Автор: Любовь Куприяновна Карпова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДСООЦ "Лазурный"
Населённый пункт: ДОСЧАТОЕ РП
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Арт-мозаика»
Раздел: дополнительное образование
1
2
Содержание.
1.
Пояснительная записка ……………………………………………….....3
2.
Учебный план………………………………………………………………7
3.
Содержание учебного плана ……………………………………………...8
4.
Формы аттестации …………………………………………………………9
5.
Оценочные материалы ……………………………………………………10
6.
Методические материалы ………………………………………………..12
7.
Условия реализации программы ……………………………………….. 16
8.
Литература ………………………………………………………………...17
3
1.
Пояснительная записка
Одной из отличительных особенностей современной системы воспитания личности
является
постоянное
и
глубокое
внимание
к
проблемам
эстетического
образования,
приобщение детей и подростков к миру литературы и изобразительного искусства, музыки и
прикладного народного творчества. Эстетическое воспитание – это развитие способности
восприятия
и
правильного
понимания
прекрасного
в
действительности
и
в
искусстве,
воспитание
эстетических
чувств,
суждений,
вкусов,
а
также
способности
и
потребности
участвовать в создании прекрасного.
Формирование творческой личности – одна их важнейших задач педагогической
деятельности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность
детей. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знаний того, что
представляет
собой
творчество
вообще
и
особенно
детское
творчество,
умения
тонко,
тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению
им необходимыми навыками и умениями.
Данная
программа
предполагает
вовлечение
детей
-
участников
смен
в
ДЦ
«Лазурный»
в
активный
творческий
процесс
и
знакомство
обучающихся
с
видами
изобразительного
искусства
(Графика:
рисунок
карандашом,
тушью,
монотипия)
и
нетрадиционными техниками рисования («Набрызг», «Рисунок на манке»).
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами:
1.
Программа
дополняет
такие
общеобразовательные
дисциплины,
как
ИЗО,
МХК,
технологию,
историю,
математику,
что
способствует
интеграции
дополнительного
и
основного общего образования.
2.
Задачи
программы
соотносятся
с
современными
требованиями
по
выявлению
и
развитию художественной и творческой одаренности.
3.Обучение проводится по принципу индивидуализации образования на основе интересов
обучающихся.
3. Занятия позволяют детям приобщиться к мировой культуре, развивать художественные
навыки, транслировать в окружающую действительность нравственно-эстетические ценности,
реализовать свой творческий и социально-нравственный потенциал.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-мозаика»
имеет художественную направленность, объем и содержание теоретического и практического
4
материала
соотносится
со
стартовым(ознакомительным)
уровнем.
Привлечение
детей
к
занятиям искусством
рассматривается как средство развития их творческого потенциала,
художественного
и
эстетического
вкуса.
Объем
изучаемого
материала
зависит
от
длительности смены: 14 дней – 5 академических часов, 21 день – 8 академических часов.
Отличительными особенностями данной программы являются:
краткосрочность и интенсивность: в условиях реализации программы в течение
смены(14/21 день) и работы с временным детским коллективом деятельность педагога
направлена на организацию обучающего курса, который бы способствовал:
-
обогащению
духовного
мира
ребенка,
привитию
любви
к
художественному
творчеству;
- сохранению и укреплению здоровья детей;
- снижению психо-эмоционального напряжения;
- развитию личности обучающегося, формированию у него доброго и конструктивного
отношения к жизни;
- расширению кругозора детей.
вариативность:
программа
даёт
возможность
каждому
ребёнку
получить
представления
и
расширить
свои
знания
в
области
изобразительного
искусства,
активно
используется
индивидуальный
подход
к
каждому
ребёнку,
учитывается
разновозрастной состав обучающихся.
межпредметность:
позволяет
обучающимся
увидеть
взаимосвязанность
истории,
социальных
процессов
с
различными
видами
творчества,
формирует
комплексное
представление об окружающем мире.
доступность:
реализация
программы
не
требует
дорогостоящих
материалов
и
представляет собой серию тематических занятий, которые могут идти последовательно
друг за другом, или каждая из тем может существовать самостоятельно.
