Автор: Екатерина Михеевна Горшкова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№42"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методический материал
Тема: Мой нестандартный урок. Инновационные технологии на уроках географии
Раздел: полное образование
Мой нестандартный урок. Инновационные технологии на уроках географии.
Е. М. Горшкова,
учитель географии высшей категории,
МБОУ «СШ№42» г. Нижневартовска
Многолетний опыт работы учителем географии привел меня к выводу, что
использование новых технологий в обучении пробуждает интерес школьников к
изучаемому предмету и мотивирует их к его дальнейшему изучению. При планировании
уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно
использую инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной
деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие
мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках
географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме усваивать географические
термины и определения, которые наглядно представлены на видеороликах и на
фотографиях. Кроме этого, способствует чёткому восприятию материала по той или иной
теме,
позволяет
закреплять
материал
в
игровой
форме,
в
соответствии
со
здоровьесберегающими технологиями. В.А. Андреев рассматривает нетрадиционный урок
как урок инновационного типа и дает ему следующую характеристику: «Инновационный
урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное
учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму
организации занятий».
Увы, сегодня география для многих – предмет не первостепенной важности. Он не
востребован для поступления даже на географическом факультете. При этом всем
учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Как
найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим,
запоминающимся? Дать ответ нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием
форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным – существенную роль играет
урок. Он длится сравнительно недолго, и в каждую минуту может появиться жажда
знаний, захватывающая сердца ребят, или скука, разъедающее их сознание безделье.
Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе ученика определяют и статус
учителя.
На уроке происходит контакт учителя с учениками. По его итогу и судят о
педагогическом мастерстве... Урок – это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь
убедить своих подопечных, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно,
что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу.
В своей практике использую несколько типов нестандартных уроков, которые в
различной степени влияют на познавательную активность, качество знаний, навыков и
умений учащихся. К ним относятся: «технология модульного обучения», «метод
проектов», тестирование в форме «Своя игра», «пресс-конференция», «кейс-метод»,
«метод ассоциации» и др. Особое место занимают деловые и ролевые игры. Интересно
прошел в 7-м классе урок-ролевая игра: «По странам и континентам»: каждая группа
готовит задание-проект по какому-либо государству.
На уроке «президенты» и
«премьеры»
государств
рассказывали
о
природе,
населении,
экономике
и
достопримечательностях
страны.
Учащиеся
увлеклись
заданием:
выступили
в
национальных костюмах стран, которые они представляли (в японском кимоно,
индийском сари и т. п.); они пели песни, читали стихи на французском, японском,
английском языках; представили церемонию японского чаепития, искусство икебаны.
Восторг у учащихся вызвали экзотические блюда этих стран. Так и познакомились с
новыми культурами... Со слов учеников – это был незабываемый урок!
Как знаем, наука география сама родилась в результате путешествий, поэтому
приоритет даю урокам-путешествиям. Почти на каждом занятии ученики совершают
небольшие путешествия по странам и по всем континентам.
Занимательно и увлекательно проходят уроки страноведения в 7-х и 11-х классах.
Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к
конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря
нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка,
что способствует лучшему усвоению материала.
Думаю, что и дети любят больше уроки творческого, ищущего педагога. Вот
поэтому и люблю свою профессию: за поиск, за новизну, за полёт мысли, за чувство
удовлетворения, когда на уроке видишь горящие глаза детей и понимаешь – это им
интересно.
За время своей работы убедилась, что нельзя воспитывать детей не любя их, и
нельзя добиться хороших результатов, не любя свой предмет. Я – учитель географии,
горжусь этим и придаю своему предмету большое значение в развитии детей. Всегда
поддерживаю нестандартность и оригинальность мыслей учеников, их творческие
способности...
За годы работы пришла к выводу, что инновационные технологии повышают
качество знаний, продвигают ребенка в общем развитии, помогают преодолевать
трудность, вносят радость в жизнь ребенка, влияют на весь характер работы,
совершенствуя ее способы, способствуют самообразованию.
Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно
проводятся уроки с инновационными технологиями, успеваемость выше, по сравнению с
классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме.