Напоминание

"Знакомство с творчеством С.Есенина"


Автор: Капитанова Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 131"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знакомство с творчеством С.Есенина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131»

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4-5 лет

Тема: «Знакомство с творчеством С. Есенина

Составила: воспитатель

Капитанова А.О.

Рязань, 2023 г.

Цель: создание условий для формирования знаний у детей о жизни и творчестве поэта Сергея Есенина.

Задачи:

- образовательные: познакомить детей с жизнью и поэзией С. Есенина; закрепить знания о времени года осень;

- развивающие: развивать мышление, память, внимание; словарный запас детей; умение внимательно слушать взрослого

и сверстников; любознательность;

- воспитательные: воспитывать патриотические чувства; чувства гордости за поэта земляка; дружелюбие, умение

выполнять игровые задания сообща.

Оборудование и материалы: аудиозапись «Шум листопада»; магнитная доска; портрет С. Есенина; картинки: осень,

осенний дождь, листопад; листы с изображением осеннего парка на каждого ребёнка, подносы с вырезанными

листиками на каждого ребенка; желтые и красные листочки, два ведерка; мяч; книга «Сергей Есенин».

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Предполагаемые ответы детей

1.

Организационный момент

Дети стоят перед педагогом полукругом

- Ребята, поднимите на меня свои умные глазки и послушайте.

Уходит лето... И тепло уходит

И все ненастье впереди.

Уж по деревьям ветер бродит

И дождик душу бередит.

Так жалко с летом расставаться

Тепло последнее терять.

Спешит уж осень наряжаться.

Багрянцем с золотом сверкать,

Улыбкой редкой намекает,

Что холодна... Её печаль

Так зябко плечи обнимает

Подкралась осень невзначай -

теплей придётся одеваться

и пить по чаще сладкий чай.

- Скажите, пожалуйста, про какое время года говорится в этом стихотворении?

- Правильно, это осень.

- Я предлагаю вам сегодня отправиться в осеннее путешествие. Хотите?

- Закройте глаза.

Звучит аудиозапись «Шум листопада»

- Открывайте глазки и присаживайтесь на стульчики.

- Про осень.

- Да!

Открывают глаза и садятся на

стульчики

2. Основная часть

Дети сидят на стульчиках полукругом

- Ребята, Алиса выучила стихотворение Сергея Есенина. Давайте ее послушаем.

Алиса. Выходи.

Ребенок рассказывает стихотворение наизусть.

- Молодец, Алиса, присаживайся на стульчик.

- Это стихотворение написал великий русский поэт Сергей Есенин (показываю

портрет поэта). Он родился и жил в селе Константиново недалеко от города

Рязани. Сергей Есенин наш земляк, потому что мы тоже живем в Рязани. Поэт

очень любил писать стихи о природе, о своей Родине.

- О каком времени года говорится в стихотворении, которое прочитала Алиса?

- Да, правильно. А ведь именно осенью родился поэт.

Далеким днем осенним, родился наш Есенин.

А жизнь ждала крестьянская.

Среди степей, полей, берез,

Есенин в доме деда рос.

- Маленький Сережа любил шалить, играть в разные игры. А вы любите играть?

- Вставайте все в круг и давайте поиграем.

Фи

з

культминутка

Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели (руки в стороны, побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

- Осень! Небо тучно, ветер

шумит. Природа скучно всюду

глядит. И птиц не слышно, все

улетели. В последний раз весне

песню спели. Осень! Небо тучно.

Дождик льет, печально, скучно

время идет.

- Об осени.

- Да!

Качают

руками

вверху

над

головой.

Бегут по кругу, руки в стороны.

Садятся на корточки.

Встают

и

качают

руками

вверху над головой.

Садятся на корточки.

- Молодцы! Присаживайтесь за столы парами.

Загадки

- Есенин, когда был ребенком, жил с дедушкой и бабушкой. И бабушка очень

любила внуку загадывать загадки, а Сережа их отгадывать.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

- Тогда слушайте первую загадку. И не забудьте наше правило. Кто знает отгадку,

тот поднимает руку и отвечает, а не кричит с места.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят

Когда это бывает?

- …, ответит.

- Молодец! (показываю картинку осени).

- Посмотрите, вот какая красивая осень.