Цель
программы:
формирование
и
развитие
творческих
способностей
детей
через
знакомство с видами изобразительного искусства, проведение творческих проб.
Данная программа предполагает создание педагогических условий для включения
каждого
обучающегося
в
деятельность,
соответствующую
темпу
его
индивидуального
развития.
5
Задачи
программы:
закрепить
и
расширить
знания,
полученные
в
школе
на
уроках
изобразительного искусства, технологии, МХК.
научить технологии выполнения работ в различных художественных
техниках - «Графика», «Рисунок на манке», «Набрызг»;
дать представление об истории и современных тенденциях в области
изобразительного и оформительского искусства;
формировать навыки творческой и самостоятельной работы;
ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и
умений в дальнейшей жизни;
развивать
коммуникативные
способности,
навыки
сотрудничества
и
взаимопомощи.
научить анализировать результаты своей работы.
Адресат
программы
Дети 10-15 лет
Требования
к
набору
Без требований к уровню подготовки
Начальный
объем
знаний,
умений
кандидатов
на
обучение,
необходимых
для
успешного
освоения уровня.
Владение простейшими приёмами работы с художественными
материалами и необходимыми инструментами.
Количественный
состав
обучающихся
15 человек
Объем
и
срок
освоения
программы
в
зависимости
от
длительности
смены (14 или 21
день)
5 занятий/ 5 часов
8 занятий/ 8 часов
6
Перечень
компетенций,
сформированных
у обучающихся в
результате
освоения
программы.
В результате занятий обучающийся
будет знать:
требования к организации рабочего места;
правила техники безопасности и поведения на занятиях;
понятие «графика»;
историю графики и известных художников-графиков;
отличие графики от живописи;
виды графики;
выразительные средства в графике;
инструменты и материалы для графических рисунков;
свойства гуаши и рецепт краски для набрызгивания;
правила и секреты рисунка на манке, технику выполнения работы.
О будет уметь:
организовать свое рабочее место;
безопасно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
копировать рисунок на основу или выполнять его самостоятельно;
делать рисунки, используя выразительные графические средства;
создавать различные фоны;
правильно составлять композицию;
работать тушью, гуашью, акварелью;
правильно оформить работу;
применять разнообразные оформительские приемы и техники.
Формы и режим занятий
Форма
обучения
–
очная,
включает
в
себя
аудиторные
занятия
(оборудованный
учебный кабинет) и внеаудиторные занятия (мини-выставки творческих работ).
Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, выставки.
Основная
форма
организации
детей
на
занятии
-
групповая.
Также
используется
индивидуальная форма занятий - консультации при работе по индивидуальному учебному
плану.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 академических час
(1 академический час = 45 мин.).
7
2.
Учебный план.
2.1. Учебный план (5 ак.ч.) – реализация в рамках 14-дневной смены.
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Форма
контроля
Теория
(мин.)
Практика
(мин.)
Всего
акад.
часов.
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Графика.
Рисунок карандашом.
15
30
1
Опрос,
обсуждение,
оценка
педагога
2-3
Графика. Рисунок тушью.
20
70
2
Оценка
педагога
4.
Графика. Рисунок тушью на
цветном фоне.
10
35
1
Самооценка,
оценка
педагога
5.
Техника «Набрызгивание».
Промежуточная аттестация.
10
35
1
Самооценка,
оценка
педагога,
опрос/мини-
выставка.
Подведение
итогов.
ИТОГО:
60 мин.
165 мин.
5 ч.
2.2.
Учебный план (8 ак. ч.) – реализация в рамках 21-дневной смены.
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Форма контроля
Теория
(мин.)
Практика
(мин.)
Всего
акад.
часов.
1
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Графика. Рисунок
карандашом.
15
30
1
Опрос, обсуждение,
оценка педагога
2.
Графика. Рисунок тушью.
20
70
2
Оценка педагога
3.
4.
Графика. Рисунок тушью на
цветном фоне.
