Напоминание

«Навыки эффективного взаимодействия дети, родители, коллектив»


Автор: Рамзия Газинуровна Бакиева
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ДОУ "Улыбка 18"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г Ханты -Мансийск
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: «Навыки эффективного взаимодействия дети, родители, коллектив»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Навыки эффективного взаимодействия: дети, родители, коллектив»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать на семинаре-

практикуме. Тема нашей встречи «Навыки эффективного взаимодействия: дети,

родители, коллектив». Эту тему мы считаем очень важной, т. к. общение с детьми и их

родителями является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам

удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников,

но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше

самочувствие.

Педагог –дети .

1. Для начала вспомним свое детство, игровое упражнение «Вспомним свое детство»

(можно использовать мячик)

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были

веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными,

балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с

нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а

главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии

гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и

уважении.

2

.

Практическое упражнение «Мимика педагога»

Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети

заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается

и…»

Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции

взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию

«воспитателя», а участникам семинара надо понять мимику и озвучить, то, что хотел

сказать «воспитатель».

Перечень реакций «воспитателя»:

1. удивление («что случилось?»),

2. осуждение («кто это?»),

3. требование («перестаньте»),

4. выжидание («я жду тишину»),

5. гнев («что это такое!»),

6. страдание («когда же это закончится?»).

Вывод. Как вы считаете, что способствует отражение мимики педагога на отношение

детей? (ответы педагогов)

Использование педагогом способа отражения способствует:

- установлению контакта с ребенком;

- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.

3.

Упражнение «Зайку бросила хозяйка… » (цель: развитие умения педагогов

управлять своим голосом)

- Одним из важных моментов общения с детьми является умение владеть голосом.

Предлагаю вам проверить, насколько способность управлять своим голосом развита у вас.

Нужно произнести текст: «Зайку бросила хозяйка… » с определённой интонацией.

Приглашаю по одному участнику выбрать задание. Время на подготовку 30 секунд».

Произнесение текста:

1. Шёпотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замёрзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

(выполнение)

По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время

общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55%

достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти

понятия входят в определение голоса. На ваш взгляд, имеет ли значение, каким голосом

вы будете разговаривать с детьми, родителями? Что вы можете вообще сказать о голосе в

процессе взаимодействия с окружающими? »

(высказывания педагогов)

- Из ваших слов можно сделать вывод, что умение управлять своим голосом является

важнейшим моментом в процессе общения с окружающими. Существуют такие понятия,

как «чарма» - мягкий, успокаивающий голос, который не включает в себя

психологическую защиту и «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон. Вы

понимаете, что эффективность в общении приносит «чарма», поэтому нам с вами

необходимо овладевать именно этим видом голоса.

Педагог -родитель

На мгновение включим фантазию и представим себе. Утром мамы и папы приводят детей

в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в

детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До

свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают

успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его

интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут

сказать, что было анкетирование, и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им

так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!».

Согласитесь, картина безрадостная. И хочется сказать, что такое просто не возможно.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво

одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту

шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите

самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают

шкатулку.)

Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

Улыбка поможет вам установить связь, доверие с родителями воспитанников, которая так

необходима для сотрудничества и взаимодействия.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать

свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима

искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или

сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого

человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении

хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на

плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать

о проблемных сторонах ребенка.

Итак, мы выяснили, что самые универсальные средства общения – это:

§Улыбка,

§имя собеседника

§комплимент.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с

собеседником, вы можете с ними ознакомиться в буклетах.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный

взгляд

(контакт глаз)

. Но не следует

«сверлить»

собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение

(от 50 см до 1,5 м)

. Такая дистанция

характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно

настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы

воспринимаемся им

«ближе»

. Но не переступать

«границы»

личного пространства

собеседника!

3. Необходимо убрать барьеры,

«увеличивающие»

расстояние в нашем восприятии

в

общении

(стол, книга, лист бумаги в руках)

.

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки,

ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие

напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья,

вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти

общее

«Я»

:

«Я сам такой же, у меня

то же самое!»

. Как можно реже употреблять местоимение

«Вы…»

(Вы сделайте то-

то!»,

«Вы должны это!»

) Чаще говорить;

«Мы»

:

«Мы все заинтересованы, чтобы наши

дети были здоровы, умели, знали!»

,

«Нас всех беспокоит, что дети…»

,

«Наши дети…»

,

«Нас объединяет

общее

дело – это воспитание наших с вами детей!»

Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю) (5 минут)

Ведущий: Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка

останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент

сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель, которому вы говорите

что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент,

должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень

нравиться!»

Обсуждение упражнения.

- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по

работе?

Ведущий: любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим

комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение

педагога видеть хорошие качества в каждом ребенке, в глазах родителей свидетельствует

о его компетентности.

-Спасибо за внимание.



В раздел образования