Напоминание

"Квест –технология как средство патриотического воспитания дошкольников"


Автор: Казак Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Квест –технология как средство патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Квест –технология как средство патриотического воспитания дошкольников»

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать»

Лихачев Сергеевич Дмитриевич—

советский и российский литературовед, лингвист,

филолог, культуролог, искусствовед,

доктор филологических наук.

На сегодняшний день патриотическое воспитание подрастающего поколения –

одна из самых актуальных задач педагогов, родителей и общества в целом. С самого

раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном

городе,

стране,

особенностях

русских

традициях;

способствовать

воспитанию

сочувствия и сострадания, доброжелательного отношения к близким и родным людям.

Ключевым источником знаний является педагог, который должен применять в своей

педагогической

деятельности

новые

методики,

современные

образовательные

технологии, игровые приемы, способствующие решению задач патриотического

воспитания детей в ДОУ.

Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, педагоги

используют в своей работе: проектные технологии, выставки, беседы, развлечения,

тематические акции, информационно-компьютерные технологии, квест-игры.

Старшему поколению, выросшему в Советском союзе, хорошо известна игра

"Зарница". Массовую популярность игра получила благодаря сочетанию интересных

подвижных игр и военно-патриотического воспитания. Раньше в нее играли все - и

пионеры, и октябрята. "Зарница" - игра многих поколений и разных масштабов. А

насколько эти состязания приспособлены для современных детей? И можно ли

применять их в работе с дошкольниками?

Эта игра не была забыта и не потеряла свою популярность. С течением времени

в нее были внесены современные изменения. Одной из таких форм игры являются

КВЕСТЫ.

Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой

взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению)

необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на

компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного

сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное

дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и

четкие правила.

Слайд 3.

Принимая участие в квестах, направленных на патриотическое

воспитание,

происходит

приобщение

ребенка

к

гражданско-патриотическим

ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение,

раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры своего народа, природы,

традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре

обеспечивает

развитие

творческих

способностей

детей,

формирование

основ

социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Квест-игра для дошкольников в детском саду должны выполнять не только

развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи:

-

образовательные

(участники

усваивают

новые

знания

и

закрепляют

имеющиеся);

- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной

мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных

психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация

детей);

- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками,

толерантности, взаимопомощи и другие).

Для того чтобы задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста

необходимо следовать следующим принципам:

- Доступность - задания должны соответствовать возрастным возможностям

детей.

- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

- Эмоциональная окраска заданий.

- Разумность по времени. необходимо рассчитывать время выполнения заданий,

в соответствии с возрастом детей.

- Использовать разные виды детской деятельности во время прохождения квеста.

- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов

квест-технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет

сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это

закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет

участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в

определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.

Виды квестов:

по числу участников:

одиночные; групповые.

По содержанию:

сюжетные; несюжетные.

По структуре сюжетов:

линейные, основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно

задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша;

штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но

пути решения выбирают сами, что зачастую служит стимулом для творческого

мышления и поиска нестандартных решений;

кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом

случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к

финишу.

Этапы прохождения квеста:

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает

детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на

предстоящую деятельность.

Организационная часть квеста также включает: распределение детей на

команды;

знакомство

участников

с

правилами;

раздача

карт

и

буклетов-

путеводителей,

в

которых

в

иллюстрированной

форме

представлен

порядок

прохождения игровых "станций".

Экспозиция

- прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута,

решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Можно

предусмотреть стимулирующую систему штрафов за ошибки, а также бонусы за

удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков

команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической

беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали

нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что

получилось, а над чем нужно ещё поработать?

В детском саду квесты по патриотическому воспитанию можно проводить в

разных возрастных группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас

знаний и умений. В квестах могут принимать участие не только дети, но и родители.

Для составления маршрутов игр можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно

станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово,

ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки

с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети

перемещаются от станции к станции);

- Карта со схематическим изображением маршрута;

- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены

фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят

задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей

станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

В ходе квест-игр педагогу необходимо создать такие комфортные условия обучения и

развития, при которых каждый ребёнок будет чувствовать свою успешность.



В раздел образования