Напоминание

"ЮНЫЙ АСТРОНОМ"


Автор: Наумова Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30 с.Борисовка УГО
Населённый пункт: Приморский край, Уссурийский район, с.Борисовка
Наименование материала: Проект
Тема: "ЮНЫЙ АСТРОНОМ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа «Юный астроном»

для детей 4-7 лет

Воспитатель: Наумова С.И. , МБДОУ д/сад №30 с. Борисовка УГО 2021г.

Пояснительная записка

На

протяжении

всего

дошкольного

детства,

наряду

с

игровой

деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах

социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною

не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным

образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под

тактичным

руководством

взрослого,

осуществляемого

в

процессе

гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в

разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании,

наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только

окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает

его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы

чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и

восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка –

источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных

восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов

говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную

деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все

новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о

предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили,

что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а

именно тема "Космос".

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее

многообразии: природа – человек - вселенная и т.д. Дети дошкольного

возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как

пространство и время, живое и неживое, название материалов и предметов,

свойств физических явлений и т.д. Наряду с тем, что представления детей об

основных свойствах и отношениях объективного мира носят неопределенный

характер, они играют очень важную роль в интеллектуальном развитии

ребенка, формировании его мировоззрения, мировидения.

Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая

представления

детей

о

космосе,

расширяется

кругозор,

развиваются

мыслительные

способности,

активизируются

восприятие,

воображение

дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является

немаловажным при подготовке детей к школьному обучению. Знакомя детей

с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи

патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну,

которая

первой

запустила

спутник,

отправила

человека

покорять

космическое пространство.

Реализация

содержания

раздела

«Ребёнок

и

окружающий

мир»

«Программы Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.

Васильевой,

предполагает

формирование

представлений

детей

о

космонавтах, полётах в космос, о Земле как общем доме. Однако работа по

данному направлению затрудняется тем, что содержание материала данного

раздела представлено не в полном объеме.

Сложившаяся ситуация обозначила следующие проблемы:

отсутствие упорядоченных системных знаний у детей;

отсутствие

адаптированных

программ

для

дошкольников

по

теме

«Формирование

представлений

о

Солнечной

системе

и

основных

космических явлениях».

Вследствие

этого

возникла необходимость дополнения

и

систематизации знаний в виде разработки конспектов разных видов

деятельности поданному разделу, комплексного использования нескольких

видов

деятельности,

организации

детской

деятельности

в

рамках

перспективного планирования по данной теме.

Накопленный

опыт

работы

по

разделу

«Развитие

элементарных

естественнонаучных представлений» позволил создать методическое пособие

– программу дополнительного образования «Юный астроном» (далее

Программа).

Была

определена цель: развитие

у

детей

дошкольного

возраста

элементарных

представлений

о

космосе

средствами

познавательно-

исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

формировать знания, представления детей об устройстве Солнечной

системы и основных космических явлениях;

формировать знания, представления о покорителях космоса;

обеспечить условия для развития поисково-познавательной деятельности

детей;

развивать инициативу, познавательную активность, самостоятельность,

критическое отношение к миру, собственный познавательный опыт детей.

Решение задач осуществляется на основе комплексного использования

нескольких

видов

деятельности.

Непосредственно

образовательная

деятельность

проводится

в

рамках

перспективного

планирования

с

использованием метода амплификации познавательного и эстетического

циклов.

Основой работы по Программе явились принципы:

наличие системного подхода к подбору программного содержания,

формулированию поисково-познавательных задач;

соответствие развивающей среды особенностям саморазвития и развития

дошкольников;

прогнозирование, видение предметов и явлений окружающего мира в их

движении, изменении и развитии;

оптимальное соотношение процессов развития и саморазвития;

занимательность изложения материала;

формирование творчества на всех этапах обучения;

деятельности подход к развитию личности;

ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт,

оборудования).

Ожидаемые результаты:

для педагогов - повышение знаний педагогов по данной теме; создание

условий для обеспечения полноценного развития детей; создание условий

для развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка;

для детей - сформированность знаний, представлений об устройстве

Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса;

развитие

мыслительных

способностей,

умений

самостоятельно

делать

выводы, умозаключения.

В

структуре

Программы

выделяется

три

раздела,

отражающих

основные направления деятельности по теме «Формирование у дошкольника

представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях»:

«Мир планет» - предполагает углубление и расширение представлений

детей о Солнце, планетах, Солнечной системе, космических телах, вселенной

с

использованием

наглядно-демонстрационного

материала

(карт,

иллюстраций, фотографий, модулей), помогает получить представление об

окружающем

мире

с

последующим

углублением

в

ходе

поисковой

деятельности.

«Технический прогресс» - позволяет детям в доступной форме с

использованием иллюстраций, фотографий, тематических выставок, познать

историю

развития

авиации;

от

первых

летательных

аппаратов

до

космических

станций.

