Автор: Котова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель ИЗО
Учебное заведение: МБУ ДО Чановская ДШИ
Населённый пункт: р. п. Чаны Новосибирская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая учебная программа по учебному предмету Изобразительное искусство
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чановская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изобразительное искусство
Возраст обучающихся: 4,5 -5 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Котова Людмила Викторовна
преподаватель
художественно-прикладного отделения
Чаны, 2022
1
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Директор
педагогического совета
МБУ ДО «Чановская детская
__________ В.А. Павленко
школа искусств»
Протокол №
от « » августа 2022 г.
Приказ №
от « » 2022 г.
Разработчики –
Котова Людмила Викторовна, преподаватель предмета
«Изобразительное искусство»
2
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам.
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся.
VI.
Список рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Изобразительная деятельность доступна детям всех возрастных
групп и способностей. Неспособных детей нет. Склонность к постоянному
труду, усидчивость и настойчивость - факторы одаренности. Занимаясь
искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, но и
воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в
обыденном.
Срок реализации программы:
Срок обучения
3 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общий объем времени по учебному предмету «Изобразительное
искусство»
при
3-летнем
обучении
составляет
105
учебных
часов.
Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут. В связи с возрастом
учащихся в общеобразовательной организации самостоятельная работа
программой не предусмотрена.
Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной и итоговой аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Изобразительное искусство» 3года
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации
Всего часов
1-й год
1 класс
2-й год
2 класс
3-й год
3 класс
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Количество недель
16
19
16
19
16
19
Аудиторные занятия
(в часах)
17
18
17
18
17
18
105
4
Максимальная
учебная нагрузка
17
18
17
18
17
18
105
Вид промежуточной
аттестации по
полугодиям
Выставка
Выставка
Выставка
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма обучения
—
урок. Время обучения: 30 минут. Занятия проходят 1 раза в
неделю. Происходит чередование предметов: рисунок, живопись, лепка, ДПИ.
Все указанные предметы проводятся в тесной связи между собой и имеют
единую задачу - научить учащихся видеть и понимать окружающий мир,
уметь
передавать
его
в
своих
характерных
проявлениях
на
изобразительной
плоскости
в
виде
живописной
или
графической
творческой работы.
Имеют место различные типы занятий: изучения новых знаний;
формирования умений и навыков; занятия-игры; практического применения
умений
и
навыков;
проверки
и
оценки
знаний.
Предполагается
дистанционное обучение.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: Приобщение детей к миру изобразительного искусства; Развитие
творчества и эмоциональной отзывчивости;
воспитание духовной культуры
детей, нравственных и эстетических чувств.
Задачи:
Обучающие задачи :
1) Познакомить с различными материалами для творчества.
2) Формировать
умения и
навыки
владения
при
работе с
различными
художественными материалами.
3) Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и
природе.
2) Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению
курса).
3) Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
4) Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и
5
поведения, трудолюбие.
Развивающие задачи:
1) Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой
внутренний мир через цвет, форму, линию.
2) Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и
услышанное.
3) Развивать творческую активность личности ребенка и формировать
потребность к самоутверждению через труд.
4) Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные
характеристики учебного процесса:
– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
– распределение учебного материала по годам обучения;
– описание дидактических единиц учебного предмета;
– требования к уровню подготовки учащихся;
– формы и методы контроля, система оценок;
– методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения
Методы и
приёмы обучения:
словесный метод (беседа,
рассказ,
объяснение, описание); практические методы (упражнение и приучение);
метод наглядного восприятия (наглядные пособия).
Эффективность работы детей на занятии во многом зависит от общего стиля
организации
обучения.
При
своей
требовательности
педагог
создаёт
доброжелательное, жизнерадостное настроение, творческую атмосферу.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью
используют
следующие
виды
деятельности:
рисование,
лепку,
конструирование, работу с природным материалом и другие. Программой
предусмотрены индивидуальные и коллективные формы заданий. После
выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков.
Принципы организации: - подача материала в игровой форме. -
развитие творческих способностей детей, фантазии. - приобщение детей к
нормам и традициям семьи, общества. - выбор тематики, приемов работы в
соответствии с возрастом детей. - построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования.
6
Возможно применение при дистанционном обучении.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными
необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту
детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются
к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель
должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы
образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические
рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья,
фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их
детям. Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного
искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
Направленность дополнительной программы.
Содержание программы направленно на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
овладение способами художественной деятельности;
-развитие творческой одарённости ребёнка.
Программа состоит из практических занятий, которые носят учебно-
методический
характер
и
решают
задачу
технического
овладения
определёнными
способами
изготовления
изделий.
В
процессе
занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работа.
Выбор разнообразных
художественных материалов: акварель, гуашь, карандаши, - помогают
развивать
творческие
способности,
способствуют
эстетическому
воспитанию учащихся. Интересные сведения о народных промыслах
формируют у детей умение создавать узоры по собственному замыслу,
развивать чувство ритма.
Вариативная часть программы содержит материал по основам художественного
изображения, ДПИ.
Инвариантная часть программы обеспечивает необходимые к знаниям,
умениям и навыкам.
Программа состоит из практических занятий, которые носят учебно-
методический
характер
и
решают
задачи
технического
овладения
определёнными способами изготовления изделий. В процессе занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работа.
7
Новизна,
актуальность,
педагогическая
целесообразность
программы.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной
деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой
деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,
становлению таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение,
уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех
видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной.
Актуальность программы. В настоящее время возникла необходимость
обращения к народному творчеству, так как, чем больше утрачивает
современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа,
тем
явственнее
становится его
духовное обнищание.
Программа по
изобразительному искусству обусловлена своей доступностью в развитии
детского творчества. Программа построена так, чтобы дать учащимся ясные
представления
о
системе
взаимодействия
искусства
с
жизнью.
Предусматривается
широкое
привлечение
жизненного
опыта
детей,
примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием
освоения
детьми
программного
материала.
