Напоминание

«Формирование начальных навыков на этапе становления вокального ансамбля»


Автор: Екатерина Павловна Сапунова
Должность: Преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО ДМШ№1 г.о.г.Бор Нижегородской области
Населённый пункт: г. Бор Нижегородской области
Наименование материала: Вокальный ансамбль в ДМШ
Тема: «Формирование начальных навыков на этапе становления вокального ансамбля»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования « Детская музыкальная школа №1 городского

округа город Бор Нижегородской области »

Методическая работа на тему

«Формирование начальных навыков на этапе

становления

вокального ансамбля»

Выполнила преподаватель

Сапунова Е. П.

г. Бор

2023 год

1

Содержание

Введение 3

1. Первый этап развития вокально-хоровых навыков учащихся 3

разминка 1 4

разминка 2 5

2.Второй этап развития вокально-хоровых навыков учащихся 6

развитие эмоциональной сферы 6

навык певческого дыхания на опоре 7

навык ровного звучания гласных на протяжении всего диапазона

голоса 8

навык высокой вокальной позиции и точного интонирования 9

развитие вокального слуха 10

работа над кантиленой 11

приобретение дикционных навыков, четкой и ясной артикуляции 12

работа над ритмической чёткостью 13

3.Заключение 16

4.Список литературы 16

2

Введение

Одной из важнейших задач на начальном этапе занятий с вокальным

коллективом- воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству.

Чтобы ожидаемые педагогические задачи сбылись, педагогу важно

самому любить музыку. Преподаватель должен своим отношением к музыке

заинтересовать ребенка и способствовать формированию личностных

качеств учащихся через знакомство с лучшими образцами народного

музыкального

творчества,

русской

и

зарубежной

классической

и

современной музыки.

При

систематических

занятиях

это

будет

способствовать

общекультурному

и

эстетическому

развитию

учащихся;

формировать

художественный вкус, широкий кругозор, чувство стиля, способствовать

развитию эмоциональной сферы.

Также немаловажно научить учащихся петь в ансамбле. На начальном

этапе работы с вокальным ансамблем одной из важных задач является

достижение унисона. Основными задачами является достижение хорошего

интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и

орфоэпического ансамбля в звучании детского вокального коллектива.

Вокальные ансамбли в школах искусств и детских музыкальных школах

следует по возможности формировать из учащихся примерно одинакового

уровня музыкально-теоретической подготовки и желательно одного возраста

и одной вокальной школы. При соблюдении этих правил проще добиться

«естественного» ансамбля в звукообразовании, интонировании и манере

исполнения.

Пение в ансамбле - эмоционально-психологическая отдача каждого

поющего. На занятиях необходимо создавать творческую атмосферу.

Поощрение

первых

успехов

способствует

раскрепощению

учащихся.

Существование в ансамбле – коллективное творчество. Самое главное найти

общий музыкальный язык (понятная всем терминология, чтобы все понимали

друг друга с полу слова).

Творческий

процесс

тренирует

и

развивает

память,

мышление,

активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Творчество

связано

с

самостоятельными

действиями,

с

умениями

оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики.

Поэтому, обучающие

задачи

подчинены

формированию

у

учащихся

основных певческих навыков, включающих: певческое дыхание на опоре;

ровность звучания гласных на протяжении всего диапазона, высокую

вокальную позицию и точное интонирование, вокальный слух, кантилену,

дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию, ритмическую четкость.

1.

Первый этап развития вокально-хоровых навыков учащихся.

В начале каждого занятия необходимо мобилизовать внимание учеников,

вызвать в них ощущение бодрости и веры в свои силы. Несколько

предварительных вопросов, касающихся их самочувствия, приветливый вид

3

педагога,

приступающего

к

работе,

обычно

способствуют

хорошему

настроению. Рассеянность учеников на уроке говорит либо об их усталости

от напряжённого внимания, либо о том, что методические указания педагога

недостаточно живо и интересно, а быть может и не совсем понятно,

изложены. В таком случае нужно постараться сменить тактику, а лучше

переключить внимание учащихся на другой вид деятельности, например

провести какую-нибудь игру.

Необходимо приучать учащихся к пению по нотам и постепенной

адаптации к ансамблевой партитуре. Помимо навыка чтения по нотам

параллельно должны решаться задачи мелодического и гармонического

интонирования.

