Автор: Казак Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Квест –технология как средство патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Квест –технология как средство патриотического воспитания дошкольников»
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать»
Лихачев Сергеевич Дмитриевич—
советский и российский литературовед, лингвист,
филолог, культуролог, искусствовед,
доктор филологических наук.
На сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач педагогов, родителей и общества в целом. С самого
раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном
городе,
стране,
особенностях
русских
традициях;
способствовать
воспитанию
сочувствия и сострадания, доброжелательного отношения к близким и родным людям.
Ключевым источником знаний является педагог, который должен применять в своей
педагогической
деятельности
новые
методики,
современные
образовательные
технологии, игровые приемы, способствующие решению задач патриотического
воспитания детей в ДОУ.
Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, педагоги
используют в своей работе: проектные технологии, выставки, беседы, развлечения,
тематические акции, информационно-компьютерные технологии, квест-игры.
Старшему поколению, выросшему в Советском союзе, хорошо известна игра
"Зарница". Массовую популярность игра получила благодаря сочетанию интересных
подвижных игр и военно-патриотического воспитания. Раньше в нее играли все - и
пионеры, и октябрята. "Зарница" - игра многих поколений и разных масштабов. А
насколько эти состязания приспособлены для современных детей? И можно ли
применять их в работе с дошкольниками?
Эта игра не была забыта и не потеряла свою популярность. С течением времени
в нее были внесены современные изменения. Одной из таких форм игры являются
КВЕСТЫ.
Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой
взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению)
необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на
компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного
сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное
дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и
четкие правила.
Слайд 3.
Принимая участие в квестах, направленных на патриотическое
воспитание,
происходит
приобщение
ребенка
к
гражданско-патриотическим
ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение,
раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры своего народа, природы,
традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре
обеспечивает
развитие
творческих
способностей
детей,
формирование
основ
социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Квест-игра для дошкольников в детском саду должны выполнять не только
развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи:
-
образовательные
(участники
усваивают
новые
знания
и
закрепляют
имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной
мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных
психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация
детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками,
толерантности, взаимопомощи и другие).
Для того чтобы задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста
необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность - задания должны соответствовать возрастным возможностям
детей.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окраска заданий.
- Разумность по времени. необходимо рассчитывать время выполнения заданий,
в соответствии с возрастом детей.
- Использовать разные виды детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов
квест-технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет
сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это
закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет
участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в
определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
Виды квестов:
по числу участников:
одиночные; групповые.
По содержанию:
сюжетные; несюжетные.
По структуре сюжетов:
линейные, основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно
задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша;
штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но
пути решения выбирают сами, что зачастую служит стимулом для творческого
мышления и поиска нестандартных решений;
кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом
случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к
финишу.
Этапы прохождения квеста:
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает
детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на
предстоящую деятельность.
Организационная часть квеста также включает: распределение детей на
команды;
знакомство
участников
с
правилами;
раздача
карт
и
буклетов-
путеводителей,
в
которых
в
иллюстрированной
форме
представлен
порядок
прохождения игровых "станций".
Экспозиция
- прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута,
решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Можно
предусмотреть стимулирующую систему штрафов за ошибки, а также бонусы за
удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков
команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической
беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали
нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что
получилось, а над чем нужно ещё поработать?
В детском саду квесты по патриотическому воспитанию можно проводить в
разных возрастных группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас
знаний и умений. В квестах могут принимать участие не только дети, но и родители.
Для составления маршрутов игр можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно
станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово,
ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки
с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети
перемещаются от станции к станции);
- Карта со схематическим изображением маршрута;
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены
фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят
задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей
станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
В ходе квест-игр педагогу необходимо создать такие комфортные условия обучения и
развития, при которых каждый ребёнок будет чувствовать свою успешность.