Напоминание

"Значение мотивации в обучении игре на фортепиано у младших школьников"


Автор: Нюркина Анастасия Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Значение мотивации в обучении игре на фортепиано у младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 7

Методическая разработка

«Значение мотивации в обучении игре на фортепиано

у младших школьников»

Выполнила:

преподаватель МБУ ДО ДШИ No7

Нюркина Анастасия Васильевна

г. Ульяновск

В музыкальную школу приходят дети, различные по степени одаренности,

по уровню подготовки и по уровню заинтересованности в изучении музыки.

Далеко не каждый ребенок, приходя в класс фортепиано, имеет осознанную

мотивацию

для

учебы.

Это

объясняется

возрастными

особенностями,

когда

ребенок 5-6 лет еще не может осознать границы своих интересов.

Как правило, учеба оказывается достаточно трудным занятием, и интерес у

большинства обучающихся постепенно угасает. Поэтому важно, с одной стороны,

создать условия, способствующие поддержанию интереса к учебе, сохранению

веры

в

свои

силы,

а

с

другой

использовать

все

педагогические средства,

обеспечивающие успешность развития ребенка.

И здесь на первый план выходит проблема мотивирования учащихся на

обучение.

Мотив

(от

латинского

«приводить

в

движение,

толкать»)

это

побуждение

к

деятельности,

связанное

с

удовлетворением

потребности

человека. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил,

которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы,

придают

ей

направленность,

ориентируемую

на

достижение

определенных

целей. Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от

ситуации, настроения, предмета изучения.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения (примером может

служить

желание

получить

хорошие

отметки,

и

постепенно

эту

мотивацию,

идущую

от

отметки,

перевести

в

мотивацию,

связанную

с

желанием

иметь

высокий

уровень

знаний

и

умений,

что

является

необходимым

условием

успешной и полезной обществу деятельности).

2.

Через

саму

деятельность

учения

школьника,

которая

должна

чем-то

заинтересовать его.

В мотив обучения могут входить следующие причины:

- интерес к обучению вообще;

- желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для

жизни и профессиональной деятельности;

- желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть

отличником);

- стремление найти свое место среди товарищей в коллективе;

- подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение.

Основные факторы, которые формируют мотивацию у учащихся музыкальной

школы в классе фортепиано:

1.Мотивация музыкой – отношение ученика к музыке как определяющий

фактор в желании заниматься ею.

2.Репертуар – это важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса к

музыке:

- должен быть доступным в техническом отношении, эмоционально близкий;

- на всех этапах работы следует обращать внимание на содержательную

сторону музыки (стиль, жанр, форма);

- сложность и объем программы могут заинтересовать ученика и наоборот;

- вкус педагога призван развивать вкус ученика;

- повторение пройденного материала;

- освоение гамм, этюдов должно тесным образом пересекаться с заданными в

работу произведениями;

- постоянное обновление репертуара.

Выбирая

музыкальный

материал,

важно

учитывать

следующее:

содержание

произведений

должно

соответствовать

возрасту,

жизненному

опыту

и

психологическим особенностям личности ребенка.

3. Педагогическое общение педагога и ученика.

Совпадение

творческих

индивидуальностей

педагога

и

ученика

большая

радость. Во взаимоотношениях «учитель-ученик» ведущее значение приобретают

личностные качества учителя, от них зависит успешность их совместного труда.

Масштаб

личности

учителя-музыканта

определяется

его

профессиональными

знаниями

и

навыками,

мерой

такта

и

умением

понимать

психику

ребенка,

любовью к детям. Общение между детьми и учителем на уроках происходит

посредством музыки. И оно должно быть не обременительным, а приятным и

легким,

происходить

в

атмосфере

любви,

доброжелательства,

доверия,

сопереживания и уважения. В такой обстановке ученики легче воспринимают

учебные задачи и выполняют их.

4. Инициатива ученика.

Участие

педагога

здесь

заключается

в

корректировке

начинаний

ученика,

а

проявление

учащимся

инициативы

говорит

о

заинтересованности

занятиями

музыкой.

5. Самолюбие ученика.

