Автор: Самусева Татьяна Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: КУ "Урайский специализировать Дом ребенка"
Населённый пункт: г.Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми".
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников»
Самусева Т.В
Инструктор по физической культуре КУ «Урайский специализированный Дом
ребенка»
Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными. Философия
взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в настоящее время
заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные
институты
призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
их
воспитательную деятельность.
Семья и дошкольная образовательная организация — два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
необходимо их взаимодействие. Взаимодействие может быть эффективным в том случае,
если учитываются психологические особенности участников, а общение организовано
таким образом, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало
возможность каждому субъекту в полной мере реализовать любую позицию. Важно
осознать, что педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы
решения
проблем,
вместе
определять
содержание
и
формы
педагогического
взаимодействия. Определяющая роль в установлении взаимодействия между членами
семей воспитанников и коллективом дошкольной образовательной организации должна
принадлежать педагогам. Не умаляя значимости форм педагогического просвещения,
необходимо отметить, что современная модель дошкольного воспитания имеет личностно
ориентированную направленность,
а следовательно,
предполагает более активное
вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого
образовательного пространства для поиска оптимального стиля общения с ребенком.
По мнению С.С. Прищепы, все формы работы с родителями по физическому воспитанию
можно подразделить на три группы.
1. Формы работы с целью просвещения:
• познавательные (родительские собрания; индивидуальные беседы с
родителями; круглые столы; практические семинары; день открытых
дверей);
• наглядные информационно-просветительские (стенд для родителей,
тематические выставки).
2. Формы работы с целью организации совместной двигательноигровой и
творческой деятельности взрослых и детей:
• досуговые (физкультурные занятия родителей с детьми, физкультурные
праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», физкультурные досуги);
• наглядные информационно-ознакомительные (домашние задания для всей
семьи (рукописная книга); портфолио или копилка достижений ребенка;
дневник наблюдений за ребенком; семейный проект).
3. Формы работы с целью оценки динамики взаимодействия педагогов с семьей в
вопросах
физического
воспитания
детей
—
информационно-аналитические
(родительская конференция; анкетирование; опросы; «почтовый ящик» отзывов и
предложений)
1
.
Рассмотрим некоторые формы, которые являются актуальными в современных
условиях. Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация
игровых совместных занятий физическими упражнениями детей и взрослых (мама, папа,
бабушка, дедушка). Они не только формируют двигательные навыки и умения у детей и
педагогическое просвещение родителей, прививают любовь к физическим упражнениям,
но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять
друг друга, создают атмосферу радости от совместной двигательной деятельности.
Они эффективны также и тем, что, во-первых, ребенок имеет реальную возможность
реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как
его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в
себе; во-вторых, на таких занятиях в полной мере реализуется принцип учета
индивидуальных особенностей детей. Родители, занимающиеся со своими детьми,
исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания. Такие помощники
очень хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, к тому же в
максимальной степени пользуются его доверием; в-третьих, ребенок развивается,
познавая окружающий мир. Форма организаций такова, что создает оптимальные условия
для этого, обеспечивая ребенка заботой и вниманием со стороны родителей, которым
предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической
культуре.
Одной из разновидностей совместных занятий детей и родителей может быть
организация клуба «Вместе с папой», организованного в рамках дополнительного
образования в дошкольной образовательной организации. Основное предназначение
клуба состоит в создании условий, как для коллективной, так и для индивидуальной
деятельности и поддержания в ребенке самостоятельности, свободы, двигательной
активности, обучения техникотактическим действиям спортивных игр (баскетбол, футбол,
бадминтон, хоккей). При проведении занятий в клубе воспитательное значение имеет
пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и
доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребенка и обучаться самому
определенному движению.
Большую пользу приносят совместные туристические прогулки взрослых и ребенка,
походы на лыжах. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию,
закаливанию детей; приучают детей наиболее целесообразно и экономно применять
навыки в ходьбе, беге, прыжках в различных условиях; воспитывать ловкость,
выносливость,
быструю
ориентировку,
уверенность
в
своих
силах,
развивают
коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. Такие путешествия
укрепляют
дружеские
отношения
между
родителями
и
детьми.
Подготовка
к
туристическому
походу
или
прогулке
начинается
с
совместной
с
родителями,
воспитателями, специалистом по физической культуре разработки маршрута похода,
определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение.
