Автор: Аммаева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №20 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сюжетно-ролевые игры для дошкольников "
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников
(консультация для родителей)
Подготовила: Аммаева А.В. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №20 г. Ставрополь
Здравствуйте, уважаемые родители дошкольников!
Сегодня мы поговорим об увлекательном и разнообразном мире
сюжетно-ролевых игр и их значении для развития детей. Еще с древних
времен известно, что детство - это время подготовки к жизни при помощи...
игры. Интересно, что раньше слово «играть» применительно к ребенку
означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке
современных детей. Они обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с
тобою больше не играю», что, по сути, означает: «Я хочу с тобой дружить»
или «Я с тобою больше не дружу!».
Очень часто приходится слышать
жалобы мам, что 3-летние дети не хотят сидеть на занятиях, что они очень
невнимательны, а 4-летние не желают выполнять домашние задания, 5-
летние увиливают от учебы... Однако ни одна мама не жалуется, что ее
ребенок не умеет играть. Но ведь это намного, намного более серьезный
повод
для
тревоги!
Наблюдения
медиков,
психологов
и
педагогов
показывают,
что
«подготовленный
к
игре»
ребенок,
в
отличие
от
«неподготовленного»,
значительно
активнее,
здоровее
психически,
физически и интеллектуально. Жаль, что многие родители и педагоги это
забывают или не знают. По их мнению, новое время с его ускоренным
темпом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже
минуты на «пустые игры» в «Дочки-матери» и «Казаки-разбойники». И если
уж играть, считают они, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или
спортивные (например, восточные единоборства), на крайний случай -
развивающие логическое мышление головоломки.
Играем все вместе! Желая видеть своих детей образованными людьми,
родители зачастую воспринимают детство лишь как короткий отрезок на
пути ребенка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное
место. При этом игре достаются лишь функции развлечения и отдыха между
полезными делами, которыми занимают малыша. А ведь для ребенка играть -
значит жить. Именно в игре он развивается разносторонне. Игры важны
любые: и собственные ручки для 3-месячного малыша, и кастрюльки для
годовалого карапуза, и «Дочки-матери» для 3-летнего, и «Прятки» для 5-
летнего. Но при этом важна не только сама игра, но и то, с кем играть. Так,
манипуляции с предметами (характерны для детей до 3 лет) можно
осуществлять и наедине с собой. А вот когда приходит время сюжетно-
ролевых игр (с 3 лет и, как минимум, до начала школы) - без компании тут не
обойтись.
Сейчас многие малыши воспитываются нянями, а «общаться» со
сверстниками ходят в различные развивающие группы или на курсы раннего
развития для малышей. Но на этих занятиях дети, как правило, просто сидят
рядом. Там нет свободной игры: придумывания сюжетов, принятия и
исполнения ролей, подбора игрушек. Игра парадоксальна по самой своей
природе: она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким
требованием выполнять определенные правила. Ребенок может играть и не
играть, может играть во что угодно, использовать любые предметы в
качестве чего угодно, а не по их прямому назначению. Но если он уже
выбрал сюжет и свою роль в нем, то должен совершать определенные
действия в определенной последовательности - в соответствии с ролью и с
тем, как договорились играть.
Принимая роль взрослого - например, доктора, шофера, мамы -
ребенок берет на себя определенный способ поведения. Если малыш не
понимает, какая цепочка действий сопряжена с его ролью, значит, он не
будет играть - это доказали эксперименты детского психолога Д. Эльконина.
В ролевой игре формируется способность ребенка управлять собой - телом,
действиями. В ней малыш обретает то, что в психологии называют
«произвольностью действий». Иными словами, «ролевое» поведение детей
превращается в волевое. И им это очень нравится. Еще Платон говорил, что
игра - это источник удовольствия.
Так давайте, дорогие родители, не лишать наших малышей такого
удовольствия и будем играть вместе с ними!