Это качество присуще любому юному человеку. Стремление выразить себя в

музыке

несомненно

способствует

развитию

мотивации

его

работы

и

ее

результативности.

6. Достижение результата в работе ученика.

У начинающего ученика быстрых результатов можно добиться не всякий раз,

поэтому

форма,

темп

изложения

доступного

для

него

материала

следует

корректировать

в

зависимости

от

индивидуальности

учащегося.

В

процессе

дальнейшего обучения учащихся следует привлекать к концертной и конкурсной

деятельности, что может стать огромным толчком для творческого развития.

7. Игровая форма обучения.

Ученик пришел к педагогу в возрасте 5-6 лет как бы вообще «из игры», где он

себя полностью раскрывал, творчески самовыражался, где субъективные оценки

сверстников и родителей всегда были и есть.

Начальный период обучения очень важный и самый трудный для ребенка,

так как ребенок входит в новый для него мир. И на этом этапе следует применять

игровые технологии обучения.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра дает

возможность ребенку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким

кругом

явлений

окружающей

действительности,

активно

воспроизвести

их

в

своих

действиях.

Именно

в

игровых

ситуациях

проявляется

и

формируется

детское

воображение:

ребенок

все

время

производит

различные

логические

операции – сравнивает, обобщает, объединяет.

8. Коллективная форма игры.

Игра в ансамбле (в том числе с педагогом) на любом этапе обучения не только

возможна, но и результативна. Совместная игра – это, прежде всего, объединение

усилий нескольких исполнителей, воплощающих общий для всех

участников

ансамбля увлекательный замысел, это дружный и радостный коллективный труд.

Совместное

исполнительство

развивает

культуру

человеческих

отношений,

культуру желаний.

Что касается участников ансамбля, то дружеское общение, обмен мнениями,

коллективный труд мобилизуют творческую волю, готовность к восприятию и

действию, обогащает фантазию, подсказывая решения, которые могут быть и не

найдены наедине с самим собой.

Кроме

того, актуальность уроков

ансамблевого музицирования в

плане

формирования мотивации к учебе обусловлена и тем, что для учащихся средних

способностей

игра

в

ансамбле

довольно

часто

становится

единственной

возможностью

участвовать

в

концертном

выступлении,

а

это

способствует

воспитанию устойчивого интереса к обучению.

9. Внеклассные формы работы.

Мотивация

к

обучению

является

одной

из

составляющих

учебно-

воспитательного

процесса.

Формы

различны:

концерты,

классные

часы,

расширяющие кругозор учащихся, способствуя их творческому росту, посещение

филармонических концертов, концерты для родителей и т. д.

Важным

моментом

является

привлечение

к

концертно-просветительской

деятельности

как

можно

большего

количества

учащихся,

независимо

от

способностей. Желание выступать может служить дополнительным мотивом для

учебы.

10.Музыкальный инструмент.

Музыкальный инструмент является одним из факторов мотивации занятий

музыкой. Учитель должен привить ученику любовь к своему инструменту: важно

показывать

звуковые,

технические

возможности

фортепиано,

исполняя

произведения,

доступные

для

понимания

ученика

на

определенном

этапе

обучения.

Поэтому

педагог

должен

работать

над

повышением

своего

исполнительского уровня, принимать участие в концертной жизни учреждения,

по

возможности

участвовать

в

профессиональных

конкурсах.

Концертная

и

конкурсная деятельность преподавателя оказывает положительное влияние на

учеников и их родителей.

11.

Включение

в

процесс

обучения

всех

его

субъектов:

ребенок-педагог-

родитель.

Родители

и

педагоги

являются

партнерами в

обучении детей,

поэтому

важно,

чтобы

формирование

мотивации

к

обучению

игре

на

фортепиано

происходило не только в стенах музыкальной школы, но и дома, со стороны

родителей.

Формирование мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый

для него смысл, является крайне необходимым. Без этого дальнейшая учеба

учащегося может оказаться просто невозможной.

Все

это

должно

обеспечить

такое

формирование

мотивации,

которое

поддержит эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика и

станет основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.



В раздел образования