Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет"


Автор: Шапочникова Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дядьковский детский сад" Знайка "
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




План самообразования воспитателя

первой квалификационной категории

Сучковой Светланы Михайловны

Тема «Сенсорное развитие 3-4 лет через дидактические игры».

Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что именно сенсорное развитие составляет

фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С

восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В младшем дошкольном

возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным

средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная

задача которых - накопление разнообразного сенсорного опыта. Актуальность темы определяется в

раскрытии значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей 3-4 лет.

Цель: изучение и внедрение в практику системы работы по сенсорному развитию детей 3-4 лет

через дидактические игры.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Создать развивающую предметно- пространственную среду отвечающую требованиям ФГОС ДО.

3. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в сенсорном развитии

детей 3- 4 лет.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия

в вопросах сенсорного развития детей 3-4 лет.

5.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Ожидаемые результаты:

1.Подобрана и изучена литература;

2. Создана развивающая предметно- пространственная среда

3. Разработан перспективный план использования дидактических игр в сенсорном развитии детей 3-4

лет.

4. Изготовлены дидактические игры для работы с детьми по теме плана самообразования.

5. Использование в работе эффективны формы взаимодействия с родителями.

Изучение методической литературы по данной теме:

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» -

М.: «Просвещение», 1988;

-Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

Сост. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» - Н. Н. Поддьякова, В. Н.

Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду».

Изучение статей в журналах:

- «Воспитатель ДОУ»,

- «Дошкольное воспитание».

- «Ребенок в детском саду».

Действия и мероприятия в процессе работы над темой:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

3. Перспективное планирование игровых занятий на период учебного года (сентябрь 2020 г. по май

2021 г.)

4. Диагностика детей по сенсорному развитию во 2 младшей группе на окончание учебного года

2020 -2021г.

5. Подведение итогов.

6. Подготовка презентации по фотографиям.

7. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

8. Заметки на следующий учебный год, перспективное планирование.

Планирование работы.

Сентябрь.

1.Диагностика.

2.Подбор методической литературы.

3.Пополнение сенсорного уголка.

4. Изготовление игр и материалов к ним.

Октябрь.

1. «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

2. «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному признаку).

3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае

определение типа ткани).

4. «Угадай, на чем играю» (слуховое ощущение).

5. Д/и «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением

предметов, по форме похожих на заданную форму)

6. Д/и «Собери овощи» (познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать

геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

7. Подвижная игра «Ровным кругом».

8.«Обведи геометрическую фигуру карандашом и раскрась».

Ноябрь.

1. Д/и «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

2. «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от

самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким

признакам).

3. «Разложи яблоки по величине». Физминутка «Дом большой и маленький».

4.«Разноцветные карандаши» (развитие зрительного восприятия, знакомство с различными

цветами).

5. «Цветные коробки» (развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами).

6.Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят».

7. "Догадайся, что за предмет" (на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие

предметы:погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой,

но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить

предмет).

8. Пальчиковая игра «Замок».

Декабрь.

1. «Чудесный мешочек» (в мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок

ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять

один за другим предметы в мешочке. Дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего

запоминания).

2. «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур

состоит предмет и сколько их)

3. Д/и «У кого такая же?» (закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в

их названии).

4. «Покажи и прокати» (учить распознавать и сравнивать круг и квадрат).

5.«Сравни предметы по высоте».

6.«Какого цвета предмет?» (учить детей определять предметы по цвету).

7. Д/и «Разложи фигуры по цвету» (закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий).

8. «Найди пару» (продолжать обучать детей выбору цвета по образцу).

9. Аппликация «Ёлочка» (использование способа расположения предметов на листе бумаги в

порядке убывания величины).

Январь.

1. Сенсорная коробочка с мелкими предметами (копошится в коробке, рассматривает предметы,

трогает их на ощупь).

2. Игра «Угадай, что звучит ?» (на развития слухового внимания).

3. Шнуровки, бусы, мозаика, игольчатый конструктор, конструктор «Репейник» (на развитие

тактильных ощущений).

4.«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей

обстановки)

5. Д/и «Собери пирамидку из колец» (закреплять представления об отношениях по форме, учить

располагать в порядке убывания).

6. «Какая это фигура?» (упражнять в умении узнавать и называть круг, (квадрат, треугольник).

4. «Игрушки для елочки» (совершенствовать умение называть знакомые геометрические фигуры

(круг, квадрат.).

5. «В какую коробку?» (закрепления понятия величины, распределить пять видов игрушек разных

размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

6.«Какого цвета не стало?» (продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на

цвет)

7. «Собери гирлянду» (учить детей чередовать цвета по образцу).

8. Подвижная игра «Запомни свой цвет».

Февраль.

1.«Какая фигура лишняя?» (закрепления понятия форм, определение лишней фигуры в ряду из

четырех геометрических фигур).

2. «Сильные ладошки» (ребенок сжимает резиновые игрушки, осязание).

3. «В гостях у зайчихи» (учить сравнивать предметы по величине и цвету, называть геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник)

4. «Сравни предметы по высоте» (закрепления понятия величины, назвать предметы, определить их

количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже).

5. «Палочки в ряд» (выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по

убывающей величине, другой по возрастающей).

6. «Найди игрушку красного цвета» (развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета

упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных С, Ж,З ).

7. «Найди предмет такого же цвета» (закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать

однородные по цвету объекты).

8. Подвижная игра «Веселый поезд» ( в ходе игры дети должны составить последовательно цепочку

в зависимости от цвета лент показываемых ведущим).

Март.

1. «Найди свой цветочек» (развитие целенаправленного, осмысленного восприятия формы

геометрических фигур.

2.«Коврик» (ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных

частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике).

3. «Пирамидки» (закрепления понятия величины, собрать три пирамидки, кольца которых

одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

4.«Матрешки» закрепления понятия величины, собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6

штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе).

5. «Найди пару» (продолжать обучать детей выбору цвета по образцу).

6. «Цветная сортировка» (учить узнавать и называть цвет).

7. Игра с цветными прищепками.

8. Игра «Угадай, чей голосок?» (развитие речевого слуха).

Апрель.

1.«Обведи по контуру» (развитие тактильных ощущений).

2. «Пересыпь из чашки в чашку» (развитие осязания).

3. «Достроим домики для зайчиков» закрепления понятия формы. Учить различать и называть

треугольник

4. «Найди пару» Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник.

5. «Сравни предметы по высоте» (закрепления понятия величины). 6.«Самая длинная, самая

короткая». (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой

длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

7. Игра « Цветные домики» ( работа с конструктором «строитель»)

8. «Цветная дорожка» (продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на цвет)

Май.

1.Игра «Лягушка» (развитие речевого слуха).

2. «Закрой в домике окошки» (развитие четкого зрительного восприятия формы).

3.«Какая фигура лишняя?» (развитие внимания, четкого зрительного восприятия формы)

4. «Три медведя» (на закрепления понятия величины).

5. Подвижная игра «Пузырь», игра «Накрой шляпой»( на закрепления понятия величины, знакомить

с величиной посредством практических действий).

6. «Собери букет» ( на закрепление цвета)

7. «Цветное геометрическое лото» (закрепление знания о геометрических фигурах и цвете).

8. «Цветное чтение» (С. Маршак «Цветная книга», Т. Красюк, Я. Аким)



В раздел образования