Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми".


Автор: Самусева Татьяна Владимировна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: КУ "Урайский специализировать Дом ребенка"
Населённый пункт: г.Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями

воспитанников»

Самусева Т.В

Инструктор по физической культуре КУ «Урайский специализированный Дом

ребенка»

Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями

воспитанников становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными. Философия

взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в настоящее время

заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие

социальные

институты

призваны

помочь,

поддержать,

направить,

дополнить

их

воспитательную деятельность.

Семья и дошкольная образовательная организация — два важных института социализации

детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка

необходимо их взаимодействие. Взаимодействие может быть эффективным в том случае,

если учитываются психологические особенности участников, а общение организовано

таким образом, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало

возможность каждому субъекту в полной мере реализовать любую позицию. Важно

осознать, что педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы

решения

проблем,

вместе

определять

содержание

и

формы

педагогического

взаимодействия. Определяющая роль в установлении взаимодействия между членами

семей воспитанников и коллективом дошкольной образовательной организации должна

принадлежать педагогам. Не умаляя значимости форм педагогического просвещения,

необходимо отметить, что современная модель дошкольного воспитания имеет личностно

ориентированную направленность,

а следовательно,

предполагает более активное

вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого

образовательного пространства для поиска оптимального стиля общения с ребенком.

По мнению С.С. Прищепы, все формы работы с родителями по физическому воспитанию

можно подразделить на три группы.

1. Формы работы с целью просвещения:

• познавательные (родительские собрания; индивидуальные беседы с

родителями; круглые столы; практические семинары; день открытых

дверей);

• наглядные информационно-просветительские (стенд для родителей,

тематические выставки).

2. Формы работы с целью организации совместной двигательноигровой и

творческой деятельности взрослых и детей:

• досуговые (физкультурные занятия родителей с детьми, физкультурные

праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», физкультурные досуги);

• наглядные информационно-ознакомительные (домашние задания для всей

семьи (рукописная книга); портфолио или копилка достижений ребенка;

дневник наблюдений за ребенком; семейный проект).

3. Формы работы с целью оценки динамики взаимодействия педагогов с семьей в

вопросах

физического

воспитания

детей

информационно-аналитические

(родительская конференция; анкетирование; опросы; «почтовый ящик» отзывов и

предложений)

1

.

Рассмотрим некоторые формы, которые являются актуальными в современных

условиях. Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация

игровых совместных занятий физическими упражнениями детей и взрослых (мама, папа,

бабушка, дедушка). Они не только формируют двигательные навыки и умения у детей и

педагогическое просвещение родителей, прививают любовь к физическим упражнениям,

но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять

друг друга, создают атмосферу радости от совместной двигательной деятельности.

Они эффективны также и тем, что, во-первых, ребенок имеет реальную возможность

реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как

его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в

себе; во-вторых, на таких занятиях в полной мере реализуется принцип учета

индивидуальных особенностей детей. Родители, занимающиеся со своими детьми,

исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания. Такие помощники

очень хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, к тому же в

максимальной степени пользуются его доверием; в-третьих, ребенок развивается,

познавая окружающий мир. Форма организаций такова, что создает оптимальные условия

для этого, обеспечивая ребенка заботой и вниманием со стороны родителей, которым

предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической

культуре.

Одной из разновидностей совместных занятий детей и родителей может быть

организация клуба «Вместе с папой», организованного в рамках дополнительного

образования в дошкольной образовательной организации. Основное предназначение

клуба состоит в создании условий, как для коллективной, так и для индивидуальной

деятельности и поддержания в ребенке самостоятельности, свободы, двигательной

активности, обучения техникотактическим действиям спортивных игр (баскетбол, футбол,

бадминтон, хоккей). При проведении занятий в клубе воспитательное значение имеет

пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и

доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребенка и обучаться самому

определенному движению.

Большую пользу приносят совместные туристические прогулки взрослых и ребенка,

походы на лыжах. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию,

закаливанию детей; приучают детей наиболее целесообразно и экономно применять

навыки в ходьбе, беге, прыжках в различных условиях; воспитывать ловкость,

выносливость,

быструю

ориентировку,

уверенность

в

своих

силах,

развивают

коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. Такие путешествия

укрепляют

дружеские

отношения

между

родителями

и

детьми.