10
35
1
Самооценка, оценка
педагога. Опрос.
5.
Монотипия. Промежуточная
аттестация.
10
35
1
Самооценка, оценка
педагога, опрос,
мини-выставка
8
6.
Техника «Набрызгивание»
10
35
1
Самооценка, оценка
педагога
7-8.
Рисунок на манке. Итоговая
аттестация.
20
70
1
Самооценка, оценка
педагога, опрос,
мини-выставка.
Подведение итогов.
ИТОГО:
90 мин.
270 мин.
8 ч.
3.
Содержание учебного плана.
3.1. Содержание учебного плана (5 занятий/5 часов).
1 занятие. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Графика. Рисунок
карандашом.
Теория:
Правила
поведения
на занятиях.
Инструктаж по
технике безопасности.
Понятие
«Графика». Виды графики. Выразительные средства в графике. Различные техники штриха.
Передача
текстуры
в
графике.
Просмотр
известных
графических
работ.
Требования
к
рисункам. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение рисунка карандашом в технике «Графика».
Инструменты и материалы: черновик, бумага (формат А5), простые карандаши, ластик,
учебные материалы (образцы рисунков).
2 – 3 занятие. Тема: «Графика. Рисунок тушью».
Теория: Характеристика и преимущества туши. Что необходимо при работе с тушью. Техника
рисования. Добрые советы.
Практика: Выполнение рисунка тушью.
Инструменты и материалы: черновик, бумага (формат А5), простые карандаши, ластик,
тушь чёрная, перья плакатные, деревянные шпажки, кисти, учебные материалы (образцы
рисунков).
4 занятие. Тема: «Графика. Рисунок тушью на цветном фоне».
Теория:
Понятие
фона
и
его
важность.
Создание
различных
фонов:
акварельными
и
гуашевыми красками, цветными карандашами, пастелью. Создание фона по «мокрому» и по
«сухому».
Практика: Создание фона. Выполнение эскиза. Рисунок тушью.
9
Инструменты и материалы: акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, тушь
чёрная, перья плакатные, деревянные палочки, кисти, ватные палочки и диски, учебные
материалы (образцы рисунков).
5 занятие. Тема: «Техника «Набрызгивание». Промежуточная аттестация.
Теория: Инструменты и материалы, необходимые для набрызгивания. Рецепт краски для
набрызгивания (гуашь, вода, клей ПВА). Понятия «шаблон» и «трафарет», их предназначение
и изготовление. Техника выполнения набрызгивания. Способ получения композиции путем
набрызгивания. Опрос. Мини-выставка творческих работ.
Практика: Тонирование листа методом набрызгивания (возможность «почувствовать» кисть
и консистенцию краски).
2.Индивидуальная работа: Выполнение композиции путем набрызгивания.
Инструменты и материалы: гуашь, клей ПВА, кисти, цветной картон (формат А5), белый
картон (формат А4), шаблоны и трафареты, ножницы, макетные ножи, подкладные доски.
3.2.Содержание учебного плана (8 занятий/8 часов).
1 занятие. Тема: Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Графика. Рисунок
карандашом.
Теория:
Правила
поведения
на занятиях.
Инструктаж по
технике безопасности.
Понятие
«Графика». Виды графики. Выразительные средства в графике. Различные техники штриха.
Передача
текстуры
в
графике.
Просмотр
известных
графических
работ.
Требования
к
рисункам. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение рисунка карандашом в технике «Графика».
Инструменты и материалы: черновик, бумага (формат А5), простые карандаши, ластик,
учебные материалы (образцы рисунков).
2 – 3 занятие. Тема: «Графика. Рисунок тушью».
Теория: Характеристика и преимущества туши. Что необходимо при работе с тушью. Техника
рисования. Добрые советы.
Практика: Выполнение рисунка тушью.
Инструменты и материалы: черновик, бумага (формат А5), простые карандаши, ластик,
тушь чёрная, перья плакатные, деревянные шпажки, кисти, учебные материалы (образцы
рисунков).