Стремление
к
выражению
своего
отношения
к
действительности
должно
служить
источником развития образного мышления. Не все «дети - художники»
станут
в
будущем
живописцами,
скульпторами,
но
они
приобретут
уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий
мир и себя в нем. Занятия изобразительного искусства тесно переплетаются с
традициями культуры, служат главной целью обучения и воспитания в
младшем
школьном
возрасте,
заложению
основ
для
формирования
образованной всесторонне развитой, гармоничной личности, заключают в
себя
неиссякаемые
возможности
для развития ребенка,
способствует
активной деятельности каждого учащегося. Программа «Изобразительное
искусство» построена так, чтобы помочь «раскрыться» каждому ребенку.
Чтобы не пропустить в нем зарождающееся стремление и желание увидеть и
понять красоту: красивый рисунок, красивый портрет и т. д. Любуясь любым
произведением, ребенок непроизвольно представляет себе, как бы то же
самое изобразил он, а может быть, внес и свои краски, оттенки.
Нетрадиционная техника и технологии помогают увлечь детей,
поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая
целесообразность программы.
Отличительные особенности программы :
8
Структурной особенностью программы является чередование различных
видов деятельности: рисование, лепка, моделирование и конструирование.
Логическим завершение каждого занятий являются выставки рисунков,
поделок и итоговое занятие.
Принципы, используемые в процессе занятий по данной программе:
1. принцип последовательности — обеспечивает
освоение
от
простого
к сложному;
2. принцип доступности — позволяет строить занятия с учётом особенностей
физического и психического развития детей;
3. принцип научности —
позволяет
опираться
на
законы
композиции и цветоведения;
4. принцип постоянства связи с жизнью (природа для художника — главный
учитель);
5. принцип индивидуального подхода в обучение и воспитании — позволяет
учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план по предмету «Изобразительное искусство»
Первый год обучения. Рисунок
№
Наименование темы
Teop.
Прак.
1
Вводный урок. Что такое графика? Рисунок простым
карандашом. Рисование дома в форме гриба.
0,5
0,5
2
Мои любимый сказочный герой.
1
3
Круглое и овальное королевство. Рисование рыбки.
1
4
Шаровое королевство. Рисование на свободную тему.
1
5
Треугольное королевство. Космические фантазии.
1
6
Квадратное королевство. Строим дом.
1
7
Большой, средний, маленький. Рисунок человечка.
1
9
8
Учимся рисовать портрет.
1
9
Узоры на крыльях. Бабочка.
1
Итого
9
Первый год обучения. Живопись
Наименование темы
1
Разноцветная страна. Рисунок на свободную тему.
1
2
Красное королевство. (Ягода, тюльпан.)
1
3
Оранжевое королевство. (Апельсин, тыква.)
1
4
Жёлтое королевство. Цыплёнок.
1
5
Зелёное королевство. (Груша, яблоко, ёлка.)
1
6
Сине
—
голубое королевство. Mope с рыбками.
1
7
Фиолетовое королевство. (Баклажан, слива.)
1
8
Рисование по сказке «Петушок
—
золотой гребешок
1
9
Роспись Полхов- Майдан. Выполнение рисунка посуды с
росписью.
1
Первый год обучения. Лепка
№
Наименование темы
1
Изображать можно объёмом. Чайный сервиз.
1
2
Сказочная птица.
1
3
Рельеф «РЫБКИ В MOPE».
1
4
Шаровое королевство. Гусеница.
1
5
Широкий и узкий. Предметы разной величины.
1
6
Дом, замок. Рельеф на картонке.
1
7
Волшебный жгутик.
Цветок из тонких жгутиков. Астра.
1
8
Ёжик.
1
Итого
8
Первый год обучения. ДПИ
10
№
Наименование темы
1
Вводный урок. Виды бумаги. Луноход. Аппликация.
1
2
Цветная бумага. Цветы из треугольников.
1
3
Дерево. Коллективная работа «Волшебный лес»
1
4
Цветы из бумаги.
1
5
Аппликация из ткани.
1
6
Собачка из геометрических фигур.
1
7
Кораблики на море.
8
Рисуем на ткани.
1
9
Панно из опилок.
Итого
9
Второй год обучения. Рисунок
№
Наименование темы
Teop.
Прак.
1
Рисовать можно линией. Вводный урок. Сказочное
дерево.
0,5
0,5
2
Узоры паутины.
1
з
Ворона или сорока. Графика. Работаем простым
карандашом.
1
4
Составление цветочного узора на подносе.
1
5
Графика зимнего леса.
1
6
Попугай. Работа цветными карандашами.
1
7
Кружевные узоры. Работа в технике «граттаж».
1
8
Чёрный кот. Рисование пятном.
1
9
Рисование по стихотворению.
1
Итого
9
Второй год обучения. Живопись
11
№
Наименование темы
1
Цветочная
поляна.
Основные
цвета
(красный,
жёлтый,
синий).
1
2
Четвероногий герой.
1
3
Фелимоновская игрушка.
1
4
Мезенская роспись. Сказочная птица.
1
5
Рисование портрета мамы.
1
6
Гжель.
1
7
Транспорт в городе.
1
8
Дымковская игрушка.
1
9
Пальце графия. Урало-сибирская роспись.
1
Итого
9
Второй год обучения. Лепка
№
Наименование темы
1
Лепка насекомых. Жуки и стрекозы.
1
2
Панно «Цветок»
1
3
Медвежонок.
1
4
Волшебный жгутик. Корзинка.
1
5
Утка с утятами.
1
6
Лепка по сказке.
1
7
Слон.
1
8
Лепка «Снегурочки» рельеф
1
Итого
8
Второй год обучения. ДПИ
№
Наименование темы
12
1
Работа с разными материалами. Лошадка.
2
Прессованная флористика.
1
3
Котята. Японская техника Чигири-е. Коллективная работа.
1
4
Оригами.
1
5
Зимнее панно.
1
6
Новогодняя игрушка.
1
7
Коллективная работа «КОРЗИНА С ЦВЕТАМИ».
1
8
Книжка
—
малышка.
Оформление книжки.
1
9
Жук на кленовом листе.
1
Итого
9
Третий год обучения. Рисунок
№
Наименование темы
Teop.
Прак.
1
Рисование дома в виде буквы.
0,5
0,5
2
Рисование по памяти. Снегирь
1
з
«Воздушные замки» рисуем цветными карандашами.
