Автор: Монастыренко Анна Борисовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 Дошкольное отделение" Светлячок"
Населённый пункт: город Серпухов Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в контексте физического развития с использованием инновационной технологии группового обучения»
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного
возраста в контексте физического развития с использованием
инновационной технологии группового обучения»
Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с развитием
цифровых технологий, что влечет за собой все большее отдаление детей от
физической
активности
и
недостаток
нравственно-патриотического
воспитания. Однако, и технологии, и физическое развитие могут стать
полезными инструментами для формирования мироощущения и ценностей у
маленьких детей.
Младший дошкольный возраст – критический период в развитии ребенка,
когда формируются навыки и ценности. Физическое развитие является
важной частью воспитания, однако в условиях современных технологий
может быть вызовом. Инновационные технологии группового обучения
предлагают новые подходы к нравственно-патриотическому воспитанию и
физическому развитию детей.
Давайте рассмотрим, что такое нравственно-патриотическое воспитание в
физическом развитии детей младшего возраста - это процесс формирования
ценностного отношения к Родине, патриотических чувств и нравственных
установок у детей с помощью физической активности. Это объединение
физического развития и морального воспитания с целью воспитания
патриотической
гражданской
позиции,
ответственности,
дисциплины,
уважения к себе и окружающим.
Значимость
нравственно-патриотического
воспитания
в
физическом
развитии детей младшего возраста с использованием технологии группового
обучения не может быть недооценена. Этот подход играет ключевую роль в
формировании
гармоничной
личности
ребенка,
способствуя
его
физическому, эмоциональному и социальному развитию.
Нравственно-патриотическое
воспитание
является
основой
для
формирования у детей ценностных ориентаций, мировоззрения и характера.
Благодаря такому воспитанию, дети осознают значение нравственных норм и
правил, развивают такие качества, как честность, доброта, ответственность,
уважение к окружающим и забота о них. Эти нравственные ценности будут
сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, помогая ему
принимать правильные решения и справляться с жизненными вызовами.
Использование технологии группового обучения в физическом развитии
детей младшего возраста дополняет нравственно-патриотическое воспитание,
обеспечивая еще более глубокое взаимодействие и сотрудничество между
детьми. Взаимодействие в группах способствует развитию коммуникативных
навыков, уважительного отношения к партнеру, умения работать в команде и
решать проблемы вместе. Такой подход позволяет детям осознать важность
взаимопомощи, сотрудничества и коллективных усилий для достижения
общей
цели,
что
является
важным
аспектом
нравственного
и
патриотического развития.
Технология группового обучения представляет собой методический подход,
применяемый в образовательном процессе с целью развития нравственно-
патриотических качеств у детей младшего возраста в контексте физического
развития. Эта технология основана на организации сотрудничества и
взаимодействия между детьми в группах, где каждый ребенок выполняет
определенную роль и несет ответственность за свое и партнерское действия.
В
рамках
данной
технологии
создается
условие
для
формирования
нравственных навыков и ценностных ориентаций у детей, таких как умение
работать в команде, взаимовыручка, уважение и терпимость к партнеру,
этическое поведение и ответственность за свои действия. Задача педагога
заключается в организации деятельности групп в соответствии с целями и
задачами физического воспитания и нравственно-патриотического развития.
В моем опыте работы с детьми младшего возраста на физкультурных
занятиях с использованием инновационной технологии группового обучения
я успешно применяю следующие задания, ориентированные на основные
движения и общеразвивающие упражнения для детей младшего дошкольного
возраста:
1) Комплекс общеразвивающих упражнений в парах. Дети объединялись в
пары,
где
одновременно
выполняли
упражнения,
контролируя
темп
выполнения упражнения. Такая форма упражнения способствовала развитию
координации движений, силы и сотрудничества между детьми.
2) Ходьба по гимнастической скамейке в парах. Один ребенок идёт по
гимнастической скамейке, а второй его ведёт его за руку, обеспечивая
стабильность и безопасность. Затем дети менялись ролями. Это упражнение
развивало равновесие, координацию и сотрудничество между детьми, а также
улучшало общую физическую подготовку.
