Напоминание

Инновационные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в процессе воспитания и нравственности.


Автор: Краснощёкова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель.
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ № 12 имени Полного Кавалера Ордена Славы В.Д. Преснова
Населённый пункт: Московская область , село Домодедово
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в процессе воспитания и нравственности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-

РАСТА В ПРОЦЕСЕЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ .

Аннотация: статья раскрывает важность семейного древа, ценностей семьи, её традиций. В дан-

ной работе представлены формы и методы работы с детско-родительским коллективом в процессе

формирования уважительного отношения к окружающему миру, к старшему поколению.

Ключевые слова: семья, родословная, семейные ценности, традиции, род, предки, уважение.

«Крепкая семья — крепкое государство» - так говориться в русской народной

пословице. Также тема семьи и наших корней затрагивается в песне Нины

Матвиенко и Раисы Кириченко «Сок земли»:

«Из рода в род пролагает жизнь мосты,

Без корней саду не цвести,

Без стремления лодка не плывет,

Без корней сохнет все живое».

Семья – это самые близкие и родные тебе люди, которые выручат и

поддержат тебя даже на расстоянии. Разговаривая о семье, перед глазами

сразу возникают родные лица тех людей, с кем рядом идешь по жизни, о ко-

торых заботишься, думаешь, а в трудную минуту сможешь положиться.

Семья - это слово, которое понятно детям с самых малых лет. Оно с первых

мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама,

близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Се-

мья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рожда-

емся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 67.1 - дети яв-

ляются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Фе-

дерации. «Государство создает условия, способствующие всестороннему ду-

ховному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей,

воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Также Федеральным Государственным Образовательным Стандартом до-

школьного образования и другими государственными документами по разви-

тию системы российского образования, особую актуальность для педагогов

ДОО приобретает задача формирования педагогической грамотности семьи в

воспитании уважения к старшему поколению, близким, окружающим и при-

вития детям любви и интереса к их корням.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в

традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Родословная,

или как раньше говорили, родословие – это последовательный перечень по-

колений одного рода с основными сведениями о каждом из них.

С появлением нового члена семьи, рождением ребёнка – история родослов-

ной становится богаче. Малыш соединяет в себе два рода, две истории, созда-

вая новую ветвь и новое поколение на вашем родовом древе. Изучать исто-

рию своего рода очень важно, ведь так ребёнок будет чувствовать себя ча-

стью большой и крепкой семьи.

Память о своих предках – совершенно естественная потребность каждого

нормального человека. Как бы ни сложилась наша судьба, мы всегда будем

помнить имена родителей, бабушек и дедушек – людей, подаривших нам

жизнь.

На основании этого можно заключить, что познавать историю собственной

семьи необходимо, именно она помогает воспитать уважение к старшим и

гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать

продолжателями лучших традиций и семейных ценностей.

Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и привитию уваже-

ния у детей дошкольного возраста к старшему поколению. Именно для этого

в нашей группе созданы все соответствующие условия: положительная эмо-

циональная обстановка, которая помогает ребёнку развивать нравственные

качества; семейные фотографии; организованное взаимодействие семьи и пе-

дагогов ДОО.

В своей практике работы с родительским коллективом мы используем как

традиционные совместные детско-родительские мероприятия: консультации,

беседы, анкетирование, так и нетрадиционные формы работы: квесты, КВН,

мастер-классы, культурно-досуговые мероприятия.

В нашем детском саду большое значение уделяется именно семье и уваже-

нию к людям. Вместе с детьми и их родителями мы занимаемся созданием

родословной каждой семьи нашей группы, после чего дети рассказывают о

том, что узнали о своих предках. Обсуждаем, что дети любят делать в своих

семьях, чем занимаются в свободное время. Проводятся такие беседы, как:

«Что любите делать в семье?», «Назови традиции своей семьи», «Как зовут

маму, папу, дедушку, бабушку?», «Почему мне дали такое имя?», «Расскажи

любимое блюдо семьи». Также дети вместе со своими родителями состав-

ляют герб своей семьи, где показывают не только общие семейные увлечения

и традиции, но и указывают истоки своего происхождения.

С детьми разучиваются потешки, пословицы, поговорки и прибаутки о семье

и традициях.

Несомненно, работа с родителями является наиболее трудоемкой. С целью

вовлечения родительского коллектива в работу по выбранному нами направ-

лению, проводились консультации по следующей тематике: «Родословная и

Российская культура», «Важность сохранение традиций в семье», «Как со-

здать свою родословную?», «Термины родства». Создавались памятки для

родителей с наглядным эскизом родословной, проводились мастер-классы.

Очень часто в нашей группе организуется совместный детско-родительский

«Трудовой десант». В процессе такого рода мероприятий дети, совместно с

родителями, принимают участие в уборке территории. Все участники трудо-

вого десанта получают огромный заряд бодрости, эмоциональное удовлетво-

рение от работы и от общения друг с другом.

Большое внимание в своей работе мы уделяем организации выпусков семей-

ных газет, коллажей, плакатов – форм работы с родителями, целью которых

является объединение родителей в совместной, просветительской работе.

Были выпущены совместные газеты: «Семья – за здоровый образ жизни»,

«Безопасность всей семьи», «На прогулку всей семьёй».

Проводились акции: «Звезда победы», «Сохрани дерево»

Создавались стенгазеты совместно с детьми: «Папа – самый лучший друг»,

«Мама моя, как хорошо, что ты есть у меня», «Крепкая семья – крепкая Роди-

на».

Одной из традиций в нашей группе стало проведение сезонных ярмарок и

развлечений с бабушками и мамами «Кто-что умеет печь», «Наш семейный

рецепт»; дедушками и папами «Всё починим – всем поможем».

В течение года проводятся совместные детско-родительские культурно-

досуговые

мероприятия: «День матери», «День защитника Отечества»,

«День пожилого человека», «День победы», «День семьи». К каждому из

этих мероприятий и праздников дети своими руками изготавливают подарки

мамам и папам, дедушкам и бабушкам.

Семьи наших воспитанников регулярно участвуют в семейных спартакиадах,

проводимых в районных парках и скверах, где родители активно участвуют в

различных соревнованиях вместе с детьми.

Проводятся выставки совместных творческих

работ детей и родителей.

Организуются постановки сказок нравственного содержания с участием де-

тей и родителей.

Данные мероприятия проводятся с целью воспитания у дошкольников чув-

ства любви и уважения к родным, гордости за свою семью.

Совместные усилия педагогов и родителей позволяют постепенно подвести

ребенка к осознанию роли семьи в его жизни, сформировать первые пред-

ставления о семейных и родственных отношениях, помочь понять своё место

в семье, сформировать понимание необходимости заботливого и уважитель-

ного отношения к своим близким.

Список литературы:

1.

«Духовно-нравственное воспитание. Обобщение опыта» в рамках 9

Межрегионального Рождественского фестиваля «Возродим Русь святую!» (8

января 2014 года) / под ред. к.п.н. Е.В. Шмаковой. Ульяновск, Арское, 2014 –

240с.

2.

Ривина Е.К. Пособие для педагогов и родителей «Знакомим дошколь-

ников с семьёй и родословной». Библиотека «Программы воспитания и обу-

чения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербо-

вой, Т.С. Комаровой 2013 г.

3.

Страна счастливого детства: учебно-методическое пособие по фор-

мированию основ психологического здоровья детей старшего дошкольного

возраста. / Стожарова М. Ю. и др. – Ульяновск: издатель Качалин Александр

Васильевич, 2021. – 160с.



В раздел образования