1
4
Рисуем новогоднюю композицию.
1
5
Разные профессии. Композиция.
1
6
Рисунок на военную тему.
1
7
Рисунок по сказке «Доктор Айболит».
1
8
Линия как средство выражения, характер линий.
Ранняя весна.
1
9
Рисуем простой натюрморт с натуры.
1
Итого
9
Третий год обучения. Живопись
№
Наименование темы
13
1
Натюрморт из яблок по сырой бумаге.
1
2
«Лисичка», рисуем параллоном.
1
3
Снежная королева.
1
4
Пейзаж «У озера».
1
5
Рисуем по сказке Чиполлино.
1
6
На другой планете.
1
7
«Верблюд в пустыне», набрызг.
1
8
Подводное царство.
1
9
«Черёмуха» рисуем тычком.
1
Итого
9
Третий год обучения. Лепка
№
Наименование темы
1
Лепка домашних животных по выбору.
1
2
Волшебное дерево. Рельеф
1
3
Пластилиновая живопись « Снеговик».
1
4
Рельеф «Черепаха»
1
5
Лесовик. Лепка по воображению.
1
6
Лепка по сказке.
1
7
Кружка с узором.
1
8
« Сирень» лепка рельефа.
1
Итого
8
Третий год обучения. ДПИ
№
Наименование темы
14
1
Аппликация из салфеток и гофрированной бумаги.
2
Цветы из ткани.
1
3
Зайчик из ваты.
1
4
Дядюшка АУ. Игрушка из ниток.
1
5
. Аппликация из бересты.
1
6
Рисование свечками.
1
7
Объёмная аппликация. Нарцисс.
1
8
Панно из семян и крупы.
1
9
Аппликация из ниток.
1
Итого
9
Годовые требования по классам
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Рисунок
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественны
е материалы
15
1
Вводный
урок.
Что такое
графика?
Домик
в
форме гриба.
Познакомить
детей с
изобразительным
искусством,
с
содержанием уроков ИЗО. Дать первое
представление о сказочном мире изо
искусства, о его роли в жизни людей.
Выполнить
рисунок
на
свободную
тему. Знакомство с графикой
—
видом
изобразительного
искусства
выразительными
средствами
(линия,
штрих,
пятно).
Развивать
умения
видеть
линии
в
природе,
учить
изображать
линией
на
плоскости;
развивать воображение. Знакомство с
графикой
—
видом
изобразительного
искусства
выразительными
средствами
(линия,
штрих,
пятно).
Развивать
умения
видеть
линии
в
природе,
учить
изображать
линией
на
плоскости;
развивать воображение.
Цветные
карандаши,
альбом, ластик,
Простой
карандаш.
2
Мой любимый
сказочный
герой.
Рисование
по
представлению
сказочных
персонажей,
воспитание
эмоциональной,
развитие
творческого
склада ума, ассоциативного мышления.
Цветные
карандаши,
ластик, альбом.
3
Круглое и
овальное
королевство.
Рисование
сказочной
рыбки.
Развитие у детей ощущения и
восприятия формы. Обучению
рисования кругов. Различать круги и
овалы в предметах. Составить
предмет из кругов и овалов . Учить
видеть красоту разнообразных
поверхностей, развивать творческое
воображение и эстетический вкус при
украшении узорами рыб, познакомить
с декоративной техникой выполнения.
Альбом, ластик,
простой
карандаш,
цветные
карандаши.
4
Шаровое
королевство.
Развитие
у
детей
зрительного
восприятия и ощущения формы шара.
Рисование мяча. Обучить выполнять
декор на мяче.
Цветные
карандаши,
фломастеры,
альбом,
ластик.
16
5
Треугольное
королевство.
Космические
фантазии.
Развитие
у
детей
зрительного
восприятия и ощущения треугольной
формы. Обучение умению рисовать
треугольные
предметы.
Развитие
фантазии и
творческого воображения.
Формировать умение
компоновать
сюжетный
рисунок,
развивать эстетическое восприятие и
фантазию. Воспитывать аккуратность в
работе.
Альбом, ластик,
простой
карандаш,
цветные
карандаши.
6
Квадратное
королевство.
Рисуем
телевизор.
Развитие у детей зрительного
восприятия и ощущения квадратной
формы. Развитие фантазии и
творческого воображения.
Альбом, ластик,
фломастеры,
цветные
карандаши.
7
Большой,
средний,
маленький.
Рисуем
человечка.
Научить детей размещать
предметы
на
листе.
Развитие
воображения.
Научить
детей
с
помощью
геометрических
фигур
рисовать фигуру человека. Закреплять
графические умения и навыки.
Альбом, ластик,
карандаш,
цветные
карандаши.
8
Рисуем
портрет.
Научить детей рисовать лицо
человека. Показать основные
пропорции, Как рисовать части лица.
Воспитывать терпение и
аккуратность.
Альбом, ластик.
карандаш,
цветные мелки.
9
Узоры
на
крыльях.
Рисуем
бабочку.
Научить
симметричному
изображению
крыльев,
составлять узор. Закреплять
графические навыки. Воспитывать
любовь к природе.
Альбом,
акварель,
фломастеры,
ластик, простой
карандаш.
17
Живопись
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественны
е материалы
1
Разноцветная
страна.
Рисунок
на
свободну
ю тему.
Развитие цветовосприятия у детей.
Проверка полученных знаний.
Контроль за уровнем владения
живописными навыками.
Акварель,
альбом,
кисти,
палитра,
ластик,
карандаш.
2
Красное
королевство
(ягода,
тюльпан).
Развитие
зрительного
восприятия
оттенков
красного
цвета;
расширение представления детей о
цвете. Обучение умению рисовать по
памяти и представлению.
Освоение
приёма
рисования
«от
пятна»; приём «вливания цвета в
цвет»
и
«последовательное
наложение цветов».
Акварель,
альбом,
кисти,
палитра.
3
Оранжевое
королевство
(апельсин,
тыква).
Развитие у детей зрительного
внимания.
Расширение
представления об оранжевом цвете,
подбирать
оттенки
оранжевого
цвета. Освоение приёмов
«примакивания» всего ворса кисти,
«смешивания
цветов»
кистью
и
приёма «раздельный мазок».