- Слушайте следующую загадку.

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто...

- …, отвечай.

- Правильно. Хорошо. (показываю картинку листопада) А, вот какой листопад

бывает осенью. Посмотрите, какая красота природы! И еще одна загадка есть у

меня. Слушайте внимательно.

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный...

- Да!

- Осенью.

- Листопад.

- … знает отгадку. Слушаем тебя.

- Отлично, … Молодец! (показываю картинку дождя) Посмотрите, на осенний

дождь. Настроение у нас сразу грустное становится, печальное. Слушайте

последнюю загадку.

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский.

- Что это ребятки? Скажите все вместе.

- Молодцы! Все осенние загадки отгадали.

- А сейчас поиграем в игру, которая называется «Осенние листья».

Дидактическая игра (индивидуальные листы)

- Перед вами лежат рисунки с изображением осеннего парка, в котором дети

собирают опавшие листья. На подносах – вырезанные листья. Разложите

вырезанные листочки разных деревьев по их силуэтам на рисунке. Приступайте.

- Молодцы! Все справились с заданием.

- Подойдите все ко мне и закройте глазки. (разбрасываю по ковру вырезанные

кленовые листья красного и желтого цвета)

- Открывайте глазки. Посмотрите, какой беспорядок навела золотая осень. А

почему осень называют «золотой»? Отвечаем только полным предложением.

- А когда листья падают, как это явление называется?

- Правильно. Листопад. Послушайте, как Сергей Есенин красиво описал это

явление в своих стихах.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Подвижная игра

- Дождь.

- Листопад!

- Осень называют «золотой»,

потому что листья падают

желтые.

- Листопад.

- Давайте поиграем в игру, которая называется «Собери осенние листочки после

листопада»

- Разделитесь на две команды. Будет у нас команда «Желтые листья» и команда

«Красные листья». Вам надо как можно быстрее собрать все листочки. Команде

«Желтых листьев» листья своего цвета в желтое ведерко, а команде «Красных

листьев» - в красное. Раз, два, три, начни!

- Раз, два, три, игру останови! Какие молодцы! Все собрали. Победила дружба!

- Подойдите все ко мне. Есенин очень хорошо учился в школе, он был умным

мальчиком. Ему интересно было узнавать что-то новое. И вы тоже умные ребятки и

уже многое знаете. Давайте вспомним, что бывает, а что не бывает осенью.

Дидактическая игра «Что бывает и не бывает осенью».

- Я буду кидать вам по очереди мяч и называть разные ситуации, если это бывает

осенью, то вы ловите мяч, а если не бывает, значит мяч ловить не надо. Понятно?

- Тогда вставайте на край ковра и слушайте внимательно. (Кидаю мяч детям по

очереди)

- Дети загорают, купаются.

Под ногами шуршат листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Солнце светит ярко, греет сильно.

Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Дети ходят в резиновых сапогах по лужам.

Белка собирает шишки и орехи.

Медведь спит в берлоге.

Под быструю музыку собирают

листья.

- Да!

Дети строят кормушки для птиц.

Деревья сбрасывают листву.

Дни короткие, темнеет рано.

В лесу собирают грибы и сушат их на зиму.

Льёт сильный дождь.

Дети катаются на санках, коньках.

Дикие животные запасают корм.

3. Заключительная часть

- Молодцы! А теперь закройте глаза.

Звучит аудиозапись «Шум листопада»

- Откройте глаза. Вот мы и вернулись из осеннего путешествия в свой любимый

детский сад.

- Ребята, с каким поэтом мы сегодня познакомились?

По раздольям мещерского края

Паустовский тропу проложил

О березке стихи сочиняя.

По лесам здесь Есенин бродил.

- Сейчас кому я дам в руки кленовый листик, тот скажет нам, что ему понравилось

больше всего на занятии. (Передаю листик детям по очереди)

- Все молодцы! На память о нашем путешествии для вас вот такая большая книга

про жизнь и творчество Сергея Есинина. Поставим ее на нашу патриотическую

полочку и будем дальше знакомиться с поэтом.

Закрывают глаза и слушают

шум листопада.

Открывают глаза.

- С Сергеем Есениным.

Каждый говорит, что ему

больше всего понравилось на

занятии.

Приложение



В раздел образования