Синхронность исполнения зависит от отдельной проработки поэтического

текста (акцентировка, смысл, артикуляция). Для того, чтобы добиться

синхронности произношения, необходимо на начальном этапе разучивания

произведения проговаривать текст в разных темпах, хлопая ритм и добиваясь

единой манеры произношения.

Важно осознание учениками внешнего эффекта. Это вопросы поведения,

общения с окружающими, отношения к занятиям, педагогу и полученным

знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней

психологической подготовки к творческому проявлению. Для уверенности в

себе

можно

использовать

различные

аутогенные

установки

и

психологические тренинги.

Разминка 1.

1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а) Счёт на четыре: вдох – голова вниз, задержка – голова прямо, вверх,

прямо, выдох – голова вниз.

б) Счёт на четыре: повороты головы вправо, влево.

в) Счёт на четыре: положить голову на плечи.

г) Счёт на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и

обратно.

2. Для развития бокового зрения:

Счёт на восемь: глаза смотрят вверх, вниз, вправо, влево. Задача вокалиста –

увидеть окружающие его предметы.

3.Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счёт на четыре:

а) «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б) Пожёвывание языка (копим слюну и проглатываем);

в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г) «Дразнящаяся обезьянка» - движения языка вперёд назад, задевая верхнюю

губу;

д) «Болтушка» - движения языка из стороны в сторону, рот при этом открыт.

4

4. Прочистка носоглоточной системы:

Счёт на четыре:

а) Вдох – ведём указательным пальцем от основания ноздри до верхних

пазух, выдох – слегка бьём указательными пальцами по крылышкам носа;

б) «Нюхаем цветок» - вдох – носом втягиваем воздух, выдох – «Ах!»

5. Для подготовки дыхательной системы:

Счёт на четыре:

а) «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в

стороны, шарик сдувается на звук с-с-с – ладошки соединяем;

б) «Взлетает самолёт» - на звук у-у-у;

в) «Змея или шум леса» - на звук ш-ш-ш усиливая или ослабевая звучание;

г) «Стрекочет цикада» - дозированный выдох;

д) «Заводим мотоцикл» - р-р-р. Или машинка маленькая – биь.\ большая \Бу

е) «Назойливая муха» - з-з-з- зудит муха как бы удаляясь и приближаясь.

6. Скороговорки следует проговаривать под заданный темп, постепенно

ускоряя его. Можно придумать к некоторым скороговоркам несложные

движения, только такие, чтобы они не мешали, а помогали в проговаривании.

Скороговорки:

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) Уточка вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

в) Три сороки тараторки тараторили на горке.

г) Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила.

Но не ныла Мила,

Мила – молодчина!

д) Лакомка молоко лакала, лакала, да не вылакала.

е) Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

ж) Сорок сорок ели сырок,

Рог носорог принёс на порог.

«Зачем он явился?» - кричат тараторки, -

«Его не хватает для скороговорки!»

з) Король на корону копейку копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

Разминка 2.

1.На дыхание:

а) Медленный вдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.), выдох (3-6 с.), задержка (3-6 с.),

выдох (3-6 с.);

5

б) Медленный вдох, задержка на мгновение, а затем очень громко (но не

переходя на крик), с выражением, довольно медленно, дела ударение на

каждом слоге, прочитать стихотворение:

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет.

У-ро-ни-ла в реч-кумя-чик,

Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь,

Не уто-нет в реч-ке мяч!

в)К числу дыхательных упражнений относится и «долгоговорка». Глубоко

вдохните, задержите дыхание и медленно произнесите:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка – и т. д.

Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками

можно добиться прочтения на одном выдохе не менее 22-х «Егорок».

2.Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата и

произношения.

Чёткая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене

артиста. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет особое значение,

потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Лучше

упражнения для губ и языка выполнять перед зеркалом.

а) Счёт на два: «раз» - губы вытянуть трубочкой, «два» - перевести в

широкую улыбку. Повторить упражнение не менее 10 раз.

б) Сложить губы в трубочку - хоботок, устойчиво зафиксировав положение,

подвигать «хоботком» вправо-влево. Щёки должны быть неподвижны. Это

получается не сразу, поэтому вначале их можно придерживать ладонями.

в) В положении предыдущего упражнения подвигать «хоботком» вверх-вниз.

В

работе

над

упражнениями

необходимо

воспитывать

у

учеников

сознательное отношение к формированию звука, и приобретению и фиксации

певческих навыков. Ученики должны знать для чего даётся то или иное

упражнение и как достигнуть поставленной вокально-технической цели.