10
4 занятие. Тема: «Графика. Рисунок тушью на цветном фоне». Теория: Понятие фона и его
важность. Создание различных фонов: акварельными и гуашевыми красками,
цветными
карандашами, пастелью. Создание фона по «мокрому» и по «сухому». Опрос.
Практика: Создание фона. Выполнение эскиза. Рисунок тушью. Мини-выставка творческих
работ.
Инструменты и материалы: акварельные и гуашевые краски, цветные карандаши, тушь
чёрная, перья плакатные, деревянные палочки, кисти, ватные палочки и диски, учебные
материалы (образцы рисунков).
5 занятие. Тема: «Монотипия». Промежуточная аттестация.
Теория:
Понятие
«Монотипия»:
«моно»-
один,
единственный,
«тип»-
оттиск.
Виды
монотипии.
Необходимые
инструменты
и
материалы.
Ход
работы
и
последовательность
выполнения.
Введение
дополнительных
деталей,
линий
для
получения
конкретной
композиции, рисунка. Опрос по изученным темам.
Практика: 1. Выполнение рисунка нитью, смоченной тушью.
2. Изготовление симметричных картинок путем складывания листа.
3. «Гуашевые фантазии». Мини-выставка творческих работ.
Инструменты и материалы: Бумага, разноцветная тушь, нитки, гуашь, клеёнка или файлы.
6 занятие. Тема: «Техника «Набрызгивание».
Теория: Инструменты и материалы, необходимые для набрызгивания. Рецепт краски для
набрызгивания (гуашь, вода, клей ПВА). Понятия «шаблон» и «трафарет», их предназначение
и изготовление. Техника выполнения набрызгивания. Способ получения композиции путем
набрызгивания.
Практика: Тонирование листа методом набрызгивания (возможность «почувствовать» кисть
и консистенцию краски).
2.Индивидуальная работа: Выполнение композиции путем набрызгивания.
Инструменты и материалы: гуашь, клей ПВА, кисти, цветной картон (формат А5), белый
картон (формат А4), шаблоны и трафареты, ножницы, макетные ножи, подкладные доски.
7- 8 занятие. Тема: «Рисунок на манке». Итоговая аттестация.
Теория:
Изготовление
открыток,
картин,
панно
в
нетрадиционной технике.
Особенности
зарисовки
эскиза
и
выполнения
рисунка.
Способы
придания
выразительности
рисунку.
Значение выделительных линий. Опрос по темам обучающего курса.
11
Практика:
Подготовка
листа
к
работе.
Эскиз.
Поэтапное
выполнение
рисунка.
Мини-
выставка творческих работ.
Инструменты и материалы: манная крупа, клей ПВА, цветной картон (формат А5), кисти
для
клея
и
красок,
простые
карандаши,
гуашь,
баночки
для
воды,
учебные
материалы
(образцы рисунков).
4.
Формы аттестации.
Реализация программы предусматривает 3 уровня контроля:
- предварительный (опрос);
- текущий (промежуточная аттестация);
- итоговый контроль (итоговая аттестация).
Промежуточная аттестация – опрос, мини-выставка.
Итоговая аттестация – итоговая выставка творческих работ.
Кроме демонстрационной части контроля (выставка) осуществляется оценка деятельности
обучающихся в форме зачётных листов. Педагог оценивает работу детей по 3-х бальной
системе, для озвучивания обучающимся существует система «зачёт/ незачёт».
По итогам освоения программы обучающимся вручаются Свидетельства об обучении
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Дети, принимавшие
активное участие в работе творческого объединения, награждаются Благодарностями.
5. Оценочные материалы
Практические достижения обучающихся фиксируются в оценочном листе по результатам
прохождения промежуточной и итоговой аттестации:
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Промежуточная аттестация
дата ___________
Итоговая аттестация
дата ___________
Самооценка
обучающегося
Оценка
педагога
Самооценка
обучающегося
Оценка
педагога
12
Показатели оценки аттестационных мероприятий
Аттестация
Оценка в
баллах
(для педагога)
Критерии
оценивания работы
педагогом
Самооценка
обучающегося
Промежуточная/итоговая
Высокий уровень
3 балла
Ответил на все
вопросы по
изученным темам.
