Автор: Иванова Полина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижний новгород
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: «Работа над художественными и музыкально-выразительными средствами в произведении на уроках фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества Приокского
района» «Созвездие»
Открытый урок
по специальности фортепиано
с ученицей 4-го класса
Саблиной Ульяной
Тема урока: «Работа над художественными и музыкально-
выразительными средствами в произведении на уроках фортепиано»
Урок провела:
Педагог дополнительного образования Иванова П. В.
20.10.23 г
г. Нижний Новгород
План-конспект
Тема урока: Работа над художественными и музыкально-выразительными средствами в
произведении на уроках фортепиано.
Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.
Цель урока: Формирование представлений о музыкальном художественном образе, языке
музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой
самостоятельности.
Закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых
произведений.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования
образных впечатлений;
Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато, легато),
обучение выразительному исполнению;
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;
расширять общий кругозор учащегося.
При помощи образного восприятия музыки, посредством штрихов, терминов, осознания
лада, гармонии, темпа, агогики, фразировки и динамики, - раскрыть художественные
образы, исполняемых на фортепиано пьес.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус на доступных для осмысления образцах
классической музыки;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических
задач при работе над музыкальным произведением.
Тип урока: традиционный
Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Форма урока: индивидуальная
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Метод показа
Применение педагогических технологий:
Проблемно-развивающие
Здоровьесберегающие
Личностно-ориентированные
Технология формирования мотивации.
Оборудование и материалы:
Фортепиано, 2 стула, нотные пособия
Структура урока:
1. Начало урока.
Организационный этап:
а) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
2.Основная часть урока.
Теоретическая часть
Разминка
Работа над этюдом op.65, №37 А.Лешгорна
Работа над фугеттой ми минор Д.Циполли
3.Заключительный этап:
Оценка.
Домашнее задание.
Конец урока.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, настрой на активную работу, проверка готовности к уроку. Объявление
темы и постановка задач этого урока.
2. Закрепление понятия средства музыкальной выразительности.
Опрос ученика, какие средства музыкальной выразительности он знает.
3. Разминка
Игра гаммы Ре мажор, используя разные средства музыкальной выразительности.
4. Работа над произведениями
Анализ произведения; выделение средств музыкальной выразительности, указанные
композитором в нотном тексте; формирование художественного представления в
результате анализа сочинения; исполнение произведения, соблюдая все указания автора.
5. Конец урока
Выводы; подытоживание; домашнее задание.
Игра на инструменте, в том числе и на фортепиано – это вид деятельности, осваивая
который ребёнок приобретает специфические знания, умения и навыки. Это и чтение с
листа, подбор по слуху, умение правильно сидеть за инструментом, звукоизвлечение и т.д.
Но прежде всего, в процессе обучения игре на фортепиано формируются исполнительские
навыки, без которых игра на инструменте просто невозможна.
Навык – это действие, которое сформировано путём многократного повторения.
Главной
целью
исполнительства
является
формирование
музыкально
–
образного
мышления. Но невозможно воплотить музыкальный образ произведения без достаточно
сформированных двигательно-технических навыков. Именно поэтому на начальном этапе
овладения инструментом так много внимания уделяется формированию исполнительских
навыков. Как мне кажется, на начальном этапе важны следующие навыки:
1. Двигательно-технические
2. Звукодвигательные
3. Метро – ритмические
4. Нотно-ориентированные
5. Слуховые
6. Художественно – образные.
На
данном
уроке
мы
будем работать
над
основными
приёмами
музыкальной
выразительности, необходимыми для воплощения художественного образа музыкального
произведения. Работа над средствами музыкальной и художественной выразительности
является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Во
время урока ученик будет не только исполнителем, пианистом, который должен точно
выполнять все задумки композитора, но и попробует свои силы в попытке раскрытия
художественного образа. У художественного образа есть свои скрытые тайны, которые
исполнитель – пианист должен прочитать в нотном тексте работая над музыкальными
произведениями.
Наш урок мы проведем с ученицей четвертого класса Саблиной Ульяной. Она
старательная девочка, обладает хорошей памятью. У нее хорошие музыкальные данные, а
самое главное желание заниматься и изучать новые произведения.
Разминка
-
игра
гаммы
D-dur,
используя
разные
средства
музыкальной
выразительности.
a)
штрих
Игра staccato
Игра legato
Игра non legato
b)
Динамика
Forte
Piano
Diminuendo
Crescendo
c)
Темп
Быстро
Медленно
Умеренно
Следующий этап урока – работа над произведением «этюд» op.65, №37 композитора
А.Лешгорна и «фугеттой ми минор» Д. Циполли. Рассмотрение музыкально-
выразительных средств, указанных композитором. Беседа с учеником о том, почему
композитор выбрал именно эти средства музыкальной выразительности, чего автор хотел
добиться этим. Какой характер несет музыкальное произведение и как его нужно
исполнить, чтобы передать слушателю определенное настроение, задуманное
композитором. Кто такой исполнитель и какую функцию он несет в формуле
«композитор-исполнитель-слушатель»? Работа с учеником над произведением «этюд»
op.65, №37 композитора А. Лешгорна и «фугетты ми минор» Д. Циполли.
В заверщении урока педагог подводит итоги и дает домашнее задание на следующий
урок.