Автор: Бритвина Елена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО "ДЮЦ "Единство"
Населённый пункт: Россия, г Вологда
Наименование материала: Статья
Тема: Использование лингвистических игр на занятиях по английскому языку для детей 4-10 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Единство»,
Елена Владимировна Бритвина,
старший методист
Использование лингвистических игр на занятиях по английскому языку
для детей 4-10 лет
Наиболее благоприятный период обучения детей иностранным языкам
– возраст с 4 до 10 лет. Современные методики накопили большой опыт в
области преподавания английского языка как иностранного для детей
младшего школьного возраста. Особая восприимчивость маленьких детей ко
всему новому и к иностранному языку в том числе, помогает усвоить
языковые структуры, грамматические конструкции и обороты, лексические
единицы,
фонетический
строй
языка
в
весёлой
игровой
форме,
c
использованием занимательных игр, рифмовок, песен, театрализаций и т.п.
Любой вид деятельности, связанный с определёнными условиями,
называется игрой.
В игре соединяются самые разнообразные виды
деятельности. Участвуя в играх на занятиях по английскому языку, дети на
добровольных
началах
и
без
принуждения
активизируют
внимание,
развивают свою наблюдательность, умение самостоятельно принимать
решения, накапливают опыт социальной жизни, получают удовольствие и
радость от общения, поднимают самооценку. В игре снимается напряжение,
развивается чувство юмора, а также происходит получение и закрепление
знаний.
Для обучения детей английскому языку на занятиях в учреждениях
дополнительного образования на начальных этапах в дошкольном и младшем
школьном возрасте особенно важны дидактические игры. Игра помогает
детям с творчеством и интересом относиться к изучению английской речи и
использованию её в повседневной жизни (на занятиях в учреждении
дополнительного образования и в школе, в процессе общения в интернете, в
путешествиях и т.п.). Включаясь в игру, обучающиеся с разным уровнем
знания и владения иностранным языком, не ощущают языкового барьера и
стеснительности, а, наоборот чувствуют своё равенство с остальными
участниками процесса. Усвоение языкового материала на занятиях с
использованием игр, происходит незаметно, а вместе с этим возникает
чувство собственного удовлетворения и значимости. Использование разных
игр на занятии по английскому языку способствует овладению фонетикой,
грамматикой, лексикой, орфографией в занимательной форме, развивает
память, сообразительность, внимание, поддерживает интерес обучающихся,
помогает создавать языковую базу для развития речевых умений и навыков,
овладению умениями и навыками устной речи. Важно осознавать, что игра
на занятиях английским языком должна быть не развлечением, а средством и
формой обучения. Задача педагога, применяющего данную форму обучения
в учебном процессе, заключается в том, чтобы сделать игру максимально
обучающей.
Из всего вышесказанного можно определить следующие функции, игры:
-обучающая;
- развлекательная;
- коммуникативная;
- релаксационная;
- психотехническая;
- развивающая;
- воспитательная.
Цель применения игровых форм обучения – развитие устойчивого
познавательного интереса обучающихся.
Дидактические игры на занятиях английского языка можно разделить
на следующие категории:
1. фонетические игры;
2. лексические игры;
3. орфографические игры;
4. грамматические игры;
5. творческие игры.
Банк игр, применяемых на занятиях по обучению английскому языку в
Муниципальном
учреждении
дополнительного
образования
«Детско-
юношеский центр «Единство»:
1) Фонетические:
1. Скажи скороговорку:
- She sells sea shells on the seashore. The shells she sells are seashells I’m sure.
- Sister Susie big and tall
But sister Susie’s shoes are small.
Her skirt is short,
Her skirt is short,
And Sister Susie’s shoes are small.
- Betty Botter bought some butter
But, she said, this butter's bitter.
So she bought some better butter,
Now Betty Botter’s butter’s better.
- I can think of six thin things and of six thick things too.
- I wish to wash my Irish wristwatch.
- Lesser leather never weathered wetter weather better.
- Lily ladles little Letty's lentil soup.
2) Лексические:
Just the Opposite
Как играть: Обучающийся называет слово, имеющее антоним, например
«day». Тот, кто быстрее сообразит, поднимает руку и говорит - «night». Он
же говорит следующее слово, имеющее антоним.
Examples:
• yes-no
• fast-slow
• plus-minus
• left-right
• big-small
• long-short
• happy-sad
• open-close
• up-down
• stand up- sit down
Также данную игру можно превратить в физминутку, добавив движения.
My Neighbor’s Cat
В первом варианте этой игры игроки подбирают прилагательные в
алфавитном порядке. Один из участников говорит: «My Neighbor’s Cat is an
amazing cat», выбрав прилагательное на букву «А». Следующий должен
придумать другое определение на эту же букву, например: «My Neighbor’s
Cat
is
an
angry
cat».
В следующем раунде обучающиеся придумывают
прилагательные на букву «В», «С» и так далее.
3) Орфографические:
Stairway
Цель игры –
построение
лестницы из
слов,
в которых
постоянно
увеличивается количество букв. Один выбирает букву алфавита и все ребята
записывают
(в
течение
заранее
определённого
времени)
слова,
начинающиеся с этой буквы:
I
In
Inc
Into
Image
Inside
Illness
Illusion
Important
Impossible
Mixed up letters
Игра
проводится
в
командах
или
моно
организовать
личные
соревнования. Педагог должен подготовить карточки с буквами, которые
будут собираться в слова. Каждой команде выдается одинаковое количество
слов. По команде "На старт" игроки собирают из букв слова и переводят их.
Выигрывает та команда, которая справится быстрее и правильно переведет
слова.
Пример:
ontaunim → mountain → гора
baorwni → rainbow → радуга
ewrta → water→ вода
4) Грамматические:
Во время повторения темы «Множественное число имён существительных»
на занятии можно воспользоваться игрой
«The magic ball».
В руках у одного участника игры мячик или клубок ниток. Ребёнок бросает
его партнёру. Называя при этом существительное в единственном числе на
английском языке, например «a bear». Обучающийся, поймавший волшебный
мячик
(клубочек).
Называет
то
же
самое
существительное,
но
во
множественном числе. Тот, кто допустил ошибку, платит фант – поёт песню,
говорит скороговорку или читает рифмовку на английском языке.
«Memory»
На столе, вокруг которого стоят дети, лежат 10 карточек с картинками
разных предметов. Дети должны запомнить картинки в течение 15-20 секунд.
Затем, педагог переворачивает карточки картинками вниз. Задача детей
вспомнить, какие картинки были изображены на карточках и произнести
название каждого предмета в единственном и множественном числе,
например: a lamp – lamps; a belt – belts; a mouse – mice и т.д.
Источники информации:
1. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней
ступенях обучения. // Иностранные языки в школе – 1996.-№ 3. Статья.
2. Игра, обучении, тренинг, досуг… /Под ред. В.В. Петрусинского – М.:1994.
3. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф.
Стронин. – М.: Просвещение, 1984.