Точно и аккуратно
выполнил работы,
есть авторские
дополнения.
«Справился с работой»
Средний
2 балла
Ответил на большую
часть вопросов по
изученным темам.
Работа выполнена
хорошо, но есть
погрешности.
«Справился, но есть
недочеты»
Низкий
1 балл
Знает меньше
половины
информации по
изученным темам.
Работа выполнена
неаккуратно.
«Не справился»
6. Методические материалы.
Широкое использование методического материала способствует решению комплекса
задач
по
формированию
творческой
активности
обучающихся.
Необходимо
постоянно
демонстрировать образцы и изделия профессионального уровня. С этой целью в кабинете для
занятий
представлена
выставка
специальной
литературы,
на
стендах
вывешиваются
репродукции мастеров, фотографии работ и сами работы по интересующим темам. Методы
наглядности и подражания – одни из основных в процессе обучения. Некоторые занятия
построены
по
методу
интегрирования,
что
способствует
решению
комплекса
задач:
дидактических,
методических,
воспитательных.
В
процессе
обучения
используются
следующие образовательные технологии:
технология разноуровнего обучения;
информационно - коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированное обучение:
- принцип обучающего воспитания (система Е.Н. Ильина );
13
- гуманно-личностное обучение (Ш.А. Амонашвили);
технология интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов);
технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);
игровые технологии (С.А.Шмаков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев);
исследовательская (технология проектного обучения).
В арсенале педагога:
1.
Методические разработки занятий.
2.
Презентации по изучаемым темам: «Выразительные средства в графике», «Рисунок на
манке: этапы выполнения работы», «Набрызгивание».
3.
Творческие работы обучающихся.
4.
Фотоматериалы: альбомы фотографий работ детей по разделам: «Графика. Рисунки
тушью», «Графика. Рисунки тушью на цветном фоне», «Рисунки на манке».
Методическое обеспечение
№
п/п
Тема
Форма занятия
Приемы и методы
организации занятия
Дидактические
материалы
Техническое
1
2
3
4
5
1.
Вводное
занятие.
Техника безопасности
на занятиях. Графика.
Рисунок карандашом.
Интегрированное
занятие:
беседа;
объяснение;
практика.
Словесный метод.
Наглядный метод:
демонстрация изделий.
Прием новизны и
удивления.
Таблицы по
технике
безопасности.
Работы детей и
педагога.
Учебные
таблицы.
ПК с выходом в
2-3.
Графика. Рисунок
тушью.
Репродуктивное
занятие.
Наглядный метод:
демонстрация готовых
работ, показ поэтапного
выполнения работы.
Словесный метод:
создание «ситуации
успеха».
Образцы
изделий.
Журналы.
Портреты
художников,
репродукции их
работ.
ПК с выходом в
4.
Графика. Рисунок
тушью на цветном
фоне.
Интегрированное
занятие:
объяснение;
постановка
проблемы;
практика.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Метод демонстрации.
Учебные
таблицы.
Технологическая
карта.
ПК с выходом в
5.
«Набрызгивание».
Репродуктивное
занятие.
Коллективная
работа.
Индивидуальная
работа.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Прием подражания.
Самостоятельная работа.
Учебные
таблицы.
Технологическая
карта. Шаблоны
и трафареты.
ПК с выходом в
6.
«Монотипия»
Репродуктивное
занятие.
Наглядный метод:
демонстрация готовых
работ, показ поэтапного
выполнения работы.
Словесный метод:
создание «ситуации
успеха».
Образцы
изделий.
ПК с выходом в
7-8
«Рисунок на манке».
Интегрированное
занятие:
объяснение;
постановка
проблемы;
практика.
Словесный метод.
Наглядный метод.
Метод демонстрации.
Технологическая
карта.
Учебные
таблицы.
Готовые работы.
ПК с выходом в
16
7. Условия реализации программы
Для плодотворного функционирования творческого объединения необходимы следующие
составляющие:
1.