В процессе работы над упражнениями важны два момента:

1) распевание (разогревание голосового аппарата)

2) отрабатывание определённых певческих навыков.

Для первого этапа – распевание, приведение мышечной системы в состояние

певческой готовности – достаточно бывает двух трёх упражнений.

2.

Второй этап развития вокально-хоровых навыков учащихся.

Второй этап более длительный. Он связан с техникой формирования

качества звука, развитием различных элементов певческих, слуховых,

музыкальных навыков. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных

навыков и способностей, а также способы их развития и приобретения.

Развитие эмоциональной сферы.

6

Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и

внешнего облика настроению произведения. Как показывает практика, при

систематических занятиях музыкой все дети начинают эмоционально

переживать исполняемую музыку, достигают высокого уровня музыкальной

выразительности, а значит, достигают гармоничности эмоционального

развития.

Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание

человеческих чувств и эмоций. Вокальная музыка неразрывно связана со

словом, содержание ее раскрывается через поэтический текст, воплощенный

в

музыкальной

интонации.

Поэтому

содержательно-эмоциональное

воздействие вокального произведения как бы «удваивается».

Коллективное

сопереживание

усиливает

эмоции,

так

как

эмоции

заразительны: улыбка одного человека всегда служит сильным психическим

стимулом для того, кому она предназначена. Поэтому каждое занятие должно

проходить на эмоциональном подъеме.

Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждого

произведения на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом

рисунке произведения.

Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку развивалась у ребенка

достаточно успешно, нужно, во-первых, развивать его эмоции, обогащать

«палитру» его чувств.

Во-вторых, формировать умение подключать этот эмоциональный опыт к

восприятию музыки, связывать его со звучаниями, то есть, чтобы ребенок не

просто испытывал какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и, как

пишет

Борис Теплов, эмоционально переживал выразительное значение

музыкальных образов.

Этому помогает выразительное чтение текста и является одним из

способов

создания

в

воображении

детей

ярких

и

живых

образов,

вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного

мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения.

Также полезно находить главное по смыслу слово в фразе; придумывать

название к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл

содержания произведения.

Навык певческого дыхания на опоре.

Певческое дыхание в трудах Г. Соколова, Г. Стуловой выделяется как основа

постановки голоса. По мнению педагогов, дети должны пользоваться грудно-

брюшным дыханием.

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика, насколько

он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, при

совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается к таким

заданиям. Закрепить эти навыки можно на упражнении дыхания без звука:

· Маленький вдох – произвольный выдох.

7

· Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до

шести, до двенадцати.

· Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Такое упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову – без

остановок, а так же поворачивая голову направо и налево.

Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования

привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание

упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на

мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования

звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную

установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.

Осмысленное и качественное выполнение упражнений на дыхание при

распевании приводит к тому, что при разучивании произведений мышцы

сразу будут принимать правильное положение при взятии дыхания.

Во время работы над произведением полезно произносить текст активным

шёпотом. Это активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство

опоры звука на дыхание.

Чтобы

достичь

результата,

необходимо

целенаправленное

управление

дыхательными движениями во время исполнения.

Навык ровного звучания гласных на протяжении всего диапазона голоса.

Основной момент в работе над гласными – воспроизведение их в чистом

виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные,

поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание

слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая

неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой

округлой

манере

формирования.

Это

необходимо

для

обеспечения

тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона

в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения

вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием

плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование

гласного звука связано с формой и объёмом ротовой полости. Формирование

гласных в высокой певческой позиции в вокальном ансамбле представляет

определённую трудность.

Звуки «У, Ы» – формируются и звучат более глубоко и далеко. Но

фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти

звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А,

Е, И, О». У разных людей они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое вокальное применение этих звуков при

исправлении «пестроты» звучания. И унисон достигается легче именно на

этих гласных, а также выравнивается звук тембрально. При работе с

произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» -

8

исполнение

со

словами

приобретёт

большую

ровность

звучания.

Обязательное условие для певцов в такой ситуации – сохранения одинаковой

установки артикуляционных органов, как при пении гласных «У и Ы».

