Автор: Капитанова Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 131"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с творчеством С.Есенина"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131»
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4-5 лет
Тема: «Знакомство с творчеством С. Есенина
Составила: воспитатель
Капитанова А.О.
Рязань, 2023 г.
Цель: создание условий для формирования знаний у детей о жизни и творчестве поэта Сергея Есенина.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с жизнью и поэзией С. Есенина; закрепить знания о времени года осень;
- развивающие: развивать мышление, память, внимание; словарный запас детей; умение внимательно слушать взрослого
и сверстников; любознательность;
- воспитательные: воспитывать патриотические чувства; чувства гордости за поэта земляка; дружелюбие, умение
выполнять игровые задания сообща.
Оборудование и материалы: аудиозапись «Шум листопада»; магнитная доска; портрет С. Есенина; картинки: осень,
осенний дождь, листопад; листы с изображением осеннего парка на каждого ребёнка, подносы с вырезанными
листиками на каждого ребенка; желтые и красные листочки, два ведерка; мяч; книга «Сергей Есенин».
Ход занятия:
Деятельность воспитателя
Предполагаемые ответы детей
1.
Организационный момент
Дети стоят перед педагогом полукругом
- Ребята, поднимите на меня свои умные глазки и послушайте.
Уходит лето... И тепло уходит
И все ненастье впереди.
Уж по деревьям ветер бродит
И дождик душу бередит.
Так жалко с летом расставаться
Тепло последнее терять.
Спешит уж осень наряжаться.
Багрянцем с золотом сверкать,
Улыбкой редкой намекает,
Что холодна... Её печаль
Так зябко плечи обнимает
Подкралась осень невзначай -
теплей придётся одеваться
и пить по чаще сладкий чай.
- Скажите, пожалуйста, про какое время года говорится в этом стихотворении?
- Правильно, это осень.
- Я предлагаю вам сегодня отправиться в осеннее путешествие. Хотите?
- Закройте глаза.
Звучит аудиозапись «Шум листопада»
- Открывайте глазки и присаживайтесь на стульчики.
- Про осень.
- Да!
Открывают глаза и садятся на
стульчики
2. Основная часть
Дети сидят на стульчиках полукругом
- Ребята, Алиса выучила стихотворение Сергея Есенина. Давайте ее послушаем.
Алиса. Выходи.
Ребенок рассказывает стихотворение наизусть.
- Молодец, Алиса, присаживайся на стульчик.
- Это стихотворение написал великий русский поэт Сергей Есенин (показываю
портрет поэта). Он родился и жил в селе Константиново недалеко от города
Рязани. Сергей Есенин наш земляк, потому что мы тоже живем в Рязани. Поэт
очень любил писать стихи о природе, о своей Родине.
- О каком времени года говорится в стихотворении, которое прочитала Алиса?
- Да, правильно. А ведь именно осенью родился поэт.
Далеким днем осенним, родился наш Есенин.
А жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берез,
Есенин в доме деда рос.
- Маленький Сережа любил шалить, играть в разные игры. А вы любите играть?
- Вставайте все в круг и давайте поиграем.
Фи
з
культминутка
Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели (руки в стороны, побежали по кругу)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (присели).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
- Осень! Небо тучно, ветер
шумит. Природа скучно всюду
глядит. И птиц не слышно, все
улетели. В последний раз весне
песню спели. Осень! Небо тучно.
Дождик льет, печально, скучно
время идет.
- Об осени.
- Да!
Качают
руками
вверху
над
головой.
Бегут по кругу, руки в стороны.
Садятся на корточки.
Встают
и
качают
руками
вверху над головой.
Садятся на корточки.
- Молодцы! Присаживайтесь за столы парами.
Загадки
- Есенин, когда был ребенком, жил с дедушкой и бабушкой. И бабушка очень
любила внуку загадывать загадки, а Сережа их отгадывать.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Тогда слушайте первую загадку. И не забудьте наше правило. Кто знает отгадку,
тот поднимает руку и отвечает, а не кричит с места.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят
Когда это бывает?
- …, ответит.
- Молодец! (показываю картинку осени).
- Посмотрите, вот какая красивая осень.
- Слушайте следующую загадку.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто...
- …, отвечай.
