Автор: Майборода Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №11" Ростова-на-Дону
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Развитие метапредметности при подготовке к олимпиадам по литературе
Раздел: полное образование
Майборода Т.А.
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей №11» Ростова-на-Дону
Развитие метапредметности при подготовке к олимпиадам по литературе
Повторять известные истины об уникальной метапредметности нашей
дисциплины я не буду. Подчеркну только то, что это накладывает на учителей
русского языка и литературы особую миссию, которую каждый из нас осознаёт.
Поэтому всё, что я сегодня буду говорить имеет, в первую очередь, отношение
к развитию именно метапредметных умений, которые лежат в основе развития
личности ученика в целом. Остановимся на системе подготовки именно
одарённых детей.
Подготовка одарённых детей остаётся одним из основных направлений
работы учителя. Не стоит забывать давно известную истину, что таланту
необходимо помогать. Участие во Всероссийской предметной олимпиаде – это
одна из форм развития таланта, к которой необходимо готовить ученика.
Главное при этом системность, последовательность и целенаправленность.
Невозможно качественно подготовить ребёнка к олимпиаде, особенно высокого
уровня, на занимаясь этим постоянно, а лишь в ускоренном режиме
«поднатаскать» перед самой олимпиадой.
То же касается и сдачи ЕГЭ по литературе. Участников ЕГЭ по этому
предмету обычно немного, так как экзамен достаточно сложный и требует
глубоких познаний и не только предметных. Это касается детей, поступающих
на профильные филологические факультеты. Однако здесь есть и другая
группа, которой надо только «порог перейти». Это те ученики, которые
выбирают художественно-творческие направления обучения, где литература,
пусть и не ведущий, но востребованный предмет. Этой группе хватает и
обычных хороших знаний, позволяющих выполнить минимальные требования
к заданиям.
Мы же будем говорить именно о подготовке детей филологически или
гуманитарно одарённых, то есть о тех, кто требует особого внимания.
Многолетний анализ результатов олимпиадных работ и экзамена по
литературе в форме ЕГЭ свидетельствует о слабом, если не сказать хуже,
уровне знаний и умений участников. Основные недостатки в подготовке
учеников касаются не столько из информационной безграмотности, отсутствия
знаний по теории или истории литературы, сколько умения работать с текстами
литературных произведений, умения их интепретировать.
Результаты олимпиад муниципального и регионального этапов говорят о
недостаточном уровне подготовки даже тех, кого мы называем одарёнными.
Средние баллы как олимпиадных, так и экзаменационных работ далеки от
высоких показателей, что свидетельствует об отсутствии должной подготовки
учеников к таким испытаниям.
Есть, конечно объективные причины такого явления: общая тенденция
снижения интереса к системному продуктивному чтению, направленность
государственной политики на техническое образование и развитие.
Однако нельзя сбрасывать со счетов субъективный фактор слабого уровня:
отсутствие должной подготовки детей к олимпиадам, которая зависит в
основном от желания и умения учителя.
Главное в решении данного вопроса – это системность, которая
позволяет постепенно, поэтапно готовить одарённых детей к различным
формам реализации потенциала, что полностью совпадает и с основной
тенденцией развития образования, которая строится в соответствии с ФГОС на
системно-деятельностном подходе.
Встают три основных вопроса: чему учить, ради чего учить, как учить.
Ответ на них с одной стороны очень прост: учить интерпретации
литературных текстов с целью развития личности, а с другой стороны
технология
обучения
анализу
текста
размыта,
неконкретна,
далека
от
совершенства. Кроме того, здесь нет и общего представления, что она в себя
включает и как ученику выйти на высокий уровень владения системой анализа
текста.
Сегодня я делюсь собственным опытом и успешными наработками моих
коллег в лицее и ни к коем случае не претендую на окончательное решение
этой проблемы. Это лишь один из путей, хотя в него заложены на наш взгляд
основополагающие принципы,
которые стоит
учитывать
при
работе с
одарёнными детьми.
Во-первых, как уже было сказано, системность.
Во-вторых, опора на постоянную ежедневную работу с текстом.
В-третьих, отказ от пересказа текста как чуть ли не основного вида
работы на уроке литературы и переход к анализу
как элементов, так и
произведения в целом.
В-четвёртых, одновременное освоение теории литературы, истории
литературы, литературной критики, начиная с 5 класса.
В-пятых, наличие индивидуальной программы для каждого ребёнка.
В фундаменте технологии подготовки одарённых детей заложена и
поэтапность освоения приёмов анализа связанная с долей участия учителя в
процессе:
на первом этапе – 5-6 класс – в основном направленная на мотивацию
работа по образцу с переходом к элементам совместной и самостоятельной;
на втором этапе – 7-8 класс – совместная деятельность с учителем с
переходом к самостоятельному анализу, накапливание опыта интепретации
текста;
на третьем этапе – 9-11 класс – самостоятельная творческая работа,
самореализация и самопрезентация.
Кроме уже сказанного, предполагается, что одарённые дети получают
рекомендованный
расширенный
список
для
обязательного
и
дополнительного чтения.
А также в самом начале обучения (5 класс) необходимо предложить
небольшой информационный блок и познакомить детей с фундаментальным
понятиям 4-х основных мыслительных операций: сравнением, анализом,
обобщением и классификацией. Предложить им к самом общем виде структуру
каждой и объяснить, как эта операция осуществляется на конкретных
примерах, постоянно после этого обращая внимание на то, какая операция
осуществлялясь в конкретном виде работы как на общих уроках, так и на
индивидуальных занятиях.