Звук «у» требует высокого подсвязочного давления, естественной

певческой установки гортани. Использование гласной «У», особенно на

начальном этапе работы над певческим навыком в ансамбле, важно для

выработки

певческого

дыхания,

ликвидации

горлового

пения,

форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного

положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает

сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников

считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую

вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое

пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял

её на упражнениях с последовательным пением «У – А».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей

степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А», поскольку

разными людьми произносится по-разному. У славянских народов гласная

«А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях

с начинающими учениками нужно весьма осторожно. А.В. Свешников

считал эту букву одной из самых сложных, требующей округления (ближе к

о): «Гласная «А» есть основа голоса, и главный подводный камень…

основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные.

Звуки «И, Э» – стимулируют работу гортани, вызывают более плотное

и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким

типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают

вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношении

округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает

неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким»

Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «а».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу

исполняются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа над гласными звуками заключается в достижении

чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием,

что определяет качество звучания вокального ансамбля.

Навык высокой вокальной позиции и точного интонирования.

Чистое интонирование – одна из важнейших обязанностей вокалистов,

поэтому должна быть найдена и закреплена высокая позиция, позволяющая

подтягивать интонацию. Для этого полезно исполнять хроматические

последовательности

нот,

петь

тихо,

чтобы

воспитывалось

слуховое

внимание.

9

Неточная

интонация

вокалистов

связана

с

неправильным

звукообразованием. Перечислим принципы работы над выработкой точного

интонирования.

1.

Хорошая опора звука, связанная с нижнереберным типом дыхания.

2.

Правильное начало звука, т.е. вдыхательная установка (чувство вдоха).

3.

Округлый звук вызывает поддержку звукообразования на дыхании,

тогда как плоский значительно снимает поддержку опорой.

4.

Последующую по диапазону гласную обязательно готовить на базе

предыдущей как по динамике, так и по артикуляционному удобству.

Например, при переходе с гласной «е» на «о» необходимо гласную «е»

исполнять в более вертикальном положении.

5.

Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные

упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами

или вокализацией;

6.

Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком

на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и

при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

7.

При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в

позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук

следует стараться исполнять в позиции верхнего;

8.

Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой

на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и

помогает восприятию звукового эталона.

Певческое

состояние

должно

быть

приподнятым,

радостным,

эмоциональным. Важным также является хорошая дикция, хорошее, удобное

произношение гласных. Сюда же надо отнести и чувство вдохновения от

музыки – все это способствует лучшему голосообразованию.

Развитие вокального слуха.

В певческой практике употребляется термин «вокальный слух». Вокальный

слух – способность различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски

и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то

или иное изменение в звуковой окраске.

В.П. Морозов пишет: «Сущность вокального слуха в умении осознать

принцип звукообразования».

Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и

к воспроизведению звуков. В целом все задачи обучения пению направлены

на

развитие

вокального

слуха.

Приёмы

развития

вокального

слуха,

направленных на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых

представлений:

слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью

последующего анализа услышанного;

сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

введение теоретических понятий о качестве певческого звука и

элементах музыкальной выразительности;

10

повторение отдельных звуков за инструментом с целью научится

выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального

инструмента;

подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голоса

учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

пение «по цепочке»;

моделирование высоты звука движениями руки;

отражение направления движения мелодии при помощи рисунка,

схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

настройка на тональность перед началом пения;

задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра с

целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать

слуховое внимание. (прием для первых уроков. Считаю, что вокальным

ансамблем нужно меньше управлять с помощью жеста);

выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и

воспроизведение их ансамблем в мелодическом и гармоническом

вариантах;

представление «в уме» первого звука до того, как он будет

воспроизведён вслух;

выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

расширение ноздрей при вдохе (а лучше – до вдоха) и сохранение их в

таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение

верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а

эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что

способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно,

резонировании звука;

вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании

песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого

слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности.

Использование комплекса данных методов и приемов должно быть

ориентировано на развитие на начальном этапе основных качеств певческого

голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и

активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной

выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на

использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже

слуховое представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен

голосом, – сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения,

внимания, мышечной памяти.

Работа над

кантиленой.

Кантилена – основа пения. Одна из основных задач руководителя – научить

ансамбль петь legato. За штрихом legato следует разучивать и другие штрихи

non legato, marcato. Освоение навыка пения на legato способствует

закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания.

11

Плавность

в

пении

и

необходимость

следить

за

скоростью

и

одномоментностью переходов – необходимость для кантилены в пении. Это

упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды

до октавы.

