Напоминание

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ"


Автор: Колтырина Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 23" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ

Одним из основных условий нормального развития ребенка является

своевременное и полноценное формирования речи в дошкольном возрасте.

Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, поэтому

очень важно, чтобы взрослый в разговоре с малышом:

четко произносил все звуки и слова;

говорил с ним не торопясь;

следил за своим произношением.

Развитие речи у детей происходит по-разному, у одних детей проявляется

раннее проявление первых слов и ускоренное развитие всей речи, у других

отстает, таким образом, этим детям нужна помощь взрослого (больше

говорить с ребенком, рассказывать, побуждать детей к использованию новых

слов, учить строить фразы). Но делать это надо осторожно, не напрягая его

нервную систему непосильными требованиями.

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном

детстве, поэтому речь в младшем дошкольном возрасте должна являться

предметом особой заботы со стороны взрослого.

Ребенок обычно легко запоминает стихотворение, особенно, если они

ему нравятся. В стихах его привлекают ритмика, настроение, рифма, таким

образом, для заучивания лучше всего подбирать стихи, которые помогут

ребенку играть и общаться.

В теории психологической памяти различают два основных пути

запоминания:

1.

непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без волевых

усилений со стороны человека – в процессе деятельности, имеющие

другие цели;

2.

произвольное запоминание – запоминание, являющееся результатом

сознательного намерения запомнить.

Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные

произведения несложных жанров, начиная с потешек (в первой и второй

младшей группы) и кончая более трудными в тематическом плане, стихами о

Родине.

Как же учить детей запоминанию? Л.П. Федоренко дает ответ на этот

вопрос следующим образом. Прежде всего эта работа строиться на

повторении. Для активации детей в повторении и припоминании педагог

располагает следующими средствами:

1.

Само художественное произведение должно нравиться детям, должно

доставлять эстетическое удовольствие;

2.

Дети могут выполнять просьбу взрослого из любви к нему самому, из

стремление порадовать его, заслужить похвалу.

Воспитатель обеспечит действенность перечисленных средств

запоминания детьми художественных произведений, если он:

Умеет хорошо читать – искренне передовать свои настоящие

чувства голосом и мимикой;

Умеет вызывать абсолютное доверие детей, располагать их к себе

своей справедливостью, тактичностью, доброжелательностью.

Воспитатель должен убедить каждого ребенка (особенно робких и

застенчивых), что он может запомнить, припомнить то, что предлагает

взрослый.

В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1-2

произведения в месяц. В младшей и средней группах для заучивания

выбираются тексты в 1-2 строфы. Для запоминания текста ребенку нужно 8-

10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2-3 припомнить.

Произведения заучиваются сразу целиком, это необходимо для целостного

понимания его смысла, структуры, образов, гармонии созвучий. Дробление

стихотворения на строчки мешает его восприятию, а следовательно и

запоминанию.

Детям младшего возраста требуется бОльшая наглядность, позднее,

педагог может ограничиться только вступительной репликой, но обращение к

наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т.п., безусловно, остается.

Н.М. Гордеева и Г.Р. Лагздынь предлагают следующую методику

заучивания стихотворения с детьми. Сначала взрослый сам ярко и

выразительно читает ребенку стихотворение. Затем беседует с ним по

прочитанному произведению и показывает иллюстрации. Запоминание

стихотворение хорошо совмещать с игрой, прогулкой, рисованием. Можно

разыгрывать с ребенком пластичные эпизоды, при помощи которых он

сможет передавать характерные движения, присуще какому-то персонажу:

рычать как тигр, порхать как бабочка и т.д. При этом хорошо использовать

приемы «от имени»: читать текст от лица различных героев с нужной

интонацией. Сложные стихи можно учить вместе и читать их по очереди,

друг за другом: первую строчку произносит один, следующую – другой и т.д.

Т. Порецких (кандидат филологических наук) предлагает свои методы

заучивания стихотворений:

1.

Смотрю и запоминаю.

Ребенок, рисует картинный план, который хорошо помогает детям с хорошей

зрительной памятью;

2.

Двигаюсь и запоминаю.

Воспитатель предлагает ребенку взять нитку и смотать «клубок из

стихотворения». Ребенок читает стихотворение и как бы ритмично

наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове»;

3.

Слушаю и запоминаю.

Происходит слухоречевая опора на рифму;

4.

Размышляю и запоминаю.

Малышу читают первые строки произведения, а потом останавливаются и

ребенок своими словами рассказывает, что было дальше, как он запомнил. С

того места на котором малыш остановился, взрослый снова читает

произведение и подробно рассказывает, что было дальше.

Таким образом, запоминание стихотворений обогащает словарь ребенка,

прививает навыки верного и правильного звукопроизношения, развивает

память, воспитывает культуру речи. Заучивание стихов – один из испытанных

приемов развития речи детей.



В раздел образования