Дети

знакомятся

с

различными

техническими

средствами (воздушный шар, дирижабль), отмечая их достоинства и

недостатки.

«Покорители космоса» - даёт представления о первых живых существах,

полетевших в космос (собаках, обезьянах), о первом полете человека в

космос; первых космонавтах Ю.Гагарине, Г.Титове, А.Леонове, женщинах-

космонавтах В.Терешковой, С.Савицкой.

Реализация программы осуществляется в рамках работы кружка «Юный

астроном» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно

образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс

работы кружка рассчитан на три года: для детей 4-7 лет. Продолжительность

непосредственно

образовательной

деятельности

соответствует

«Федеральным

государственным

требованиям

к

структуре

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования», «Санитарно –

эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей

(4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут),

Образовательный

процесс

при

реализации

Программы

строится

следующим образом:

два

раза

в

месяц

организуется

познавательно-исследовательская

деятельность

(исследовательская

деятельность,

проблемные

ситуации,

моделирование, экспериментирование, дидактические игры и т.п.);

один раз в месяц - чтение художественной и познавательной литературы

(стихи, рассказы, сказки, мифы, легенды, загадки, словесные игры);

один раз в месяц – продуктивная деятельность (аппликация, рисование (нетрадиционной

техники), лепка (из соленого теста, пластилина), конструирование (из бросового материала,

коробок, строительного материала, лего-конструкторов).

Учебный план реализации

Программы Вид

деятельности

Количество в месяц

Количество в год

Познавательно-

исследовательская

2

18

Чтение художественной

литературы

1

9

Продуктивная

1

9

Всего в год

36

Условия реализации Программы:

работа кружка может проводиться как в групповой комнате, так и в

специальном

помещении

(планетарии,

лаборатории,

кабинете

познавательной деятельности, в зимнем саду и т.д.);

педагог, обладающий знаниями по данной теме и владеющий методикой

дошкольного воспитания;

методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы,

плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба», иллюстрации и

портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой,

С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева;

глобус, карта России, мини планетарий, макет «Солнечная система»,

наглядно-дидактические

пособия

«Космос»,

«От

кареты

до

ракеты»,

«Человек вышел в космос», игры «Солнечная система», «Медвежонок в

космосе», «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т.д., игрушки для игр

детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала.

Реализация

данной

Программы

предполагает

использование

следующихформ работы с детьми:

игры-путешествия.

В

данной

форме

используется

метод

игровых

ситуаций,

решение

ситуативных

задач,

что

позволяет

обеспечивать

личностно - деятельностный характер усвоения знаний. В их основе лежит

познавательная деятельность детей, направленная на поиск, обработку и

освоение информаций. Так, путешествие по солнечной системе организует

Звездочет, который знакомит детей с небесными телами, астероидами:

кометами, метеоритами;

игры-экспериментирования. Дети овладевают знаниями, представлениями,

способами практических действий. Учебный материал представлен таким

образом, чтобы побуждать детей к рассуждению, анализу, установлению

причинно-следственных связей, самостоятельным выводам и обобщениям;

чтение познавательной и художественной литературы;

тематические выставки.

Уровень эффективности реализации Программы определяет диагностика

знаний, умений и навыков детей, проводимая в начале и конце учебного года

(материалы диагностики представлены в приложении).

Данная

Программа

предназначена

для

воспитателей

дошкольных

учреждений средних, старших подготовительных к школе групп.

Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности

Средняя группа

В

р

е

м

я

Вид

деятельности

Интеграция

Образова-

тельных

областей

Тема

Цель

деятельности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Познавательно-

исследовательская

«Познание»,

«Коммуникация»

Диагностика

Выявить представление детей

о Солнце, Луне; названиях

планет; о планете Земля.

Чтение

художественной

литературы

«Чтение

художественной

литературы»,

«Коммуникация

«Солнышко -

колоколнышк

о»

Продолжать знакомить

детей с русским народным

творчеством, понимать

его поэтичность, напевность

Познавательно-

исследовательска

я

«Познание»,

«Коммуникация»

Диагностика

Выявить знания,

детей об эволюции

летательных аппаратов;

первых космонавтах.

Продуктивная

«Художественное

творчество»,

«Коммуникация»

Аппликация

«Солнышко

в моем окне»

(из

природного

материала).

Учить детей составлять

композицию из

засушенных листьев;

подбирать материал

по размеру, цвету.

Закрепить навык

работы кистью, клеем;

воспитывать аккуратность.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Познавательно-

исследовательская

«Познание»,

«Коммуникация»

«У Солнышка

в гостях»

Дать детям элементарные

представления о Солнце,

как о звезде. Уточнить форму,

свойства объекта.

Учить определять

пространственные

и временные отношения

(высоко, далеко). Учить

подбирать сравнения.

Познакомить детей со

спутниками Солнца –

планетами. Через

игру-экспериментирование

«Свет повсюду»

показать значение света.