Staccato требует более техничного и глубокого владения мышцами, при

опёртом на дыхании звуке, четкой фиксации на высоком положении звука и

чистого интонирования на высокой вокальной позиции. Упражнение на

совмещение legato и staccato является обязательным. Примеры распевок на

совмещение легато и стаккато: «Мы перебегали берега», стр. 17 Альбова.

Вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового

звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки;

Приобретение дикционных навыков, четкой и ясной артикуляции.

Дикция (греч.) – произношение. Критерий достижения хорошей дикции в

ансамбле

это

полноценное

усвоение

содержания

исполняемого

произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на

правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

Работая над дикцией с вокальным ансамблем, хормейстеры обычно

стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные.

Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает, понять

текст произведения.

Формирование согласных, в отличие от гласных, связано в

возникновении преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные

делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия

голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует

поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так

как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками

добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» – образуются при участии

голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и

сонорными,

добиваются

высокой

певческой

позиции

и

разнообразия

тембровой

краски.

На

слоге

«Зи»

достигают

близости,

лёгкости,

прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из

одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Им свойственен

взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко

избежать

форсированного

звучания

при

вокализации

гласных

с

предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит

выработке чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные

приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П»

хорошо округляет гласную «А». Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» – состоят из

одних шумов. Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание

без звука.

12

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование

согласных

и

максимальная

протяжённость

гласных:

активная

работа

мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика

языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить

работе над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится

гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней

челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные

скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все

слова произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать

с постепенно усложняющимися задачами. Вначале медленно и чётко, потом

ускорять темп, нюансы и т.д.

Формирование гласных и произношение их так же необходимо.

Необходимо научить вокальный ансамбль и приёму редуцирования и

продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных,

произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем

в речи, быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова

к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается

особым режимом дыхания.

Работа над ритмической чёткостью.

Развитие ритмического чувства начинается с первого же момента работы

вокального ансамбля. Уже во время пения певцы должны относиться к ритму

вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

-

вслух

всем

участникам

ансамбля

называть

ноты

с

соблюдением

ритмического рисунка;

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем называть ноты песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические

особенности

ансамбля

вызываются

также

общими

требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене

темпов

или

при

паузах

не

допускать

удлинения,

или

укорочения

длительности. Важную роль играет одновременное вступление поющих –

после взятия дыхания, атаки и снятия звука.

Полезно использовать детские музыкальные инструменты для

активизации слухового внимания и развития чувства ритма.

В профессионально обученных детских вокальных коллективах, для

выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое

дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и

придаёт тембровую насыщенность. Метод дробления один из самых

эффективных и давно применяется педагогами. Его суть в том, что долгие

звуки

предварительно

раздробляются

на

несколько

повторных

более

коротких (соответственно соседним длительностям), а паузы заполняются

извлечением какого-либо подходящего звука или аккорда; таким способом

ученик предельно наглядно усваивает временные расстояния.

13

Таким образом, на начальном этапе работы с вокальным ансамблем все

обучающие задачи должны быть подчинены магистральной дидактической

стратегии – формированию у учащихся основных певческих навыков,

включающих певческое дыхание на опоре; навыку ровного звучания гласных

на протяжении всего диапазона, навыку высокой певческой позиции и

точного интонирования, развитию вокального слуха, выработке кантилены,

приобретению дикционных навыков , четкой и ясной артикуляции, работе

над

ритмической

четкостью, что

способствует

достижению

интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и

орфоэпического ансамбля в детском вокальном коллективе. При правильном

разборе текста, выявлении образов в песне у учащихся будет развиваться

эмоциональная сфера.

Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается

знаниями педагогом голосовых возможностей детей младшего школьного

возраста и пониманием задач вокальной работы на начальном этапе

обучения.

Как было сказано выше ансамбль следует формировать из учащихся

примерно одинакового уровня музыкальной подготовки и возраста. Главной

причиной для этого является не только результаты коллектива, но и

психологический аспект. Ведь хороший, спетый ансамбль получится лишь из

дружного коллектива, а дружный коллектив – из равных между собой детей.

Часто ученики общаются между собой только во время урока, поэтому очень

полезно применение различных развивающих методик, например игровых.

Игра – ведущий тип деятельности ребёнка. Она знакома ему, близка, в

состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра эффективный

способ познакомить и подружить детей.

Пример для детей младшего возраста. Развитие фантазии и темпо-ритма.

