Автор: Наумова Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30 с.Борисовка УГО
Населённый пункт: Приморский край, Уссурийский район, с.Борисовка
Наименование материала: Проект
Тема: "ЮНЫЙ АСТРОНОМ"
Раздел: дошкольное образование
Программа «Юный астроном»
для детей 4-7 лет
Воспитатель: Наумова С.И. , МБДОУ д/сад №30 с. Борисовка УГО 2021г.
Пояснительная записка
На
протяжении
всего
дошкольного
детства,
наряду
с
игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах
социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною
не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным
образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под
тактичным
руководством
взрослого,
осуществляемого
в
процессе
гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в
разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании,
наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только
окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает
его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы
чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и
восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка –
источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных
восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов
говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную
деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все
новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о
предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в
ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили,
что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а
именно тема "Космос".
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее
многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного
возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как
пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов,
свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об
основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный
характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии
ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.
Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая
представления
детей
о
космосе,
расширяется
кругозор,
развиваются
мыслительные
способности,
активизируются
восприятие,
воображение
дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является
немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей
с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи
патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну,
которая
первой
запустила
спутник,
отправила
человека
покорять
космическое пространство.
Реализация
содержания
раздела
«Ребёнок
и
окружающий
мир»
«Программы Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.
Васильевой,
предполагает
формирование
представлений
детей
о
космонавтах, полётах в космос, о Земле как общем доме. Однако работа по
данному направлению затрудняется тем, что содержание материала данного
раздела представлено не в полном объеме.
Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:
➢
отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;
➢
отсутствие
адаптированных
программ
для
дошкольников
по
теме
«Формирование
представлений
о
Солнечной
системе
и
основных
космических явлениях».
Вследствие
этого
возникла необходимость дополнения
и
систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов
деятельности поданному разделу, комплексного использования нескольких
видов
деятельности,
организации
детской
деятельности
в
рамках
перспективного планирования по данной теме.
Накопленный
опыт
работы
по
разделу
«Развитие
элементарных
естественнонаучных представлений» позволил создать методическое пособие
– программу дополнительного образования «Юный астроном» (далее
Программа).
Была
определена цель: развитие
у
детей
дошкольного
возраста
элементарных
представлений
о
космосе
средствами
познавательно-
исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
➢
формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной
системы и основных космических явлениях;
➢
формировать знания, представления о покорителях космоса;
➢
обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности
детей;
➢
развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность,
критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.
Решение задач осуществляется на основе комплексного использования
нескольких
видов
деятельности.
Непосредственно
образовательная
деятельность
проводится
в
рамках
перспективного
планирования
с
использованием метода амплификации познавательного и эстетического
циклов.
Основой работы по Программе явились принципы:
➢
наличие системного подхода к подбору программного содержания,
формулированию поисково-познавательных задач;
➢
соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития
дошкольников;
➢
прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их
движении, изменении и развитии;
➢
оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;
➢
занимательность изложения материала;
➢
формирование творчества на всех этапах обучения;
➢
деятельности подход к развитию личности;
➢
ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт,
оборудования).
Ожидаемые результаты:
➢
для педагогов - повышение знаний педагогов по данной теме; создание
условий для обеспечения полноценного развития детей; создание условий
для развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка;
➢
для детей - сформированность знаний, представлений об устройстве
Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса;
развитие
мыслительных
способностей,
умений
самостоятельно
делать
выводы, умозаключения.
В
структуре
Программы
выделяется
три
раздела,
отражающих
основные направления деятельности по теме «Формирование у дошкольника
представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях»:
➢
«Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений
детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной
с
использованием
наглядно-демонстрационного
материала
(карт,
иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об
окружающем
мире
с
последующим
углублением
в
ходе
поисковой
деятельности.
➢
«Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с
использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать
историю
развития
авиации;
от
первых
летательных
аппаратов
до
космических
станций.
Дети
знакомятся
с
различными
техническими
средствами (воздушный шар, дирижабль), отмечая их достоинства и
недостатки.
➢
«Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах,
полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в
космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах-
космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.
