Автор: Вакуленко Татьяна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Уютный дом"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Тема: «Хочу все знать!»
Раздел: дополнительное образование
«Хочу все знать!»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
возраст учащихся: 7-14 лет
Разработчики программы:
Вакуленко Татьяна Борисовна,
социальный педагог
Новокузнецк, 2024
Содержание
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка……………………………………………........... 3
1.2. Цель программы…………………………………………………………. 6
1.3. Содержание программы: учебно-тематический план, содержание
учебно-тематического плана ………………………………………………… 6
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….11
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график ………………………………………… 12
2.2. Условия реализации программы……………………………………….. 12
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ……….…………………. 14
2.4. Методические материалы ……………………………………………... 15
2.5. Список литературы ……………………………...................................... 17
Приложение…………………………………………………………………. .19
2
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хочу все
знать» имеет естественнонаучную направленность.
Программа направлена на реализацию интересов воспитанников СРЦН в сфере
развития естественнонаучного мировоззрения.
Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих
организацию дополнительного образования:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г.
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
• Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013
№86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 №13-ОЗ;
• Устав и локальные нормативные акты МКУ СРЦН «Уютный дом».
Актуальность программы.
Достижения естественных наук и техники
являются частью мирового наследия, составляют основу современной цивилизации
и благосостояния людей.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как реализует одну из
важнейших
задач
современного
образования:
развитие
исследовательских
способностей
ребенка.
Знания,
полученные
в
результате
собственного
эксперимента,
лучше
усваиваются
учащимися,
нежели
те,
что
получены
репродуктивным
путем.
Умение
поставить
гипотезу,
провести
ее
экспериментальную проверку, проанализировать полученные результаты, – все это
3
формирует исследовательское мышление, наблюдательность и открытость новому
знанию. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти
ребенка, активизируются мыслительные процессы. Всё это закладывает основы
успешного изучения естественных наук в школе, способствует формированию
целостной картины мира.
Педагогическая
целесообразность.
Данная
образовательная
программа
пробуждает
интерес
учащихся
к
новому
виду
деятельности.
Осваивая
её
содержание, учащиеся учатся проводить наблюдение, ставить эксперименты,
выполнять проектную работу, в результате чего приобретаются практические
умения, полезные в обычной жизни. Развиваются интеллектуальные способности,
формируется устойчивый интерес к познанию.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется новизной и необычностью эксперимента. Решение нестандартных
задач
способствует
развитию
у
детей
устойчивого
интереса
к
предмету,
экспериментальных, исследовательских навыков.
Новизна
программы.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
образовательный процесс строится с помощью игр, решения простейших задач с
экспериментальным
содержанием.
Это
позволит
сформировать
у
детей
первоначальные представления о свойствах предметов и явлений в области
естествознания, дать первоначальные представления о природных явлениях, их
причинах, о положительных и отрицательных сторонах вмешательства человека в
природу.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью
данной программы является актуализация методов научного познания мира и
развитие
навыков
самостоятельного
проведения
научных
экспериментов,
наблюдений и опытов. Программа предусматривает включение задач и заданий,
трудность которых определяется новизной и необычностью эксперимента. Решение
нестандартных задач способствует развитию у детей устойчивого интереса к
предмету, экспериментальных, исследовательских навыков.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу
все знать» – модифицированная. Программа является развивающей.
Уровень усвоения программы – стартовый. Стартовый уровень программы
предполагает
знакомство
воспитанников
с
первоначальными
знаниями
о
наблюдениях и опытах, а также приобретение основ знаний и умений по
естественно-научным дисциплинам.
Основные принципы программы, используемые при проведении занятий:
- систематичность и последовательность обучения;
- связь вновь изучаемого материала с ранее изученным;
- наглядность обучения;
- доступность обучения;
- прочность знаний, навыков, умений.
4
Накануне всех практических занятий проводятся инструктажи по требованиям
техники безопасности.