Индивидуальная программа
создаётся в свободной (или заданной)
форме и представляет собой: перечень текстов произведений и понятий,
которые должны быть освоены учеником в течение учебного года. При этом
формы освоения могут быть самыми разными в зависимости от особенностей
ребёнка и времени учителя.
Таблица-система – ОС
Понятия/класс
5
6
7
8
9
10
11
Осваиваются по возрастанию глубины проникновения в сущность явления
Художественный образ
+
+
+
+
+
+
+
Фольклор
+
+
+
+
+
+
+
Миф
+
+
+
+
+
+
+
Род
+
+
+
+
+
+
+
Жанр
+
+
+
+
+
+
+
Замысел
+
+
+
+
+
+
+
Автор
+
+
+
+
+
+
+
Направления (лит.)
+
+
+
+
+
Тема
+
+
+
+
+
+
+
Идея
+
+
+
+
+
+
+
Сюжет
+
+
+
+
+
+
+
Фабула
+
+
+
+
+
+
+
Конфликт
+
+
+
+
+
+
Пафос
+
+
+
+
+
Портрет
+
+
+
+
+
+
+
Пейзаж
+
+
+
+
+
+
+
Деталь
+
+
+
+
+
+
Эпитет
+
+
+
+
+
+
+
Сравнение
+
+
+
+
+
+
+
Олицетворение
+
+
+
+
+
+
+
Метафора
+
+
+
+
+
+
+
Аллегория
+
+
+
+
+
+
+
Гипербола
+
+
+
+
+
+
Антитеза
+
+
+
+
+
+
Символ
+
+
+
+
Рифма
+
+
+
+
+
+
+
Размер
+
+
+
+
+
+
+
Звукопись
+
+
+
+
+
+
Лирический герой
+
+
+
+
+
+
Основные формы
работы
Информационно-аналитическая
работа совместно с учителем
Самостоятельная творческая
деятельность, учитель окончательно
становится консультантом и
оппонентом
Мотивационная
работа с
образцами
Постепенный
переход к
преобладанию
самостоятельной
творческой
деятельности
Устные и письменные высказывания различного объёма и жанра как
детальные, так и комплексные, целостные.
Проекты
Информационные
Прикладные
Мини-проекты
Прикладные
Информационные
Творческие
Творческие
Исследовательские
Метапредметные
умения
Находить и анализировать
информацию
Органзовывать самостоятельную
деятельность
Структурировать материал
Формулировать гипотезу и искать
аргументы
Делать выводы
Прогнозировать результат
Аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно
Создавать развёрнутое
высказывание аналитического и
интерпретирующего характера
Сознательно планировать своё
чтение
Критически оценивать и
интерпретировать прочитанное
Осознавать художественную
картину мира
Работать с разными источниками
информации
Организовывать свою поисковую и
исследовательскую деятельность
Как пример можно рассмотреть задания к одному и тому же тексту для анализа
с заданиями и вопросами для 5 и 9 класса.
Юрий Коваль
ЛИСТОБОЙ (сборник рассказов)
Ночью задул листобой – холодный октябрьский ветер. Он пришёл с
севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу,
бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая
листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С
порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.
К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и
текли холодные струи листобоя, чётко обозначенные в сером небе битым
порхающим листом.
Паутина, растянутая в ёлочках строгим пауком-крестовиком, была полна
берёзовых листьев. Сам хозяин её уже скрылся куда-то, а она всё набухала
листьями, провисая, как сеть, полная лещей.
Задания для 5 класса
Задания для 9 класса
1.
Сформулируйте тему текста.
2.
Определите замысел автора и
главную мысль текста.
3.
Найдите
в
тексте
эпитеты
(сравнения,
олицетворения,
метафоры).
4.
Какие
образы
помогают
автору создать картину мира?
5.
Что можно сказать об авторе
текста?
6.
Проект о творчестве писателя
Юрия Коваля.
7.
Проект «Цветовая (звуковая)
гамма текста».
8.
Объясните
происхождение
слова «листобой».
1.
Какую
роль
в
раскрытии
замысла
автора
играет
преамбула сборника рассказов
«Листобой»?
2.
Докажите
жанровую
особенность текста.
3.
Образная система текста и её
роль
в
раскрытии
замысла
автора?
4.
Проект «Глагол и его формы в
художественном пространстве
текста».
5.
Напишите собственный
рассказ-пейзажа.
6.
Проект
«Сквозной
образ
сборника
и
средства
его
создания».
Выделены слова и ИВС для анализа
Рекомендую использовать при работе с текстами следующие педагогические
технологии:
Возвращаясь к теме, акцентирую ваше внимание на тех метапредметных
умениях, которые развиваются в процессе деятельности по подготовке
одарённых учеников:
Формируемые в
процессе
метапредметные
умения
Создавать развёрнутое высказывание аналитического и
интерпретирующего характера.
Сознательно планировать своё чтение.
Критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Осознавать художественную картину мира.
Работать с разными источниками информации.
Организовывать свою поисковую и исследовательскую
деятельность.
Находить и анализировать информацию.
Органзовывать самостоятельную деятельность.
Структурировать материал.
Формулировать гипотезу и искать аргументы.
Делать выводы.
Прогнозировать результат.
Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно.
Своими трудами мы превращаем природные грубые и неотёсанные
алмазы в сверкающие бриллианты. И часто из целой россыпи в конечном счёте
остаётся только один!