- Правильно. Хорошо. (показываю картинку листопада) А, вот какой листопад
бывает осенью. Посмотрите, какая красота природы! И еще одна загадка есть у
меня. Слушайте внимательно.
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный...
- Да!
- Осенью.
- Листопад.
- … знает отгадку. Слушаем тебя.
- Отлично, … Молодец! (показываю картинку дождя) Посмотрите, на осенний
дождь. Настроение у нас сразу грустное становится, печальное. Слушайте
последнюю загадку.
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
- Что это ребятки? Скажите все вместе.
- Молодцы! Все осенние загадки отгадали.
- А сейчас поиграем в игру, которая называется «Осенние листья».
Дидактическая игра (индивидуальные листы)
- Перед вами лежат рисунки с изображением осеннего парка, в котором дети
собирают опавшие листья. На подносах – вырезанные листья. Разложите
вырезанные листочки разных деревьев по их силуэтам на рисунке. Приступайте.
- Молодцы! Все справились с заданием.
- Подойдите все ко мне и закройте глазки. (разбрасываю по ковру вырезанные
кленовые листья красного и желтого цвета)
- Открывайте глазки. Посмотрите, какой беспорядок навела золотая осень. А
почему осень называют «золотой»? Отвечаем только полным предложением.
- А когда листья падают, как это явление называется?
- Правильно. Листопад. Послушайте, как Сергей Есенин красиво описал это
явление в своих стихах.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Подвижная игра
- Дождь.
- Листопад!
- Осень называют «золотой»,
потому что листья падают
желтые.
- Листопад.
- Давайте поиграем в игру, которая называется «Собери осенние листочки после
листопада»
- Разделитесь на две команды. Будет у нас команда «Желтые листья» и команда
«Красные листья». Вам надо как можно быстрее собрать все листочки. Команде
«Желтых листьев» листья своего цвета в желтое ведерко, а команде «Красных
листьев» - в красное. Раз, два, три, начни!
- Раз, два, три, игру останови! Какие молодцы! Все собрали. Победила дружба!
- Подойдите все ко мне. Есенин очень хорошо учился в школе, он был умным
мальчиком. Ему интересно было узнавать что-то новое. И вы тоже умные ребятки и
уже многое знаете. Давайте вспомним, что бывает, а что не бывает осенью.
Дидактическая игра «Что бывает и не бывает осенью».
- Я буду кидать вам по очереди мяч и называть разные ситуации, если это бывает
осенью, то вы ловите мяч, а если не бывает, значит мяч ловить не надо. Понятно?
- Тогда вставайте на край ковра и слушайте внимательно. (Кидаю мяч детям по
очереди)
- Дети загорают, купаются.
Под ногами шуршат листья.
Набухают почки, распускаются листья.
Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Солнце светит ярко, греет сильно.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Дети ходят в резиновых сапогах по лужам.
Белка собирает шишки и орехи.
Медведь спит в берлоге.
Под быструю музыку собирают
листья.
- Да!
Дети строят кормушки для птиц.
Деревья сбрасывают листву.
Дни короткие, темнеет рано.
В лесу собирают грибы и сушат их на зиму.
Льёт сильный дождь.
Дети катаются на санках, коньках.
Дикие животные запасают корм.
3. Заключительная часть
- Молодцы! А теперь закройте глаза.
Звучит аудиозапись «Шум листопада»
- Откройте глаза. Вот мы и вернулись из осеннего путешествия в свой любимый
детский сад.
- Ребята, с каким поэтом мы сегодня познакомились?
По раздольям мещерского края
Паустовский тропу проложил
О березке стихи сочиняя.
По лесам здесь Есенин бродил.
- Сейчас кому я дам в руки кленовый листик, тот скажет нам, что ему понравилось
больше всего на занятии. (Передаю листик детям по очереди)
- Все молодцы! На память о нашем путешествии для вас вот такая большая книга
про жизнь и творчество Сергея Есинина. Поставим ее на нашу патриотическую
полочку и будем дальше знакомиться с поэтом.
Закрывают глаза и слушают
шум листопада.
Открывают глаза.
- С Сергеем Есениным.
Каждый говорит, что ему
больше всего понравилось на
занятии.
Приложение