Автор: Колтырина Надежда Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 23" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
Одним из основных условий нормального развития ребенка является
своевременное и полноценное формирования речи в дошкольном возрасте.
Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс.
Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, поэтому
очень важно, чтобы взрослый в разговоре с малышом:
четко произносил все звуки и слова;
говорил с ним не торопясь;
следил за своим произношением.
Развитие речи у детей происходит по-разному, у одних детей проявляется
раннее проявление первых слов и ускоренное развитие всей речи, у других
отстает, таким образом, этим детям нужна помощь взрослого (больше
говорить с ребенком, рассказывать, побуждать детей к использованию новых
слов, учить строить фразы). Но делать это надо осторожно, не напрягая его
нервную систему непосильными требованиями.
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном
детстве, поэтому речь в младшем дошкольном возрасте должна являться
предметом особой заботы со стороны взрослого.
Ребенок обычно легко запоминает стихотворение, особенно, если они
ему нравятся. В стихах его привлекают ритмика, настроение, рифма, таким
образом, для заучивания лучше всего подбирать стихи, которые помогут
ребенку играть и общаться.
В теории психологической памяти различают два основных пути
запоминания:
1.
непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без волевых
усилений со стороны человека – в процессе деятельности, имеющие
другие цели;
2.
произвольное запоминание – запоминание, являющееся результатом
сознательного намерения запомнить.
Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные
произведения несложных жанров, начиная с потешек (в первой и второй
младшей группы) и кончая более трудными в тематическом плане, стихами о
Родине.
Как же учить детей запоминанию? Л.П. Федоренко дает ответ на этот
вопрос следующим образом. Прежде всего эта работа строиться на
повторении. Для активации детей в повторении и припоминании педагог
располагает следующими средствами:
1.
Само художественное произведение должно нравиться детям, должно
доставлять эстетическое удовольствие;
2.
Дети могут выполнять просьбу взрослого из любви к нему самому, из
стремление порадовать его, заслужить похвалу.
Воспитатель обеспечит действенность перечисленных средств
запоминания детьми художественных произведений, если он:
Умеет хорошо читать – искренне передовать свои настоящие
чувства голосом и мимикой;
Умеет вызывать абсолютное доверие детей, располагать их к себе
своей справедливостью, тактичностью, доброжелательностью.
Воспитатель должен убедить каждого ребенка (особенно робких и
застенчивых), что он может запомнить, припомнить то, что предлагает
взрослый.
В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1-2
произведения в месяц. В младшей и средней группах для заучивания
выбираются тексты в 1-2 строфы. Для запоминания текста ребенку нужно 8-
10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2-3 припомнить.
Произведения заучиваются сразу целиком, это необходимо для целостного
понимания его смысла, структуры, образов, гармонии созвучий. Дробление
стихотворения на строчки мешает его восприятию, а следовательно и
запоминанию.
Детям младшего возраста требуется бОльшая наглядность, позднее,
педагог может ограничиться только вступительной репликой, но обращение к
наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т.п., безусловно, остается.
Н.М. Гордеева и Г.Р. Лагздынь предлагают следующую методику
заучивания стихотворения с детьми. Сначала взрослый сам ярко и
выразительно читает ребенку стихотворение. Затем беседует с ним по
прочитанному произведению и показывает иллюстрации. Запоминание
стихотворение хорошо совмещать с игрой, прогулкой, рисованием. Можно
разыгрывать с ребенком пластичные эпизоды, при помощи которых он
сможет передавать характерные движения, присуще какому-то персонажу:
рычать как тигр, порхать как бабочка и т.д. При этом хорошо использовать
приемы «от имени»: читать текст от лица различных героев с нужной
интонацией. Сложные стихи можно учить вместе и читать их по очереди,
друг за другом: первую строчку произносит один, следующую – другой и т.д.
Т. Порецких (кандидат филологических наук) предлагает свои методы
заучивания стихотворений:
1.
Смотрю и запоминаю.
Ребенок, рисует картинный план, который хорошо помогает детям с хорошей
зрительной памятью;
2.
Двигаюсь и запоминаю.
Воспитатель предлагает ребенку взять нитку и смотать «клубок из
стихотворения». Ребенок читает стихотворение и как бы ритмично
наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове»;
3.
Слушаю и запоминаю.
Происходит слухоречевая опора на рифму;
4.
Размышляю и запоминаю.
Малышу читают первые строки произведения, а потом останавливаются и
ребенок своими словами рассказывает, что было дальше, как он запомнил. С
того места на котором малыш остановился, взрослый снова читает
произведение и подробно рассказывает, что было дальше.
Таким образом, запоминание стихотворений обогащает словарь ребенка,
прививает навыки верного и правильного звукопроизношения, развивает
память, воспитывает культуру речи. Заучивание стихов – один из испытанных
приемов развития речи детей.