Напоминание

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании докольников


Автор: Золотовская Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: МБОУ г. Ивантеевка "Гимназия № 6"
Населённый пункт: город Ивантеевка
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании докольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Г. Ивантеевка городского округа Пушкинский Московской области

«Гимназия № 6»

Взаимодействие детского сада и семьи

в духовно-нравственном воспитании

дошкольников

Подготовила

воспитатель

Золотовская Н. Ю.

2

2023г.

Современное общество переживает один из непростых периодов своего

развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто домини-

руют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные пред-

ставления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотиз-

ме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних деся-

тилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кри-

зисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрос-

лых вообще».

1

При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее чув-

ствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становле-

ния личности человека, для формирования его нравственно-этических пред-

ставлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значи-

мого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к

окружающему миру.

Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптималь-

ным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада

и его семьи.

Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным

институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И

каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на

свободе,

научиться в нём первым совестным движениям сердца. Семья является веду-

щим каналом трансляции культурных ценностей.

В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нрав-

ственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный

период происходит становление личности ребёнка.

Опыт нашего дошкольного

учреждения показал, что системное,

конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение тра-

диций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспита-

ния в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления

содержания родительско-педагогического сотрудничества.. Детский сад

обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи

в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В родительской школе молодые родители подчас открывают своих де-

тей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают,

что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как

эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не гово-

рит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А

поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками

1

3

прием использование опосредованного сказочного образа или пример из

жизни Святых.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные

средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются ма-

териалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто по-

падая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей.

Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видео-теки,

направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строить-

ся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а допол-

няют друг друга.

Заметное место отводится организации и проведению народных

праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитан-

ников к истокам русской народной культуры, восстановление тради-

ционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педа-

гогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и

игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными уси-

лиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На маслени-

цу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее

семейное выступление.

В программу сотрудничества с семьёй включены семейные экс-

курсии, игровые мастерские.

Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей

проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских на-

родных сказок, на театрализованных представлениях, при активном ис-

пользовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, ко-

торые родители разучивают в семейной гостиной.

Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют на-

родные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет позна-

вательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное зна-

чение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи

укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семей-

ные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.

Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художествен-

ной литературы для семейного чтения. В рамках экспериментального апро-

бирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-

дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать

такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая се-

мья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой

круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и за-

нимательными заданиями.

4

В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является

воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на

чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми,

в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные ярмарки. Ак-

тивное участие в организации и проведении ярмарок принимают не только

педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.

С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам неза-

тейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вы-

зывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека,

умудрённого богатым жизненным опытом часто мы видим слёзы благодар-

ности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая тра-

диция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирова-

ния личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут

позаботиться сами о своих престарелых родных.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учрежде-

ния и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нрав-

ственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной

культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и

детского сада.



В раздел образования