Адресат программы. Участвовать в реализации данной общеразвивающей
общеобразовательной программы могут учащиеся 7 - 14 лет.
Наполняемость групп и особенности набора обучающихся
Максимальное количество детей в группе – 5-7 человек, состав группы –
разновозрастной.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество часов – 36 часов. Рассчитана на 1 учебный год.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проходят 1
раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 1 ч. Продолжительность
одного академического часа – 40 мин.
Объем программы и режим занятий
Год
обучения
Продолжительн
ость занятия
Количество
занятий
в неделю
Количество
часов
в неделю
Количество
часов в год
1
1 час
1 раз
1 час
36
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа
реализуется
в
условиях
дневного
отделения
Социально-
реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют
возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Форма проведения занятий – беседы, наблюдения, экскурсии, практические
работы,
занятия-игры,
конкурсы,
мастер-классы,
исследования,
опыты,
эксперименты.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
- словесный метод обучения – устное изложение материала: беседа, рассказ-
беседа, лекция, обсуждение изучаемого материала, анализ текста;
- наглядный метод обучения – демонстрация рисунков, природного материала,
физических приборов;
- практический метод обучения – проведение опытов, экспериментов;
- метод самостоятельной работы – изучение материала по источникам,
самостоятельная тренировка, подготовка к контрольным и итоговым работам;
- репродуктивный метод – «Делай, как я» - повторение действий за педагогом
или наиболее подготовленным учащимся.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая. Занятия ведут два
педагога.
5
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей
воспитанников в процессе исследовательской и экспериментальной деятельности.
Задачи:
образовательные:
- дать первоначальные представления о свойствах предметов и явлений в области
естествознания;
- дать первоначальные представления о природных явлениях, их причинах, о
положительных и отрицательных сторонах вмешательства человека в природу;
- научить объяснять причины сезонных изменений;
-научить выполнять наблюдения и опыты, формулировать цель исследования.
развивающие:
- развивать исследовательские качества: настойчивости, ответственности, умений
ставить цель, работать в команде;
- формировать потребности в бережном отношении к окружающей среде;
- формировать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
воспитательные:
– способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
N
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
«Где живут опыты,
эксперименты, исследования в
детском мире?»
1
0,5
0,5
2.
«Хочу все знать!» (киножурнал
для детей)
1
0,5
0,5
3.
«LEGO-GO, я юный инженер»
1
-
1
4.
«LEGO-конструирование в
сказках»
1
-
1
5.
ЭВРИКИ «Строение тела»
1
0,5
0,5
6
6.
ЭВРИКИ «Анатомия человека»
1
0,5
0,5
7.
Песочная терапия «Опыты с
песком»
1
0,5
0,5
8.
Песочная арт-терапия «Рисование
песком»
1
-
1
9-10
Лепка из гипса
2
0,5
1,5
11-12.
Рисование светом
2
-
2
13-14.
Магия фокусов
2
1
1
15-18.
Новогодняя лаборатория
4
1,5
2,5
19-20.
Слаймомания
2
0,5
1,5
21.
Опыты для юных гениев
(карточная игра: физика)
1
-
1
22-23.
Лучистые кристаллы
2
1
1
24-25.
Опыты для юных гениев
(карточная игра: химия)
2
1
1
26-27.
Мыловарение
2
0,5
1,5
28-29.
Огород на подоконнике
2
-
2
30.
Робот конструктор. Электроника
1
-
1
31-32.
Планетарий
2
1
1
33-34.
Хамелеон: чудо-опыты
2
1
1
35-36.
Мыльные пузыри
2
1
1
Всего часов:
36
11,5
24,5
Содержание учебно-тематического плана:
Тема 1. «Где живут опыты, эксперименты, исследования»?
Теория: Дать представление понятий «опыты», «эксперименты», «исследования» и
кто этим занимается (учёные - люди, изучающие мир и его устройство).