Реализация программы осуществляется в рамках работы кружка «Юный
астроном» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно
образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс
работы кружка рассчитан на три года: для детей 4-7 лет. Продолжительность
непосредственно
образовательной
деятельности
соответствует
«Федеральным
государственным
требованиям
к
структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования», «Санитарно –
эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей
(4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут),
Образовательный
процесс
при
реализации
Программы
строится
следующим образом:
➢
два
раза
в
месяц
организуется
познавательно-исследовательская
деятельность
(исследовательская
деятельность,
проблемные
ситуации,
моделирование, экспериментирование, дидактические игры и т.п.);
➢
один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы
(стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры);
➢
один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование (нетрадиционной
техники), лепка (из соленого теста, пластилина), конструирование (из бросового материала,
коробок, строительного материала, лего-конструкторов).
Учебный план реализации
Программы Вид
деятельности
Количество в месяц
Количество в год
Познавательно-
исследовательская
2
18
Чтение художественной
литературы
1
9
Продуктивная
1
9
Всего в год
36
Условия реализации Программы:
➢
работа кружка может проводиться как в групповой комнате, так и в
специальном
помещении
(планетарии,
лаборатории,
кабинете
познавательной деятельности, в зимнем саду и т.д.);
➢
педагог, обладающий знаниями по данной теме и владеющий методикой
дошкольного воспитания;
➢
методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы,
плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и
портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой,
С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева;
глобус, карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система»,
наглядно-дидактические
пособия
«Космос»,
«От
кареты
до
ракеты»,
«Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в
космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр
детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала.
Реализация
данной
Программы
предполагает
использование
следующихформ работы с детьми:
➢
игры-путешествия.
В
данной
форме
используется
метод
игровых
ситуаций,
решение
ситуативных
задач,
что
позволяет
обеспечивать
личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит
познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и
освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует
Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами:
кометами, метеоритами;
➢
игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями,
способами практических действий. Учебный материал представлен таким
образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению
причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;
➢
чтение познавательной и художественной литературы;
➢
тематические выставки.
Уровень эффективности реализации Программы определяет диагностика
знаний, умений и навыков детей, проводимая в начале и конце учебного года
(материалы диагностики представлены в приложении).
Данная
Программа
предназначена
для
воспитателей
дошкольных
учреждений средних, старших подготовительных к школе групп.
Перспективное планирование
познавательно-исследовательской деятельности
Средняя группа
В
р
е
м
я
Вид
деятельности
Интеграция
Образова-
тельных
областей
Тема
Цель
деятельности
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Познавательно-
исследовательская
«Познание»,
«Коммуникация»
Диагностика
Выявить представление детей
о Солнце, Луне; названиях
планет; о планете Земля.
Чтение
художественной
литературы
«Чтение
художественной
литературы»,
«Коммуникация
«Солнышко -
колоколнышк
о»
Продолжать знакомить
детей с русским народным
творчеством, понимать
его поэтичность, напевность
Познавательно-
исследовательска
я
«Познание»,
«Коммуникация»
Диагностика
Выявить знания,
детей об эволюции
летательных аппаратов;
первых космонавтах.
Продуктивная
«Художественное
творчество»,
«Коммуникация»
Аппликация
«Солнышко
в моем окне»
(из
природного
материала).
Учить детей составлять
композицию из
засушенных листьев;
подбирать материал
по размеру, цвету.
Закрепить навык
работы кистью, клеем;
воспитывать аккуратность.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Познавательно-
исследовательская
«Познание»,
«Коммуникация»
«У Солнышка
в гостях»
Дать детям элементарные
представления о Солнце,
как о звезде. Уточнить форму,
свойства объекта.
Учить определять
пространственные
и временные отношения
(высоко, далеко). Учить
подбирать сравнения.
Познакомить детей со
спутниками Солнца –
планетами. Через
игру-экспериментирование
«Свет повсюду»
показать значение света.
Дать представления о том,
что источники света
могут быть природные
(Солнце, Луна, костер),
искусственные,
изготовленные людьми
(лампа, фонарик, свеча)
Чтение
художественной
литературы
«Чтение
художественной
литературы»,
«Коммуникация»
Словацкая
народная
сказка
«У Солнышка
в гостях»
Продолжать знакомить
детей со сказками народов
мира. Учить детей понимать
содержание текста, развивать
понимание того,
почему Солнце
нужно всему живому
на Земле.