Помещение
с
хорошей
освещенностью
и
отвечающее
всем
санитарно-гигиеническим
требованиям.
2.
Столы, стулья для организации рабочих мест.
3.
Шкафы для хранения и демонстрации учебных пособий и приспособлений.
4.
Стенды для организации выставок и демонстраций детских работ.
5.
Доска учебная.
6.
Дидактические материалы:
- инструкции по технике безопасности;
- технологические карты к темам программы;
- журналы: «Искусство», «Юный художник», «Художник», «Коллекция идей», «Народное
творчество», «Ручная работа», «Детское творчество»;
- репродукции;
- шаблоны и трафареты к теме «Набрызгивание»;
- альбомы к теме «Набрызгивание»;
- образцы к изучаемым темам;
Инструменты и материалы:
- бумага канцелярская;
- бумага цветная;
- картон белый и цветной;
- ножницы, скрепки, канцелярский нож;
- клей ПВА, клеевой карандаш;
- карандаши простые и цветные;
- акварельные и гуашевые краски;
- тушь цветная и черная;
- свечи парафиновые;
- ручки и перья плакатные;
17
- кисти беличья и синтетика № 2 - № 6;
- кисти из щетины плоские № 5, № 18, № 22;
- линейка, треугольник;
- маркеры, фломастеры;
- листы альбомные, ватман;
- палитра;
- ластик;
- крупа манная
7.
Технические средства:
- фотоаппарат;
- smart-доска;
- ноутбуки по кол-ву обучающихся (НПО);
- ПК с выходом в интернет.
8. Литература.
1. Нормативно-правовые документы.
1.1.
Конвенция
о
правах
ребёнка(принята
44
сессией
Генеральной
ассамблеи
ООН,
ратифицирована Постановлением Верховного совета СССР от 13.06.1990 г.)).
1.2. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.)
1.3. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.). «Об образовании в
Российской Федерации».
1.4. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
1.5. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
1.6. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
1.7.
Указ
Президента
РФ
от
21.07.2020
г.
№474
«О
национальных
целях
развития
Российской Федерации на период до 2030 г.».
1.8. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
18
1.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
1.10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации».
1.11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.».
1.12. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16).
1.13. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16; протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3).
1.14. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
1.15. Приказ Минпросвещения РФ от 27.07. 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
1.16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
1.17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, 2011.
1.18.
Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
№
09-3242
«О
направлении
информации»
(Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).
1.19.
Методические
рекомендации
по
разработке(составлению)
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
(авторы-составители:
преподаватели
кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО).
1.20. Устав ГБУДО ДСООЦ «Лазурный».
1.21. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности
ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам (утв. Приказом ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» от 24.12.2018 г. №1342-ахд)
19
2. Общая педагогика
2.1. Гин А. Приемы педагогической техники.- М.: Вита - Пресс, 2002.
2.2.Корчак Януш. Оставьте меня детям…Педагогические записи.- АСТ- 2017.
2.3.Лизинский В. Новый учитель для хорошей школы.- М.: Центр «Педагогический поиск»,
2012.
2.4.Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М.: 2000.
3.
Методика (дидактика) обучения и воспитания
3.1. Волгунов В.А., Зайкин Н.И. Воспитательные средства детского оздоровительного лагеря.-
Н.Н.: 2005.
3.2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Сфера,
2001.
3.3. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый: радость общения.- М.: 2007
3.4. Гурин Юрий. Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников.- М.:
Сфера, 2010.
3.5.
Правовое
и
методическое
обеспечение
деятельности
летнего
оздоровительного
лагеря: практическое пособие./Авт. – сост. В.Д. Галицкий, И.А. Кушинкова. – М.: Аркти. 2008.
3.6.
Рабинович
П.
Д.,
Баграмян
Э.
Р,
Практикум
по
интерактивным
технологиям.-
М.:
Лаборатория знаний. 2015.
3.7.
Трофимова
М.В.,
Табарина
Т.И.