Практика:
познакомить
детей
с
оборудованием
для
проведения
опытов,
экспериментов. Дать представление о том, что мы будем в роли «ученых» и откроем
7
свою лабораторию, в которой будем экспериментировать (соблюдение техники
безопасности, требований к внешнему виду для проведения занятий).
Тема 2. «Хочу все знать».
Теория: краткое описание тем программы
Практика:
показать
детям методические пособия и
оснащение.
Просмотр
киножурнала «Хочу все знать!»
Тема 3-4. «LEGO-GO, я юный инженер».
«LEGO-конструирование в сказках» .
Теория: познакомить детей с конструктором LEGO, который объединяет в себе
элементы игры с экспериментированием (герои сказок, сюжеты и целые истории).
Практика: конструирование на заданные темы с элементами игры.
Тема 5-6. ЭВРИКИ «Строение тела, анатомия человека».
Теория:
познакомить детей с моделью человеческого тела, со скелетом и
внутренними органами.
Практика: провести вместе с детьми настоящую исследовательскую работу -
удивительные открытия в области анатомии (сборка модели человеческого тела со
скелетом и внутренними органами).
Тема 7-8. Песочная терапия «Опыты с песком».
Песочная арт-терапия «Рисование песком».
Теория: познакомить воспитанников со свойствами песка, применением его в
различных видах деятельности.
Практика: ребята совместно со взрослыми проведут опыты и эксперименты по
изучению свойств песка, научатся рисовать песком элементарные картинки и
составлять сюжеты.
Тема 9-10. Лепка из гипса.
Теория: знакомство детей со свойствами гипса и изделиями из него.
Практика: изготовление поделок, магнитов-сувениров путем смешивания гипса с
водой. Раскрашивание полученных изделий красками.
Тема 11-12. Фризлайт - рисование светом.
Теория: познакомить детей с современным направлением искусства – созданием
световых изображений в пространстве и на поверхности предметов.
Практика: научить пользоваться планшетом, создавать картины, которые светятся
в темноте.
8
Тема 13-14. Магия фокусов.
Теория: создание атмосферы веселья, загадочности, интриги, используя приемы
фокусов.
Практика: упражняться в выполнении фокусов самостоятельно, искать правильное
решение, развивать логику, мышление.
Тема 15-18. Новогодняя лаборатория.
Теория: познакомить ребят с химическими опытами, реагентами.
Практика: показать и провести опыты: «Искусственный снег», «Лава-лампа», «Лед
в шубе» и др.
Тема 19-20. Слаймомания.
Теория: узнать о происхождении слайма, его составе, о том, как его можно
изготовить в домашних условиях.
Практика:
провести
эксперимент
по
созданию
слайма
с
применением
спецэффектов:
«Выдувай
гигантские
пузыри»,
«Играй
с
водой»,
«Круто
растекается», «Создай свой слайм».
Тема 21.
Опыты для юных гениев (карточная игра: физика).
Теория: познакомить воспитанников с развивающей игрой, правилами, серией
увлекательных опытов.
Практика: провести совместно со взрослыми простые опыты и познакомить с
некоторыми законами физики.
Тема 22-23. Лучистые, пушистые, растущие кристаллы.
Теория: изучение цветов, интерес к наукам, логика и мышление, навыки ведения
проектов, творческое мышление,
Практика: совместно со взрослыми провести опыты с полимерами, выращивание
кристаллов, научное познание о протекании химических процессов и радость от
создания прекрасного.
Тема 24-25. Опыты для юных гениев (карточная игра: химия).
Теория:
познакомить воспитанников с развивающей игрой, правилами, серией
увлекательных опытов.
Практика:
совместно с детьми проводить простые опыты и познакомиться с
основами химии! Играть и изучать химические процессы. Как поместить яйцо в
бутылку? Как создать соляные кристаллы? и др.
9
Тема 26-27. Мыловарение.
Теория: познакомить детей с профессией мыловара, с понятием "мыловаренье", с
историей и разновидностями мыла и сделать мыло своими руками в домашних
условиях.
