Автор: Татьяна Андреевна Белова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение МКДОУ д/с №7 'Радуга' 'Солнышко'
Населённый пункт: п. Козулька, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Создание лэпбука для работы с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 «Радуга» «Солнышко» п. Козулька, Красноярский край
«Создание лэпбука для работы с детьми дошкольного возраста»
Методическая разработка
Воспитатель 1 квалификационной категории
Белова Татьяна Андреевна
2024г.
Содержание
Введение
.......................................................................................................................................................................... 3
Лэпбук – интерактивная тематическая папка.
.............................................................................................................. 4
Лэпбук дошкольнику и педагогу.
.................................................................................................................................. 5
Создание лэпбука.
........................................................................................................................................................... 6
Заключение.
................................................................................................................................................................... 10
Введение
В
современном
мире
информационных
технологий
педагог
находится
в
постоянном поиске новых средств и форм взаимодействия с детьми. одной из таких
форм является лэпбук. Учебная деятельность представляется в виде интересной игры,
способом
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
вспомогательным
средством
накопления необходимых навыков и знаний.
Воспитатель имеет возможность создать лэпбук в рамках программы ФГОС ДО
и работать по определенной образовательной области, необходимой в закреплении
материала.
Актуальность.
Лэпбук
в
полной
мере
соответствует
тематике
и
несет
познавательную,
развивающую и образовательную функции.
Педагог с помощью лэпбука:
- развивает свой творческий потенциал, находит новые формы взаимодействия;
- собирает результаты совместной деятельности с детьми;
-
ненавязчиво
подталкивает
ребенка
к
индивидуальной и
самостоятельной
работе;
- дополняет предметно-пространственную среду в группе.
Увлекаясь лэпбуком, ребенок:
- лучше усваивает пройденную тему, понимает и запоминает информацию по
ней;
- приобретает навыки индивидуальной и самостоятельной работы, а также
взаимодействия со сверстниками в рамках игрового задания;
- повторяет и закрепляет материл наглядно.
Цель.
Создание
дополнительной
познавательной
деятельности
в
ДОО,
развитие
интеллекта и активности детей.
Лэпбук – интерактивная тематическая папка.
Лэпбук
(lapbook)
–в
дословном
переводе с
английского значит
«книга на
коленях» (lap –колени, bookкнига). С помощью него ребенок учится в игровой форме
собирать и структурировать информацию.
Возникновение лэпбука.
Впервые
он
был
создан
писательницей
из
Америки
для
использования
в
домашнем обучении детей и постепенно распространился по всему миру. А Татьяна
Пироженко – автор понавательных книг для детей адаптировала его для нашей страны.
«Лэпбук» - это самодельная интерактивная тематическая папка с кармашками,
окошками,
дверками,
подвижными
деталями,
вставками,
в
которой
находится
систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и
повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших
текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
Разновидности лэпбуков.
Лэпбук
сравнительно
недавно
стал
использоваться
вовремя
обучающего
процесса. Его применяют дома, в детских садах, школах. Его вид зависит от задачи
использования, его составляющих компонентов и наполненности.
В зависимости от формы лэпбук разделяют на стандартный с двумя разворотами,
папку с 3-5 разворотами, книжку гармошку и фигурную папку;
в зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные
папки-отчеты и т.д..
Материал
в
лэпбуке
организовывается
с
помощью
кармашков,
конвертов,
окошек, пазлов, вращающихся и высовывающихся деталей, карточек, стрелок и т.д.
Лэпбук дошкольнику и педагогу.
Лэпбук является наглядным и практическим методом обучения детей. Как
известно, дети наиболее восприимчивы усваивать новую информацию и навыки в
процессе игры. Такая тематическая папка поможет ребенку закрепить изученную ранее
ту или иную тему, осмыслить содержание, провести исследование, наглядно и самому
поучаствовать в анализе, поиске и сортировке информации.
Одной из основных задач воспитателя является научить ребенка ставить перед
собой
цели,
задачи,
находить
способы
их
решения,
необходимую
информацию.
Обучить детей последовательно и доказательно мыслить. Лэпбук дает возможность
ребенку на собственном опыте познавать и усваивать материал самостоятельно или
привлекая к решению других детей, действую в группе.
Лэпбук,
являясь
интерактивным
методом,
особенно
важен
для
детей-
кинестетиков, увеличивает интерес к определенной теме и подготавливает детей к
дальнейшему обучающему процессу.
Структурировано собрав материал в одной тематической папке
– лэпбуке,
воспитатель предлагает детям в более удобной и простой форме усвоить информацию.
Такая папка развивает творческое мышление, мелкую моторику и речь ребенка,
объединяет
педагога
и
воспитанника,
помогает
организовывать
материал
и
способствует творческой самореализации педагога.
Создание лэпбука.
Создание лэпбука проходит в несколько этапов. Необходимо выбрать тему,
составить план, схематично изобразить лэпбук – создать макет, собрать материал и
приступить к изготовлению самого лэпбука.
В своей работе я выбрала закрепления материала по теме времена года. Таким
образом, в конце будет не один, а четыре полноценных лэпбука, каждый из которых
представит сведения об определённом времени года. Тема выбрана.
Схему и план объединила в один этап (рис.1). По подобию сделала еще три таких
же схемы (лето, зима, осень, весна).
рис.1
Далее
приступила к
сбору материала и
изготовлению самого лэпбука. На
рисунках, представленных ниже, видна часть макета лэпбука «Золотая осень» (рис.2).
А на рис.3 и рис. 4 представлена сборка самого лэпбука «Волшебница зима» и
«Весенняя пора» в электронном виде.
рис. 2
рис. 3
рис. 4
Рис. 5 показывает сборку лэпбука «Волшебница зима» - это крайний этап
изготовления.
рис. 5
На рис. 6 и рис. 7 показаны страницы лепбука с материалами о летнем периоде
в процессе сборки.
рис. 6
рис. 6
Таким образом, было изготовлено 4 лэпбука – «Золотая осень», «Зимушка зима»,
«Весенняя пора», «Лето – жаркая пора».
Этими материалами можно пользоваться и знакомить детей с особенностями и
отличиями времени года. На рис. 8 и рис. 9 дети закрепляют материал, полученный
ранее самостоятельно и вместе в виде игры.
рис. 7
рис. 8
Заключение.
Каждый лэпбук уникален, не существует правильного метода его создания,
работа над ним требует креативности разнообразия и творческого мышления. Это
инструмент образования, сделанный вручную, где каждый педагог выражает мысли и
наполняет
его
своим
накопленным
опытом.
взаимодействие
детей
с
лэпбуком
значительно упрощает процесс образовательной деятельности, позволяет судить о том,
как дети восприняли ту или иную информацию.
Лэпбук в глазах ребенка является не элементом скучного обучения, а интересной
занимательной игрой. Он помогает структурировать информацию, разнообразить тему,
учить
запоминать
играя,
взаимодействовать
с
окружающим
пространством,
сверстниками, взрослыми, является элементом творческого самовыражения педагога.