Автор: Золотовская Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель ДОО
Учебное заведение: МБОУ г. Ивантеевка "Гимназия № 6"
Населённый пункт: город Ивантеевка
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании докольников
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Г. Ивантеевка городского округа Пушкинский Московской области
«Гимназия № 6»
Взаимодействие детского сада и семьи
в духовно-нравственном воспитании
дошкольников
Подготовила
воспитатель
Золотовская Н. Ю.
2
2023г.
Современное общество переживает один из непростых периодов своего
развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто домини-
руют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные пред-
ставления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотиз-
ме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних деся-
тилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кри-
зисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрос-
лых вообще».
1
При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее чув-
ствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становле-
ния личности человека, для формирования его нравственно-этических пред-
ставлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значи-
мого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к
окружающему миру.
Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптималь-
ным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада
и его семьи.
Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным
институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И
каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на
свободе,
научиться в нём первым совестным движениям сердца. Семья является веду-
щим каналом трансляции культурных ценностей.
В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нрав-
ственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный
период происходит становление личности ребёнка.
Опыт нашего дошкольного
учреждения показал, что системное,
конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение тра-
диций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспита-
ния в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления
содержания родительско-педагогического сотрудничества.. Детский сад
обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи
в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В родительской школе молодые родители подчас открывают своих де-
тей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают,
что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как
эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не гово-
рит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А
поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками
1
3
прием использование опосредованного сказочного образа или пример из
жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные
средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются ма-
териалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто по-
падая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей.
Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видео-теки,
направленной на приобщение семей к православным ценностям.
Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строить-
ся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а допол-
няют друг друга.
Заметное место отводится организации и проведению народных
праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитан-
ников к истокам русской народной культуры, восстановление тради-
ционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педа-
гогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и
игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными уси-
лиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На маслени-
цу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее
семейное выступление.
В программу сотрудничества с семьёй включены семейные экс-
курсии, игровые мастерские.
Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей
проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских на-
родных сказок, на театрализованных представлениях, при активном ис-
пользовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, ко-
торые родители разучивают в семейной гостиной.
Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют на-
родные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет позна-
вательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное зна-
чение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи
укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семей-
ные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.
Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художествен-
ной литературы для семейного чтения. В рамках экспериментального апро-
бирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-
дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать
такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая се-
мья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой
круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и за-
нимательными заданиями.
4
В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является
воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на
чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми,
в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные ярмарки. Ак-
тивное участие в организации и проведении ярмарок принимают не только
педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.
С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам неза-
тейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вы-
зывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека,
умудрённого богатым жизненным опытом часто мы видим слёзы благодар-
ности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая тра-
диция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирова-
ния личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут
позаботиться сами о своих престарелых родных.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учрежде-
ния и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нрав-
ственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной
культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и
детского сада.