Практика: изготовление простого мыла при помощи формочек; изготовление мыла
с элементами декора; изготовление подарочного мыла.
Тема 28-29. Огород на подоконнике.
Теория: какие растения выбрать для выращивания и правильно научиться за ними
ухаживать.
Практика: в кабинете будет создан «огород на подоконнике». Подготовка ящиков,
земли, растений. Посадка, наблюдение и ухаживание за растениями.
Тема 30. Робот-конструктор. Электроника.
Теория:
познакомить детей со сборкой электрических схем и приобщить к
электрике и электронике.
Практика: проведение экспериментов с электричеством без знаний по физике:
собирание электронных схем; управление светом, звуком, водой; сенсорное,
магнитное, электрическое управление.
Тема 31-32. Планетарий.
Теория: познакомить детей с моделью строения солнечной системы, показать через
презентацию все планеты солнечной системы с описанием размера, формы и цвета.
Практика: сборка мини-планетария: сборка планет, раскрашивание кисточкой,
согласно рисунка, установка планет на держатель. Провести с отключением света
виртуальное путешествие в космос, используя собранную модель с подсветкой.
Тема 33-34. Хамелеон. Чудо-опыты.
Теория:
познакомить детей с комплектацией набора и его предназначением:
пробирки, перчатки, мерная ложка, пипетка, различные растворы для опытов и др.
Практика: проведение экспериментальной работы, как вещества меняют цвет при
взаимодействии с индикаторами.
Тема 35-36. Мыльные пузыри.
Теория: рассказать детям о происхождении мыльных пузырей, узнают свойства и
состав. Познакомить с картиной Джона Миллеса «Пузыри», книгой известного
английского учёного Чарльза Бойса «Мыльные пузыри».
Практика: провести ряд интересных опытов с мыльными пузырями и выявить,
какими свойствами они обладают.
10
1.4. Планируемые результаты освоения программы
По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:
-свойства предметов и явлений,
-положительные и отрицательные стороны вмешательства человека в природу;
-названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ;
-основы исследовательской и экспериментальной деятельности;
-правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
-новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования).
Будет уметь:
-иметь представления об объектах окружающего мира, физических явлениях;
-определять цель эксперимента и пути еѐ достижения;
-выстраивать логические цепочки причинно-следственных связей и делать выводы;
-проводить сравнительный анализ объектов эксперимента, предвидеть ожидаемый
результат;
-самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;
-содержать рабочее место в порядке;
-иметь
навыки
безопасной
работы
с
оборудованием
для
детского
экспериментирования;
-быть целеустремлёнными, уважать чужое мнение;
-работать в команде, доводить дело до его завершения;
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные
качества как:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-формирование мотивов достижения и признания;
-осознанность учения и личная ответственность.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие
метапредметные компетенции как:
регулятивные:
-умение составлять план действий;
-определять и формулировать цель деятельности;
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;
-выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
познавательные:
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний:
11
-делать предварительный отбор источников информации, добывать информацию;
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников;
-ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных
интересов.
коммуникативные:
-доносить
свою
позицию
до
других,
владея
приёмами
монологической
и
диалогической речи:
-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график программы
«Хочу все знать»
Начало учебного года – 01 сентября.
Окончание учебного года – 31 мая.
№
Год
обучени
я
Объем
учебных
часов
Всего учебных
недель
Режим
работы
Количеств
о учебных
дней
1
Первый
36
36
1 раз в
неделю
36
***
Продолжительность занятий – 40 минут (1 академический час равен 40
минутам).