И
учеба
и
игра:
изобразительное
искусство.-
Ярославль: 1997.
4. Общая и возрастная психология
4.1.
Возрастная
и
педагогическая
психология:
хрестоматия
/
Авт.
ост.:
И.В.Дубровина,
А.М.Прихожан, В.В Зацепин.- М.: 2003.
4.2.
Детская психология / Авт.-сост.: Н.Л.Белопольская.- М.: Когито-Центр, 2000.
4.3.
Душков Б.А. Психология типов личности.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
4.4.
Мускатас Кларк. Большие проблемы маленьких детей.- М.: Апрель-Пресс, 2003.
5. Теория и история выбранного вида деятельности
5.1.
Аксенов К.Н. Рисунок.- М.: Плакат, 1987.
5.2.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Прогресс, 1990.
5.3.
Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры.- М.: 1996.
5.4.
Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники / Воронова Ольга. — М.: -
Эксмо. 2010.
20
5.5.
О материалах и технике оформительских работ. НУП.- М. 1982.
5.6.
Основы эстетического воспитания/ под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986.
5.7.
Пиндер Полли и др. Поздравительные открытки своими руками. /Авт.: П. Пиндер, Д.
Гринвуд, Д. Крейн. Пер. с англ. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА., 2008.
5.8.
Секреты багетной техники. Лучшие оригинальные идеи оформления любимых фото-
графий, рисунков и картин своими руками / сост. О. К. Крынкина - М.: РИПОЛ классик,
2010.
5.9.
Соловьев С.А. Декоративное оформление. - M.: Просвещение, 1987.
6.
Учебные пособия, методические материалы
6.1.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков /
Авт.-сост. И.В.Куц. - Волгоград: Учитель, 2007.
6.2.
Дополнительное
образование
детей:
сборник
авторских
программ
/
ред.-сост.
З.И.
Невдахина. -Вып.З. -М: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.
6.3.
Игровые
модели
досуга
и
оздоровления
детей:
разработки
занятий,
развивающие
программы, проекты, тематические смены./Авт.-сост. Е.А. Радюк. – Волгоград: Учитель, 2008.
6.4.
Лето – с пользой и удовольствием!/ Сост. Вздышкин А.В., Малинина Л.П., Ботова М.Е. и
др. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2012.
6.5.
Образовательные программы по декоративно - прикладному творчеству для УДОД. - М.:
ООО «ДОД», 2007.
6.6.
Программы дополнительного образования детей: Сборник авторских программ «Центра
детей и юношества»: в 2-х частях / под ред. Т.А. Цветковой. - 4.2 - Ярославль: ГОУ ЯО ЦЦЮ,
Пионер, 2007.
6.7.
Сборники № 1, 2, 3 Место встречи – «Лазурный»! – Н.Н.: Педагогические технологии,
2009-2010.
6.8.
Смекалова
Е.М.
Дополнительное
образование
детей
в
школе
(из
опыта
работы):
методические рекомендации. - М.: АПК и НПРО, 2008.
6.9.
Смолина А. Как создать условия для отдыха детей в тематической смене загородного
лагеря./ Воспитательная работа в школе. – 2008. - № 1.-с.63.
Литература для обучающихся
1.
Аксенов К.Н. Рисунок. - М.: Плакат, 1987.
2.
Аристова В.В. Моя первая книга об искусстве: Научно-популярное издание для детей. - М.:
РОСМЭН, 2004.
21
3.
Большой самоучитель рисовании / Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А.
Евсеевой. - М.: РОСМЭН, 2008.
4.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990.
5.
Галян Т.В. Веселые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт. -
Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.
6.
Зайцева А. А. Поделки с тиснением по бумаге / Анна Зайцева. – М.: Эксмо 2009.
7.
Лыкова И.А. Мастерилка Жики-жик. -М.: Карапуз, 1998.
8.
Соловьев С.А. Декоративное оформление. - М.: Просвещение, 1987.
9.
Чибрикова О.В. Нескучный дом/ Ольга Чибрикова. – М.: Эксмо, 2018.