Педагог читает потешку, дети двигаются в заданном потешкой ритме. Как

только педагог потешку оборвёт, или она закончится сама, дети замирают,

оправдывая в дальнейшем свою позу в ключе сюжета потешки.

Такие методики очень хорошо использовать во время урока как отдых.

Иногда

полезно

переключить

внимание

учащихся

на

другой

вид

деятельности, дать возможность подвигаться, чтобы затем с новыми силами

вернуться к плодотворной работе.

Следующие упражнения взяты из тренингов по актёрскому мастерству и

сценическому движению. Это позволяет «убить двух зайцев» - отдохнуть и

позаниматься нужным артистам делом.

1. Упражнение на темпоритм.

Даётся установка, что самый медленный темп – первый, самый быстрый,

например – десятый (по желанию ведущего). Учащиеся должны двигаться в

темпе, который назовёт ведущий, причём двигаться надо в предлагаемых

ведущим же обстоятельствах (напр. жара, скользко, идёт дождь, сильный

ветер и т. п.). Каждый участник выбирает время и место действия, то есть где

14

я, в чём я одет, что происходит, почему я так двигаюсь. Ведущий может

остановить любого участника и спросить кто он, где и т. д.

2. Упражнение «Сказка».

Участники садятся в полукруг. Кто-то из них начинает рассказывать сказку

до тех пор, пока его не прервали. Как только это произошло, сказку

продолжает следующий, но не начинает новую сказку.

Для успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет

правильно подобранный репертуар, от которого зависит заинтересованность

всех участников, а подчас и само существование вокального коллектива.

Репертуар

должен

отвечать

задачам

музыкально-художественного

воспитания ансамбля и в тоже время должен быть доступным ему по

вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар надо

включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При

выборе

произведения

надо

учитывать

также

следующие

параметры:

количество голосов, их тесситурные условия, интонационные, ритмические,

динамические трудности, наличие аккомпанемента.

Тщательный подбор репертуара с точки зрения его художественной

ценности, соответствия исполнительскому уровню вокального ансамбля и

педагогической целесообразности - залог творческого роста и эстетического

воспитания учащихся.

Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего

узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном

ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще

всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без

ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от

которых не так просто освободиться.

Если произведение вовсе незнакомо ученикам, надо, чтобы они

прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно,

чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер,

настроение, стиль.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить

поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл

стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с

музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая

ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно

в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться,

разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное,

выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов,

чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти

своё место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить

особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти

кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить

внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.

15

Для того, чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось,

лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая

неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение

так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно

исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную

фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо

не запомнится. Конечно, память у учеников разная, и некоторые способны к

верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального

материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило

точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.

Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью

воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью

звукообразования и звуковедения.

В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо

гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности.

Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь,

транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.

Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного

вокального ансамбля и подобрать произведение, которое будет наиболее

полезно ученикам на данном этапе развития. Перед руководителем стоит

сложная

задача

не

только

научить

вокальной

технике,

развить

музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый

коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.

3.

Заключение.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех

выразительных элементов ансамблевого звучания.

Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого

певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять

свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с

действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди

одинаково мыслят, говорят на одном языке.

В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и

человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения

необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого

ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом

процессе.

Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку,

желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и

внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления

желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.

Только тогда, когда каждый участник коллектива, будет чувствовать себя в

нём комфортно и свободно, чтобы проявить все свои способности, когда он

будет рад встрече со своими одногрупниками – друзьями и будет уверен в

16

своём руководителе, можно сказать, что это коллектив, ансамбль в полном

смысле этих слов.

4.

Список литературы.

При работе над докладом использована следующая литература:

1. И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных

способностей». Москва, 2007.

2. Т. В. Охомуш. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии».

Москва, 2003.

3. Сет Риггс. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой». Москва, 2004.

4. Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики».

СПб, 2001.

5. Н. Д. Фокина. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006.

6.А. Билль. Методические материалы для организаторов и педагогов детских

эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003.

7. Н.Б.Гонтаренко. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Ростов

на Дону, 2006.

8. П.В.Голубев. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963.

9.

Н.З.Андрианова.

«Особенности

методики

преподавания

эстрадного

пения». Могсква, 1999.

10. Л.В.Романова. «Школа эстрадного вокала». Санкт – Петербург, 2007.

17



В раздел образования