Напоминание

«Путешествие в мир муравьев»


Автор: Шкитырь Олеся Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - д/с №1 ст. Калининской
Населённый пункт: станица Калининская, Краснодарский край
Наименование материала: Проект для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в мир муравьев»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для детей среднего дошкольного возраста

«Путешествие в мир муравьев»

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В.А. Сухомлинский

Информационная карта проекта:

Вид

проекта:

групповой,

исследовательский

с

элементами

творчества

Продолжительность проекта: краткосрочный сентябрь 2023 г.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Проблема проекта: Осенью, на участке детского сада дети увидели муравьев.

Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес,

другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их.

Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о

муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи?

Приносят ли они пользу или вред?»

Актуальность проекта: Уничтожение муравьев и муравейников может нанести

существенный ущерб экосистеме нашей планеты, поэтому детям с раннего возраста

необходимо прививать понятия о бережном отношении к природе, в частности к

муравьям и другим насекомым.

Цель проекта: Формировать представления детей о муравьях как о представителях

живой природы.

Задачи:

Познавательные:

- формировать представления об особенностях образа жизни муравьев, об их пользе;

- знакомить с особенностями строения, питания насекомых;

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;

- развивать любознательность;

- развивать интерес к работе с использованием специального оборудования для

познавательно-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение ко всему живому;

- совершенствовать навыки сотрудничества и взаимодействия;

Основополагающий вопрос: Что должен знать дошкольник о насекомых?

Проблемные вопросы:

Что мы знаем о насекомых?

Что мы хотим узнать о жизни насекомых и о месте их обитания?

Какую пользу приносят насекомые человеку и природе?

Как жить в дружбе с природой?

Гипотеза: Если у ребёнка развиты познавательные интересы, наблюдательность,

способность понимать последствия поступков, если ребёнок осознаёт важность

соблюдения правил и норм поведения в природе, то у ребёнка будет сформирован

нравственно-ценностный

опыт

отношения

к

природе,

повысится

уровень

эмоционального отношения к природе.

Ожидаемые результаты: использование полученных знаний, умений и навыков в

познавательно-исследовательской

деятельности

и

в

жизненных

ситуациях;

самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношение к насекомым на

участке детского сада и в других условиях, формирование бережного отношения к

природе.

Этапы реализации проекта:

I этап - Организационно-подготовительный

- диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях;

- подбор литературных произведений по теме;

- изучение энциклопедий, журналов;

- подготовка иллюстративного материала о насекомых;

-

подбор

дидактических

игр

(лото,

пазлы),

игрушек

экологической

направленности

- подготовка атрибутов для игровой деятельности.

II этап - Практический

- анализ результатов первого этапа проекта

Работа с детьми:

- познавательные беседы по теме "Где обитают муравьи", "Как устроен муравейник"

, "Маленький муравьишка - большой труженик".

- чтение художественной литературы, разучивание загадок и примет о муравьях,

просмотр мультфильмов и презентаций.

- наблюдение за поведением муравьев в живой природе (поиск муравейника:

наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).

- изобразительная деятельность: "нарисуй домик для муравьев", "путешествие по

лесным тропам", лепка муравьев.

- игры-драматизации "Стрекоза и муравей", "Как муравьишка домой спешил".

- подвижные игры "Муравьи и дождик" , "Муравьишки – шалунишки" и др.

Работа с родителями

- консультация для родителей "Наблюдаем за природой вместе с детьми"

- просветительская информация в родительском уголке;

- рекомендован список художественных произведений для семейного прочтения

- участие в подготовке выставки семейных творческих работ по теме.

Работа с педагогами:

- представление проекта на заседании педагогического клуба ДОУ;

- выступление на районном методическом объединении;

- размещение материала проекта на информационно-образовательном портале

III этап - оценочно-рефлексивный

По итогам реализации проекта:

- дети умеют различать насекомых (4-5 видов, в том числе и муравьев);

- имеют представление о жизни муравьев, особенностях их строения и питания;

- сформировано гуманное отношение к чувство милосердия к представителям живой

природы муравьям и другим насекомым.

Итоговое мероприятие:

театрализованная постановка для детей и родителей

"Муравьишка-путешественник"

Выставка семейных творческих работ "Муравьиное царство"

Вывод:

Что мы узнали?

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном

муравейнике муравьев проживает столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие

крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной

матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с

этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся

личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за

ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и

пригодились.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых

муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о полученную

информацию своим собратьям.

Муравьи

имеют

способность

передвигаться

по

гладким

или

наклонным

поверхностям, потому что на каждой лапке у муравья два коготка, между ними

подушечка, выделяющая клейкую жидкость. Эта особенность позволяет муравью

не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью –вещество, которое выделяет

тля. А еще муравьи едят других насекомых, еще едят грибы и семена пьют сок

растений.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют

«санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые

очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной

кислотой.

Муравьиная

примета:

перед

дождем

муравьи

прячутся

в

муравейник

и

закупоривают все входы в него.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

С. Михалков



В раздел образования