Автор: Долгина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Степновский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: поселок Степной, Новокузнецкий муниципальный округ, Кемеровская область -Кузбасс
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Изучение интересов, склонностей, предпочтений, индивидуальных особенностей воспитанников с целью создания оптимальной РППС детского сада
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Степновский детский сад» комбинированного вида
Изучение интересов, склонностей,
предпочтений, индивидуальных особенностей
воспитанников с целью создания оптимальной
РППС детского сада
(консультация для педагогов)
Подготовила:
воспитатель
Н.Н. Долгина
2023г.
Одним из компонентов образовательной среды ДОО является – РППС.
РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник
получения знаний и социального опыта.
Именно в дошкольном возрасте
закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура
взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду
ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и
обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и
пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Эти
взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная
организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные
условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение,
ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность,
способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их
развитие.
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО
предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
«КОГО учить и воспитывать?»
- психолого-педагогическая характеристика
воспитанников,
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
учет
психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных
условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?»
- определенность целей и задач по всем
направлениям
развития
и
образования
детей
(социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому,
физическому),
расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ
учить?»
-
осознанное,
ответственное
отношение
к
выбору
информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение
развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и общении.
«КАК учить?»
- рефлексивный выбор методов и технологий образовательного
процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития,
использование зоны ближайшего развития.
В связи с введением ФГОС ДО вопрос создания ППС сегодня особенно актуален.
Каковы же направления преобразования РППС???
Первое направление– построение ППС с учетом тематического принципа
построения образовательного процесса. При создании ППС в каждой возрастной
группе педагог тему, соответствующую тематическому плану. В различных центрах
группы должны быть представлены материалы, позволяющие детям в процессе
соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в рамках
решаются в единстве воспитательные, развивающие, коррекционные и обучающие
задачи.
Второе
направление–
создание
ППС,
обеспечивающей
образовательную
деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и т.д.). Поэтому, в
каждой группе должны быть созданы условия, позволяющие дошкольникам
реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с
возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. Реализация
разновидностей
познавательно-исследовательской
деятельности
обеспечивается
через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование; игровой
деятельности - через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-
драматизации, театрализованные игры, игры со строительным материалом, игры-
этюды и др.) и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие,
музыкальные и др.); изобразительной деятельности – через лепку, рисование,
аппликацию; и т.д.
Третье направление– создание ППС, обеспечивающей решение программных
образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках
образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности
(возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Создавая
ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных
материалов в решении запланированных психолого-педагогических задач: какие
материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с
какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в
рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать
самостоятельно, даже не обладая достаточными субъектным опытом по её
планированию
и
реализации
замыслов,
т.е.
реализовать
индивидуально-
дифференцированный подход через различные виды дидактических материалов. Так
ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму
деятельности или сам составлять программу деятельности.
Четвертое направление– создание ППС интегрированных видов деятельности
детей.
Одна
из
задач
психолого-педагогической
работы
по
формированию
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решается интегрировано
в ходе освоения всех образовательных областей, но необходимо психологическое
сопровождение. В связи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала
идея
реализации
интегрированных
видов
деятельности
детей.
При
этом
интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на
основе синтеза компонентов двух или более видов детской деятельности (или их
разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.
Например:
совместная
игра-конструирование,
игра
–
эксперимент,
игра
–
моделирование, игра-концерт и т.п.
Учет индивидуальных и возрастных
психологических особенностей детей при создании РППС
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели
образовательного процесса: от усвоения ЗУН к формированию личности ребёнка и
созданию условий для реализации её потенциала. Среда должна выступать в качестве
эффективного механизма развития способностей ребёнка.
Учет индивидуальных особенностей базируется на гибкости образовательной среды,
дифференциации
образовательного
процесса,
психолого-педагогической
диагностике. Эффективность ВОП повышается, если среда создает условия для
приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы.
Образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной
деятельности. Когнитивно сложная и эмоционально поддерживающая среда
стимулирует его внутреннюю активность, побуждает использовать все ресурсы и
гармонизирует его представление о мире, себе и других.
Образовательная
среда
ДОО
может
строиться
с
учетом
специфики
пола:
обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и
помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при
этом расширяя их возможности.
Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше,
чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма.
Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на
слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда
как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами,
сложными
пространственными
конфигурациями,
наглядной
информацией
и
дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте
проявляют
более
высокую
исследовательскую
активность,
которую
надо
ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут
использовать
или
реорганизовывать
и
содержательно
наполнять
их
исследовательскую активность.
Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных
видах
памяти,
то
у
мальчиков
быстрее
формируются
пространственные
представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики
сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.
При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо
сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос
педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и
«негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность –
мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к
источнику визуальной информации.
Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных
стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе
эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве,
занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка).
Девочки
чувствуют
себя
комфортнее в защищенном,
укромном небольшом
пространстве, где объединяются в группки.
Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со
взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже
интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или
вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные
задачи путем рассуждения вслух.
В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом,
подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей
крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие
крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у
них мелкой моторики.
Таким
образом,
развивающие
возможности
образовательной
среды
ДОО,
направленные
на
общее
развитие
детей,
должны
создавать
условия
для
индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
Важным
положением
ФГОС
ДО
являются
обеспечение
эмоционального
благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет
индивидуальных
потребностей
детей.
Одно
из
требований
в
отношении
образовательной среды – психологическая безопасность, которая обеспечивается
путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой
ребенок
чувствует
себя
уверенно,
спокойно,
не
испытывает
враждебного
воздействия.
Социальные
отношения
как
компонент
образовательной
среды
строятся
на
следующих способах взаимодействия:
сотрудничество
признание прав ребенка и его свобод;
осуждение
сопереживание
поддержка
гибкое введение ограничений,
стимулирующая система требований.
В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства
психологической
защищенности,
принятия
своей
индивидуальности,
веры
в
справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитатели, мл.
воспитатели, специалисты) психологический комфорт и эмоциональное благополучие
достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие
параметры:
отсутствие необоснованных запретов;
продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
субъектное личностное общение с ребенком;
предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности,
проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности
занятий на основе поддержания интереса;
возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое
намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении
времени – отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое
дело);
открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в
соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения
сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с
окружающими;
удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем
взаимодействия в среде.
Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых.
РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную
деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:
направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
многофункциональность – условия для организации разнообразных видов
деятельности, в том числе совместной;
неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том
числе в совместной деятельности, и пр.
Для ДОО должны быть характерны сотрудничество педагогов и детей, их активная,
деятельностная
позиция,
направленная
на
достижение
общего
результата
с
использованием
ресурсов
образовательной
среды,
постоянные
партнерские
отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и
взаимного
уважения
к
процессу
и
результатам
совместной
деятельности;
эмоционально-положительный фон взаимодействия. Эти характеристики отражают
сформулированные в Стандарте психолого-педагогические условия реализации ООП
ДО, а именно:
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.
В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия
педагога и воспитанников на основе использования потенциала РППС может быть
реализован по следующим основным линиям:
организация общения между педагогом и детьми, которое может носить
разный характер:
ситуативно-познавательный: демонстрация возможных способов действий с
игрушками и игровыми материалами по необходимости;
ситуативно-творческий: демонстрация разных способов изготовления игрушек;
сопроводительный – помощь в выборе и реализации игровых действий,
координация деятельности детей, анализ их видов деятельности; помощь в
разграничении зон активности;
предоставление возможности для активной совместной деятельности детей с
педагогом:
совместные игры с педагогом, который выступает образцом для подражания;
моделирование пространства;
наблюдения в окружающей среде;
предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по
интересам;
идеи саморазвития с жестко заданными материалами:
самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности;
самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;
особая организация РППС, предполагающая внесение изменений.