Дать представления о том,

что источники света

могут быть природные

(Солнце, Луна, костер),

искусственные,

изготовленные людьми

(лампа, фонарик, свеча)

Чтение

художественной

литературы

«Чтение

художественной

литературы»,

«Коммуникация»

Словацкая

народная

сказка

«У Солнышка

в гостях»

Продолжать знакомить

детей со сказками народов

мира. Учить детей понимать

содержание текста, развивать

понимание того,

почему Солнце

нужно всему живому

на Земле.

Познавательно-

исследовательска

я деятельность

«Познание»,

«Коммуникация»

«Земля наш

общий

дом»

Познакомить детей с

глобусом – моделью

земного шара.

Дать представление о том,

что существуют разные

области земли, о том,

что Земля - огромный шар,

а глобус - уменьшенная

копия нашей планеты,

на которой отмечены моря,

реки, океаны, горы, леса,

пустыни, а также крупные

города.

Через игру-

экспериментирование

«Какие камешки быстрее

нагреваются» показать

влияние солнечного

тепла на объекты

неживой природы.

Учить детей делать

элементарные выводы

Продуктивная

деятельность

«Художественное

творчество»,

«Коммуникация

Рисование

«Наша

планета»

Закрепить представление

о полученных знаниях;

совершенствовать

технику рисования кистью,

гуашью.

Н

о

я

б

р

ь

Познавательно-

исследовательская

деятельность

«Познание»,

«Коммуникация»

«Моя Родина

– Россия»

(знакомство с

картой

России)

Расширять представление

детей о природе России,

дать представление детям

о карте, как развернутому

изображению планеты.

Закрепить у детей названия

улицы города, на которой

живут дети, учить

ориентироваться по карте.

Познакомить детей с

природными зонами

через рассматривание

иллюстраций.

Чтение

художественной

«Чтение

художественной

Б.Житков

«Что я видел

Расширять представление

детей о Родине: о жизни

литературы

литературы»,

«Коммуникация»

людей в городах и селах.

Развивать интерес к чтению;

воспитывать умение

слушать взрослого.

Познавательно-

исследовательска

я деятельность

"Познание",

"Коммуникация"

«Волшебница

вода

Через игры-

экспериментирования

«Прозрачная вода»,

«Волшебница вода»,

«Вода принимает форму»

уточнить знания детей

о свойствах воды

(прозрачная, без

запаха, без вкуса, льется).

Познакомить со свойствами

воды: не имеет формы,

меняет окраску.

Продуктивная

деятельность

«Художественное

творчество»,

«Коммуникация»

Коллаж «Я

живу в

России»

Учить детей создавать

коллаж, используя

материалы различной

фактуры. Закрепить

навыки вырезывания

кругов, овалов,

треугольников.

Развивать ориентировку

на плоскости, воображение.

Д

е

к

а

б

р

ь

Познавательно-

исследовательская

деятельность

«Познание»,

«Коммуникация»

«Тайны

звездного

неба»

Дать детям первоначальные

сведения о том,

что Вселенная –

это множество звезд,

что звезды имеют

свои имена, движутся

по небу в строгом

порядке. Познакомить

детей с понятиями Звезда,

созвездие; показать

разнообразие созвездий.

Дать представления о том,

что звезды имеют свои

имена и движутся по небу

в строгом порядке.

Развивать словарный

запас детей, воспитывать

интерес к наблюдениям.

Чтение

художественной

литературы

«Чтение

художественной

литературы»,

«Коммуникация»

Ю.Синицын

"Звездная

страна"

Через чтение расширять

представления детей о

звездах и их названиях.

Учить детей понимать

стихотворную форму,

слушать внимательно.

Познавательно-

исследовательска

«Познание»,

«Коммуникация»

Игры-

эксперименти

Закрепить представление

детей об агрегатном

я деятельность

рования

«Замерзшая

вода»,

«Тающий

лед» (со

льдом, водой)

состоянии воды

(твердая, жидкая).

Учить детей выявлять

свойства льда

(твердый, скользкий,

гладкий, холодный,

плавает, состоит из воды,

тает от тепла, надавливания,

в горячей воде быстрее тает;

учить детей сравнивать

два объекта и находить

разницу (лед и вода).

Продуктивная

деятельность

«Художественное

творчество»,

«Коммуникация»

Лепка «Моя

звездочка»

( из соленого

теста с

использовани

ем форм)

Познакомить детей со

свойствами материала –

соленое тесто.

Учить детей использовать

в лепке формы;

создавать коллективную

работу. Развивать

творчество, воображение,

фантазию.

Я

н

в

а

р

ь

Познавательно-

исследовательская

деятельность

«Познание»,

«Коммуникация»

«Большая

семья

Солнышка»

Дать знание детям о

близких планетах,

познакомить с их

особенностями.

Продолжать знакомить

детей с названиями и

расположением планет

относительно Солнца.

Сформировать понятие

«Солнечная система».



В раздел образования