Познавательно-
исследовательска
я деятельность
«Познание»,
«Коммуникация»
«Земля наш
общий
дом»
Познакомить детей с
глобусом – моделью
земного шара.
Дать представление о том,
что существуют разные
области земли, о том,
что Земля - огромный шар,
а глобус - уменьшенная
копия нашей планеты,
на которой отмечены моря,
реки, океаны, горы, леса,
пустыни, а также крупные
города.
Через игру-
экспериментирование
«Какие камешки быстрее
нагреваются» показать
влияние солнечного
тепла на объекты
неживой природы.
Учить детей делать
элементарные выводы
Продуктивная
деятельность
«Художественное
творчество»,
«Коммуникация
Рисование
«Наша
планета»
Закрепить представление
о полученных знаниях;
совершенствовать
технику рисования кистью,
гуашью.
Н
о
я
б
р
ь
Познавательно-
исследовательская
деятельность
«Познание»,
«Коммуникация»
«Моя Родина
– Россия»
(знакомство с
картой
России)
Расширять представление
детей о природе России,
дать представление детям
о карте, как развернутому
изображению планеты.
Закрепить у детей названия
улицы города, на которой
живут дети, учить
ориентироваться по карте.
Познакомить детей с
природными зонами
через рассматривание
иллюстраций.
Чтение
художественной
«Чтение
художественной
Б.Житков
«Что я видел
Расширять представление
детей о Родине: о жизни
литературы
литературы»,
«Коммуникация»
людей в городах и селах.
Развивать интерес к чтению;
воспитывать умение
слушать взрослого.
Познавательно-
исследовательска
я деятельность
"Познание",
"Коммуникация"
«Волшебница
вода
Через игры-
экспериментирования
«Прозрачная вода»,
«Волшебница вода»,
«Вода принимает форму»
уточнить знания детей
о свойствах воды
(прозрачная, без
запаха, без вкуса, льется).
Познакомить со свойствами
воды: не имеет формы,
меняет окраску.
Продуктивная
деятельность
«Художественное
творчество»,
«Коммуникация»
Коллаж «Я
живу в
России»
Учить детей создавать
коллаж, используя
материалы различной
фактуры. Закрепить
навыки вырезывания
кругов, овалов,
треугольников.
Развивать ориентировку
на плоскости, воображение.
Д
е
к
а
б
р
ь
Познавательно-
исследовательская
деятельность
«Познание»,
«Коммуникация»
«Тайны
звездного
неба»
Дать детям первоначальные
сведения о том,
что Вселенная –
это множество звезд,
что звезды имеют
свои имена, движутся
по небу в строгом
порядке. Познакомить
детей с понятиями Звезда,
созвездие; показать
разнообразие созвездий.
Дать представления о том,
что звезды имеют свои
имена и движутся по небу
в строгом порядке.
Развивать словарный
запас детей, воспитывать
интерес к наблюдениям.
Чтение
художественной
литературы
«Чтение
художественной
литературы»,
«Коммуникация»
Ю.Синицын
"Звездная
страна"
Через чтение расширять
представления детей о
звездах и их названиях.
Учить детей понимать
стихотворную форму,
слушать внимательно.
Познавательно-
исследовательска
«Познание»,
«Коммуникация»
Игры-
эксперименти
Закрепить представление
детей об агрегатном
я деятельность
рования
«Замерзшая
вода»,
«Тающий
лед» (со
льдом, водой)
состоянии воды
(твердая, жидкая).
Учить детей выявлять
свойства льда
(твердый, скользкий,
гладкий, холодный,
плавает, состоит из воды,
тает от тепла, надавливания,
в горячей воде быстрее тает;
учить детей сравнивать
два объекта и находить
разницу (лед и вода).
Продуктивная
деятельность
«Художественное
творчество»,
«Коммуникация»
Лепка «Моя
звездочка»
( из соленого
теста с
использовани
ем форм)
Познакомить детей со
свойствами материала –
соленое тесто.
Учить детей использовать
в лепке формы;
создавать коллективную
работу. Развивать
творчество, воображение,
фантазию.
Я
н
в
а
р
ь
Познавательно-
исследовательская
деятельность
«Познание»,
«Коммуникация»
«Большая
семья
Солнышка»
Дать знание детям о
близких планетах,
познакомить с их
особенностями.
Продолжать знакомить
детей с названиями и
расположением планет
относительно Солнца.
Сформировать понятие
«Солнечная система».