Гуашь, альбом,
кисти, палитра.
4
Жёлтое
королевств
о
(цыплёнок)
.
Развитие умения подбирать оттенки
жёлтого
цвета.
Развитие
мелкой
моторики рук, обучение рисованию
кончиком кисти.
Альбом, гуашь,
кисти, палитра.
5
Зелёное
королевство
(груша,
яблоко,
ёлка).
Развитие у детей зрительного
восприятия и различия цветовых
оттенков. Развитие фантазии и
творческого воображения.
Акварель, кисти,
альбом,
карандаш,
ластик.
18
6
Сине-голубое
королевство
(море с
рыбками,
снеговик
зимой).
Развитие умения подбирать оттенки
синих
и голубых цветов; развитие
умения
рисовать
кистью,
совершенствовать
приёмы
изображения. Развитие фантазии.
Гуашь, палитра,
альбом, кисти.
7
Фиолетовое
королевство
(баклажан,
слива,
астра).
Расширение представления о
фиолетовом
цвете.
Обучение
умению изображать по памяти
цветы, овощи. Развитие навыков
последовательного
наложения
цветов.
Акварель,
альбом,
кисти,
палитра.
8
Рисование по
сказке
«Петушок-
золотой
гребешок».
Обучение умению изображать
сказочного петушка.
Совершенствование умения
применять приёмы акварельной
и гуашевой живописи.
Акварель, гуашь,
альбом, карандаш,
ластик.
9
Роспись
Полхов-
Майдан.
Выполнение
рисунка
посуды
с
росписью.
Познакомить с росписью. Научиться
рисовать
основные
элементы.
Выполнить
рисунок
посуды
с
росписью.
Фломастеры,
картон,
гуашь,
кисти,
карандаш,
ластик.
Лепка
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Изображать
можно
объёмом.
Чайный
сервиз.
Помочь овладеть навыками
работы с пластилином; дать
представление об использовании
объёмности как средства
изображения; развивать
воображение, аналитические
способности глаза.
Пластилин,
стеки, дощечка.
2
Сказочная
птица.
Знакомство с образом сказочной
птицы; закрепление знаний об
анималистическом
жанре;
развивать
фантазию,
умение
творчески преображать формы
животного мира.
Пластилин.
19
3
Рельеф
«Рыбки
в
море».
Закреплять навыки работы с
пластилином;
развивать
воображение;
воспитывать
умение
видеть
красоту
природы.
Картон,
пластилин,
блестки,
бусины,
ракушки,
камушки.
4
Шаровое
королевство.
Гусеница.
Научить детей собирать из шаров
форму гусеницы; развивать
воображение; воспитывать
любовь к природе.
Пластилин,
доска.
5
Широкий и
узкий.
Предметы
разной
величины.
Научить
различать
предметы
разной
величины
(грибы);
развивать
мелкую
моторику
рук;
воспитывать
аккуратность
в
работе.
Пластилин,
доска, стеки.
6
Дом, замок.
Рельеф на
картоне.
Закрепление
навыка
лепки
рельефа;
развивать
умения
работы
с
пластилином;
воспитывать
умение видеть прекрасное.
Пластилин,
картон, стеки.
7
Волшебный
жгутик. Цветок
из
тонких
жгутиков
(астра).
Формировать навыки
восприятия,
внимания,
наблюдательности;
развивать
творческое
мышление;
воспитывать
внимательное
отношение к природе.
Пластилин,
доска.
8
Ёжик.
Научить
детей
лепить
мелкие
иголки;
развивать
мелкую
моторику
рук,
воспитывать
отзывчивость
внимательное
отношение к животным.
Пластилин,
доска, стеки.
Декоративно-прикладное искусство
1
Вводный урок.
Виды
бумаги
Луноход.
Аппликация..
Объяснить детям чем будем
заниматься на уроках ДПИ. Как
пользоваться
бумагой,
картоном,
клеем.
Пробудить
интерес
к
предмету.
Закрепление умений
составления предметов из
Цветная бумага,
картон, клей,
ножницы,
фломастеры.
20
кругов и овалов, развивать
творческое воображение и
эстетический вкус.
2
Цветная
бумага.
Цветы
из
треугольников.
Научить детей вырезать
предмет
путём
складывания;
развивать
внимание и ассоциативное
мышление;
воспитание трудолюбия.
Цветная бумага,
клей,
ножницы, картон.
3
Дерево.
Коллективная
работа
«Волшебный
лес».
Развивать умение
пользоваться
разными способами
аппликации (сминание,
разрывание, надрывание,
скручивание); научить
детей работать группами;
воспитывать уважительное
отношение к товарищам.
Лист ватмана, цветная
бумага,
ножницы,
клей,
карандаши,
акварель,
фломастеры.
4
Цветы из
бумаги
(открытка).
Научить выполнять цветы в
технике
объемной
аппликации;
развивать
творческое
мышление
и
воображение; воспитание
аккуратности.
Цветная бумага, клей,
ножницы, картон.
5
Аппликация из
ткани.
Развивать фантазию; научить
пользоваться новым
видом аппликации;
воспитывать
аккуратность; развитие
художественного
вкуса.
Ткань, клей, картон,
акварель, кисть.
6
Собачка из
геометрически
х фигур.
Развивать воображение и
творческое мышление;
развивать конструктивную
фантазию и
наблюдательность.
Цветная бумага,
картон,
ножницы,
клей, фломастеры.
7
Кораблики на
море.
Научить детей составлять
аппликацию из рваной
бумаги; развивать
воображение; воспитывать
умение видеть прекрасное.
Картон, цветная
бумага, клей,
21
Рисуем на
ткани. Батик.
Расширение представлении
детей о художественных
материалах;
развитие
чувства
цветовой
гармонии;
Ткань, акварель,
пяльцы, кисти.
9
Панно
из
опилок.
Познакомить детей с новой
техникой изображения;
развитие эстетического
отношения, творческого
мышления; воспитание
аккуратности.
Опилки, клей, гуашь,
кисти, картон,
фломастеры.
Второй год обучения. Рисунок
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Вводный урок.