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет с хорошим освещением;
- учебные столы, стулья для учащихся и педагога;
- шкафы для хранения изделий и материалов;
- микроскопы;
-материалы: колбы, пробирки, химические стаканы стеклянные, пластиковые,
штативы для пробирок, лупы, пластиковые и стеклянные бутылки и банки для
постановки экспериментов, набор одноразовой посуды, воронки для фильтрования
веществ, часы;
- клеёнка, фартуки, халат, очки, весы, мерные ложки, пипетки;
- зубочистки, воздушные шары, мыльные пузыри, мыло, моющее средство;
- пластилин, фломастеры, краски, клей ПВА, пена для бритья, зубная паста,
кондиционер для белья;
12
- органические вещества и смеси: крахмал, сахароза; глицерин, лимонная кислота,
уксусная
кислота,
пищевые
красители,
масло
растительное,
индикатор
фенолфталеин, витамин С (в шипучих таблетках), натрия тетраборат.
1.2. Методическое обеспечение:
Методы обучения:
словесные: беседа, рассказ, диалог, дискуссия
наглядные: демонстрация, иллюстрация, показ
практические: игра, опыт, эксперимент.
Формы организации учебного занятия:
занятие-игра;
занятие-рассуждение;
занятие - опыт;
беседа;
наблюдение;
презентация;
эксперимент;
исследование.
Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности.
Методы и приёмы, способствующие реализации данной программы, направлены на
формирование исследовательской деятельности ребенка, что достижимо лишь при
обучении, которое сводится к умению думать, учит мыслительным операциям, с
помощью
которых
приобретаются,
систематизируются
и
используются
осмысленные знания. В основе овладения содержанием программы лежит активный
творческий и познавательный процесс.
Поисковые приёмы и методы позволяют не просто выдвинуть перед ребенком
задачу, но и способствуют принятию её ребёнком, задача становится его
собственной. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти
ребенка, активизируются мыслительные процессы. Всё это закладывает основы
успешного изучения естественных наук в школе, способствует формированию
целостной картины мира.
На каждом занятии непреложно действует главный закон педагогического процесса:
взаимосвязь развития, обучения и воспитания. На занятиях должна царить
атмосфера уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного
поиска, сотрудничества, радости от познавательных побед.
Используемые методы:
1.Имитационный метод (по образцу, но не механически)
2.Проблемный (поисковый)
13
- Логические задачи
- Проблемные вопросы
- Творческие задания
- Экспериментирование
- Моделирование
- Сравнение
- Упражнения
- Дидактические игры
3.Коммуникативный метод
- Создание речевых ситуаций
- Беседы
4.Анализ высказываний детей
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Отслеживание
результатов
происходит
с
помощью
мониторинговой
и
диагностической деятельности, в которую входят следующие виды контроля:
Входной контроль
- диагностика стартовых умений учащихся. Выявление
теоретических и практических знаний, индивидуальных творческих способностей
осуществляется при помощи собеседования, тестирования, анкетирования.
Текущий
контроль
осуществляется
в
ходе
обучающей
деятельности
и
сопровождается своевременной коррекцией по ходу занятий (наблюдение, анализ
продуктов деятельности, опрос, самостоятельная работа, соревнования, викторины,
собеседование).
Промежуточный контроль – итог завершения определенного этапа обучения:
конкретной темы, раздела. Отслеживание результатов по каждой теме проводится в
форме
образовательных
игр,
расширяющих
основные
понятия,
термины
с
включением задач экспериментального характера. Используются тестовые задания
проблемного и эвристического характера.
Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения в форме
творческих
заданий.
Обязательной
частью
итогового
контроля
является
представление учащимися выполненных индивидуально или в небольших группах
самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований. Наиболее
эффективной формой подведения итогов реализации программы является участие
воспитанников в различных конкурсах, массовых мероприятиях, в проведении
научных шоу и мастер - классов для родителей и сверстников.
Важным условием правильной организации учебно- воспитательного процесса
является выбор рациональных форм, методов, принципов и современных
технологий.
14
Оценочные материалы
К
оценочным
материалам
относятся:
наблюдение,
диагностика,
творческая
деятельность,
практические
занятия,
тесты,
олимпиада,
методика
«Знатоки
природы».
Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
ситуационная игра,
•
исследовательская деятельность,
•
экспериментальная деятельность,
•
урок-практикум,
•
дискуссия, обсуждение.