3) Прокатывание мяча по наклонной скамье и ловля его. Дети разбиваются
на группы, затем делятся на пары. Один ребенок прокатывает мяч по
наклонной скамье, а другой ловит мяч. Затем они меняются ролями. Это
упражнение развивало моторику, координацию глаз и рук, а также
сотрудничество.
4) Прокатывание мяча детьми друг другу из положения сидя на полу. Дети
разбиваются на две группы сидят напротив друг друга и перекатывают мяч
друг
другу.
Это
упражнение
развивает
силу
рук,
координацию
и
сотрудничество, а также способствует общему развитию моторики и
взаимодействию между детьми.
В рамках технологии можно использовать различные упражнения и игры,
направленные на развитие физических и нравственных качеств детей.
Одним из важных аспектов такой технологии является включение в обучение
элементов патриотического воспитания. Это может быть организация
совместных
соревнований
с
использованием
национальных
символов,
проведение тематических игр и эстафет, посвященных истории и культуре
родного края.
Организация спортивных мероприятий с патриотическим содержанием.
Например, проведение спортивных соревнований с военно-патриотическим
направлением это «День защитников отечества» «Наша Армия сильна»
участие в спортивных играх, где дети играют роли героев и защитников
Родины.
Проведение занятий с использованием символики и флагов государства,
символов. Рассказ о героических деяниях и исторических личностях, которые
отразили патриотизм и верность Родине, способствует формированию
нравственных установок у детей.
Разработка специальных упражнений и комплексов физических упражнений,
направленных на формирование нравственных качеств. Например, занятия
по
развитию
силы
воли,
упорству,
дисциплине,
выносливости
и
взаимопомощи могут проводиться в сочетании с обсуждением и обучением
нравственным ценностям.
Важно отметить, что реализация нравственно-патриотического воспитания в
физическом
развитии
детей
младших
групп
должна
осуществляться
систематически и последовательно, вбирая элементы интерактивности,
игрового подхода и использования современных технологий. Такой подход
способствует эффективному формированию у детей патриотических чувств и
нравственных принципов, сопутствующих их физическому развитию.
Использование технологии группового обучения при проведении занятий
по нравственно-патриотическому воспитанию в контексте
физического
развития детей предоставляет ряд возможностей для эффективного обучения
и развития детей. Вот некоторые из них:
1. Сотрудничество и солидарность: групповая работа помогает детям
развивать навыки сотрудничества и солидарности. Они учатся работать в
команде, доверять друг другу, делиться и принимать решения вместе. Эти
навыки
являются
важной
составляющей
нравственно-патриотического
воспитания, так как учат детей быть ответственными, уважать других и
стремиться к общему благу.
2.
Взаимоподдержка
и
мотивация:
Работа
в
группах
предоставляет
возможность детям поддерживать и мотивировать друг друга. Они могут
обмениваться опытом, помогать в преодолении трудностей и поощрять друг
друга к достижению целей. Это способствует развитию эмоциональной
общительности
и
формированию
взаимопомощи,
что
важно
для
формирования нравственных и патриотических ценностей.
В заключение хочется сказать что, использование данной технологии в
процессе
физического
развития
детей
младшего
возраста
позволяет
эффективно сочетать нравственно-патриотическое воспитание и физическую
активность. Такой подход способствует гармоничному развитию детей,
формированию их физических и нравственных качеств, а также развитию
навыков сотрудничества и командной работы.
Технология работы в группах создает условия для развития навыков
коммуникации, умения слушать и понимать партнера, а также умения
договариваться и решать проблемы вместе. Работа в группах способствует
формированию у детей уважительного и терпимого отношения к другим
людям, развитию солидарности и взаимопомощи. Взаимодействие в паре
также способствует развитию эмоциональной сферы детей, помогает им
выражать свои чувства и эмоции, а также лучше саморегулировать свое
поведение.
Таким образом, использование технологии работы в группах в физическом
развитии детей младшего возраста является эффективным инструментом для
нравственно-патриотического воспитания. Этот подход позволяет развивать
физические и нравственные качества детей одновременно, способствуя их
социальной адаптации и формированию ценностей, необходимых для жизни
в обществе. Основанный на сотрудничестве и уважении, этот подход
помогает детям стать ответственными, гармоничными и патриотичными
гражданами нашей страны.