Напоминание

Внедрение ФОП в образовательный процесс дошкольной организации.


Автор: Гоглева Ольга Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 24 пгт Верхние Серги
Населённый пункт: пгт Верхние Серги, Свердловская область
Наименование материала: Статья.
Тема: Внедрение ФОП в образовательный процесс дошкольной организации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной

среды детского сада в соответствии с ФОП ДО

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада (далее – РППС)

— часть образовательной среды детского сада, включающая специально организованное

пространство – помещения, участок и т.п., материалы, оборудование и инвентарь для

развития детей.

Предлагается разделить комплектующие РППС на две части:

- инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации

ФОП ДО;

- вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности

детского сада.

Инвариантная часть РППС включает:

научно-методическое

сопровождение

образовательного

процесса,

которое

позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;

оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;

дополнительные

комплектующие,

позволяющие

обеспечить

преемственность

между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и решить другие задачи

детского сада.

Вариативная часть включает:

локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;

программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП для детей с

ОВЗ, парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;

оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП,

формируемой участниками образовательных отношений.

Рекомендуется при выборе учебно-методических материалов ориентироваться

на ФОП ДО.

Так в пункте 32.8 указано, что детский сад может использовать обновляемые

образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию

периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и

мультимедийное

сопровождение

деятельности

средств

обучения

и

воспитания,

спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи.

Получается, что учебно-методические материалы могут включать все виды учебных

изданий, обеспечивающие реализацию ОП ДО и соответствующие ГОСТ Р 7.0.60-2020.

По сути ФОП ДО является самостоятельным учебно-методическим пособием (п. 5

ФОП ДО).

В федеральную программу входят рекомендации по организации образовательного

процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем

образовательным областям.

Также есть

указания

по

педагогической

диагностике,

примерные

перечни

литературных,

музыкальных,

художественных,

анимационных

произведений

для

реализации программы.

Главная

задача

детского

сада

создать

образовательное

пространство,

обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей.

При этом РППС должна соответствовать:

ФОП ДО и ФГОС ДО;

возрастным особенностям детей;

санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;

законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке

соответствия продукции, защите прав потребителей.

Чтобы

эффективно

организовать

РППС,

проведите

инвентаризацию

оборудования, определите задачи детского сада, его особенности и т.д.

Изложите все подготовительные и основные мероприятия в плане-графике.

Утвердите его приказом.

Воспользуйтесь готовыми образцами.

Положение о РППС разрабатывать не нужно.

Предлагается три варианта проектирования РППС:

- по пространствам,

- функциональным модулям,

- в виде центров детской активности.

1) Проектирование среды по пространствам.

В

групповых

помещениях

все

оборудование

можно

объединить

по

трем

пространствам:

-активной деятельности,

- спокойной деятельности,

- познания и творчества.

В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с

двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д.

В

пространстве

спокойной

деятельности

оформите

зону

релаксации,

конструктивных, театрализованных и настольных игр.

Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема

пищи.

В

пространстве

познания

и

творчества

установите

оборудование

для

экспериментирования и творчества.

Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут

трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности

или пространство познания и творчества.

Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться

в «театральный зал».

2) Проектирование среды по функциональным модулям.

Другой вариант проектирования среды – использовать базовые функциональные

модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.

Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по

видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования,

инвентаря.

Можете организовать 11 функциональных модулей:

- игровой;

- физкультурно-оздоровительный;

- музыкальный;

- художественно-творческий;

- поисково-исследовательский;

- релаксации;

- логопедический;

- психологического сопровождения;

- дефектологический;

- административный;

- территории и архитектуры.

Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи,

трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.

Поскольку у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно

переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую

сюжетно-ролевую игру, также как и двигательная активность, труд или знакомство с

литературным произведением.

Поэтому игровой модуль будет системообразующим.

Каждый модуль должен охватывать все образовательные области по ФГОС ДО

– социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и

физическое развитие.

При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы:

группу для детей младенческого возраста – до года;

группу раннего возраста – от 1 года до 2-х лет;

I младшую группу – 2-3 года;

II младшую группу – 3-4 года;

среднюю группу – 4-5 лет;

старшую группу – 5-6 лет;

подготовительную группу – 6-7 лет.

Если сформировали разновозрастные группы воспитанников, то скорректируйте под

них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей – в

зависимости от количества и возраста детей.

3) Проектирование среды по центрам детской активности.

Можно оформить групповую комнату по центрам детской активности, которые

обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.

Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников.