2.4. Методические материалы
Дидактические материалы
– демонстрационный материал: книги, плакаты, иллюстрации, учебная литература;
– раздаточный материал: перчатки, маски, мерные ложки, пипетки, фартуки,
пробирки, одноразовая посуда, краска, бумага, формочки.
Наглядные материалы:
1.Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):
– презентации;
– мультфильмы.
1.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
– видеоролики,
- детский киножурнал «Хочу все знать»;
- песочные сказки
Методические материалы, разработанные педагогом:
Конспекты открытых занятий, методические разработки по темам программы,
презентации для занятий с детьми, экскурсии.
Дидактические материалы
Дидактические пособия:
1.
Опыты и эксперименты Эврики «Строение тела человека» с открывающимся
корпусом, скелет, внутренние органы, для детей.
2.
Набор для опытов «Новогодняя лаборатория».
3.
Набор для опытов «Планетарий» с проектором.
4.
Набор книг, БУКВА-ЛЕНД «Эврики. Занимательная наука», 4 обучающие
книги для исследований для детей.
5.
Детский набор для экспериментов «Хамелеон».
6.
Развивающая игра для детей «Опыты для юных гениев. Физика», 30 карточек.
15
7.
Развивающая игра для детей «Опыты для юных гениев. Химия», 30 карточек.
8.
Серия развивающих конструкторов «Робот – конструктор».
9.
Набор для детского творчества из гипса «Магниты».
10. Мыльная основа для мыловарения.
11. Конструктор «LEGO-GO».
12. Набор для песочной терапии, 1 шт.
13. «Рисуем светом в темноте», 3шт.
14. Набор фокусника.
15. Лаборатория «Слаймомания».
16. Набор для выращивания кристаллов «Лучистые кристаллы».
17. Набор защитных средств юного химика.
18. Большой набор для опытов «Лучшие эксперименты. Веселая грядка».
19. Набор для гигантских мыльных пузырей.
16
Список литературы
Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас» Начальная школа, 2016,
№4.
Бэрроу Д. История науки в знаменитых изображениях М.: Эксмо, 2014.
Веккионне
Г.
Занимательные
опыты.
100
интересных
экспериментов,
которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия,
биология, астрономия. М.: Астрель, 2015.
Гурова А. Юный натуралист. Санкт- Петербург, 2014.
Гроссе Э. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные
опыты. Ленингр. отд-ние, 20014.
Гусев И.Е. Большая книга экспериментов. Твори, выдумывай, изобретай
М.: АСТ, 2013
.
Деркунская В.А. Игры-эксперименты. Учебно-методическое пособие.
М.: Центр педагогического образования, 2015.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты.
Растения. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование с многосвязным
объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.
Лазарева О.Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у
младших школьников. Начальная школа, 2007, №10.
Рыжова Н.А. Экологическое образование. Москва, 2001г.
Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас:
качественные задачи по физике. Учебное пособие Фишмана. М.: ЛЕНАНД,
2015.
Шептуховская М.В. Изучение времен года в курсе естествознания
Начальная школа, 2007, №9
Шутяева Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для
дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для
педагогов М.: издательство «Ювента», 2015.
17
Список литературы для учащихся и родителей
Аниашвили К.С. Копилка научных опытов и экспериментов. М.:
Издательство АСТ, 2016.
Белько Е. Веселые научные опыты. Увлекательные эксперименты в
домашних условиях. СПб: Питер, 2015.
Болушевский С., Яковлева М. 100 научных опытов для детей и взрослых в
комнате, на кухне, на даче «Издательство «Эксмо», 2015.
Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О. Можно ли увидеть звук?
Увлекательные опыты со звуком, теплом и светом. М.: Эксмо, 2016.
Бэрроу Д. История науки в знаменитых изображениях. М.: Эксмо, 2014.
Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Опыты и эксперименты. Москва:
Издательство АСТ, 2017.
