Автор: Шкитырь Олеся Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - д/с №1 ст. Калининской
Населённый пункт: станица Калининская, Краснодарский край
Наименование материала: Проект для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в мир муравьев»
Раздел: дошкольное образование
Проект для детей среднего дошкольного возраста
«Путешествие в мир муравьев»
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В.А. Сухомлинский
Информационная карта проекта:
Вид
проекта:
групповой,
исследовательский
с
элементами
творчества
Продолжительность проекта: краткосрочный сентябрь 2023 г.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Проблема проекта: Осенью, на участке детского сада дети увидели муравьев.
Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес,
другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их.
Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о
муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи?
Приносят ли они пользу или вред?»
Актуальность проекта: Уничтожение муравьев и муравейников может нанести
существенный ущерб экосистеме нашей планеты, поэтому детям с раннего возраста
необходимо прививать понятия о бережном отношении к природе, в частности к
муравьям и другим насекомым.
Цель проекта: Формировать представления детей о муравьях как о представителях
живой природы.
Задачи:
Познавательные:
- формировать представления об особенностях образа жизни муравьев, об их пользе;
- знакомить с особенностями строения, питания насекомых;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;
- развивать любознательность;
- развивать интерес к работе с использованием специального оборудования для
познавательно-исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение ко всему живому;
- совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия;
Основополагающий вопрос: Что должен знать дошкольник о насекомых?
Проблемные вопросы:
Что мы знаем о насекомых?
Что мы хотим узнать о жизни насекомых и о месте их обитания?
Какую пользу приносят насекомые человеку и природе?
Как жить в дружбе с природой?
Гипотеза: Если у ребёнка развиты познавательные интересы, наблюдательность,
способность понимать последствия поступков, если ребёнок осознаёт важность
соблюдения правил и норм поведения в природе, то у ребёнка будет сформирован
нравственно-ценностный
опыт
отношения
к
природе,
повысится
уровень
эмоционального отношения к природе.
Ожидаемые результаты: использование полученных знаний, умений и навыков в
познавательно-исследовательской
деятельности
и
в
жизненных
ситуациях;
самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношение к насекомым на
участке детского сада и в других условиях, формирование бережного отношения к
природе.
Этапы реализации проекта:
I этап - Организационно-подготовительный
- диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях;
- подбор литературных произведений по теме;
- изучение энциклопедий, журналов;
- подготовка иллюстративного материала о насекомых;
-
подбор
дидактических
игр
(лото,
пазлы),
игрушек
экологической
направленности
- подготовка атрибутов для игровой деятельности.
II этап - Практический
- анализ результатов первого этапа проекта
Работа с детьми:
- познавательные беседы по теме "Где обитают муравьи", "Как устроен муравейник"
, "Маленький муравьишка - большой труженик".
- чтение художественной литературы, разучивание загадок и примет о муравьях,
просмотр мультфильмов и презентаций.
- наблюдение за поведением муравьев в живой природе (поиск муравейника:
наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
- изобразительная деятельность: "нарисуй домик для муравьев", "путешествие по
лесным тропам", лепка муравьев.
- игры-драматизации "Стрекоза и муравей", "Как муравьишка домой спешил".
- подвижные игры "Муравьи и дождик" , "Муравьишки – шалунишки" и др.
Работа с родителями
- консультация для родителей "Наблюдаем за природой вместе с детьми"
- просветительская информация в родительском уголке;
- рекомендован список художественных произведений для семейного прочтения
- участие в подготовке выставки семейных творческих работ по теме.
Работа с педагогами:
- представление проекта на заседании педагогического клуба ДОУ;
- выступление на районном методическом объединении;
- размещение материала проекта на информационно-образовательном портале
III этап - оценочно-рефлексивный
По итогам реализации проекта:
- дети умеют различать насекомых (4-5 видов, в том числе и муравьев);
- имеют представление о жизни муравьев, особенностях их строения и питания;
- сформировано гуманное отношение к чувство милосердия к представителям живой
природы муравьям и другим насекомым.
Итоговое мероприятие:
театрализованная постановка для детей и родителей
"Муравьишка-путешественник"
Выставка семейных творческих работ "Муравьиное царство"
Вывод:
Что мы узнали?
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном
муравейнике муравьев проживает столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие
крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной
матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с
этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся
личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за
ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и
пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых
муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о полученную
информацию своим собратьям.
Муравьи
имеют
способность
передвигаться
по
гладким
или
наклонным
поверхностям, потому что на каждой лапке у муравья два коготка, между ними
подушечка, выделяющая клейкую жидкость. Эта особенность позволяет муравью
не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью –вещество, которое выделяет
тля. А еще муравьи едят других насекомых, еще едят грибы и семена пьют сок
растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют
«санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые
очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной
кислотой.
Муравьиная
примета:
перед
дождем
муравьи
прячутся
в
муравейник
и
закупоривают все входы в него.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
С. Михалков