При
выборе
маршрута
учитывается
возраст
детей,
степень
физической
подготовленности,
природные
и
климатические
условия.
Маршрут
похода
или
туристической прогулки должен быть интересным для дошкольников в познавательном
отношении, способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития.
Длительность похода должна составлять от 2 до 4 ч. Свои впечатления дети выражают в
рисунках, поделках, родители совместно с детьми устраивают выставки, оформляют
фотоальбомы.
Составление альбома «Семейные спортивные традиции» отражает спортивные
привязанности и достижения различных поколений семьи, формирует у ребенка интерес к
занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию, увеличивает
глубину родовой памяти, содействует укреплению межпоколенческих связей. Дети могут
принимать непосредственное участие в оформлении альбома, помещая туда свои
зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указать показатели
прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и
т.д.). Фотоальбом, который ведется долгие годы, превращается в своеобразную летопись
семьи, архив, передаваемый из поколения в поколение.
Создание портфолио — это своего рода копилка достижений дошкольника. С помощью
него родители смогут наблюдать за изменениями показателей физического развития
ребенка, фиксировать спортивные достижения и физкультурные интересы. В портфолио
будет отражен первый опыт приобщения ребенка к здоровому образу жизни в семье.
Стимулирующим средством активизации интереса детей и родителей к совместной
деятельности может быть разработка семейного кодекса здоровья и изготовление
спортивной эмблемы (герба) семьи, который помогает ребенку осознать собственную
роль в укреплении своего здоровья, позволяет понять «дух семьи», физкультурно-
спортивную индивидуальность и ее устремления. Включение семьи в проектную
деятельность образовательной организации способствует личностной самореализации
детей и улучшает взаимодействие воспитанников, педагогов и родителей. Основной
акцент ставится на активное включение семьи в создание проектов. По количеству
участников эти проекты преимущественно индивидуальные, по доминирующему методу
наиболее распространены такие, как исследовательско - творческие, творческие и
информационно-исследовательские.
Успешно справляясь с ними, дети повышают свою самооценку, укрепляют уверенность в
собственных силах, преодолевают стеснительность.
Бесспорным эмоциональным фактором, объединяющим детей и родителей, является
систематическое совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр
телетрансляций
спортивных
состязаний,
знакомство
с
литературой
о
развитии
олимпийского
движения,
которое
способствует
созданию
у
ребенка
системы
представлений о становлении и структуре физической культуры. Организация здорового
и приносящего удовольствие досуга и соревнований между семьями «Папа, мама, я —
спортивная семья» выступает как элемент, сплачивающий семью. Такие праздники
укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием,
способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители
выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют, гордятся сильными папами и
грациозными мамами, подражают им), приобщаются к здоровому образу жизни. Такой
эмоционально привлекательный вид деятельности является универсальным средством не
только для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, но и для
формирования духовного контакта между членами семьи, чувства причастности к общему
делу, эмоционально положительной атмосферы. Задания на дом позволяют согласовывать
выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольной образовательной
организации и в семье, повышать двигательную активность детей,
подтягивать
отстающего в движении ребенка и тем самым изменять отношение детей к нему.
Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с
ними. Воспитатель объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики,
физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом
способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.
Одной из форм проведения домашней физкультуры являются подвижные игры и игровые
упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры воспитатель
рекомендует подбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками
могут быть не только дети, но и вся семья. Это игры в кольцеброс, дартс, кегли, русские
народные игры «Жмурки», «Прятки», «Море волнуется», «Краски», «Найди и промолчи».
Дополнять занятия физической культурой могут семейные чтения художественной и
научно-популярной литературы. Такие совместные чтения и обсуждения прочитанного
помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.
Рекомендуется собрать небольшую библиотечку с лучшими образцами классической и
современной художественной литературы (К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С.
Михалков, И. Семенова, Г. Остер и другие).
Список используемой литературы:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм
сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.2008.
N 6. • Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное
воспитание. 2002. N 9.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в
организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург:
Оренбургский ИПК, 2003.
3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с
семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.
4. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н.
Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы
междунар. заоч. науч. конф. – 2012. – С. 71 – 74.
5. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая
взаимодействия с семьей//Дошкольное воспитание, №5 - 2016. С.25-31.