Автор: Никифорова Антонина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида)
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование языковых компетентностей учащихся с ОВЗ через работу с текстом на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
«Формирование языковых компетентностей учащихся с ОВЗ
через работу с текстом на уроках русского языка»
В коррекционной школе у детей слабо сформированы навыки развития речи.
Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать
обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята
затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных
высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Поэтому целью в преподавании русского языка считаю формирование языковой
компетентности через работу с текстом.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
- отрабатывать навыки рационального чтения текстов;
- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
- учить письменному и устному пересказу, созданию текстов различных стилей и жанров.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Текст – это
основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей
воспитание общечеловеческих ценностей, реализация практической направленности
обучения.
Работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки
обучаемых, но и повысить их речевую культуру. Наиболее результативными являются
следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- мини-изложение и мини-сочинение;
- различные виды диктантов;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение 2-х текстов;
- игровые ситуации;
- синтаксическая пятиминутка;
- напиши подобно.
Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на
орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-
познавательной единицы.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста.
2.Словарная работа.
3.Тема текста.
4.Идея текста.
5.Тип текста.
6.Стиль текста.
7.Выразительные средства речи и их роль.
8.Ответы на вопросы учителя.
9.Пересказ текста.
Подбор текста осуществляю с учётом возраста школьников, в соответствии с темой
урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Обращение к художественному
тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и
коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка,
речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи.
Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная,
образовательная, воспитательная, коррекционная.
Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего
народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат
мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений
заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их
обнаружения.
Анализ текста имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования
умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.
Работу с текстами я обычно организую при повторении, обобщении и
систематизации изученного после изучения темы, раздела. К текстам предлагаю
разнообразные задания. Они удобны для организации работы в группах, по вариантам.
Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определённой последовательности.
Сначала вопросы и задания, направленные на осмысление содержания. Затем следуют
задания речеведческого характера, включающие в себя такие понятия как «стиль», «тема»,
«основная мысль», «способы, средства связи предложений». За речеведческими заданиями
следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка,- по
фонетике, орфографии, пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе
с текстом я использую задания: «Подготовься к выразительному чтению текста», «Напиши
сочинение-миниатюру».
Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать тексты. Этому помогает
задания («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по
абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся,
помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по
пересказу этого текста.
Приведу примеры практических заданий, которые направлены на развитие
языковой компетентности. Это помогает мне организовать работу на уроках на основе
сотрудничества, воспитать у школьников внимание к слову, научить правильно, точно
употреблять средства лексической выразительности в речи.
1. Пересказы художественного текста.
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением
лица рассказчика) пересказы широко применяю как прием, способствующий усвоению
содержания произведения и развития речи учащихся.
Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:
1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом
впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к
тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить
художественные особенности текста.
2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя
логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали
художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное
и существенное, отграничив их от второстепенного.
3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов
текста, объединенных одной темой.
4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того
или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя,
художественных средств его изображения, большая предварительная работа.
2. Процесс чтения текста предполагает формирование таких умений, как выразительно
читать текст вслух; владеть разными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим.
3. Стимулируют формирование языковых компетентностей учащихся диктанты с
изменением текста (свободные). Применение диктантов развивает логическое мышление
учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность
общества. А зачем нужен язык?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода
совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Во-вторых, язык нужен
для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества.
Наконец, в -третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью
выразить свои мысли, чувства, переживания.
После предварительной работы проводится запись текста свободного диктанта по
традиционной методике: текст читается по частям, прочитанная часть воспроизводится
учащимися по памяти.
4. Приёмы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов- это
путь от восприятия текста, понятия текста к созданию собственного высказывания,
сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
5. Ни один вид анализа текста не обойдётся без составляющих лингвистического анализа.
Это, своего рода, основа основ, и с ней, я считаю нужно познакомить всех учащихся.
План лингвистического анализа:
1.
Внимательно прочитайте текст.
2.
К какому стилю речи принадлежит текст? Почему?
3.
Какого типа речи текст?
4.
Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие, то
объяснить его смысл.
5.
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
6.
Как соотносится начало и конец текста?
7.
На каких приёмах построен текст?(сопоставление, противопоставление; быстрая
смена событий, неторопливое созерцание).
8.
Понаблюдайте над лексикой текста. (найти незнакомые слова, синонимы,
антонимы, фразеологизмы, эпитеты, сравнения, гиперболы.
9.
Посмотрите на части речи и их количество, употреблённое в тексте: деепричастий
и глаголов; обилие прилагательных; употребление междометий и частиц).
10. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной
структуры: коротких, лаконичных, простых или сложных, назывных, полных и неполных,
восклицательных и т.д.)
11. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?
Тексты, используемые на занятиях мною, имеют ряд особенностей:
1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к
моменту анализа текста.
3. Предложены виды разборов.
4. Тексты направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют
звучность, выразительность, богатство русского языка.
5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены,
так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.
б) Использование в речи синонимов