Сказочное
дерево
Развивать умение изображать
линией на плоскости,
творческую фантазию,
изобразительные навыки.
Знакомство с конструкцией
дерева;
воспитание
бережного
отношения
к
природе;
освоение
графических
материалов.
Альбом, карандаши,
ластик.
2
Узоры
паутины.
Отработка графических
навыков; дать общее понятие о
дизайне; развитие
художественного вкуса.
Чёрная гелиевая
ручка, альбом.
3
Ворона
или
сорока.
Знакомство
с
жанром
анималистки;
воспитание
бережного
отношения
к
природе; передача в рисунках
красоты
линий,
формы
объектов действительности.
Карандаш,
альбом, ластик.
4
Составление
цветочного
узора
на
подносе.
Определить зависимость
формы
и декора от назначения
посуды; развивать
художественный вкус;
формировать понятие об
Цветные карандаши,
альбом, ластик,
карандаш.
22
орнаменте и его элементах;
развивать образные
представления, навыки
деления на равные части,
прививать аккуратность.
5
Графика
зимнего
леса.
Овладение новыми
инструментами (уголь,
палочка, тушь);
выразительными средствами
(линией, штрихом); развитие
наблюдательности, внимания к
природе.
Белая гуашь, черный
картон.
6
Попугай.
Закреплять навыки рисования
птицы; развивать
воображение; воспитывать
любовь к природе
и животным.
Цветные карандаши,
ластик,
альбомный
лист,
простой
карандаш.
7
Кружевные
узоры. Работа в
технике
«граттаж».
Познакомить детей с новой
техникой
исполнения;
Формирование
понятий
об
орнаменте
и
его
элементах;
развитие
образного
представления,
фантазии, аккуратности.
Загрунтованный лист,
палочка.
8
Чёрный кот.
Рисование от
пятна.
Закрепление графических
навыков
и
приёмов;
развивать
фантазию
и
творчество.
Уголь, альбом,
ластик.
9
Рисование
по
стихотворению
.
Развивать фантазию и
воображение;
воспитание
аккуратности.
Цветные карандаши.
Живопись
№
Наименовани
е
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
23
1
Цветочная
поляна.
Воспитание любви и интереса
к
предмету;
развитие
умения
рисовать без предварительного
рисунка; воспитание любви к
родной природе.
Акварель, гуашь,
альбом, кисти.
2
Четвероногий
герой.
Продолжить знакомство с
анималистическим
жанром,
развитие
творческих способностей;
воспитание аккуратности.
Акварель, кисти,
альбом.
3
Фелимоновска
я
игрушка.
Освоение простейших приёмов
росписи;
развивать
воображение.
Гуашь,
кисти,
альбом.
4
Мезенская
роспись.
Познакомить детей с новым
видом росписи;
развивать творческое
мышление и фантазию;
воспитание
трудолюбия.
Гуашь,
альбом,
кисти.
5
Рисование
портрета мамы.
Знакомство
с
пропорциями
лица и мимикой; познакомить
с жанром портрета; воспитание
трудолюбия и усидчивости.
Акварель,
кисти, альбом.
6
Гжель.
Познакомить детей с новым
видом росписи, развивать
творчество; воспитывать
любовь к родному краю.
Альбом,
синяя
гуашь,
кисти.
7
Транспорт в
городе.
Ознакомить с городским
транспортом; учить
анализировать формы
сложного объекта до
простейших форм; развивать
фантазию.
Альбом, кисти,
акварель.
8
Дымковская
игрушка.
Познакомить детей с
народным
промыслом; обучить
выполнять узоры; воспитание
любви к русскому народному
искусству.
Гуашь, кисти,
альбом.
24
9
Пальце графия.
Урало-
сибирская
роспись.
Познакомить детей с новой
техникой росписи, с
нетрадиционной техникой её
исполнения. Воспитывать
аккуратность и любовь к
творчеству.
Гуашь, картон,
баночка, тонкая
кисть, салфетки.
Лепка
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Лепка
насекомых.
Жуки
и
стрекозы.
Формирование умения
работать
с пластилином;
развитие творческого
склада ума,
воображения.
Пластилин, доска.
2
Панно
«Цветок».
Развитие мелкой моторики
рук, воображения;
совершенствование
полученных умений.
Пластилин,
стеки, нитки.
3
Медвежонок.
Продолжить совершенствовать
навыки работы с пластилином;
развитие умений и навыков
лепки.
Пластилин, доска,
стеки.
4
Волшебный
жгутик.
Корзинка.
Закрепление знаний лепки с
помощью
жгутов;
развитие
воображения; воспитание
усидчивости.
Пластилин, доска.
5
Утка
с
утятами.
Научит детей передавать
особенности строения утки,
пластическую
форму;
воспитывать
любовь
к
животным;
развивать
фантазию.
Пластилин, доска.
6
Лепка по
сказке. Работа
парами.
Учить работать парами;
развивать
творческое
мышление
и
воображение;
воспитание
любви к предмету.
Пластилин, стеки.
25
7
Слон.
Развитие конструктивных
способностей;
развивать
творческие способности.
Пластилин, доска.
8
Лепка
Снегурочки.
Развитие навыков лепки;
научить
лепить
Снегурочку;
развитие фантазии.
Пластилин, стеки,
картон.
ДПИ
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Работа
с
разными
материалами.
Лошадка.
Развивать умение работы с
разными
материалами;
закреплять умение работы с
ножницами,
клеем;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность.
Ткань, клей, картон,
фломастеры,
ножницы.
2
Прессованная
флористика.
Развивать у детей эстетическое
восприятие природы;
воспитывать у детей
аккуратность в работе с
клеем
;
научить детей
передавать изображение с
помощью листьев разного
цвета.
Листья, береста,
клей, картон,
ножницы.
Котята.
Коллективная
работа.
Японска
я
техника
чигири-
е.
Познакомить детей с новой
техникой; развивать
наблюдательность;
воспитывать любовь к
предмету.
Газета, клей,
фломастеры.
4
Оригами.
Познакомить детей с новым
видом творчества;
развивать воображение и
творческое мышление;
Альбомный лист,
фломастеры.
26
воспитание
внимательности.
