Авторы: Шистер Мария Ильинична, Зингаренко Анжела Абелевна
Должность: специалист по работе с молодежью
Учебное заведение: Подростково-молодежный центр МИР
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Музыкальное воспитание подростков средствами хорового исполнительства»
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации
«Музыкальное воспитание подростков средствами хорового
исполнительства»
Авторы:
Зингаренко Анжела Абелевна
Шистер Мария Ильинична
В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит
ответственейшая роль. Без него не состоится формирование и воспитание
человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.
Музыкальное воспитание - неотъемлемая часть нравственного воспитания
подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей
культуры личности.
Выдающийся
советский
педагог
В.А.Сухомлинский
называл
музыку
могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать
музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого
невозможно представить полноценного воспитания», - писал он. «То, что
упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы», - предупреждал В.А.Сухомлинский.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность, глубоко
чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю
жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
Формирование личности - сложный, многозначный процесс. Музыкальное
воспитание — это формирование духовных потребностей человека, его
нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального
восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в
человеке добрые чувства, делает его выше, чище. Музыка - это сильнейшее
средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств,
нравственности.
Подростковый возраст – возраст достаточно заметного формирования
личности. В этом возрасте укрепляется фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только
эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей
детей,
оно
наилучшим
образом
содействует
развитию
музыкальных
способностей, развитию певческих навыков, содействует росту интереса к
музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое
пение помогает подросткам понять роль коллектива в человеческой
деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения,
оказывает
на
воспитанников
организующее
и
дисциплинирующее
воздействие,
воспитывает
чувство
коллективизма,
дружбы.
Значение
певческой
исполнительской
деятельности
трудно
переоценить
и
в
личностном развитии ребенка.
Занятия
пением
помогают
развивать
социально-личностные
и
коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский
коллектив. Пение рассматривают как средство укрепления организма
школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и
голосовой аппарат, улучшает кровообращение. По мнению врачей, пение
является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность
способствует
формированию
правильной
осанки.
Правильный
подбор
песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и
советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и
народных песен) способствует воспитанию у подростков чувств патриотизма,
толерантности,
расширяет
их
кругозор.
Хоровое
пение
оказывает
исключительное влияние на формирование личности подростка. Этому во
многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются
воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику
ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам
процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой
работой по преодолению художественно-исполнительских или технических
трудностей, а потому воспитывает в подростках трудолюбие, заставляет их
подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи
решаются
только
в
крепко
организованном
хоре,
благодаря
целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара. Именно
хоровое пение, как искусство массовое, воспитывает в детях чувство любви к
своей
Родине,
способствует
всестороннему
развитию
творческих
способностей. Хоровое пение - наиболее доступный вид музыкального
исполнительства. Воспитание певческих навыков есть одновременно и
воспитание человеческих чувств и эмоций.
Хоровое
исполнительство
оказывает
влияние
на
формирование
эстетического вкуса. Способствует становлению характера, норм поведения.
Обогащает
внутренний
мир
подростка
яркими
переживаниями.
Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный
процесс, который развивает художественный вкус подростков, воспитывает
любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества
личности и эстетическое отношение к окружающему.