Автор: Краснощёкова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель.
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ № 12 имени Полного Кавалера Ордена Славы В.Д. Преснова
Населённый пункт: Московская область , село Домодедово
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в процессе воспитания и нравственности.
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗ-
РАСТА В ПРОЦЕСЕЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ .
Аннотация: статья раскрывает важность семейного древа, ценностей семьи, её традиций. В дан-
ной работе представлены формы и методы работы с детско-родительским коллективом в процессе
формирования уважительного отношения к окружающему миру, к старшему поколению.
Ключевые слова: семья, родословная, семейные ценности, традиции, род, предки, уважение.
«Крепкая семья — крепкое государство» - так говориться в русской народной
пословице. Также тема семьи и наших корней затрагивается в песне Нины
Матвиенко и Раисы Кириченко «Сок земли»:
«Из рода в род пролагает жизнь мосты,
Без корней саду не цвести,
Без стремления лодка не плывет,
Без корней сохнет все живое».
Семья – это самые близкие и родные тебе люди, которые выручат и
поддержат тебя даже на расстоянии. Разговаривая о семье, перед глазами
сразу возникают родные лица тех людей, с кем рядом идешь по жизни, о ко-
торых заботишься, думаешь, а в трудную минуту сможешь положиться.
Семья - это слово, которое понятно детям с самых малых лет. Оно с первых
мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама,
близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Се-
мья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рожда-
емся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 67.1 - дети яв-
ляются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Фе-
дерации. «Государство создает условия, способствующие всестороннему ду-
ховному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей,
воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».
Также Федеральным Государственным Образовательным Стандартом до-
школьного образования и другими государственными документами по разви-
тию системы российского образования, особую актуальность для педагогов
ДОО приобретает задача формирования педагогической грамотности семьи в
воспитании уважения к старшему поколению, близким, окружающим и при-
вития детям любви и интереса к их корням.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в
традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Родословная,
или как раньше говорили, родословие – это последовательный перечень по-
колений одного рода с основными сведениями о каждом из них.
С появлением нового члена семьи, рождением ребёнка – история родослов-
ной становится богаче. Малыш соединяет в себе два рода, две истории, созда-
вая новую ветвь и новое поколение на вашем родовом древе. Изучать исто-
рию своего рода очень важно, ведь так ребёнок будет чувствовать себя ча-
стью большой и крепкой семьи.
Память о своих предках – совершенно естественная потребность каждого
нормального человека. Как бы ни сложилась наша судьба, мы всегда будем
помнить имена родителей, бабушек и дедушек – людей, подаривших нам
жизнь.
На основании этого можно заключить, что познавать историю собственной
семьи необходимо, именно она помогает воспитать уважение к старшим и
гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать
продолжателями лучших традиций и семейных ценностей.
Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и привитию уваже-
ния у детей дошкольного возраста к старшему поколению. Именно для этого
в нашей группе созданы все соответствующие условия: положительная эмо-
циональная обстановка, которая помогает ребёнку развивать нравственные
качества; семейные фотографии; организованное взаимодействие семьи и пе-
дагогов ДОО.
В своей практике работы с родительским коллективом мы используем как
традиционные совместные детско-родительские мероприятия: консультации,
беседы, анкетирование, так и нетрадиционные формы работы: квесты, КВН,
мастер-классы, культурно-досуговые мероприятия.
В нашем детском саду большое значение уделяется именно семье и уваже-
нию к людям. Вместе с детьми и их родителями мы занимаемся созданием
родословной каждой семьи нашей группы, после чего дети рассказывают о
том, что узнали о своих предках. Обсуждаем, что дети любят делать в своих
семьях, чем занимаются в свободное время. Проводятся такие беседы, как:
«Что любите делать в семье?», «Назови традиции своей семьи», «Как зовут
маму, папу, дедушку, бабушку?», «Почему мне дали такое имя?», «Расскажи
любимое блюдо семьи». Также дети вместе со своими родителями состав-
ляют герб своей семьи, где показывают не только общие семейные увлечения
и традиции, но и указывают истоки своего происхождения.
С детьми разучиваются потешки, пословицы, поговорки и прибаутки о семье
и традициях.
Несомненно, работа с родителями является наиболее трудоемкой. С целью
вовлечения родительского коллектива в работу по выбранному нами направ-
лению, проводились консультации по следующей тематике: «Родословная и
Российская культура», «Важность сохранение традиций в семье», «Как со-
здать свою родословную?», «Термины родства». Создавались памятки для
родителей с наглядным эскизом родословной, проводились мастер-классы.
Очень часто в нашей группе организуется совместный детско-родительский
«Трудовой десант». В процессе такого рода мероприятий дети, совместно с
родителями, принимают участие в уборке территории. Все участники трудо-
вого десанта получают огромный заряд бодрости, эмоциональное удовлетво-
рение от работы и от общения друг с другом.
Большое внимание в своей работе мы уделяем организации выпусков семей-
ных газет, коллажей, плакатов – форм работы с родителями, целью которых
является объединение родителей в совместной, просветительской работе.
Были выпущены совместные газеты: «Семья – за здоровый образ жизни»,
«Безопасность всей семьи», «На прогулку всей семьёй».
Проводились акции: «Звезда победы», «Сохрани дерево»
Создавались стенгазеты совместно с детьми: «Папа – самый лучший друг»,
«Мама моя, как хорошо, что ты есть у меня», «Крепкая семья – крепкая Роди-
на».
Одной из традиций в нашей группе стало проведение сезонных ярмарок и
развлечений с бабушками и мамами «Кто-что умеет печь», «Наш семейный
рецепт»; дедушками и папами «Всё починим – всем поможем».
В течение года проводятся совместные детско-родительские культурно-
досуговые
мероприятия: «День матери», «День защитника Отечества»,
«День пожилого человека», «День победы», «День семьи». К каждому из
этих мероприятий и праздников дети своими руками изготавливают подарки
мамам и папам, дедушкам и бабушкам.
Семьи наших воспитанников регулярно участвуют в семейных спартакиадах,
проводимых в районных парках и скверах, где родители активно участвуют в
различных соревнованиях вместе с детьми.
Проводятся выставки совместных творческих
работ детей и родителей.
Организуются постановки сказок нравственного содержания с участием де-
тей и родителей.
Данные мероприятия проводятся с целью воспитания у дошкольников чув-
ства любви и уважения к родным, гордости за свою семью.
Совместные усилия педагогов и родителей позволяют постепенно подвести
ребенка к осознанию роли семьи в его жизни, сформировать первые пред-
ставления о семейных и родственных отношениях, помочь понять своё место
в семье, сформировать понимание необходимости заботливого и уважитель-
ного отношения к своим близким.
Список литературы:
1.
«Духовно-нравственное воспитание. Обобщение опыта» в рамках 9
Межрегионального Рождественского фестиваля «Возродим Русь святую!» (8
января 2014 года) / под ред. к.п.н. Е.В. Шмаковой. Ульяновск, Арское, 2014 –
240с.
2.
Ривина Е.К. Пособие для педагогов и родителей «Знакомим дошколь-
ников с семьёй и родословной». Библиотека «Программы воспитания и обу-
чения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербо-
вой, Т.С. Комаровой 2013 г.
3.
Страна счастливого детства: учебно-методическое пособие по фор-
мированию основ психологического здоровья детей старшего дошкольного
возраста. / Стожарова М. Ю. и др. – Ульяновск: издатель Качалин Александр
Васильевич, 2021. – 160с.