5
Зимнее панно.
Научить детей изображать
зимний пейзаж в технике
ДПИ; развивать фантазию и
воображение;
воспитывать
любовь к природе, умения
видеть красоту.
Вата,
синяя
картонка,
клей, цветная бумага.
6
Новогодняя
игрушка.
Закреплять умения и навыки
при
работе
с
цветной
бумагой, ножницами, клеем;
развивать
творческое
воображение.
Цветная бумага,
клей, ножницы.
7
«Корзина с
цветами»
коллективная
работа.
Развитие умения работать
группами;
учить
видеть
красоту
природы;
развивать
творческое
воображение,
эстетический вкус.
Цветная бумага,
клей, ножницы.
8
Книжка-
малышка.
Познакомить
детей
с
конструкцией
книг;
дать
представление
о
форме
обложки;
воспитывать
аккуратность,
внимательность.
Картон, альбом,
ножницы.
9
Жук на
кленовом
листе.
Развивать эстетический вкус,
творческое
воображение.
Воспитывать аккуратность.
Картон, цветная
бумага,
клей,
кусочек
поролона,
краски.
Третий год обучения. Рисунок
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Вводный урок.
Рисование дома
в виде буквы.
Развивать умение изображать
линией на плоскости,
творческую фантазию,
изобразительные навыки.
освоение
графических
материалов.
Альбом, карандаши,
ластик.
27
2
Рисование по
памяти.
Снегирь.
Развивать
графические
умения и навыки, зрительную
память,
наблюдательность;
прививать аккуратность.
Карандаши, альбом.
3
«Воздушные
замки».
Развивать фантазию и
воображение;
воспитание
аккуратности.
Фломастеры,
карандаши, альбом.
4
Рисуем
Новогоднюю
композицию.
Развивать умение изображать
линией на плоскости,
творческую фантазию,
изобразительные навыки.
Цветные карандаши,
альбом,
ластик,
карандаш.
5
Разные
профессии.
Композиция.
Овладение новыми
инструментами (уголь,
палочка, тушь);
выразительными средствами
(линией, штрихом); развитие
наблюдательности, внимания к
природе.
Белый
картон,
восковые мелки.
6
Рисунок
на
военную
тему.
Развивать фантазию и
воображение;
воспитание
аккуратности.
Фломастеры,
карандаши, альбом.
7
Рисунок
по
сказке « Доктор
Айболит».
Закреплять навыки рисования
птицы; развивать
воображение; воспитывать
любовь к природе
и животным.
Цветные
карандаши,
ластик,
альбомный
лист,
простой
карандаш.
8
Ранняя весна.
Линия
как
средство
выражения,
характер
линий.
Формирование умения
чувствовать
и
определять
красоту линий как средства
худ.
Выразительности,
использовать
её возможности
в
своём
творчестве;
закрепление
умения
Восковые мелки,
альбом.
28
передавать свои наблюдения
в рисунке.
9
Рисуем
простой
натюрморт
с
натуры.
Познакомиться с простыми
правилами
композиции
натюрморта.
Выполнить
натюрморт. Передача теней-
знакомство.
Восковые
карандаши, альбом.
Живопись
№
Наименовани
е
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Натюрморт из
яблок по сырой
бумаге.
Воспитание любви и интереса
к
предмету;
развитие
умения
рисовать без предварительного
рисунка; воспитание любви к
родной природе.
Акварель, гуашь,
альбом, кисти.
2
«Лисичка»
рисуем
параллоном.
Продолжить знакомство с
анималистическим
жанром,
развитие
творческих способностей;
воспитание аккуратности.
Акварель, кисти,
Альбом, губка.
3
Снежная
королева.
Рисование по представлению
сказочных
персонажей,
воспитание
эмоциональной
отзывчивости,
развитие
творческого
склада
ума,
ассоциативного
мышления.
Гуашь,
кисти,
альбом.
4
Пейзаж
«У
озера».
Воспитание любви и интереса
к
предмету;
совершенствование
полученных навыков.
Гуашь,
альбом,
кисти.
5
Рисуем
по
сказке
«Чиполлино
»
Развитие умения подбирать
цветовые оттенки,
подходящие для настроения
героя; развитие умения
передавать пространство на
Акварель,
кисти, альбом.
29
плоскости; развитие умения
и воображения.
6
На
другой
планете.
Развитие фантазии и
воображения;
воспитывать
аккуратность.
Гуашь, кисти,
альбом.
7
Верблюд
в
пустыне.
Познакомить детей с новым
видом рисования; развивать
творческое мышление и
фантазию; воспитание
трудолюбия.
Альбом, кисти,
Акварель,
гуашь,
расчёска.
8
Подводное
царство.
Познакомить детей с
народным
промыслом; обучить
выполнять узоры; воспитание
любви к русскому народному
искусству.
Гуашь, кисти,
альбом.
9
« Черемуха»,
рисуем
тычком.
Воспитание любви и интереса
к
предмету; развитие умения
рисовать без предварительного
рисунка; воспитание любви к
родной природе.
Гуашь, картон,
баночка, тонкая
кисть, салфетки.,
ватные палочки.
Лепка
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Лепка
домашних
животных
по
выбору.
Формирование умения
работать
с пластилином;
развитие творческого
склада ума,
аккуратность,
передача сходства,
развитие воображения.
Пластилин, доска.
2
Волшебное
дерево.
Рельеф.
Научить
выделять
особенности
конструкции дерева, формы;
воспитание
бережного
отношения
к
природе,
экологического мышления и
поведения;
закреплять
Пластилин, стеки,
картон.
30
умения и навыки.
3
Пластилиновая
живопись
“
Снеговик».
Продолжить совершенствовать
навыки работы с пластилином;
развитие умений и навыков
лепки.
Пластилин, доска,
стеки.
4
Рельеф
«Черепаха».
Развивать творческое
воображение;
воспитание эстетической
отзывчивости,
бережного отношения к
животным.
.
Пластилин, картон,
стеки, кожура
от орехов,
семечки.
5
«Лесовик»
лепка
по
воображению.
Научит детей передавать
особенности
строения
пластической
формы,;
развивать фантазию.
Пластилин, доска.
