Напоминание

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с нарушением интеллекта.


Автор: Наталья Николаевна Жевнерович
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГАСУСО НСО "Ояшинский дом-интернат"
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п. Станционно-Ояшинский
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с нарушением интеллекта.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания

Новосибирской области

«Ояшинский дом - интернат для детей - инвалидов, молодых инвалидов, имеющих психические

расстройства»

Использование информационно – коммуникационных

технологий в работе учителя- дефектолога, как средство

оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с

нарушением интеллекта.

Учитель-дефектолог

Жевнерович Н.Н.

«Пробуди интерес, а потом учи!»

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е.

способствовать

достижению

конечной

цели

обучения

и воспитания

ребенка

с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности,

максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности

жить самостоятельно. В число детей с особыми образовательными потребностями

входят и дети, имеющие задержку психического развития, дети с ТМНР. Чтобы

обучить таких детей, необходимо найти и подобрать такие условия, технологии и

методы, чтобы образовательный процесс носил положительную динамику. Считаю,

что одно из положительно влияющих факторов на это, является интерес ребенка к

процессу.

Интерес – вот необходимое условие эффективности занятия. А это условие

достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых

моментов, в том числе и компьютерных программ. ИКТ-поддержка занятия,

решение проблемы положительной мотивации детей к занятиям. Любой педагог

сталкивается в работе с детьми с нарушением интеллекта с рядом проблем. Одна из

них — как сделать образовательный процесс максимально эффективным. Для

учителя-дефектолога эта проблема так же актуальна. Дети с нарушением интеллекта

и ТМНР, как правило, тревожные, неуверенные и испытывающие коммуникативные

трудности, отстающие в развитии познавательных процессов. Как обучение детей с

девиантным развитием сделать удовольствием, а не мукой при максимальной

эффективности? Как реализоваться ребенку, как личности? Мой девиз: «Пробуди

интерес, а потом учи!». Считаю, что у любого ребенка проснется интерес к

обучению, познанию, если в игровой форме будет применяться технология ИКТ. Так

же, это огромное подспорье для любого педагога. Что же такое ИКТ?

ИКТ - это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды,

создание новых средств для развития детей,

использование новой наглядности,

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в

печатном издании,

разнообразный

иллюстративный

материал,

как

статический,

так

и

динамический (анимации, видеоматериалы),

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее

демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых

дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и

уровня дохода,

поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность

найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые

фотографии и иллюстрации.

На моих занятиях компьютерные технологии обучения нашли своё применение

при

коррекции

познавательной

деятельности

у

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья. С этой целью мною была создана информационно-

практическая

база,

включающая

разнообразные

компьютерные

программы,

развивающие

и

обучающие

игры,

авторские

научные

и

практические

мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации, я выполняла с учетом возрастных особенностей

детей, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных

слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий.

Они

дают

возможность

оптимизировать

педагогический процесс,

индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и

значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Главным

положительным

результатом

применения

компьютерных

развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей

с ограниченными возможностями здоровья, облегчение процесса восприятия и

запоминания информации.

Также широко в своей работе применяю портативный компьютер с сенсорным

управлением, когда можно работать при помощи стилуса или пальцев как с

использованием, так и без использования клавиатуры и мыши. Уже существует

достаточно много дефектологических игр и приложений для планшетов на

платформах Android и IOS, которые педагог может использовать в своей работе

(TinyTap - Это целый мир игр, и платформа для создания разных дидактических игр;

педагог и даже сами дети могут придумывать игры, создавать и играть в них; My

Story -

игра для развития речи на том этапе, когда ребенок уже говорит

предложениями, и ему надо продвигаться дальше;

Toca Boca - надо кормить

«чудиков», ребенок дает указания (словами, жестами) — какие продукты взять, что

с ними делать (варить, жарить, резать), с помощью чего (в кастрюле, на сковородке

и тд.), т.е. игры на формирование знаний об окружающем мире – предметов посуды.

И таких игр огромное количество, которые можно подбирать под тему и цели,

поставленные на занятии.

Использование портативного компьютера на занятиях позволяет:

-повысить качество обучения детей;

-

развивать

высшие

психические

функции

(восприятие,

внимание,

память,

мышление) за счет повышения уровня наглядности;

- развивать точность движений руки и мелкую моторику;

- формировать навыки пространственной ориентировки;

- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых

нарушений;

- обеспечить эмоциональный комфорт на занятиях.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

грамотное

применение

информационных

технологий

в

учебном

процессе

будет

способствовать

гармоничному развитию детей снарушениеминтеллекта. Проведение занятий

с

использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.

Посредством применения этой технологии активизируются психические процессы

учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее

происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе

больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается

им

через

зрительный

анализатор.

Дидактические

достоинства

занятий

с

использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я

это видел!»), у ребенка появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Использованная методическая литература:

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными

потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып.

№ 5;

2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при

обучении в начальной школе. 2006;

3. Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной

деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида // Образование и

воспитание. 2015. - №5. - С. 46-48;

4. Нелипенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014.



В раздел образования