Автор: Гоглева Ольга Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 24 пгт Верхние Серги
Населённый пункт: пгт Верхние Серги, Свердловская область
Наименование материала: Статья.
Тема: Внедрение ФОП в образовательный процесс дошкольной организации.
Раздел: дошкольное образование
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Рекомендации по проектированию развивающей предметно-пространственной
среды детского сада в соответствии с ФОП ДО
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада (далее – РППС)
— часть образовательной среды детского сада, включающая специально организованное
пространство – помещения, участок и т.п., материалы, оборудование и инвентарь для
развития детей.
Предлагается разделить комплектующие РППС на две части:
- инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации
ФОП ДО;
- вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности
детского сада.
Инвариантная часть РППС включает:
научно-методическое
сопровождение
образовательного
процесса,
которое
позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;
дополнительные
комплектующие,
позволяющие
обеспечить
преемственность
между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и решить другие задачи
детского сада.
Вариативная часть включает:
локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП для детей с
ОВЗ, парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;
оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП,
формируемой участниками образовательных отношений.
Рекомендуется при выборе учебно-методических материалов ориентироваться
на ФОП ДО.
Так в пункте 32.8 указано, что детский сад может использовать обновляемые
образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию
периодических и электронных ресурсов, методическую литературу, техническое и
мультимедийное
сопровождение
деятельности
средств
обучения
и
воспитания,
спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи.
Получается, что учебно-методические материалы могут включать все виды учебных
изданий, обеспечивающие реализацию ОП ДО и соответствующие ГОСТ Р 7.0.60-2020.
По сути ФОП ДО является самостоятельным учебно-методическим пособием (п. 5
ФОП ДО).
В федеральную программу входят рекомендации по организации образовательного
процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем
образовательным областям.
Также есть
указания
по
педагогической
диагностике,
примерные
перечни
литературных,
музыкальных,
художественных,
анимационных
произведений
для
реализации программы.
Главная
задача
детского
сада
–
создать
образовательное
пространство,
обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей.
При этом РППС должна соответствовать:
ФОП ДО и ФГОС ДО;
возрастным особенностям детей;
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке
соответствия продукции, защите прав потребителей.
Чтобы
эффективно
организовать
РППС,
проведите
инвентаризацию
оборудования, определите задачи детского сада, его особенности и т.д.
Изложите все подготовительные и основные мероприятия в плане-графике.
Утвердите его приказом.
Воспользуйтесь готовыми образцами.
Положение о РППС разрабатывать не нужно.
Предлагается три варианта проектирования РППС:
- по пространствам,
- функциональным модулям,
- в виде центров детской активности.
1) Проектирование среды по пространствам.
В
групповых
помещениях
все
оборудование
можно
объединить
по
трем
пространствам:
-активной деятельности,
- спокойной деятельности,
- познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с
двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д.
В
пространстве
спокойной
деятельности
оформите
зону
релаксации,
конструктивных, театрализованных и настольных игр.
Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема
пищи.
В
пространстве
познания
и
творчества
установите
оборудование
для
экспериментирования и творчества.
Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут
трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности
или пространство познания и творчества.
Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться
в «театральный зал».
2) Проектирование среды по функциональным модулям.
Другой вариант проектирования среды – использовать базовые функциональные
модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.
Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по
видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования,
инвентаря.
Можете организовать 11 функциональных модулей:
- игровой;
- физкультурно-оздоровительный;
- музыкальный;
- художественно-творческий;
- поисково-исследовательский;
- релаксации;
- логопедический;
- психологического сопровождения;
- дефектологический;
- административный;
- территории и архитектуры.
Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи,
трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.
Поскольку у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно
переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую
сюжетно-ролевую игру, также как и двигательная активность, труд или знакомство с
литературным произведением.
Поэтому игровой модуль будет системообразующим.
Каждый модуль должен охватывать все образовательные области по ФГОС ДО
– социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и
физическое развитие.
При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.
Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы:
группу для детей младенческого возраста – до года;
группу раннего возраста – от 1 года до 2-х лет;
I младшую группу – 2-3 года;
II младшую группу – 3-4 года;
среднюю группу – 4-5 лет;
старшую группу – 5-6 лет;
подготовительную группу – 6-7 лет.
Если сформировали разновозрастные группы воспитанников, то скорректируйте под
них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей – в
зависимости от количества и возраста детей.
3) Проектирование среды по центрам детской активности.
Можно оформить групповую комнату по центрам детской активности, которые
обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников.