6
Лепка по
сказке. Работа
в группах.
Учить работать парами;
развивать
творческое
мышление
и
воображение;
воспитание
любви к предмету.
Пластилин, стеки.
7
Кружка
с
узором.
Развитие конструктивных
способностей;
развивать
творческие способности.
Пластилин, доска.
8
«Сирень»,
лепка рельефа.
Развитие
навыков
лепки;
определять пропорции,
развитие фантазии.
Пластилин, стеки,
картон.
ДПИ
№
Наименование
темы
Цели и задачи
Художественные
материалы
1
Аппликация из
салфеток
и
гофрированно
й бумаги.
Развивать умение работы с
разными
материалами;
закреплять умение работы с
ножницами,
клеем;
воспитывать
трудолюбие,
Бумага, клей, картон,
фломастеры,
ножницы.
31
аккуратность.
2
Цветы
из
ткани.
Научить изготовлять цветы из
ткани; развивать творческие
способности и эстетический
вкус; воспитывать
трудолюбие.
Ткань однотонная,
нитки чёрные,
ножницы, клей,
цветная бумага.
Зайчик
из ваты.
Познакомить детей с новой
техникой; развивать
наблюдательность;
воспитывать любовь к
предмету.
Газета, клей,
фломастеры.
4
Дядюшка Ау.
Игрушка из
ниток.
Научить детей делать
объёмную
игрушку из ниток;
закреплять умения и
навыки работы с клеем;
воспитывать аккуратность,
трудолюбие.
Нитки, цветная
бумага, клей,
ножницы,
фломастеры.
5
Аппликация
из
бересты.
Познакомить детей с новым
видом
аппликации;
развивать
творческое
мышление;
воспитывать
любовь к родной природе.
Береста, клей,
ножницы, картон,
маркер.
6
Рисование
свечками.
Познакомить детей с новым
видом
рисования
на
бумаге;
развивать
творчество; воспитывать
аккуратность.
Свеча, альбомный
лист,
акварель,
кисть.
7
Объёмная
аппликация.
Нарцисс.
Обобщить знания детей об
объёмной
аппликации;
развивать
творческие
способности; формировать
интерес к декоративному
искусству.
Цветная
бумага,
клеи,
ножницы,
фломастер.
8
Панно
из
семян
И крупы.
Познакомить детей с новым
видом творчества;
развивать фантазию и
творческое воображение;
воспитывать
самостоятельность в
учебной работе.
Крупа, картон, клей,
ножницы,
фломастеры.
32
9
Аппликация из
ниток.
Развивать эстетический вкус,
творческое
воображение.
Воспитывать
аккуратность.
Познакомить
с
неткаными
гобеленом.
Картон, клей, нитки,
карандаш, ластик.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие у детей
интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. При
этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и
навыки:
1) наличие потребности
видеть
прекрасное в
окружающем мире
и сопереживать увиденному;
2) понимание
языкаэмоций
(сопереживание, сочувствие)
отражённых
в произведениях искусства и реальных отношениях;
3) проявление разнообразных чувств при восприятии произведений
искусства
4) приобретение навыков художественного восприятия различных видов
искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в
конкретных формах самостоятельной деятельности;
5)умение находить новые нестандартные решения творческих задач,
творческое саморазвитие ребёнка;
6)освоение выразительных возможностей художественных материалов,
умение пользоваться ими;
7) знание и применение работы с различными инструментами и материалами;
8)знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
9)умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
10) освоение
навыков
работы
с
пластилином,
бумагой,
природным материалом;
11) развитие аккуратности, терпения;
12) развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.
Дети должны знать и уметь: различные приёмы работы карандашом,
акварелью, гуашью; передавать свои впечатления в рисунках; уметь
пользоваться
цветной
бумагой,
ножницами,
клеем,
составлять
аппликационные композиции из разных материалов; лепить несложные
предметы; верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов.
Снятие закомплексованности, неуверенности в собственных силах у детей,
развитие моторики рук и пальцев, развитие памяти и художественного
воображения.
В программе предусмотрено изучение народного искусства. Обзор
народных промыслов (Филимоново, Дымка, Гжель и другие). Особенностью
программы является введение в обучение арт-терапии. Это обусловлено тем,
что в период обучения художественному творчеству особое внимание
33
уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё
продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные
переживания и эмоции.
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков,
приобретение
которых
обеспечивает
программа
«Изобразительное
творчество для детей дошкольного возраста»: знание основных понятий и
терминологии в области изобразительного искусства; первичные знания о
видах и жанрах изобразительного искусства; знания о правилах изображения
предметов с натуры и по памяти; знания об основах цветоведения; умения и
навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки
самостоятельного
применения
различных
художественных
материалов и техник.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
Для
определения
успешности
программы
следует
отслеживать
результаты развития детей. Традиционно осуществляется три этапа
контроля:
начальная
диагностика
способностей,
промежуточный
контроль усвоения программы и итоговый результат, завершающий
обучение. Формы отслеживания результатов:
тестирование детей;
промежуточные просмотры работ на протяжении выполнения заданий
(анализ работ обучающихся);
участие в выставках и конкурсах;
наличие дипломов и грамот; персональные выставки обучающихся.
Показателями результативности программы могут стать: сохранность
контингента детей;
успешное освоение навыков изобразительного
творчества, и развитие интереса к искусству; развитие способностей
детей работать индивидуально и осуществлять коллективные работы;
участие в выставках и конкурсах. Оценка результативности программы
могут стать:
стабильный интерес детей к занятиям;
творческое
решение учебных задач, стремление к совершенствованию своих
умений; качество выполнения учебных заданий.
Виды
контроля:
входной
(проверка
исходных
знаний
и
умении);
систематический (по полугодиям).
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы
Для определения успешности программы следует отслеживать результаты
развития детей. Традиционно осуществляется три этапа контроля: начальная
диагностика способностей, промежуточный контроль усвоения программы и
итоговый
результат,
завершающий
обучение.
