Автор: Андреенко Марина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ, гимназия № 5
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Тема: Формирование базовых психических функций у младших школьников с ЗПР
Раздел: начальное образование
Андреенко Марина Владимировна
педагог-психолог ПМПК
МБОУ гимназия № 5
г. Норильск, Красноярский край
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние
годы значительно возросла.
По
характеру поведения,
особенностями
познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно
отличаются
от
нормально
развивающихся
сверстников
и
требуют
специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью
регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием
достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью,
импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к
многочисленным
ошибочным
действиям;
недостаточной
целенаправленностью
деятельности;
малой
активностью,
безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты,
осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Задержка психического развития (ЗПР)
– это такое нарушение
нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший
школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых
интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие
уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания,
который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются
адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у
которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
-сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
-
ограниченные
фрагментарные
знания
и
представления
об
окружающем мире;
-недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов,
необходимых для благоприятного становления речи и др.
Причинами задержки психического развития детей в большинстве
случаев являются:
-
минимальные
органические
повреждения
или
функциональная
недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические
соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
-длительная социально-культурная депривация (пребывание в условиях
«дома ребенка» и дошкольного детского дома);
- церебрастенические состояния.
Мыслительная
деятельность.
Значительное
отставание
и
своеобразие
обнаруживается
в
развитии
мыслительной
деятельности
младших школьников с задержкой психического развития. Это выражается в
несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении
выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком
уровне развития абстрактного мышления.
Так же мыслительная деятельность детей с задержкой психического
развития
младшего
школьного
возраста
характеризуется
сниженной
познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным
решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский,
1994; Л.И.Переслени, 1996). Недостаточная сформированность основных
мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном
уровне.
Речь. Для детей с задержкой психического развития младшего
школьного
возраста
характерны
бедность
и
неточность
словаря,
недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних
и тех же слов, неадекватное их использование.
При
составлении
устных
сочинений
наблюдается
быстрое
соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую;
привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов.
Внимание. Внимание младших школьников с задержкой психического
развития
характеризуется
повышенной
отвлекаемостью,
недостаточной
концентрированностью на объекте.
У большинства школьников данной категории внимание неустойчивое
– быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к
усвоению только малого объема информации.
Память. У всех школьников с задержкой психического развития
наблюдаются
недостатки
памяти,
причем
они
касаются
всех
видов
запоминания:
непроизвольного
и
произвольного,
кратковременного
и
долговременного. В первую очередь, как установлено в исследованиях В.Л.
Подобеда, у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и
словесного материала, что не может сказываться на успеваемости.
Восприятие.
Скорость
восприятия
у
младших
школьников
с
задержкой психического развития становится заметно ниже той, что
считается нормальной для данного возраста, фактически при любом
отклонении от оптимальных условий. Кроме того, учащиеся испытывают
затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или
схематических
изображениях,
особенно
если
те
перечеркнуты
или
перекрывают друг друга.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от
посторонних
раздражителей.
Дети
не
могут
сосредоточиться
на
существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость
внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания
при необходимости выполнения длинного ряда операций.
Таким
образом,
исследование
проблемы
формирования
познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития
позволяет сделать следующие выводы.
1. Одной из главных причин школьной неуспеваемости у учащихся с
задержкой психического развития является недостаточная сформированность
у них познавательных процессов.
2.
Сравнительно
низкий
уровень
развития
восприятия,
его
целенаправленности,
тонкости
и
полноты
у
младших
школьников
рассматриваемой категории.
3. Недостаточно развита мнемическая деятельность, что проявляется в
снижении произвольного запоминания, объема и точности последнего.
4.
неустойчивость
внимания,
повышенная
отвлекаемость,
недостаточная концентрация внимания на объекте.
5. Недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, обобщения является трудностью в овладении учебным
материалом младшими школьниками.
6. Снижается уровень познавательной активности учащихся.
Литература
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с
задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
2. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и
групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения.
3. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников,
отстающих в развитии.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?