Напоминание

"Воздух и его свойства"


Автор: Роднина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28 "Светлячок"
Населённый пункт: Иркутская область Усольский район п.Средний
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воздух и его свойства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Светлячок»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Тема занятия: «Воздух и его свойства»

(образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Воспитатель: Роднина Н.В.

2017

Цель:

Развивать

познавательную

активность

детей

в

процессе

экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей

Программные задачи:

Образовательные: познакомить со свойствами и способами обнаружения

воздуха, продолжать формировать представление о роли природы в жизни

человека.

Ра з вива ю щ ие : развивать

навыки

проведения

опытов,

ум ение

самостоятельно делать выводы, на основе практического опыта.

Воспитательные:

воспитывать

заботливое

отношение

к

природе,

аккуратность при работе с водой, природными материалами.

Материалы и оборудование:

-игрушка Лунтик;

-полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

спасательные нарукавники;

миска прозрачная;

игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

сундучок;

стаканчики с кипяченой водой и трубочки на каждого ребенка;

апельсин;

веер;

песочные часы;

воздушные шары;

сундучок «Милы», с разными игрушками.

Ход занятия.

Сюрпризный момент. Появление Лунтика на шарике.

Лунтик: Здравствуйте, ребята! А вы узнали меня?

Меня зовут Лунтик, я родился на Луне, а прилетел к вам вот на этом шарике.

Только вот никак не могу понять, что же находиться в этом шарике? Смотрю,

смотрю и ничего не вижу!

Воспитатель: Ты правильно приземлился

к нам в детский сад Лунтик.

Ребята. Кто хочет вместе с Лунтиком разобраться в этом вопросе? (ответы

детей). Но сначала нужно разгадать загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, но все же

Без него мы жить сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?

Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята!

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и вовсе нет!

Воспитатель: Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю,

что он всегда вокруг нас!

Воспитатель: ребята, давайте покажем

Лунтику, что воздух все-таки есть!

Чтобы воздух увидеть. Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Полиэтиленовый пакет».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пуст!

Воспитатель:

Его

можно

сложить

в

несколько

раз.

Смотрите,

какой

он

тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет

полом воздуха, он похож на подушку. Воздух занял свое место в пакете.

Теперь

развяжем

пакет

и

выпустим

из

него

воздух.

Пакет

опять

стал

тоненьким. Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Лунтик!

Вывод: Воздух прозрачный,

чтобы его увидеть надо его поймать.

И мы

смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом

выпустили его.

Лунтик: А мне вот это пакет что- то напомнил. Летом я видел, как люди

используют такой «запертый» воздух на море! Я видел у детей спасательные

нарукавники и спасательный круг.

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Воздух

легче воды. Сейчас мы это проверим.

Лунтик: Значит, если внутри чего-то есть воздух,

то этот предмет будет

плавать. Ребята. А помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а

какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок Милы, который ему

нужно ей передать)

Дидактическая игра «Тонет – не тонет»

(Дети поочередно достают из сундучка Милы: камень, деревянный брусок,

морскую звезду, ракушку и другие предметы раскладывают в два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Лунтик, что

предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь всех прошу за столы. (На столах стоят

стаканчики с водой и коктейльными трубочками)

Лунтик: Так – так – так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется

пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно, внутри людей есть

воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт 2. «Воздух в человеке».

Воспитатель:

Подуйте

в

трубочку,

опущенную

в

стакан

с

водой.

Что

происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем

через трубочку и получаются пузырьки.

Лунтик: Понятно. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри вас. Но как

он к вам попадает. Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем,

как дышат наши носики. (Дыхательная гимнастика)

Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель:

Но

мы

ведь

его

можем

почувствовать

носиком.

Я

возьму

апельсин и разрежу его.

Лунтик: Ой, как вкусно запахло! Люблю этот запах! А я знаю, что мой друг

Кузя не любит запах апельсинов и всегда закрывает нос.

Воспитатель: Что ты, Лунтик, без воздуха он задохнется, всему живому на

земле необходим воздух: людям, животным, растениям!

Физминутка «Воздух»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Опыт 3. «Не дыши».

Воспитатель ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не

дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах,

вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.

Воспитатель:

Лунтик,

если

тебе

нравится

апельсиновый

запах,

мы

тебе

поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветер!

Лунтик: Ой, спасибо, ребята. Значит, когда воздух движется, получается

ветер.

Воспитатель:

А

как

вы

думаете,

сам

воздух

имеет

запах?

А

как

же

получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, то

воздух движется и переносит различные запахи, хотя сам он запаха не имеет.

Лунтик: Вот спасибо, как много сегодня я узнал о воздухе!

Рефлексия:

- Воздух постоянно окружает нас;

- Способ обнаружения воздуха – поймать его в оболочку;

- Воздух легче воды;

- Воздух есть внутри предметов;

- Воздух есть внутри людей;

- Без воздуха невозможна жизнь;

- Воздух не имеет запаха, но может его переносить.

Воспитатель: Лунтик, куда ты исчез, что ты там делаешь?

Лунтик: Я тут, я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли

мне понять, что же такое воздух. Спасибо ребята! Я теперь расскажу своим

друзьям, о том, сегодня узнал. До свидания!

Воспитатель: И нам ребята пора сказать до свидания! Скорее оденемся и

пойдем на улицу, дышать свежим воздухом!



В раздел образования