Автор: Шигина Людмила Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад №243"
Населённый пункт: Барнаул Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие успешности детей".
Раздел: дошкольное образование
Развитие успешности наших детей.
Актуальность:
Изменение социально-экономической, политической и социальной структуры
российского общества в последние десятилетия определили новые
приоритетные требования общества к личности, ее активности в социальной
жизни. Приоритетной потребностью общества стала мера успешности каждого
человека в обществе. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной
действительности, человек должен не только просто адаптироваться к новой
ситуации, но и быть успешным в ней, способным измениться, изменяясь и
развиваясь при этом сам.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одной из важнейших задач является развитие индивидуальности
каждого ребёнка, создание оптимальных условий для обогащения жизненного
опыта и личностного роста, развития его творческих способностей.
Проблемы:
в
течение
нескольких
десятилетий
существования
советского
общества сформировалась установка на приоритет коллектива в
решении всех общественных и личных проблем.
Что в свою
очередь формировало негативное отношение окружающих к карьере,
личностному росту, успешности, которые рассматривались как
отрицательные качества личности.
Для большинства родителей, педагогов характерна мотивационная
неготовность к развитию успешности своих детей и воспитанников,
недостаточная осознанность значимости успешности ребенка в
дошкольном возрасте для будущей жизни.
Изменилась атмосфера в семьях. Возросшая потребность в деньгах
заставляет родителей работать еще интенсивнее и еще больше. Если
раньше
семьи
в
основном
сталкивались
с внешними
проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас
более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения,
острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов
семьи. Мамы так гордятся детками, когда они начинают ходить,
читать, говорить и самостоятельно садиться на горшок. А когда дети
вырастают, то появляется масса обид, недовольств и уверенность в
том, что ребенок у соседа гораздо умнее и смышленее.
-Если даже у ребенка что-то не получается, не надо называть его бестолочью
или горестно сокрушаться о том, что «такой большой, а ничего не умеет». У
него же что-то конкретное не получается? А что-то ведь получается? Детям
нужно чувствовать поддержку со стороны родителей, веру в него.
1
-Если у ребенка есть желание что-то делать – это надо поддержать. Родителям
какие-то начинания ребёнка могут показаться никчемными, даже странными,
но ребенку надо дать возможность попробовать, ему надо развиваться и само
выражаться.
Корень успеха детей заложен в родителях. Хуже нет, когда детям приходится
чувствовать себя одинокими или неуверенными в себе из-за глупых
комплексов, которые развились в детстве… и наша с вами задача донести это
до родителей.
Что такое успех?
Успех – это состояние радости, удачи в достижении чего-либо, имеющее
общественное признание окружающих и позитивные высокие результаты в
деятельности и общении. Успех всегда имеет взаимообусловленные стороны.
С одной стороны, успех - индивидуальное переживание радости, личностное,
субъективное. С другой стороны, успех - коллективная оценка достижений
личности, отношение окружающих к успеху члена группы.
В исследованиях А.С. Белкина успех рассматривается в сочетании с
понятием «ситуация успеха». Ситуация - это то, что возможно организовать;
переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в
значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том, чтобы дать
возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя».
Показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста
являются: высокая познавательная активность и результативность в различных
видах деятельности; уровень притязаний детей в разных видах деятельности;
достижение высоких результатов в определенном виде (или видах
деятельности) деятельности, высокий социальный статус в группе
сверстников.
Цель данной работы:
•
Установление партнерских отношений участников педагогического
процесса, приобщении родителей к жизни детского сада;
•
Показать значимость в воспитании ребёнка не только трудолюбия,
аккуратности, отзывчивости и т.д. но и воспитание личности ребёнка
ориентированной на успех, что имеет прямую зависимость от создания в
семье условий: благоприятный микро климат в семье; эмоционально-
благоприятные взаимоотношения в семье; культура семьи.
•
создание условий для развития способностей ребенка в различных видах
деятельности
2
Одна из форм работы: Презентация успешности своего ребёнка
«Искорки талантов»
Задачи:
-Создать с помощью родителей, для каждого воспитанника ситуацию
переживания успеха;
-Повысить самооценку и уверенность детей в собственных возможностях;
-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
-Формировать установку на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развивать мотивацию творческого роста;
-Приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Этапы работы:
Информационный (Донести до родителей, объяснить, показать… С какой
целью? Для чего? Как лучше сделать?)
Подготовительный (наблюдение за детьми, анализ их деятельности,
подготовка материала)
Презентация своего ребёнка в группе, выставка его работ и достижений.
Оценка достижений ребёнка группой. (Огромная роль воспитателя,
преподнести остальным детям как значимый результат, как успех
ребёнка)
•
Рефлексия самого ребёнка. Осознание своего успеха.
Ожидаемый результат:
- Тесное сотрудничество педагогов и родителей по данной теме, позволит
лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.
- Привлечётся внимание родителей и окружающих на интересы ребёнка, на его
увлечения и достижения.
- Появится возможность каждому ребёнку пережить ситуацию успеха,
повысить самооценку, веру в свои силы и возможности.
- Такая форма работы будет способствовать творческому развитию всех детей.
3