефектологом.
Вашему
малышу
поставили ЗПР, когда он уже посещал детский сад, но менять дошкольное
учреждение вы не настроены? Да, такому ребенку можно посещать и
обычный садик. Но только при условии, что воспитатели идут вам навстречу
и готовы создавать для вашего малыша особые, щадящие условия,
обеспечивать ему более спокойный ритм жизни, чем другим воспитанникам.
И даже в таком случае дополнительные занятия с дефектологом не
помешают. Виды задержки психического развития Конституциональная ЗПР,
или гармонический психофизический инфантилизм Нарушено и физическое,
и психическое развитие - дети отстают от сверстников на 1-2 года.
Возможные причины: наследственность, близнецовость, слабое здоровье
мамы. Для детей характерна детскость поведения: любят играть, но не любят
учиться.
При
адекватных
условиях
образовательного
процесса
(использование игровых методов обучения, дополнительный год в садике)
имеют все шансы догнать «норму» к школе. Соматогенная ЗПР Причины:
хронические соматические заболевания, общая ослабленность организма в
сочетании с гиперопекой родителей, из-за которой у ребенка формируются
несамостоятельность, боязливость, мешающие социальной адаптации в
детском коллективе. Нередко при частых хронических заболеваниях у
ребенка
возникает
интоксикация
организма,
что
затрудняет
работу
центральной нервной системы. При условии грамотной коррекции может
поступить в обычную школу. Психогенная ЗПР Причины: длительные
психотравмирующие факторы, гиперопека или, наоборот, гипоопека. На
первом плане - неспособность к волевому усилию, ориентация в поступках
на получение удовольствия. Ребенок с трудом контролирует свое поведение
и медленно овладевает навыками поведения в обществе. Ему необходима
помощь психолога и стимуляция познавательной деятельности. Может быть
подготовлен к обычной школе. Церебрально-органическая ЗПР Наиболее
4
сложный вариант задержки: у ребенка имеется органическое поражение коры
головного мозга. Могут быть нарушения как познавательной, так и
эмоционально-волевой сферы. Дети очень внушаемы, часто некритичны к
своей деятельности, возбудимы. Такого ребенка могут в детском саду
подготовить к обучению в обычной школе, но в школе возможно вновь
возникновение
проблем.
Обычно
такие
дети
нуждаются
в
коррекционноразвивающем обучении. Не оставляйте малыша без лечения:
шансов на то, что все пройдет само собой, не так много.
Методические рекомендации для родителей детей
с задержкой психического развития
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько
четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, учителя-
логопеда, воспитателей и родителей.
1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное
внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо
закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются
домашние задания на повторение изученной темы.
2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью
родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь
должна носить своевременный и разумный характер.
4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с
ним заниматься по заданию педагога.
5. Время занятий (15 - 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.
Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению
учебного материала.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его
содержанием, убедиться, что вам все понятно.
8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
5
9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия,
которые рекомендуют педагоги.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по
дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной
спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и
пресыщения.
13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия,
чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания,
памяти, мышления.
14.
Необходимо
придерживаться
единых
требований,
которые
предъявляются ребенку.
15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому
необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной
гимнастики.
16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности
выполнения артикуляционных упражнений.
18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих
движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за
полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под
счет взрослого.
19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала
медленно, затем темп ускорять.
20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для
лучшей
наглядности
упражнения
делаются
совместно
с
ребенком,
старательно показывая и объясняя каждое движение.
21. Для закрепления звука в слогах, словах и связной речи необходимо
повторять речевой материал не менее 3- х раз.
22. При произнесении нужного звука следует произносить его в слоге или
слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
6
23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном
виде.
24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно
требовательны.
25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
26. Обязательно посещайте консультации и открытые занятия педагогов.
27. Своевременно консультируйтесь и, в случае необходимости, проводите
лечение детей у врачей.
Нужно придерживаться основных правил работы с детьми с ОВЗ: -
Ребенок должен добровольно участвовать в обсуждении и в играх на
занятиях. Необходимо добиться того, чтобы малыш захотел принять в этом
участие. Заставляя, можно вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма,
в этом случае эффекта от занятия ожидать не стоит. - Взрослый должен стать
непосредственным участником игр и обсуждений. Своими действиями,
эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в процесс занятия,
организовывает ход занятия, совмещает две роли – участника и организатора.
- Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не
так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно
дать ребенку возможность проявить, выразить себя. Таким образом,
достижение
максимально
возможной
социальной
адаптации
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, оказание благотворного влияния
на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и
познавательной
деятельности
возможно
благодаря
гуманизации
целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, реализации принципов государственной политики в
области образования детей с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечению единства и преемственности семейного и общественного
воспитания.
7