Напоминание

Конфликт и методы его решения с детьми дошкольного возраста


Автор: Шестакова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Сосновский детский сад "Звездочка"
Населённый пункт: Кемеровская область,Гурьевский р-он поселок Сосновка
Наименование материала: Реферат
Тема: Конфликт и методы его решения с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

« Беловский педагогический колледж»

Реферат

Конфликт и методы его разрешения с детьми дошкольного возраста.

Выполнила:студентка

Группы 0163

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Шестакова Л.П

Проверила:

Гамаюнова М.А

Белово,2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Причины возникновения конфликтов………………………………………3

2.Детские конфликты и способы их преодоления…………………………………………4

3.Методы профилактики конфликтов………………………………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...8

ВВЕДЕНИЕ

Общение является необходимым условием существования человека и, вместе

с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его

психического развития в онтогенезе. Ребенок живет, растет и развивается в

переплетении различного рода связей и отношений.

В дошкольном детстве складываются межличностные отношения,

отражающие взаимосвязи участников ситуации развития. Изучение

отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах

становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего

потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может

выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно

поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных,

неблагоприятных условиях приобретает первостепенное значение.

В дошкольном возрасте начинают закладываться основные стереотипы

поведения, психологические основы важнейших отношений личности к

окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о

причинах, природе, логике развития конфликтных отношений.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные

качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все

дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом

школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя

развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному

мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции

нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным

обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети,

отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их

неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени

характер.

К проблеме детских конфликтов, отклоняющимся формам поведения в

дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные

исследователи: Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский и другие.

Причины возникновения конфликтов:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие

согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к

сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих

целей.

Дошкольник

еще

не

осознает

свой

внутренний

мир,

свои

переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует

другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что

каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и

желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.

Популярные

дети

это

ловкие,

умелые,

смышленые,

опрятные;

к

непопулярным

зачисляют

неопрятных,

тихих,

плаксивых,

вредных,

агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У

сверстников

вызывают

раздражение

те

дети,

с

которыми

трудно

договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные,

неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации

трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки,

максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна

их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить

интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и

неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать

между ними конфликт.

Разрешение конфликта – это:

минимизация

проблем,

разделяющих

стороны

через

поиск

компромисса, достижения согласия;

устранение

полностью

или

частично

причин,

породивших

конфликт;

изменение целей участников конфликта;

достижение

соглашения

по

спорному

вопросу

между

участниками.

Детские конфликты и способы их преодоления

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У

младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей

среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил

игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины,

трудностей в общении, ценностей и потребностей. Существует два вида

направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты

у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время

общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей,

они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными

отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер

и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия

нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны,

так

как

они

предоставляют

ребенку

право

на

ответственность,

на

самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают

регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от

наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой

деятельности.

В

отличие

от

внешнего,

вызывается

возражениями,

связанными не с организационной частью деятельности, а с самой

деятельностью,

с

противоречиями

между

запросами

ровесников

и

объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах

игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи

взрослых.

В

ходе

этих

противоречий

притесняется

внутренний

эмоциональный

мир

ребенка,

его

положительное

эмоциональное

самочувствие,

малыш

не

может

удовлетворить

своих

потребностей,

искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от

сверстников.

Внутренние

конфликты

отрицательны,

они

замедляют

становление

полноценных,

гармоничных

отношений

и

всестороннее

формирование личности.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.

Популярные

дети

это

ловкие,

умелые,

смышленые,

опрятные;

к

непопулярным

зачисляют

неопрятных,

тихих,

плаксивых,

вредных,

агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У

сверстников

вызывают

раздражение

те

дети,

с

которыми

трудно

договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные,

неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации

трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки,

максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна

их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить

интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и

неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать

между ними конфликт.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать.

Наиболее

перспективно

предупреждение

конфликтов

на

стадии

их

зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение

дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка

от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и

принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней

здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к

личности,

ее

достоинствам

и

индивидуальным

особенностям,

самокритичность,

доброжелательность,

организацию

продуктивной

деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить

нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным

порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок,

ущемляющих достоинство ребенка.

Очень

важным

аспектом

воспитания

является

развитие самоконтроля

это

когда

индивидуальное

поведение

соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые

установились в данном обществе.

Можно

выделить

ряд

принципов,

в

соответствии

с

которыми

воспитатель может повлиять на этот процесс:

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно

испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у

родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их

постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае,

если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает

поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания

применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают

быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что

и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно

строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного

эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие,

чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль

за

поведением необходим

всем детям

дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой

крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации

деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и

подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя

должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого

используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной

ситуации);

-

имитационные

игры

(имитирующие

какой-либо

человеческий

процесс);

- интерактивные игры (игры на взаимодействие);

-

социально-поведенческие

тренинги

(обучающие

моделям

конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- психогимнастика;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с

последующим моделированием новых версий;

- дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для

доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и

зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний»,

«Островок

чувств»,

«Секретная

комната»,

«Уютный

уголок»,

«Стол

переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др.

А в гости к детям могут приходить литературные герои.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ

коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.

Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то

вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить

этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Поскольку основной вид самостоятельной деятельности дошкольников -

игра, она и становится основой самоорганизации любой детской группы.

Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей. Умеет ли

играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре - это

критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку,

их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для

эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого - важно

чувствовать себя полноценным членом производственной группы).

Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом

сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими

личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний

конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный -

снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или,

наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-

педагогической коррекции.

В старшем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют

конфликты по поводу распределения ролей и по поводу правильности

игровых действий. С возрастом конфликт превращается в словесный спор,

т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе

реализации своих желаний.

Таким образом, причины возникновения конфликтов у детей старшего

дошкольного возраста и способы их разрешения происходят в игровой

деятельности.

Список литературы

1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования:

Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. - М.:

Академия, 2002. - 134 с.

2. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К.

Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983. - 210 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

4. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Тандем, 2000. - 316 с.

5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Академия, 2001. - 375 с.

6. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ

конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. -

2016. - №2. - с.37-42.

7. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном

процессе: учебно-методическое пособие. - М.: МГППУ, 2013. - 42 с.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ:

Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 384 с.

9. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры //

Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - с.29-33.

10. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского

сада. - М.: Педагогика, 2014. - 110 с.

11. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального

развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 2011. - 130 с.

12. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со

сверстниками // Вопросы психологии. - 2015. - №4. - с.167-174.

13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения

дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2013. - 160 с.

14. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников.

Игровые методы диагностики и коррекции. - М.: Академия, 2010. – 67 с.

15. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы

психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева и А.В.

Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - вып. 13. - с. 76-86.

16. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у

дошкольников. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 112 с.



В раздел образования