Например, в группах раннего возраста

создайте

шесть центров детской

активности:

двигательной активности – для развития основных движений детей;

сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры

с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета,

размера;

организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр

со сверстниками под руководством взрослого;

творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла

музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков

продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;

познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок,

стихов, рассматривания картинок;

экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности

с

материалами

и

веществами

(песок,

вода,

тесто

и

др.),

развития

навыков

самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка,

совок, лопатка и т.д.).

В группах для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет предусмотрите комплекс

из 12 центров детской активности.

Подробнее – в таблице.

Центры активности в старшей группе:

Название центра

Назначение центра

Какие образовательные

области охватывает

Двигательной

активности

Организовать игры:

- средней и малой подвижности в

групповых помещениях,

- средней и интенсивной

подвижности в физкультурном и

музыкальном зале,

Физическое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Речевое развитие

- интенсивной подвижности на

групповых участках, спортивной

площадке, всей территории детского

сада.

Безопасности

Организовать образовательный

процесс для развития у детей навыков

безопасности жизнедеятельности

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Игры

Организовать сюжетно-ролевые

детские игры. Центр должен

включать предметы-заместители

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Конструирования

Содержит разнообразные виды

строительного материала и детских

конструкторов , бросового материала,

схем, рисунков, картин,

демонстрационных материалов для

организации конструкторской

деятельности детей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Логики и математики

Содержит разнообразный

дидактический материал и

развивающие игрушки,

демонстрационные материалы ля

формирования элементарных

математических навыков и

логических операций

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Экспериментировани

я

Организовать наблюдение и труд.

Содержит игровое оборудование ,

демонстрационные материалы,

дидактические пособия, которые

способствуют реализации поисково-

экспериментальной и трудовой

деятельности детей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Познания и

коммуникации

Обеспечить расширение кругозора

детей и их знаний об окружающем

мире во взаимодействии детей со

взрослыми и сверстниками

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Книжный уголок

Содержит художественную и

документальную литературу для

детей, обеспечивающую их духовно-

нравственное и этико-эстетическое

Все образовательные

области

воспитание, формирование общей

культуры, освоение разных жанров

художественной литературы,

воспитание любви и интереса к

художественному слову,

удовлетворение образовательных

потребностей

Театрализации и

музицирования

Содержит оборудование, которое

позволяет организовать музыкальную

и театрализованную деятельность

детей

Художественно-

эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое развитие

Творчества

Реализовать продуктивную

деятельность детей – рисование,

лепку, аппликацию, художественный

труд

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Уединения

Снять психоэмоциональное

напряжение воспитанников

-

Коррекции

Организовать совместную

деятельность воспитателя и/или

специалиста с детьми с ОВЗ,

направленную на коррекцию

имеющихся нарушений

-

Чтобы

развивающая

среда

детского

сада

всегда

отвечала

требованиям

законодательства и ООП ДО, организуйте мониторинг.

Для этого примите документы, которые работники должны использовать для

контроля, и соблюдайте правила безопасности.

Чтобы организовать мониторинг, назначьте ответственного или рабочую группу.

Издайте приказ.

Закрепите в нем поручения и план мероприятий по контролю за РППС.

Воспользуйтесь готовыми образцами.

Поручите ответственным контролировать оснащение РППС по чек-листу и

справочникам.

Чек-лист включает все требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей

среде.

Справочники составлены на основе примерных перечней оборудования и средств

обучения из Рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 13.02.2023 №

ТВ-413/03.

Перечни рассчитаны на только построенные детские сады, но может пригодиться и

для дооснащения уже функционирующих организаций.

(в приложении к модулю)

Основное

правило

безопасности

в

отношении

РППС

она

должна

соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и законодательству о безопасности

продукции, предназначенной для детей.

Чтобы соблюсти это правило, закупайте оборудование и инвентарь, которое имеет

документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям.

Чтобы

проверить

продукцию,

рекомендуется

использовать

государственные

информационные ресурсы:

Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных

деклараций о соответствии;

портал Росаккредитации для проверки безопасности товаров потребителями.

Проверить поставленную продукцию можно по алгоритму:

сравните даты действия сертификата;

сверьте

комплектность

документов

сертификата,

в

том

числе

протоколы

испытаний, приложения, ссылки на перечни продукции, заводы-изготовители и т.д;

сопоставьте перечисленные наименования продукции в сертификате с фактически

представленными товарами;

сравните перечисленные артикулы в сертификате с фактически представленными

товарами.

Передайте памятку с алгоритмом контрактному управляющему и ответственному

за контроль РППС.



В раздел образования