Автор: Наталья Николаевна Жевнерович
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГАСУСО НСО "Ояшинский дом-интернат"
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п. Станционно-Ояшинский
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с нарушением интеллекта.
Раздел: дошкольное образование
Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания
Новосибирской области
«Ояшинский дом - интернат для детей - инвалидов, молодых инвалидов, имеющих психические
расстройства»
Использование информационно – коммуникационных
технологий в работе учителя- дефектолога, как средство
оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с
нарушением интеллекта.
Учитель-дефектолог
Жевнерович Н.Н.
«Пробуди интерес, а потом учи!»
Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т. е.
способствовать
достижению
конечной
цели
обучения
и воспитания
ребенка
с отклоняющимся развитием — преодолению его социальной недостаточности,
максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности
жить самостоятельно. В число детей с особыми образовательными потребностями
входят и дети, имеющие задержку психического развития, дети с ТМНР. Чтобы
обучить таких детей, необходимо найти и подобрать такие условия, технологии и
методы, чтобы образовательный процесс носил положительную динамику. Считаю,
что одно из положительно влияющих факторов на это, является интерес ребенка к
процессу.
Интерес – вот необходимое условие эффективности занятия. А это условие
достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых
моментов, в том числе и компьютерных программ. ИКТ-поддержка занятия,
решение проблемы положительной мотивации детей к занятиям. Любой педагог
сталкивается в работе с детьми с нарушением интеллекта с рядом проблем. Одна из
них — как сделать образовательный процесс максимально эффективным. Для
учителя-дефектолога эта проблема так же актуальна. Дети с нарушением интеллекта
и ТМНР, как правило, тревожные, неуверенные и испытывающие коммуникативные
трудности, отстающие в развитии познавательных процессов. Как обучение детей с
девиантным развитием сделать удовольствием, а не мукой при максимальной
эффективности? Как реализоваться ребенку, как личности? Мой девиз: «Пробуди
интерес, а потом учи!». Считаю, что у любого ребенка проснется интерес к
обучению, познанию, если в игровой форме будет применяться технология ИКТ. Так
же, это огромное подспорье для любого педагога. Что же такое ИКТ?
ИКТ - это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в
печатном издании,
разнообразный
иллюстративный
материал,
как
статический,
так
и
динамический (анимации, видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее
демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых
дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и
уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность
найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые
фотографии и иллюстрации.
На моих занятиях компьютерные технологии обучения нашли своё применение
при
коррекции
познавательной
деятельности
у
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья. С этой целью мною была создана информационно-
практическая
база,
включающая
разнообразные
компьютерные
программы,
развивающие
и
обучающие
игры,
авторские
научные
и
практические
мультимедийные презентации.
Мультимедийные презентации, я выполняла с учетом возрастных особенностей
детей, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных
слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий.
Они
дают
возможность
оптимизировать
педагогический процесс,
индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и
значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Главным
положительным
результатом
применения
компьютерных
развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей
с ограниченными возможностями здоровья, облегчение процесса восприятия и
запоминания информации.
Также широко в своей работе применяю портативный компьютер с сенсорным
управлением, когда можно работать при помощи стилуса или пальцев как с
использованием, так и без использования клавиатуры и мыши. Уже существует
достаточно много дефектологических игр и приложений для планшетов на
платформах Android и IOS, которые педагог может использовать в своей работе
(TinyTap - Это целый мир игр, и платформа для создания разных дидактических игр;
педагог и даже сами дети могут придумывать игры, создавать и играть в них; My
Story -
игра для развития речи на том этапе, когда ребенок уже говорит
предложениями, и ему надо продвигаться дальше;
Toca Boca - надо кормить
«чудиков», ребенок дает указания (словами, жестами) — какие продукты взять, что
с ними делать (варить, жарить, резать), с помощью чего (в кастрюле, на сковородке
и тд.), т.е. игры на формирование знаний об окружающем мире – предметов посуды.
И таких игр огромное количество, которые можно подбирать под тему и цели,
поставленные на занятии.
Использование портативного компьютера на занятиях позволяет:
-повысить качество обучения детей;
-
развивать
высшие
психические
функции
(восприятие,
внимание,
память,
мышление) за счет повышения уровня наглядности;
- развивать точность движений руки и мелкую моторику;
- формировать навыки пространственной ориентировки;
- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых
нарушений;
- обеспечить эмоциональный комфорт на занятиях.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
грамотное
применение
информационных
технологий
в
учебном
процессе
будет
способствовать
гармоничному развитию детей снарушениеминтеллекта. Проведение занятий
с
использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.
Посредством применения этой технологии активизируются психические процессы
учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее
происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе
больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается
им
через
зрительный
анализатор.
Дидактические
достоинства
занятий
с
использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я
это видел!»), у ребенка появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Использованная методическая литература:
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными
потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып.
№ 5;
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при
обучении в начальной школе. 2006;
3. Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной
деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида // Образование и
воспитание. 2015. - №5. - С. 46-48;
4. Нелипенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014.