Горькавый Ник. Звездный витамин – М.: Издательство АСТ, 2016.
Жукова В. А. Познавательные опыты в школе и дома. М.: Росмэн, 2001.
Зубкова Н.М. Научные ответы на детские почему. М.: 2010.
Зубкова Н.: Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для
детей. Речь, 2013.
Никонов А.П. Физика на пальцах. М.: Издательство АСТ, 2016.
Проневский А. Удивительные опыты с электричеством и магнитами.
М.: Эксмо, 2015.
Рыжова Н. А. Волшебница – вода. М.: Линка-Пресс, 1997.
Рыжова Н.А. Игры с водой и песком Обруч, 1997.
Султанова М.Н. Простые опыты с природным материалом. Хатбер- пресс,
2016.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей
старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001.
18
Приложение.
Тест (Вводная аттестация)
1.В какое время суток можно увидеть на небе звёзды?
-днём
-утром
-ночью
2.Что мы едим у огурца?
-плод
-семена
-стебель
3.Найди насекомое.
-стрекоза
-летучая мышь
-голубь
4.Как называется явление, когда испаряется вода и выпадают осадки?
5.Почему поздней осенью солнце греет слабее?
- поднимается высоко над землёй
- поднимается невысоко над землёй
6.Можно ли наблюдать за рыбами зимой? Объясни.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------
7.Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха?
-барометр
-термометр
- манометр
8.Оттепель бывает ,когда температура воздуха:
-выше нуля градусов
-нуль градусов
- ниже нуля градусов
9. Как называется планета, на которой ты живёшь?
- Венера;
- Земля;
- Нептун.
10. Какой из газов в воздухе самый важный?
- азот;
19
- кислород;
- углекислый газ.
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Олимпиада (Промежуточная аттестация)
1.К телам живой природы относятся:
а) вода
б) гвоздь
в) комнатная муха
2. Из цветка растения образуется:
а) стебель
б) плод с семенами
в) лист
3.Гриб состоит из:
а) из корня
б) из стебля
в) из плодового тела и грибницы, шляпки
4.Вещество – это:
а) капля росы
б) нож
в) резина
5.В состав воздуха входит:
а) азот
б) взвесь
в) вода
6.Состояние воды:
а) жидкое и газообразное.
б) твердое
в) все перечисленные
7.Простые вещества состоят из:
а) атомов одного вида
б) разных атомов
в) частиц
8. Задание « Склеенное предложение». Клей разлился - слова склеились. Отдели
слова друг от друга черточками.
АТОММЕДЬКИСЛОРОДМОЛЕКУЛАМЕНДЕЛЕЕВ
20
9.Допиши предложения.
Животные, у которых 6 ног – это_______________________________________
_________________________________________________________________
Водные животные, покрытые чешуёй, дышащие жабрами – это_____________
_________________________________________________________________
Животные
с
голой
кожей,
живущие
и
в
воде
и
на
суше
–
это________________________________________________________________
Животные с сухой чешуйчатой кожей, ползающие – это___________________
_________________________________________________________________
Животные, выкармливающие детёнышей молоком – это___________________
_________________________________________________________________
10.Заполни таблицу:
Название растения
Где выращивают
Как используют
Пшеница
Капуста
Груша
Свекла
Тимофеевка
Клевер
Лён
Хлопок
Огурцы
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об
условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к
свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых
цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Учащимся предлагаются
следующие задания:
1.
Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку
необходимо
расположить их по порядку и описать процесс изменения
внешнего облика дерева в
зависимости от времени года.
2.
Необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и
определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые,
21
засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.
Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка,
кузнечик,
заяц,
божья
коровка,
гусеница).
Необходимо
рассказать,
как
они
маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.
Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых
можно составить пищевые цепочки. Необходимо заполнить
вагоны поезда
карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5).
Учащийся выполнил все задания правильно, смог
обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий возникли незначительные
затруднения. В ответах учащийся допускал ошибки или не использовал объяснения.
22
23