Напоминание

Психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами


Автор: Родэ Елена Викторовна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 151"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое сопровождение детей с психосоматическими

расстройствами

Практическое задание.

Психологическое сопровождение семьи с

психосоматическими расстройствами у ребенка на примере

случая из фильма «Сережа», 1960 г. выпуска

Выполнил:

Родэ Елена Викторовна

Г. Рязань

1.

Описание ситуации.

Семейная ситуация: мальчик Сережа 5 лет живет с мамой Марьяной (учительница), которая выходит

замуж за Коростылева (директор совхоза). В доме живут еще пожилые тетя и дядя. С отчимом у ребенка

складываются теплые отношения, он становится ему другом и отцом (берет на работу, покупает

велосипед, советуется, обсуждает планы), помогает Сереже решать маленькие, но очень важные детские

проблемы. Чего нельзя сказать о родной матери – она излишне строга с ним, эмоционально холодна,

мальчик предоставлен сам себе. Есть ощущение отверженности сына, особенно это проявляется при

рождение второго ребенка Лёни от нового мужа. Мать переключается на маленького сына (ему вся

любовь, забота и внимание), ругает Сережу, что бы не подходил к брату. Ребенок чувствует себя

одиноким и заброшенным. Мальчик стал болеть с осени и проболел до зимы, в период рождения брата.

Внезапно все меняется – отчим получает назначение и должен ехать в другой город с семьей, и мать

оставляет Сережу до весны со стариками, боясь ухудшения его здоровья.

Социальные условия: у семьи хорошие – отчим директор передового совхоза. У мальчика своя большая

комната с игрушками, велосипед (у одного во дворе).

Личные особенности:

Сережа дружит с детьми старше его, отношения непростые, но ему удаётся налаживать их. Дети уважают

его.

План.

2. Диагностическая беседа:

1.

Сбор жалоб и симптомов (психосоматическое заболевание ребенка, медицинский диагноз).

2.

Анамнестический анализ семьи (история жизни, состав семьи, окружение, текущая бытовая ситуация).

3.

История заболевания (когда началось, первые случаи проявления симптома, при каких

обстоятельствах возникает, какие ограничения несет симптом).

4.

Личность ребенка и её конфликты.

Психологическое тестирование.

Для ребенка:

Учитывая возраст ребенка родителям разрешается присутствовать при обследовании ребенка.

- «Скульптура семьи» методика В. Сатир (психодраматический подход) - ребенок с помощью фигурок

показывает реальную ситуацию в семье, «взгляд изнутри» (как он видит родителей, их роли, к кому он

ближе, с кем в конфронтации, степень близости между членами семьи и т. д)

- Эмоционально-личностный тест «Сказка» методика Л. Дюсс - выявить у ребенка скрытое эмоционально-

личностное беспокойство, неуверенность, страх и в норме ли психологическое здоровье.

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует,

не дает ли поспешных ответов. Наблюдать за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.

Обратить внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного,

повседневного поведения. Фиксировать нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как просьба

прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний

историй; торопливые и поспешные ответы, изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее

покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение

настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала, — все это признаки патологической

реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Для родителей:

- «Скульптура семьи» - отдельно для мамы и папы. Чтобы сопоставить позицию ребенка и взрослых.

- Опросник для мамы и папы (для каждого) «Взаимодействие родителей с ребенком (ВРР) методика

Марковской, – для диагностики особенностей взаимодействия мамы и папы с сыном, увидеть разногласия

членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи.

- Методика «Я знаю, он знает, мы не знаем» Н. Львовой с помощью МАК «Из сундука прошлого» –

прояснение проблем во взаимоотношениях мамы с ребенком.

3. Особенности предполагаемого психологического консультирования с членами его семьи.

Фокусирование на эмоциональных переживаниях ребенка. Следует провести консультирование с родителями

ребенка (так как его соматическое и психическое состояние зависит от решения родителей). Соотнести

информацию, полученную от семьи и полученную от ребенка. Проследить как себя ведет ребенок в

присутствии семьи, как говорит и действует. Также в свою очередь пронаблюдать данные особенности и у

членов семьи (эмоциональное состояние матери, тем более кормящей)

В ходе диагностике вышеописанными способами может выявится у ребенка высокие показатели

тревожности, страх отверженности, ревность к младшему брату, также психоэмоциональное расстройство на

фоне отъезда родителей.

4. Программа.

Для ребенка.

Снятие напряжения, коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка посредством игровой терапии, 1 раз в

неделю:

- кинетический песок

- арт-терапия

- монодрама с фигурками животных (моделирование ситуаций)

Для родителей.

Консультация с родителями (без ребенка):

Рекомендации членам семьи:

1

. Психическое и соматическое здоровье ребенка зависит решения родителей (брать его с собой в другой

город).

2. Эмоциональное состояние матери влияет на выздоровление мальчика, его эмоциональное благополучие.

3. Ребенку необходимо расти и развиваться в полной семье в одном городе.

4. Не игнорировать чувства ребенка, способствовать их пониманию и озвучиванию. Применять активное

слушание к нему.

5. Не делать из болезни ребенка культа, стараться минимизировать эмоции на эту тему («у тебя же железки!»)

6. Убедить родителей, что, оставив ребенка со стариками, можно усугубить психосоматическое здоровье

мальчика в виде хронического бронхита и астмы.

7. Помощь маме (совместная деятельность) в уходе за младшим братом в другом городе сблизит её с сыном и

повысит самооценку мальчику.

8. Разрешить мальчику проявлять эмоции, а не брать с него обещания не плакать, тем самым усугубив

психосоматические проявления.

Для мамы: продолжение техники «Я знаю, он знает, мы не знаем» Н. Львовой с помощью МАК «Из сундука

прошлого» –вытянуть 3 карты и ответить на вопрос: «Что я могу предпринять для улучшения наших

взаимоотношений с ребенком уже сегодня?» Подробно обсудить. Вытянуть 3 карты и ответить на вопрос:

«Как в итоге изменятся наши отношения с сыном?»

Для всех членов семьи (маме можно предложить грудного ребенка держать на руках, с её согласия) –

сказкотерапия. Совместное сочинение сказки на тему «Как мы живем в Холмогорах».



В раздел образования