Например, в группах раннего возраста
создайте
шесть центров детской
активности:
двигательной активности – для развития основных движений детей;
сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры
с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета,
размера;
организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр
со сверстниками под руководством взрослого;
творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла
музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков
продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;
познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок,
стихов, рассматривания картинок;
экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности
с
материалами
и
веществами
(песок,
вода,
тесто
и
др.),
развития
навыков
самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и т.д.).
В группах для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет предусмотрите комплекс
из 12 центров детской активности.
Подробнее – в таблице.
Центры активности в старшей группе:
Название центра
Назначение центра
Какие образовательные
области охватывает
Двигательной
активности
Организовать игры:
- средней и малой подвижности в
групповых помещениях,
- средней и интенсивной
подвижности в физкультурном и
музыкальном зале,
Физическое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Речевое развитие
- интенсивной подвижности на
групповых участках, спортивной
площадке, всей территории детского
сада.
Безопасности
Организовать образовательный
процесс для развития у детей навыков
безопасности жизнедеятельности
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Игры
Организовать сюжетно-ролевые
детские игры. Центр должен
включать предметы-заместители
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Конструирования
Содержит разнообразные виды
строительного материала и детских
конструкторов , бросового материала,
схем, рисунков, картин,
демонстрационных материалов для
организации конструкторской
деятельности детей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Логики и математики
Содержит разнообразный
дидактический материал и
развивающие игрушки,
демонстрационные материалы ля
формирования элементарных
математических навыков и
логических операций
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Экспериментировани
я
Организовать наблюдение и труд.
Содержит игровое оборудование ,
демонстрационные материалы,
дидактические пособия, которые
способствуют реализации поисково-
экспериментальной и трудовой
деятельности детей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познания и
коммуникации
Обеспечить расширение кругозора
детей и их знаний об окружающем
мире во взаимодействии детей со
взрослыми и сверстниками
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Книжный уголок
Содержит художественную и
документальную литературу для
детей, обеспечивающую их духовно-
нравственное и этико-эстетическое
Все образовательные
области
воспитание, формирование общей
культуры, освоение разных жанров
художественной литературы,
воспитание любви и интереса к
художественному слову,
удовлетворение образовательных
потребностей
Театрализации и
музицирования
Содержит оборудование, которое
позволяет организовать музыкальную
и театрализованную деятельность
детей
Художественно-
эстетическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Физическое развитие
Творчества
Реализовать продуктивную
деятельность детей – рисование,
лепку, аппликацию, художественный
труд
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Уединения
Снять психоэмоциональное
напряжение воспитанников
-
Коррекции
Организовать совместную
деятельность воспитателя и/или
специалиста с детьми с ОВЗ,
направленную на коррекцию
имеющихся нарушений
-
Чтобы
развивающая
среда
детского
сада
всегда
отвечала
требованиям
законодательства и ООП ДО, организуйте мониторинг.
Для этого примите документы, которые работники должны использовать для
контроля, и соблюдайте правила безопасности.
Чтобы организовать мониторинг, назначьте ответственного или рабочую группу.
Издайте приказ.
Закрепите в нем поручения и план мероприятий по контролю за РППС.
Воспользуйтесь готовыми образцами.
Поручите ответственным контролировать оснащение РППС по чек-листу и
справочникам.
Чек-лист включает все требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей
среде.
Справочники составлены на основе примерных перечней оборудования и средств
обучения из Рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 13.02.2023 №
ТВ-413/03.
Перечни рассчитаны на только построенные детские сады, но может пригодиться и
для дооснащения уже функционирующих организаций.
(в приложении к модулю)
Основное
правило
безопасности
в
отношении
РППС
–
она
должна
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и законодательству о безопасности
продукции, предназначенной для детей.
Чтобы соблюсти это правило, закупайте оборудование и инвентарь, которое имеет
документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям.
Чтобы
проверить
продукцию,
рекомендуется
использовать
государственные
информационные ресурсы:
Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных
деклараций о соответствии;
портал Росаккредитации для проверки безопасности товаров потребителями.
Проверить поставленную продукцию можно по алгоритму:
сравните даты действия сертификата;
сверьте
комплектность
документов
сертификата,
в
том
числе
протоколы
испытаний, приложения, ссылки на перечни продукции, заводы-изготовители и т.д;
сопоставьте перечисленные наименования продукции в сертификате с фактически
представленными товарами;
сравните перечисленные артикулы в сертификате с фактически представленными
товарами.
Передайте памятку с алгоритмом контрактному управляющему и ответственному
за контроль РППС.