Подготовка

к

туристическому

походу

или

прогулке

начинается

с

совместной

с

родителями,

воспитателями, специалистом по физической культуре разработки маршрута похода,

определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение.

При

выборе

маршрута

учитывается

возраст

детей,

степень

физической

подготовленности,

природные

и

климатические

условия.

Маршрут

похода

или

туристической прогулки должен быть интересным для дошкольников в познавательном

отношении, способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития.

Длительность похода должна составлять от 2 до 4 ч. Свои впечатления дети выражают в

рисунках, поделках, родители совместно с детьми устраивают выставки, оформляют

фотоальбомы.

Составление альбома «Семейные спортивные традиции» отражает спортивные

привязанности и достижения различных поколений семьи, формирует у ребенка интерес к

занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию, увеличивает

глубину родовой памяти, содействует укреплению межпоколенческих связей. Дети могут

принимать непосредственное участие в оформлении альбома, помещая туда свои

зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указать показатели

прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и

т.д.). Фотоальбом, который ведется долгие годы, превращается в своеобразную летопись

семьи, архив, передаваемый из поколения в поколение.

Создание портфолио — это своего рода копилка достижений дошкольника. С помощью

него родители смогут наблюдать за изменениями показателей физического развития

ребенка, фиксировать спортивные достижения и физкультурные интересы. В портфолио

будет отражен первый опыт приобщения ребенка к здоровому образу жизни в семье.

Стимулирующим средством активизации интереса детей и родителей к совместной

деятельности может быть разработка семейного кодекса здоровья и изготовление

спортивной эмблемы (герба) семьи, который помогает ребенку осознать собственную

роль в укреплении своего здоровья, позволяет понять «дух семьи», физкультурно-

спортивную индивидуальность и ее устремления. Включение семьи в проектную

деятельность образовательной организации способствует личностной самореализации

детей и улучшает взаимодействие воспитанников, педагогов и родителей. Основной

акцент ставится на активное включение семьи в создание проектов. По количеству

участников эти проекты преимущественно индивидуальные, по доминирующему методу

наиболее распространены такие, как исследовательско - творческие, творческие и

информационно-исследовательские.

Успешно справляясь с ними, дети повышают свою самооценку, укрепляют уверенность в

собственных силах, преодолевают стеснительность.

Бесспорным эмоциональным фактором, объединяющим детей и родителей, является

систематическое совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр

телетрансляций

спортивных

состязаний,

знакомство

с

литературой

о

развитии

олимпийского

движения,

которое

способствует

созданию

у

ребенка

системы

представлений о становлении и структуре физической культуры. Организация здорового

и приносящего удовольствие досуга и соревнований между семьями «Папа, мама, я —

спортивная семья» выступает как элемент, сплачивающий семью. Такие праздники

укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием,

способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители

выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют, гордятся сильными папами и

грациозными мамами, подражают им), приобщаются к здоровому образу жизни. Такой

эмоционально привлекательный вид деятельности является универсальным средством не

только для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, но и для

формирования духовного контакта между членами семьи, чувства причастности к общему

делу, эмоционально положительной атмосферы. Задания на дом позволяют согласовывать

выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольной образовательной

организации и в семье, повышать двигательную активность детей,

подтягивать

отстающего в движении ребенка и тем самым изменять отношение детей к нему.

Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с

ними. Воспитатель объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики,

физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом

способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

Одной из форм проведения домашней физкультуры являются подвижные игры и игровые

упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры воспитатель

рекомендует подбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками

могут быть не только дети, но и вся семья. Это игры в кольцеброс, дартс, кегли, русские

народные игры «Жмурки», «Прятки», «Море волнуется», «Краски», «Найди и промолчи».

Дополнять занятия физической культурой могут семейные чтения художественной и

научно-популярной литературы. Такие совместные чтения и обсуждения прочитанного

помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

Рекомендуется собрать небольшую библиотечку с лучшими образцами классической и

современной художественной литературы (К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С.

Михалков, И. Семенова, Г. Остер и другие).

Список используемой литературы:

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм

сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.2008.

N 6. • Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное

воспитание. 2002. N 9.

2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в

организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург:

Оренбургский ИПК, 2003.

3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.

4. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н.

Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы

междунар. заоч. науч. конф. – 2012. – С. 71 – 74.

5. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая

взаимодействия с семьей//Дошкольное воспитание, №5 - 2016. С.25-31.



В раздел образования