Авторы: Погребная Светлана Борисовна, Свиридова Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 248
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская обл. - Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Тема: Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением речи.
Раздел: дошкольное образование
Тема: Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-
образовательной работе с детьми с нарушением речи.
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь
ребенка; чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М. Бехтерев
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом.
Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и
сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о
её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения,
которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие
возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга,
формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании
окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом
для дальнейшего развития всех сторон речи.
На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает
речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не
сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая
моторика рук. Известно, что если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с
нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев
рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность
движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге
стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность
ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику
детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе
проведенных опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже
выше нормы.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают
формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его
деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из
показателей и условий хорошего физического и нервно-психического
развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как
принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки
специалисты на основе данных самых современных исследований делают
вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают
умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих
звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев
рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а
речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности
пальцев. Эта концепция лежит в основе современных теорий,
разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область
расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее
частью.
Выдающиеся ученые (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова) считали, что развитие
мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении
детской речи. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как
правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только
с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить
произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Использование пальчиковой гимнастики в системе коррекции речевых
нарушений у дошкольников
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная
гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной
гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.
Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастике. Все
упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться
в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых
игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые истории - это инсценировки каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево»,
«вверх», «вниз» и т.д.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только
тогда может быть достигнут наибольший эффект.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребёнка потребует точных координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же
выполнять множество разнообразных действий.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от трех до пяти раз;
сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе.
Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью
переключения с одного движения на другое. Указания должны быть
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной
специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы
полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи,
мышления).
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
- сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить
лексический запас;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для детей
подготовительного возраста;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма;
-развивать внимание, терпение, внутреннее торможение (умение
сдерживаться именно тогда, когда это необходимо);
- стимулировать фантазию, творческие способности;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе
«телесных координат»;
- если ребенок левша, поможет адаптироваться в мире правшей.
Необходимо помнить три важных правила.
Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например,
потрясти кистями рук).
Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное
воздействие, она должна использоваться на всех занятия в дошкольном
учреждении.
С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр.
Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус,
бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной
годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки,
развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать
картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и
обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у
себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом,
раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями,
вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с
бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр»,
«кукольный театр».
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев
проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8
упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев,
кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него
включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже
разученных ранее упражнений.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно
будет разделить их на группы по их назначению:
1.Игры-манипуляции.
2.Сюжетные пальчиковые упражнения.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
4.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
5.Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
5.Театр в руке.
Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее
учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают
координацию движений, силу и ловкость рук.
Заключение
В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в
первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за
детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи.
Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук,
развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Систематическая
работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием
пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои
результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и
последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность,
точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.
Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в
развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.
Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков
и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя
лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного
возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид
деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на
собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является
формой активного творческого отражения ребёнком окружающей
действительности, её предметов и явлений.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и
непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту
реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас
детей, дают первоначальные математические представления и экологические
знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное
эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает
разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и
способность сосредотачиваться. Такие упражнения и игры формируют
добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
3