Формы
отслеживания
результатов:
тестирование детей;
промежуточные просмотры работ на
протяжении выполнения заданий (анализ работ обучающихся); участие в
34
выставках и конкурсах;
наличие дипломов и грамот;
персональные
выставки обучающихся. Показателями результативности программы могут
стать:
сохранность контингента детей;
успешное освоение навыков
изобразительного творчества, и развитие интереса к искусству; развитие
способностей детей работать индивидуально и осуществлять коллективные
работы;
участие в выставках и конкурсах. Оценка результативности
программы могут стать: стабильный интерес детей к занятиям; творческое
решение учебных задач, стремление к совершенствованию своих умений;
качество выполнения учебных заданий.
Критерии оценки
По
результатам
текущей,
промежуточной
и
итоговой
аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме,
при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать
свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу,
умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает
незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание
по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению
заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
программы учебного
предмета «Изобразительное творчество для учащихся дошкольного возраста»
основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка,
его возможностей, уровня подготовки. Основным методом общения педагога
с
учеником
является
диалогическое
общение.
Диалоги
между
преподавателем
и
ребенком
направлены
на
совместное
обсуждение
творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа
является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных
критериев у детей. Основное время на уроке отводится практической
деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее
продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами
и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности
учащихся.
В
программе
учтен
принцип
системности
и
последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет
учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны
исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся
умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами
художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества
до самостоятельного составления и решения работыв материале. Учебный
материал разделен на четыре
основных направления: «Живопись»,
«Рисунок» и «Лепка», «ДПИ». Направление «Живопись»: навыки рисования
35
по представлению, восприятия предметов, выделения основных частей, их
формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным
признакам; изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений,
овощей, фруктов; выбор листа бумаги, расположение на нем изображения,
подбор материалов для передачи выразительности образа; создание образов
по представлению, воображению; рисование сюжетных композиций на темы
знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений об окружающей природе
в разное время года и дня; изображение событий из жизни детей (игры,
танцы, праздники, семья, традиции, интересные эпизоды); передача различий
по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и
животных в движении; расположение предметов на полосе (в один ряд), на
всем листе и широкой полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет
другим);
выделение
в
композиции
главного
(величиной,
цветом,
расположением, формой и др.); дополнение рисунка в соответствии с
содержанием; определение темы рисунка, доведение начатого до конца,
самостоятельность в решении намеченных задач; развитие воображения,
фантазии; ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми;
использование
цвета
как
средства
выразительности;
использование
различных
изобразительных
материалов:
гуаши,
акварели
(различные
способы по-сырому), цветными восковыми мелками, свечей, фломастерами;
овладение навыкомприменения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.)
для передачи образа; знание различных способов закрашивания больших
поверхностей гуашью, акварелью, карандашом и пр.; владение кистями
плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
Направление «Лепка»: умение лепить с натуры, а также по памяти (по
представлению) птиц, животных и человека с использованием различных
способов лепки по частям, из целого куска, передавая характерные признаки,
фактуру поверхности (гладкую, лохматую, колючую, пушистую и пр.);
умение использовать стеки разного типа; умение изображать несложные
сюжетные композиции; умение украшать изделия элементами, углубленным
рельефом. Направление «Рисунок»: развитие эстетических представлений,
трудовых умений и творческого опыта в работе с бумагой на основании
изучения различных качеств бумаги как художественного материала.
Составление узоров на полосе с чередованием крупных и мелких форм
(ритм).На уроках ДПИ знакомство с разными материалами и способами
работы с ними. Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания
и указывают методы его решения. Беседа сопровождается наглядным
показом репродукций, образцов из методического фонда школы. В процессе
обучения
осуществляются
межпредметные
связи.
Для
обеспечения
результативности учебного процесса и активности учащихся предусмотрено
максимальное разнообразие тем, техник и материалов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся.
36
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
1. Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир».Детство-Пресс, 2003.
Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с
дошкольниками. Мастерим своими руками.
2. Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая
технология досуговой деятельности мальчиков».Детство-Пресс, 2004. Серия:
Библиотека
программы
«Детство».
Жанр:
Мастерим
своими
руками.
Художественное развитие дошкольников.
3. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью».Детство-Пресс,
2013. Серия: Библиотека программы «Детство»
4. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебнонаглядное
пособие».Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
5. Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью».Детство-Пресс,
2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
6. Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-
наглядное пособие».Детство-Пресс, 2009. Серия: Библиотека программы
«Детство»
7. Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство
- маленьким)».Детство-Пресс, 2009
8.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
с
натюрмортом.
Учебно-наглядное
пособие».Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
9.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
с
натюрмортом:
Учебно-наглядное
пособие».Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
10. Петрова И. «Аппликация для дошкольников».Детство-Пресс, 2007.
Серия: Библиотека программы «Детство»
11. Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х
частях.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
12. Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких».
Детство-Пресс, 2008. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр:
Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников 66
13. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010
14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009
15. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010
Учебно-методическая литература
1. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.:
37
Просвещение, 1985
2. Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985
3. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся
видеть, ценить, создавать красоту».Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека
программы «Детство»
4. Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям».Детство-Пресс, 2008 г.
Серия: Библиотека программы «Детство»
5. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г.
Серия: Библиотека программы «Детство»
6. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.:
Просвещение, 1982
7. Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
8.
Харрисон
Х.
Энциклопедия
акварельных
техник.
Подробный
иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ,
2002
9. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель:
АСТ, 2002
10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
М.: Просвещение, 1985
11. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы
в начальных классах. М.: Просвещение, 1990
Методическая литература
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя. М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.
М.: Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников
технике аппликации и коллажа: Методическое пособие».Детство-Пресс, 2004
г. Серия: Библиотека программы "Детство". Жанр: Мастерим своими руками,
Художественное развитие дошкольников
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение,
1971 64
8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
9. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий».
IV. Методическое обеспечение программы.
В мастерской имеется специальная методическая литература, журналы,
пособия;
дидактический
материал
соответствует
тематике
занятий
и
38
подбирается педагогом в соответствии с целями и задачами обучения;
техническое оснащение занятий осуществляется в соответствии с темой
занятия и возрастом учащихся. Методический и дидактический материал
работы
детей
на
разные
темы,
раздаточный
материал
(шаблоны),
методические таблицы.
39
40