Напоминание

Мой нестандартный урок. Инновационные технологии на уроках географии


Автор: Екатерина Михеевна Горшкова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№42"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методический материал
Тема: Мой нестандартный урок. Инновационные технологии на уроках географии
Раздел: полное образование





Назад




Мой нестандартный урок. Инновационные технологии на уроках географии.

Е. М. Горшкова,

учитель географии высшей категории,

МБОУ «СШ№42» г. Нижневартовска

Многолетний опыт работы учителем географии привел меня к выводу, что

использование новых технологий в обучении пробуждает интерес школьников к

изучаемому предмету и мотивирует их к его дальнейшему изучению. При планировании

уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно

использую инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной

деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие

мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках

географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме усваивать географические

термины и определения, которые наглядно представлены на видеороликах и на

фотографиях. Кроме этого, способствует чёткому восприятию материала по той или иной

теме,

позволяет

закреплять

материал

в

игровой

форме,

в

соответствии

со

здоровьесберегающими технологиями. В.А. Андреев рассматривает нетрадиционный урок

как урок инновационного типа и дает ему следующую характеристику: «Инновационный

урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное

учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму

организации занятий».

Увы, сегодня география для многих – предмет не первостепенной важности. Он не

востребован для поступления даже на географическом факультете. При этом всем

учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Как

найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим,

запоминающимся? Дать ответ нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием

форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным – существенную роль играет

урок. Он длится сравнительно недолго, и в каждую минуту может появиться жажда

знаний, захватывающая сердца ребят, или скука, разъедающее их сознание безделье.

Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе ученика определяют и статус

учителя.

На уроке происходит контакт учителя с учениками. По его итогу и судят о

педагогическом мастерстве... Урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь

убедить своих подопечных, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно,

что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу.

В своей практике использую несколько типов нестандартных уроков, которые в

различной степени влияют на познавательную активность, качество знаний, навыков и

умений учащихся. К ним относятся: «технология модульного обучения», «метод

проектов», тестирование в форме «Своя игра», «пресс-конференция», «кейс-метод»,

«метод ассоциации» и др. Особое место занимают деловые и ролевые игры. Интересно

прошел в 7-м классе урок-ролевая игра: «По странам и континентам»: каждая группа

готовит задание-проект по какому-либо государству.

На уроке «президенты» и

«премьеры»

государств

рассказывали

о

природе,

населении,

экономике

и

достопримечательностях

страны.

Учащиеся

увлеклись

заданием:

выступили

в

национальных костюмах стран, которые они представляли (в японском кимоно,

индийском сари и т. п.); они пели песни, читали стихи на французском, японском,

английском языках; представили церемонию японского чаепития, искусство икебаны.

Восторг у учащихся вызвали экзотические блюда этих стран. Так и познакомились с

новыми культурами... Со слов учеников – это был незабываемый урок!

Как знаем, наука география сама родилась в результате путешествий, поэтому

приоритет даю урокам-путешествиям. Почти на каждом занятии ученики совершают

небольшие путешествия по странам и по всем континентам.

Занимательно и увлекательно проходят уроки страноведения в 7-х и 11-х классах.

Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к

конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря

нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка,

что способствует лучшему усвоению материала.

Думаю, что и дети любят больше уроки творческого, ищущего педагога. Вот

поэтому и люблю свою профессию: за поиск, за новизну, за полёт мысли, за чувство

удовлетворения, когда на уроке видишь горящие глаза детей и понимаешь – это им

интересно.

За время своей работы убедилась, что нельзя воспитывать детей не любя их, и

нельзя добиться хороших результатов, не любя свой предмет. Я – учитель географии,

горжусь этим и придаю своему предмету большое значение в развитии детей. Всегда

поддерживаю нестандартность и оригинальность мыслей учеников, их творческие

способности...

За годы работы пришла к выводу, что инновационные технологии повышают

качество знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать

трудность, вносят радость в жизнь ребенка, влияют на весь характер работы,

совершенствуя ее способы, способствуют самообразованию.

Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно

проводятся уроки с инновационными технологиями, успеваемость выше, по сравнению с

классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме.



В раздел образования